Программа спортивной подготовки по баскетболу
ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
БАСКЕТБОЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Баскетбол – один из наиболее массовых и любимых видов спорта. Технические приемы, тактические действия и учебно-тренировочная игра в баскетболе содержат в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Уникальные возможности данного вида спорта заключаются не только в физическом развитии, но и в нравственном воспитании детей, особенно развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, настойчивости и уверенности в себе, формировании умения ориентироваться в окружающей деятельности, воспитании чувств коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала личности, ее индивидуальности и творческого отношения к здоровому образу жизни.
Баскетбол – командный вид спорта. Индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. В баскетбольные группы для перспективной подготовки отбираются дети, имеющие определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети, они отличаются так же по темпам полового созревания и по нарастанию физических способностей. Чаще всего эти дети опережают своих сверстников по данным показателям. Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций.
Для более эффективной подготовки, необходимо планировать учебно-тренировочный процесс с учетом:
повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;
усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;
повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;
повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся и качества работы тренеров-преподавателей.
Структура системы многолетней подготовки.
Этап начальной подготовки:
начальная подготовка 1 год обучения (ГНП-1)
начальная подготовка 2 год обучения (ГНП-2)
начальная подготовка 3 год обучения (ГНП-3)
Этап спортивной специализации (тренировочный этап):
тренировочный этап 1 год обучения (УТГ-1)
тренировочный этап 2 год обучения (УТГ-2)
тренировочный этап 3 год обучения (УТГ-3)
тренировочный этап 4 год обучения (УТГ-4)
тренировочный этап 5 год обучения (УТГ-5)
Уровни спортивной квалификации:
Этап начальной подготовки – выполнение нормативов 3 юношеского разряда,
2 юношеского разряда
Этап спортивной специализации – выполнение нормативов 1 юношеского разряда,
3 спортивного разряда, 2 спортивного разряда,
1 спортивного разряда.
Дисциплины учебного плана:
Этап начальной подготовки
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка
Технико-тактическая (интегральная подготовка)
Соревновательная практика /контрольные соревнования/
Восстановительные мероприятия
Этап спортивной специализации
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка
Технико-тактическая (интегральная подготовка)
Соревновательная практика /контрольные, отборочные, основные соревнования/
Тренерская и судейская практика
Восстановительные мероприятия
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Продолжительность этапов спортивной подготовки,
минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки,
минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах
на этапах спортивной подготовки по виду спорта баскетбол.
на основании приложения №1 к ФССП
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (года) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) | |
мальчики | девочки | |||
Этап начальной подготовки 1 год обучения | 1 | 8 | 8 | 20 |
Этап начальной подготовки 2 год обучения | 1 | 9-10 | 9-10 | 20 |
Этап начальной подготовки 3 год обучения | 1 | 10-11 | 10-11 | 20 |
Этап спортивной специализации 1 год обучения | 1 | 12 | 12 | 20 |
Этап спортивной специализации 2 год обучения | 1 | 13 | 13 | 18 |
Этап спортивной специализации 3 год обучения | 1 | 14-15 | 14-15 | 16 |
Этап спортивной специализации 4 год обучения | 1 | 15-16 | 15-16 | 14 |
Этап спортивной специализации 5 год обучения | 1 | 16-17 | 16-17 | 12 |
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки
на этапах спортивной подготовки по виду спорта баскетбол
на основании приложения №2 к ФССП
Разделы подготовки | этап начальной подготовки | этап спортивной специализации | |||||||
1г.о. | 2г.о. | 3г.о. | 1г.о. | 2г.о. | 3г.о. | 4г.о. | 5г.о. | ||
Общая физическая подготовка % | 30 | 28 | 24 | 20 | 17 | 14 | 10 | 8 | |
Специальная физическая подготовка % | 11 | 11 | 12 | 12 | 12 | 14 | 14 | 14 | |
Техническая подготовка % | 22 | 22 | 22 | 23 | 24 | 24 | 25 | 25 | |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико-восстановительные мероприятия % | 14 | 15 | 20 | 23 | 24 | 25 | 28 | 30 | |
Технико-тактическая (интегральная подготовка) % | 15 | 14 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 8 | |
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика % | 8 | 10 | 12 | 12 | 13 | 15 | 15 | 15 |
Планируемые показатели соревновательной деятельности
по виду спорта баскетбол
на основании приложения №3 к ФССП
Виды соревнований (игр) | этап начальной подготовки | этап спортивной специализации | |||||||
1г.о. | 2г.о. | 3г.о. | 1г.о. | 2г.о. | 3г.о. | 4г.о. | 5г.о. | ||
Контрольные | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | |
Отборочные | - | - | - | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | |
Основные | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Всего игр | 20 | 20 | 25 | 40 | 50 | 50 | 55 | 60 |
Режимы тренировочной работы и предельные тренировочные нагрузки
на основании приложения №9 к ФССП
Виды соревнований | этап начальной подготовки | этап спортивной специализации | ||||||
1г.о. | 2г.о. | 3г.о. | 1г.о. | 2г.о. | 3г.о. | 4г.о. | 5г.о. | |
Кол-во учебных часов в неделю | 6 | 8 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
Кол-во тренировок в неделю | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Общее кол-во часов в год | 312 | 416 | 416 | 520 | 624 | 728 | 832 | 936 |
Общее кол-во тренировок в год | 156 | 208 | 208 | 260 | 312 | 312 | 312 | 312 |
Тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым планом, рассчитанным на 52 недели. Для проведения занятий в группах на всех этапах спортивной подготовки, установленных режимом тренировочной работы для конкретной группы.
