Программа спецкурса по математике «Компьютер спешит на помощь» для 6 класса

0
0
Материал опубликован 10 April 2022

Рассмотрено

на заседании ШМО по математике

и информатике

Протокол №___от «____»_______2020г.

Руководитель МО_________________


Согласовано

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

________________________«___»_2020г.

Утверждаю

Директор Ефимова М.М.



Приказ №_____от «____»______________2020 г.












ПРОГРАММА

Спецкурса по математике

«Компьютер спешит на помощь»

на 2020 – 2021 учебный год

6 А класс


Учебно-методический комплект:


Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации





Автор программы:

Никонорова Л.А.,

учитель математики












Детчино, 2020





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс «Компьютер спешит на помощь» (Решение текстовых задач) предназначен для подготовки учащихся 6 класса по математике. Современная жизнь требует от ученика школы наличие определенных компетентностей, в частности ИКТ - компетентности. Каждый ученик должен быть способен к активной разнообразной деятельности, выработке ее новых видов, способности к самообучению и непрерывному обучению с опорой на цифровые образовательные ресурсы. Это требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления наряду с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией включаются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся формируются навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач, представляющего основной вид учебной деятельности, в процессе изучения спецкурса развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Важным условием оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в изучении спецкурса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Данный спецкурс строится на основе применения в практике решения задач специализированного обучающего программного обеспечения - ИИСС «Математика на компьютерах». Преимущества применения ИИСС «Математика на компьютерах» состоит в том, что этот программный комплекс адаптирован как для работы на конкретных уроках, по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах занятия и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе.

Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решения и конструирования задач.

Цели курса:

расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач

стимулировать развитие математического мышления учащихся;

продемонстрировать возможности математического моделирования при описании действительности (на примере текстовых задач);

развить у учащихся навыки работы с компьютером;


Основные задачи курса: изучение методов и способов решения различных задач с применением компьютерных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие логического и алгоритмического мышления, создание условий для развития познавательной активности учащихся, формирование и совершенствование ИКТ - компетентности учащихся.


Место курса в учебном плане: на изучение специального курса «Компьютер спешит на помощь» в учебном плане школы отведено 0,5 часа из части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основой проведения занятий служит деятельностный подход, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.

Занятия проводятся в форме семинаров, практических работ, в форме беседы. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группах. Им дается возможность рассуждать, выдвигать гипотезы, представлять свои достижения.




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов образования:

Личностные:

1) способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) инициативы, находчивости, активности при решении текстовых задач;

5) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

способности осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

строить логические умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формирования учебной и обще-пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);

7) умения понимать и использовать математические средства наглядности;

8) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

9) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

Предметные:

знание способов решения задач:

- на «движение»: в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении;

- «на переливание»,

- на нахождение «средней скорости движения»

умение решать задачи разными способами;

умение переводить условия реальных задач на математический язык;

умение находить оптимальные способы решения;

умение составлять и конструировать задачи самостоятельно.

умение решать несложные практические расчетные задачи, извлекая при необходимости информацию из справочных материалов;

умение уметь решать основные виды задач на движение, переливание, на нахождение средней скорости движения;

умение владеть арифметическим способом решения стандартных задач;

умение интерпретировать результаты решения задач и проверять их на соответствие исходным данным;





Содержание учебной программы курса «Решение текстовых задач» (17 ч.)

1. Инструктаж по ТБ. Введение.

Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера? -1ч.

2. Решение задач «на движение». Основные формулы - 2ч.

3. Решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном
направлении, в одном направлении - 7ч.

Овладение конкретными приемами, схемами, создание иллюстраций при анализе текста задачи и применение их при решении. На конкретных примерах (задачах) показать учащимся, что задачи можно решать различными способами. Предложить самим составить задачи по данной тематике. Практикум.

4. Логические задачи на переливание - 2ч.

Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач.

Конструирование задач по теме.

5. Решение задач на движение по реке - 3ч.

Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.

6. Решение задач на нахождение средней скорости движения-1ч.

7. Тестовый контроль - 1ч.

Проверить уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся

должны владеть по окончании данного курса.

Тематическое планирование учебного материала.



№ Ур.

Тема

Характеристика видов деятельности учащихся

Кол-во часов

Планир дата проведения.

Факт. дата проведения

1.

Введение в курс

Работа с текстом, индивидуальная и фронтальная работа

1ч.



2-3

Решение задач на движение. Основные формулы

Групповая работа - устный опрос по задачам, решение задач.

Индивидуальная работа - решение задач на движение

2ч.



4-5

Задачи на движение навстречу друг другу

Групповая работа – практическая работа, творческие задания

2ч.



6-7

Задачи на движение в противоположных направлениях

Практикум по решению задач.

Выполнение заданий поискового исследовательского характера.

2ч.



8-10

Решение задач на движение в одном направлении

Самостоятельная работа обучающего характера.


Математический калейдоскоп (разные задачи)

3ч.



11-12

Логические задачи на переливание

Практикум по решению задач.

Творческая работа по теме: « Задачи на переливание», обмен мнениями

2ч.



13-15

Решение задач на движение по реке

Практическая работа в парах, обмен мнениями.

3ч.



16

Решение задач на нахождение средней скорости движения

Практическая работа. Выполнение заданий творческого характера.

1ч.



17

Тестовый контроль

Анкетирование. Тестирование

1ч.



Итого

17 ч.



Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Наряду с традиционными формами и методами оценивания в итоговом контроле предполагается использование тестового контроля. Тестовый контроль предполагает наличие компьютерной поддержки: сами тесты, и их результаты будут представлены в компьютерном варианте. Ученик сможет проходить тестирование в индивидуальном и групповом режимах.



Программное обеспечение:


1. Диск с ЭОР из комплекта «Первая помощь 2.0.»


2. ИИСС «Математика на компьютерах» (из Единой коллекции ЦОР)


Компьютерная учебная среда «Переливашка» (WATER.EXE), «Ханойские башни» (HAN.EXE)


Список используемой литературы:

Виленкин Н.Я., «Математика 6 класс», - М., Мнемозина, 2018

Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся. Математика 6 класс», -М, Интеллект-Центр, 2009

«Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах», составитель В.Ю. Сафонова, МИРОС, 1993

С.Н. Олехник и др. «Старинные занимательные задачи», М., УНЦ ДО – МГУ, 1998

Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. «Забавная арифметика», Санкт-Петербург, «Лань», 1996.


Материально - техническое обеспечение:

Автоматизированное рабочее место учителя, включенное в локальную школьную сеть, с доступом в сеть Интернет, документ-камера, проектор, принтер, сканер. Планируется использовать возможности компьютерного класса (16 автоматизированных рабочих мест).


В случае отставания при прохождении рабочей программы (праздничные дни, больничные листы, курсовая подготовка) рабочая программа может быть скорректирована (объединение тем, сокращение количества часов на изучение тем, резервные уроки и т.п).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.