Программа спецкурса по математике «Компьютер спешит на помощь» для 6 класса
Рассмотрено на заседании ШМО по математике и информатике Протокол №___от «____»_______2020г. Руководитель МО_________________ | Согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ________________________«___»_2020г. | Утверждаю Директор Ефимова М.М. Приказ №_____от «____»______________2020 г. |
ПРОГРАММА
Спецкурса по математике
«Компьютер спешит на помощь»
на 2020 – 2021 учебный год
6 А класс
Учебно-методический комплект:
Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Автор программы:
Никонорова Л.А.,
учитель математики
Детчино, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс «Компьютер спешит на помощь» (Решение текстовых задач) предназначен для подготовки учащихся 6 класса по математике. Современная жизнь требует от ученика школы наличие определенных компетентностей, в частности ИКТ - компетентности. Каждый ученик должен быть способен к активной разнообразной деятельности, выработке ее новых видов, способности к самообучению и непрерывному обучению с опорой на цифровые образовательные ресурсы. Это требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления наряду с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией включаются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся формируются навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач, представляющего основной вид учебной деятельности, в процессе изучения спецкурса развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Важным условием оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в изучении спецкурса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Данный спецкурс строится на основе применения в практике решения задач специализированного обучающего программного обеспечения - ИИСС «Математика на компьютерах». Преимущества применения ИИСС «Математика на компьютерах» состоит в том, что этот программный комплекс адаптирован как для работы на конкретных уроках, по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах занятия и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе.
Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решения и конструирования задач.
Цели курса:
расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач
стимулировать развитие математического мышления учащихся;
продемонстрировать возможности математического моделирования при описании действительности (на примере текстовых задач);
развить у учащихся навыки работы с компьютером;
Основные задачи курса: изучение методов и способов решения различных задач с применением компьютерных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие логического и алгоритмического мышления, создание условий для развития познавательной активности учащихся, формирование и совершенствование ИКТ - компетентности учащихся.
Место курса в учебном плане: на изучение специального курса «Компьютер спешит на помощь» в учебном плане школы отведено 0,5 часа из части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основой проведения занятий служит деятельностный подход, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.
Занятия проводятся в форме семинаров, практических работ, в форме беседы. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группах. Им дается возможность рассуждать, выдвигать гипотезы, представлять свои достижения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов образования:
Личностные:
1) способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) инициативы, находчивости, активности при решении текстовых задач;
5) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
способности осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
строить логические умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирования учебной и обще-пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
7) умения понимать и использовать математические средства наглядности;
8) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
9) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;
Предметные:
знание способов решения задач:
- на «движение»: в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении;
- «на переливание»,
- на нахождение «средней скорости движения»
умение решать задачи разными способами;
умение переводить условия реальных задач на математический язык;
умение находить оптимальные способы решения;
умение составлять и конструировать задачи самостоятельно.
умение решать несложные практические расчетные задачи, извлекая при необходимости информацию из справочных материалов;
умение уметь решать основные виды задач на движение, переливание, на нахождение средней скорости движения;
умение владеть арифметическим способом решения стандартных задач;
умение интерпретировать результаты решения задач и проверять их на соответствие исходным данным;
Содержание учебной программы курса «Решение текстовых задач» (17 ч.)
1. Инструктаж по ТБ. Введение.
Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера? -1ч.
2. Решение задач «на движение». Основные формулы - 2ч.
3. Решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном
направлении, в одном направлении - 7ч.
Овладение конкретными приемами, схемами, создание иллюстраций при анализе текста задачи и применение их при решении. На конкретных примерах (задачах) показать учащимся, что задачи можно решать различными способами. Предложить самим составить задачи по данной тематике. Практикум.
4. Логические задачи на переливание - 2ч.
Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач.
Конструирование задач по теме.
5. Решение задач на движение по реке - 3ч.
Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.
6. Решение задач на нахождение средней скорости движения-1ч.
7. Тестовый контроль - 1ч.
Проверить уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся
должны владеть по окончании данного курса.
Тематическое планирование учебного материала.
№ Ур. | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Кол-во часов | Планир дата проведения. | Факт. дата проведения |
1. | Введение в курс | Работа с текстом, индивидуальная и фронтальная работа | 1ч. | | |
2-3 | Решение задач на движение. Основные формулы | Групповая работа - устный опрос по задачам, решение задач. Индивидуальная работа - решение задач на движение | 2ч. | | |
4-5 | Задачи на движение навстречу друг другу | Групповая работа – практическая работа, творческие задания | 2ч. | | |
6-7 | Задачи на движение в противоположных направлениях | Практикум по решению задач. Выполнение заданий поискового исследовательского характера. | 2ч. | | |
8-10 | Решение задач на движение в одном направлении | Самостоятельная работа обучающего характера. Математический калейдоскоп (разные задачи) | 3ч. | | |
11-12 | Логические задачи на переливание | Практикум по решению задач. Творческая работа по теме: « Задачи на переливание», обмен мнениями | 2ч. | | |
13-15 | Решение задач на движение по реке | Практическая работа в парах, обмен мнениями. | 3ч. | | |
16 | Решение задач на нахождение средней скорости движения | Практическая работа. Выполнение заданий творческого характера. | 1ч. | | |
17 | Тестовый контроль | Анкетирование. Тестирование | 1ч. | | |
Итого | 17 ч. | | |
Наряду с традиционными формами и методами оценивания в итоговом контроле предполагается использование тестового контроля. Тестовый контроль предполагает наличие компьютерной поддержки: сами тесты, и их результаты будут представлены в компьютерном варианте. Ученик сможет проходить тестирование в индивидуальном и групповом режимах.
Программное обеспечение:
1. Диск с ЭОР из комплекта «Первая помощь 2.0.»
2. ИИСС «Математика на компьютерах» (из Единой коллекции ЦОР)
Компьютерная учебная среда «Переливашка» (WATER.EXE), «Ханойские башни» (HAN.EXE)
Список используемой литературы:
Виленкин Н.Я., «Математика 6 класс», - М., Мнемозина, 2018
Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся. Математика 6 класс», -М, Интеллект-Центр, 2009
«Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах», составитель В.Ю. Сафонова, МИРОС, 1993
С.Н. Олехник и др. «Старинные занимательные задачи», М., УНЦ ДО – МГУ, 1998
Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. «Забавная арифметика», Санкт-Петербург, «Лань», 1996.
Материально - техническое обеспечение:
Автоматизированное рабочее место учителя, включенное в локальную школьную сеть, с доступом в сеть Интернет, документ-камера, проектор, принтер, сканер. Планируется использовать возможности компьютерного класса (16 автоматизированных рабочих мест).
В случае отставания при прохождении рабочей программы (праздничные дни, больничные листы, курсовая подготовка) рабочая программа может быть скорректирована (объединение тем, сокращение количества часов на изучение тем, резервные уроки и т.п).