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам,
проходящим спортивную подготовку.
Возраст зачисления в ДЮСШ №1 на этап начальной подготовки установлен согласно нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 и соответствует: 8 лет – девочки и мальчики (на 1 сентября учебного года должно быть - 7 полных лет). ДЮСШ №1 может осуществлять набор детей в возрасте 4 лет на спортивно-оздоровительный этап при соблюдении следующих условий:
наличие решения учредителя (согласно Устава ДЮСШ №1);
соблюдение обеспечения организационно-методических и медицинских требований в соответствии с возрастными особенностями детей:
наличие оформленного в письменной форме согласия одного из родителей (законного представителя) ребенка;
наличие утвержденной программы;
сохранение в ДЮСШ №1 набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованной ФССП;
наличие у тренера-преподавателя профильного образования.
В соответствии с частью 1 статьи 34.5 Федерального закона лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Для поступления в ДЮСШ №1 необходимо предоставить, медицинскую справку (бланк выдается тренером-преподавателем) заверенную личной печатью участкового педиатра или медицинского работника детского дошкольного учреждения.
Лица, проходящие спортивную подготовку, обязаны проходить обязательные ежегодные углубленные медицинские осмотры, проводимые в специализированных медицинских учреждениях с которыми у ДЮСШ №1 заключен договор на предоставление медицинских услуг.
Психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку, устанавливаются согласно методике определения спортивной пригодности.
Первый этап при комплектовании групп начальной подготовки - так называемый начальный отбор, характеризуется определением склонности к занятиям баскетболом. Используется методика оценки:
внешних данных (вес, рост, осанка, жироотложения, форма рук и ног),
развития физических качеств (через систему первичных тестов).
На предварительном этапе начального отбора к испытаниям допускаются дети, обладающие по заключению врача полноценным здоровьем.
Второй этап – отбор наиболее перспективных баскетболистов для проведения занятий углубленной специализации. Одним из факторов - является выполнение требований ФССП.
Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности.
Все официальные соревнования и другие спортивные мероприятия проводятся согласно Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и мероприятий, календарным планом спортивных мероприятий Республики Татарстан, календарным планом спортивных мероприятий Нижнекамского муниципального района и календарным планом спортивных мероприятий ДЮСШ №1.
Этап начальной подготовки 1 год обучения.
Вид соревнований контрольные.
Первенство ДЮСШ №1 по общей и специальной физической подготовке.
Вид соревнований основные.
Республиканский турнир.
Этап начальной подготовки 2 год обучения.
Вид соревнований контрольные.
Первенство ДЮСШ №1 по общей и специальной физической подготовке.
Первенство ДЮСШ №1 по технической подготовке.
Вид соревнований основные.
Республиканский турнир.
Этап начальной подготовки 3 год обучения.
Вид соревнований контрольные.
Первенство ДЮСШ №1 по общей и специальной физической подготовке.
Первенство ДЮСШ №1 по технической подготовке.
Республиканский турнир.
Вид соревнований основные.
Первенство РТ.
Этап спортивной специализации 1 и 2 год обучения.
