12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никонорова Любовь Аркадьевна18
Учитель математики высшей категории МОУ Детчинская СОШ, Почетный работник образования, Федеральный победитель конкурса ПНП "Образование" лучших учителей РФ.
Россия, Калужская обл., Малоярославец
0

Программа спецкурса по математике "Компьютер спешит на помощь" для 6 класса

Рассмотрено

на заседании ШМО по математике

и информатике

Протокол №___от «____»_______2020г.

Руководитель МО_________________


Согласовано

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

________________________«___»_2020г.

Утверждаю

Директор Ефимова М.М.



Приказ №_____от «____»______________2020 г.












ПРОГРАММА

Спецкурса по математике

«Компьютер спешит на помощь»

на 2020 – 2021 учебный год

6 А класс


Учебно-методический комплект:


Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации





Автор программы:

Никонорова Л.А.,

учитель математики












Детчино, 2020





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс «Компьютер спешит на помощь» (Решение текстовых задач) предназначен для подготовки учащихся 6 класса по математике. Современная жизнь требует от ученика школы наличие определенных компетентностей, в частности ИКТ - компетентности. Каждый ученик должен быть способен к активной разнообразной деятельности, выработке ее новых видов, способности к самообучению и непрерывному обучению с опорой на цифровые образовательные ресурсы. Это требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления наряду с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией включаются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся формируются навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач, представляющего основной вид учебной деятельности, в процессе изучения спецкурса развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Важным условием оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в изучении спецкурса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Данный спецкурс строится на основе применения в практике решения задач специализированного обучающего программного обеспечения - ИИСС «Математика на компьютерах». Преимущества применения ИИСС «Математика на компьютерах» состоит в том, что этот программный комплекс адаптирован как для работы на конкретных уроках, по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах занятия и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе.

Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решения и конструирования задач.

Цели курса:

расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач

стимулировать развитие математического мышления учащихся;

продемонстрировать возможности математического моделирования при описании действительности (на примере текстовых задач);

развить у учащихся навыки работы с компьютером;


Основные задачи курса: изучение методов и способов решения различных задач с применением компьютерных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие логического и алгоритмического мышления, создание условий для развития познавательной активности учащихся, формирование и совершенствование ИКТ - компетентности учащихся.


Место курса в учебном плане: на изучение специального курса «Компьютер спешит на помощь» в учебном плане школы отведено 0,5 часа из части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основой проведения занятий служит деятельностный подход, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.

Занятия проводятся в форме семинаров, практических работ, в форме беседы. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группах. Им дается возможность рассуждать, выдвигать гипотезы, представлять свои достижения.




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов образования:

Личностные:

1) способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) инициативы, находчивости, активности при решении текстовых задач;

5) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

способности осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

строить логические умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формирования учебной и обще-пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);

7) умения понимать и использовать математические средства наглядности;

8) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

9) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

Предметные:

знание способов решения задач:

- на «движение»: в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении;

- «на переливание»,

- на нахождение «средней скорости движения»

умение решать задачи разными способами;

умение переводить условия реальных задач на математический язык;

умение находить оптимальные способы решения;

умение составлять и конструировать задачи самостоятельно.

умение решать несложные практические расчетные задачи, извлекая при необходимости информацию из справочных материалов;

умение уметь решать основные виды задач на движение, переливание, на нахождение средней скорости движения;

умение владеть арифметическим способом решения стандартных задач;

умение интерпретировать результаты решения задач и проверять их на соответствие исходным данным;





Содержание учебной программы курса «Решение текстовых задач» (17 ч.)

1. Инструктаж по ТБ. Введение.

Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера? -1ч.

2. Решение задач «на движение». Основные формулы - 2ч.

3. Решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном
направлении, в одном направлении - 7ч.

Овладение конкретными приемами, схемами, создание иллюстраций при анализе текста задачи и применение их при решении. На конкретных примерах (задачах) показать учащимся, что задачи можно решать различными способами. Предложить самим составить задачи по данной тематике. Практикум.

4. Логические задачи на переливание - 2ч.

Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач.

Конструирование задач по теме.

5. Решение задач на движение по реке - 3ч.

Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.

6. Решение задач на нахождение средней скорости движения-1ч.

7. Тестовый контроль - 1ч.

Проверить уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся

должны владеть по окончании данного курса.

Тематическое планирование учебного материала.



№ Ур.

Тема

Характеристика видов деятельности учащихся

Кол-во часов

Планир дата проведения.

Факт. дата проведения

1.

Введение в курс

Работа с текстом, индивидуальная и фронтальная работа

1ч.



2-3

Решение задач на движение. Основные формулы

Групповая работа - устный опрос по задачам, решение задач.

Индивидуальная работа - решение задач на движение

2ч.



4-5

Задачи на движение навстречу друг другу

Групповая работа – практическая работа, творческие задания

2ч.



6-7

Задачи на движение в противоположных направлениях

Практикум по решению задач.

Выполнение заданий поискового исследовательского характера.

2ч.



8-10

Решение задач на движение в одном направлении

Самостоятельная работа обучающего характера.


Математический калейдоскоп (разные задачи)

3ч.



11-12

Логические задачи на переливание

Практикум по решению задач.

Творческая работа по теме: « Задачи на переливание», обмен мнениями

2ч.



13-15

Решение задач на движение по реке

Практическая работа в парах, обмен мнениями.

3ч.



16

Решение задач на нахождение средней скорости движения

Практическая работа. Выполнение заданий творческого характера.

1ч.



17

Тестовый контроль

Анкетирование. Тестирование

1ч.



Итого

17 ч.



Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Наряду с традиционными формами и методами оценивания в итоговом контроле предполагается использование тестового контроля. Тестовый контроль предполагает наличие компьютерной поддержки: сами тесты, и их результаты будут представлены в компьютерном варианте. Ученик сможет проходить тестирование в индивидуальном и групповом режимах.



Программное обеспечение:


1. Диск с ЭОР из комплекта «Первая помощь 2.0.»


2. ИИСС «Математика на компьютерах» (из Единой коллекции ЦОР)


Компьютерная учебная среда «Переливашка» (WATER.EXE), «Ханойские башни» (HAN.EXE)


Список используемой литературы:

Виленкин Н.Я., «Математика 6 класс», - М., Мнемозина, 2018

Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся. Математика 6 класс», -М, Интеллект-Центр, 2009

«Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах», составитель В.Ю. Сафонова, МИРОС, 1993

С.Н. Олехник и др. «Старинные занимательные задачи», М., УНЦ ДО – МГУ, 1998

Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. «Забавная арифметика», Санкт-Петербург, «Лань», 1996.


Материально - техническое обеспечение:

Автоматизированное рабочее место учителя, включенное в локальную школьную сеть, с доступом в сеть Интернет, документ-камера, проектор, принтер, сканер. Планируется использовать возможности компьютерного класса (16 автоматизированных рабочих мест).


В случае отставания при прохождении рабочей программы (праздничные дни, больничные листы, курсовая подготовка) рабочая программа может быть скорректирована (объединение тем, сокращение количества часов на изучение тем, резервные уроки и т.п).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.