Вид соревнований контрольные.
Первенство ДЮСШ №1 по общей и специальной физической подготовке.
Первенство ДЮСШ №1 по технической подготовке.
Республиканский турнир
Вид соревнований отборочные.
Официальные Республиканские соревнования
Вид соревнований основные.
Первенство Республики Татарстан
Спартакиада учащихся Республики Татарстан
Всероссийские соревнования
Этап спортивной специализации 3 год обучения.
Вид соревнований контрольные.
Первенство ДЮСШ №1 по общей и специальной физической подготовке.
Первенство ДЮСШ №1 по технической подготовке.
Республиканский турнир
Всероссийский турнир
Вид соревнований отборочные.
Официальные Республиканские соревнования
Зональное Первенство России
Вид соревнований основные.
Первенство Республики Татарстан
Спартакиада учащихся Республики Татарстан
Полуфинал Первенства России
Этап спортивной специализации 4 и 5 год обучения.
Вид соревнований контрольные.
Первенство ДЮСШ №1 по общей и специальной физической подготовке.
Первенство ДЮСШ №1 по технической подготовке.
Республиканский турнир
Всероссийский турнир /2 раза в год/
Вид соревнований отборочные.
Официальные Республиканские соревнования
Зональное Первенство России
Полуфинал Первенства России
Вид соревнований основные.
Первенство Республики Татарстан
Спартакиада учащихся Республики Татарстан
Первенство России
Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию.
на основании приложению №12 к ФССП
№ п/п | Наименование спортивной экипировки индивидуального пользования | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | ||||||
Кол- во | Срок эксплуатации (лет) | Кол- во | Срок эксплуатации (лет) | ||||
1 | Гольфы | пар | на занимающегося | - | - | 2 | 1 |
2 | Костюм ветрозащитный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 |
3 | Кроссовки дл баскетбола | пар | на занимающегося | - | - | 2 | 1 |
4 | Кроссовки легкоатлетические | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
5 | майка | штук | на занимающегося | - | - | 4 | 1 |
6 | носки | пар | на занимающегося | - | - | 2 | 1 |
7 | Фиксатор голеностопного сустава (голеностопник) | комплект | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
8 | Фиксатор коленного сустава (наколенник) | комплект | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
9 | футболка | штук | на занимающегося | - | - | 2 | 1 |
10 | Шапка спортивная | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
11 | Шорты спортивные (трусы спортивные) | штук | на занимающегося | - | - | 3 | 1 |
12 | Шорты эластичные (тайсы) | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 |
13 | Мяч баскетбольный | штук | штук | | | 1 | 1 |
на основании приложению №11 к ФССП
№ п/п | Наименование оборудования, спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
Оборудование и спортивный инвентарь | |||
1 | Конструкция баскетбольного щита в сборе (щит, корзина с кольцом, сетка, опора) | комплект | 2 |
2 | Мяч баскетбольный | штук | 30 |
3 | Доска тактическая | штук | 2 |
4 | Мяч набивной (медицинбол) | штук | 20 |
5 | свисток | штук | 4 |
6 | секундомер | штук | 4 |
7 | Стойки для обводки | штук | 20 |
8 | Фишки (конусы) | штук | 30 |
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь | |||
9 | Барьер легкоатлетический | штук | 20 |
10 | Гантели массивные от 1 до 5кг | комплект | 3 |
11 | Корзина для мячей | штук | 2 |
12 | Мяч волейбольный | штук | 2 |
13 | Мяч теннисный | штук | 10 |
14 | Мяч футбольный | штук | 2 |
15 | Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами | штук | 4 |
16 | Скакалка | штук | 24 |
17 | Скамейка гимнастическая | штук | 4 |
18 | Утяжелители для ног | комплект | 15 |
19 | Утяжелители для рук | комплект | 15 |
20 | Эспандер резиновый ленточный | штук | 24 |
Требования к количественному и качественному составу групп подготовки
Зачисление на этап спортивной подготовки, либо перевод на следующих год обучения производится приказом директора ДЮСШ №1 на основании решения тренерского совета с учетом стажа занятий, выполнение контрольных и переводных нормативов.
Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявленные программой требования, может предоставляться возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе повторно, но не более одного раза на данном этапе.
При выполнении программы и разрешении медицинского работника, лица, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего тренировочного года, могут быть переведены на данный этап решением тренерского совета.
В случае нехватки лиц, проходящих спортивную подготовку, или тренерского состава директор имеет право по решению тренерского совета объединить в одну группу мальчиков и девочек. При объединении в одну групп лиц, проходящих спортивную подготовку разных по спортивной подготовленности, разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов.
Структура годичного цикла
План годичного цикла позволяет отразить наиболее важные события учебно-тренировочного процесса, календарные даты соревнований и контрольных проверок технической и физической подготовленности.
План годичных циклов подготовки разрабатывается на основе календарной линейки с делением года на месяцы и недели. Традиционно выделяем – общеподготовительный цикл, специально-подготовительный, предсоревновательный цикл, соревновательный. Цикл подразделяется на микроциклы (этап).
Общеподготовительный цикл - направленность занятий
Основное - технико-тактическая подготовка (обучение новому материалу);
Вспомогательное - физическая подготовка и игровая подготовка
Специально-подготовительный цикл - направленность занятий
Основное - технико-тактическая подготовка (совершенствование);
Вспомогательное – игровая подготовка и физическая подготовка
Предсоревновательный цикл - направленность занятий
Основное - технико-тактическая подготовка;
Вспомогательное – игровая подготовка
соревновательный цикл: 3-4 игры и восстановительные занятия
Структура годичного цикла на этапе начальной подготовки характеризуется наиболее объемным длительным подготовительным циклом и относительно короткий соревновательный цикл.
Структура годичного цикла на этапе спортивной специализации строится на учете особенностей календаря официальных соревнований и учебно-тренировочных сборов. Данный фактор имеет принципиальное значение.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
на основании приложению №4 к ФССП
Влияние физических качеств и телосложения
на результативность по виду спорта спортивная гимнастика
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | 3 /значительное влияние |
Мышечная сила | 2 /среднее влияние |
Вестибулярная устойчивость | 3 /значительное влияние |
Выносливость | 2 /среднее влияние |
Гибкость | 1 /незначительное влияние |
Координационные способности | 3 /значительное влияние |
Телосложение | 3 /значительное влияние |
Система контроля выполнения программы (переход с этапа на этап) включает в себя:
выполнение нормативов по общей физической и специальной подготовке;
выполнение норм и требований, установленных Единой всероссийской спортивной классификацией по виду спорта спортивная гимнастика, /выполнение спортивных разрядов «I, II, III», юношеских спортивных разрядов «I, II, III»/.
Виды контроля, сроки проведения контроля – определяются планом внутришкольного контроля и единым календарным планом спортивных мероприятий.
Контрольные тренировки /проводятся в учебной группе, непосредственно тренером-преподавателем в присутствии старшего тренера-преподавателя либо методиста отделения/.
Этап начальной подготовки.
Тестирование по программе общей физической и специальной физической подготовки, проводятся 3 раз в год /октябрь, декабрь, март/.
Тестирование по программе технической подготовки, проводятся 1 раз в год /март/.
Этап спортивной специализации.
Тестирование по программе общей физической и специальной физической подготовки, проводятся 1 раз в полугодие /сентябрь, январь/.
Тестирование по программе технической подготовки, проводятся согласно плану подготовки к соревнованиям.
Промежуточная аттестация /проводится на отделении, в присутствии старшего тренера-преподавателя, методиста отделения, заместителя директора по учебно-спортивной работе/
Этап начальной подготовки.
Тестирование по программе общей физической и специальной физической подготовки, проводятся 1 раз в год /май/.
Анализ овладения технической подготовкой по итогам выступления на соревнованиях в течение учебного года /май/.
Этап спортивной специализации.
Тестирование по программе общей физической и специальной физической подготовки, проводятся 1 раз в год /июнь/.
Анализ овладения технической подготовкой по итогам выступления на соревнованиях в течение учебного года /май/.
Итоговая аттестация /зачисление на этап подготовки/
для групп начальной подготовки 1 года обучения – ноябрь
для групп начальной подготовки 3 года обучения – июнь
для групп спортивной специализации 5 года обучения – июнь
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки /юноши/
для зачисления в группы на этап подготовки /ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ/
Физическое качество | Этап начальной подготовки | Этап спортивной специализации | ||
тест | норматив | тест | норматив | |
Быстрота | Бег 20м | 4,5с | Бег 20м | 4,0с |
Скоростное ведение мяча 20м | 11,0с | Скоростное ведение мяча 20м | 10,0с | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места | 130см | Прыжок в длину с места | 180см |
Прыжок вверх с места со взмахом руками | 24см | Прыжок вверх с места со взмахом руками | 35см | |
Выносливость | | | Челночный бег 40с на 28м | 183м |
| | Бег 600м | 1мин 55с | |
Техническое мастерство | | | Обязательная техническая программа | |
Нормативы общей физической и специальной физической, технической подготовки /девушки/
для зачисления в группы на подготовки /ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ/
Физическое качество | Этап начальной подготовки | Этап спортивной специализации | ||
тест | норматив | тест | норматив | |
Быстрота | Бег 20м | 4,7с | Бег 20м | 4,3с |
Скоростное ведение мяча 20м | 11,4с | Скоростное ведение мяча 20м | 10,7с | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места | 115см | Прыжок в длину с места | 160см |
Прыжок вверх с места со взмахом руками | 20см | Прыжок вверх с места со взмахом руками | 30см | |
Выносливость | | | Челночный бег 40с на 28м | 168м |
| | Бег 600м | 2мин 10с | |
Техническое мастерство | | | Обязательная техническая программа | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации обучения тренировки является учебное занятие, которое строится в соответствии с дидактическими и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса с предъявлением к нему следующих основных требований:
Воздействие тренировочного занятия должно быть всесторонним, воспитательным, оздоровительным и специальным.
Включать задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.
Содержание должно отвечать конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и быть направлено на расширение круга знаний, умений и навыков.
В процессе учебного занятия нужно применять разнообразные средства и методы обучения и совершенствования.
Каждое отдельное занятие должно иметь неразрывную связь с предшествующими занятиями.
Задачи подготовительной части УТЗ.
Педагогическая подготовка.
Психологическая настройка.
Функциональная настройка.
Двигательная настройка.
Последовательность физических упражнений при решении нескольких взаимосвязанных задач.
Техника
Тактика
Быстрота
Ловкость
Сила
Силовые и другие виды выносливости
Порядок развития физических качеств в физической подготовленности учащихся.
Упражнения, связанные с развитием быстроты выполняются как, правило, сразу после разминки.
Упражнения для развития качеств ловкости, скоростно-силовых качеств после нового и перед закреплением и совершенствованием ранее изученного материала.
Развитие силы, различных видов выносливости проводится во второй половине или в конце основной части тренировки.
Упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности в суставах включается в конце основной или заключительной части совместно с восстановительными упражнениями.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК
1. Специализированность нагрузок (Л.П. Матвеев) – мера сходства данного тренировочного средства с соревновательной деятельностью.
2. Направленность нагрузки (В.В. Волков), которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие физических качеств и функциональных возможностей (режимы мышечной деятельности).
3. Двигательная плотность занятия является одним из показателей продуктивности тренировки.
4. Величина нагрузки, или объем (Л.М. Матвеев) – количественная мера воздействия упражнений на организм спортсмена.
5. Координационная сложность (М.М. Годик, Р.П. Нуримаев) – влияние сказывается на величине тренировочных эффектов.
НАПРАВЛЕННОСТЬ НАГРУЗКИ. ЗОНЫ ИНТЕНСИВНОСТИ
Зоны | ЧСС | Направленность |
I зона | 130-135 уд/мин | Активное восстановление, не оказывает воздействия на повышение тренированности |
II зона | 131-155 уд/мин (юноши) 136-160 уд/мин (девушки) | Поддержание тренированности, улучшение функции ССС |
III зона | 156-175 уд/мин (юноши) 161-180 уд/мин (девушки) | Повышение уровня выносливости (увеличение МПК, начало анаэробного обмена, накопление лактата) |
IV зона | 176-187 уд/мин (юноши) 181-200 уд/мин (девушки) | Развитие специальной выносливости (достижение максимального потребления кислорода и накопления лактата в крови)
|
V зона Зона максимальной интенсивности | Повышение специальной работоспособности, развитие скоростных возможностей. Продолжительность нагрузки 2,5 мин вызывает усиление гликолиза, а 20 с оказывает воздействие на алактатный механизм энергообразования. |
НАПРАВЛЕННОСТЬ НАГРУЗКИ РЕЖИМЫ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ
Аэробный | 110-155 уд/мин | Мышечная работа, в ходе которой энергообмен осуществляется за счет аэробных реакций |
Смешанный | 156-187 уд/мин | Мышечная работа, в ходе которой энергообмен осуществляется за счет анаэробных и аэробных реакций |
Анаэробный | 188 уд/мин и выше | Мышечная работа, в ходе которой энергообмен осуществляется за счет анаэробных реакций |
ФИЗИЧЕСКАЯПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка. Одной из задач ОФП является расширение функциональных, двигательных возможностей и укрепление опорно-двигательного аппарата с учетом специфики спортивной гимнастики как особого вида спорта. Особенно важную роль ОФП занимает в работе с детьми в группах начальной подготовки. В дальнейшем ОФП начинает играть роль важного вспомогательного, кондиционного средства, содействующего поддержанию должного физического состояния, оздоровления и реабилитации занимающихся.
Специальная физическая подготовка. СФП – процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств.
Наиболее важным аспектом СФП является комплексное развитие физических качеств в специальных режимах работы.
Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей, необходимых для занятий – одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки.
СФП должна соответствовать принципу опережающего развития и быть тесно связанной с технической подготовкой.
Установлено, что СФП наиболее эффективна, когда осуществляется в единстве с ОФП. При этом их соотношение зависит от этапа подготовки.
Главным методом педагогического контроля за СФП является тестирование – строго определенная процедура проведения испытаний и оценки состояния баскетболиста с помощью тестов.
Успешность тестирования зависит от соблюдения требований к организации и методике данной работы. Одним из них является строгое соблюдение возрастным данным баскетболиста.
Практический программой материал подготовки используем из «ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ДЮСШ, СДЮШОР» допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту в 2006г.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОМУ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ
Этапы | Стадии | Задачи обучения | Методы | Ожидаемый результат | Уровень усвоения |
I. Начальное обучение | 1.Создание представления об упражнений и установка на овладение им | 1.Сообщить название упражнений 2.Объяснить значение их выполнения 3.Показать в целом 4.Провести опробование | Словесный Наглядный Практический | Понимание, выполнение по объяснению и показу | I |
2.Формирование первоначального умения | 1.Научить основам техники 2.Формировать общий ритм движений | Повторный Расчлененный Целостный | Умение выполнить упражнение в упрощенном виде | II | |
II. Углубленное разучивание | 3.Уточненные двигательные действия | Научить правильному выполнению деталей упражнения | Расчлененный Специальные упражнения | Умение выполнять упражнение в целом на результат | III |
4.Частичная автоматизация | Закрепить выполнение ведущего звена и отдельного элемента | Повторный Расчлененный Контрольный | |||
5.Полная автоматизация | Закрепить выполнение упражнений в целом | Повторный Контрольный Целостный | |||
III.Совершенствование техники выполнения | 6.Формирование развитого умения | Обучать выполнению в реальных условиях с акцентом на качество | Целостный Сопряженного действия Максимальных усилий Игровой Соревновательный | Умение надежно выполнять упражнения в различных условиях | IV |
7.Формирование совершенного движения | 1.Обучать в различных и экстремальных условиях 2.Совершенствовать индивидуальность выполнения | Целостный Вариативный Игровой Соревновательный | Умение надежно выполнять упражнения и приспосабливать к различным условиям |
Последовательность решения образовательных задач:
обучение (техническим приемам в первой половине основной части), закрепление, совершенствование.
Последовательность решения задач в смешанном учебном занятии:
техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, выносливость, волевые качества.
Последовательность развития двигательных качеств:
быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ
Признаки | Небольшое физиологическое утомление | Значительное утомление (острое переутомление I степени) | Резкое переутомление (острое переутомление II степени) |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (выше пояса) | Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже |
Дыхание | Учащенное (до 22-26 в 1 мин на равнине и до 36 – при подъеме на гору) | Учащенное (38-46 в 1 мин), поверхностное | Очень учащенное (более 50-60 в 1 мин.), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием |
Движение | Бодрая походка | Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше | Резкие покачмвания при ходьбе, появление Некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движеня |
Общий вид ощущения | Обычный | Усталое выражение лица,небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему | Изможденное выражение лица, сильная сутулость (вот-вот упадет). Апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации). Учащенное серцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота |
Мимика | Спокойная | Напряженная | Искаженная |
Внимание | Четкое, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения | Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды |
Пульс, уд/мин. | 110-150 | 160-180 | 180-200 и более |