Программа «Сто дорог — одна твоя» (система работы классного руководителя)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Карымское»
Программа
«Сто дорог – одна твоя»
Система работы классного руководителя
«Ранняя профессиональная ориентация обучающихся 7-9 классов»
Разработал: классный руководитель,
учитель технологии высшей категории
Волкова Г.Ю.
2021г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профориентации |
Назначение программы | Проведение комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединенных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся |
Проблема | Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора |
Основание для разработки программы | Закон «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» ФГОС |
Цель программы | актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии; оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. |
Основные задачи | - сформировать у обучающихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии; - сформировать у обучающихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности; - научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии; - повышать информированность обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров. |
Принципы реализации программы | - Связь профориентации с жизнью, трудовой подготовкой и практикой - Систематичность и преемственность в профориентации - Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, профессиональных учебных заведений - Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей учеников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них) - Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов) - Учет возрастных и психологических особенностей детей. |
Сроки реализации программы. Место реализации | Сроки реализации программы: 2020- 2023 Место реализации программы: МОУ «СОШ №2 п.Карымское» |
Целевые группы | Обучающиеся 7-9 классов Родители Педагоги, администрация школы, классные руководители |
Перечень основных направлений программы | - Развитие мотивации самопознания, побуждение обучающихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей. - Оказание содействия социальному становлению старшеклассников; - Коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации. |
Методы и формы работы с классным коллективом | рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др.. |
Этапы успешной реализации программы | I этап – организационный (2020-2021 уч. год) II этап – основной (2021- 2022 уч. годы) III этап – итоговый (2022-2023 уч. годы) |
Ожидаемые результаты | Личностные: потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности; в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города; способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников; умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы; об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; развитие ценностного отношения подростков к труду. II. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей; умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах); формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта. Познавательные: навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями; критическое оценивание содержания и форм современных текстов; овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе; приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи; умение находить общее решение и разрешать конфликты; о правилах конструктивной групповой работы; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности; соблюдение норм публичной речи в процессе выступления. III. Предметные Обучающиеся научатся: владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; приобретение опыта исследовательской деятельности; Обучающиеся получат возможность научиться: участвовать в исследовательских работах; знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; иметь представление о правилах проведения исследования; получение первоначального опыта самореализации. С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня: |
Пояснительная записка
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа определяет основные пути развития формирования у подростков профессионального самоопределения.
Актуальность проблемы. Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
2. Нормативное обеспечение программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
3. Цели и задачи профориентационной работы
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии; оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать у обучающихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
- сформировать у обучающихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
- повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
4. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы
Основными методами, знакомящими профориентационной работы являются:
- урок в учебных мастерских (на производственных комбинатах) с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией в ходе урока или лабораторно-практического занятия.
- профориентационный урок имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. На профориентационных уроках рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют различные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограмм, отчетов о профориентационных мероприятиях.
- рассказ его используют для сообщения данных о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях к данной профессии, к психофизиологическим качествам личности и др.
- объяснения используют для сообщения особенностей различного рода трудовой деятельности, правила выбора профессии и т. д. При этом вводятся новые понятия и термины (профессия, профессиограмма т.п.), демонстрируются учебные таблицы, схемы, диаграммы. Рассказ и объяснения должны быть достоверными, четкими и доказательными, а изложение материала - коротким, но эмоциональным, логично построенным.
- профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Она должна быть логически связана с учебным материалом и подготовлена заранее. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учащихся, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной окраски беседе добавляют цитирование известных ученых, изобретателей, писателей, соответствующие теме беседы, применение наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна соответствовать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих учащихся.
- наглядные методы профориентации. Демонстрация объектов, изучаемых, может служить не только подтверждением изложенного материала, но и источником знаний (например, наблюдение за трудом рабочих во время экскурсии). Здесь возможны несколько видов демонстрации: - натуральные объекты (изделия, выполненные учащимися и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы; - изображения объектов (картины, плакаты, диапозитивы, фильмы и т.д.) - приемы работы при лабораторно-практических занятий.
- просмотр и обсуждение художественных фильмов, телепередач профориентационного содержания. Прежде преподаватель должен сам посмотреть фильм (передачу), оценить их содержание, познавательное и воспитательное значение для молодежи, определить, какая подготовительная работа с учащимися должна быть проведена. Такие коллективные просмотры и обсуждения передач и фильмов учат молодежь правильно понимать их содержание, способствуют развитию профессионального интереса.
- профессиографические экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения.
Профессиографическая экскурсия как форма профориентационной работы дает возможность молодежи непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Эффективность экскурсии зависит, в частности, от целесообразного выбора места, времени, формы ее проведения в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Если не придерживаться этих требований, то у учащихся может нарушаться процесс формирования положительных мотивов выбора профессии, могут накапливаться ошибочные представления об определенных видах деятельности и, соответственно, состоять негативное представление о них.
5. Принципы реализации программы
- Связь профориентации с жизнью, трудовой подготовкой и практикой
- Систематичность и преемственность в профориентации
- Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, профессиональных учебных заведений
- Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы
- Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей учеников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них)
- Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов)
- Учет возрастных и психологических особенностей детей.
6. Перечень основных направлений
- Развитие мотивации самопознания, побуждение обучающихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей.
- Оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
- Коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
7. Ожидаемые результаты
Личностные:
- потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
- в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
- умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
- об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- об основах здорового образа жизни;
-развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в исследовательских работах;
- знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- иметь представление о правилах проведения исследования;
- получение первоначального опыта самореализации.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
8. Этапы реализации программы
Сроки реализации Программы: 2020 - 2023 годы
I этап: проектный – 2020 -2021чебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу.
2.Разработать и утвердить программу по профориентации обучающихся.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2021-2022 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.Обогатить содержание профпросвещения.
3.Развивать ученическое самоуправление.
4.Разработать методические рекомендации по профориентации.
5.Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6.Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7.Проводить мониторинг реализации программы.
8.Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – 2022-2023 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы школы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
9. Работа с родителями
Форма проведения | |
Система учебных заведений | Беседа педагога - психолога, социального педагога |
Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи | Индивидуальные консультации педагога - психолога |
Медицинские противопоказания при выборе профессии | Беседа врача |
Роль здоровья в выборе профессии | Беседа педагога - психолога |
Типы учебных заведений | Беседа педагога – психолога, социального педагога |
Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов | Рассказ |
Тема собрания | Форма проведения |
Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей | Круглый стол. |
Мир профессий, окружающих ваших детей | Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе. |
10. Тематическое планирование
1 год обучения
7 класс (10 часов)
Содержание программы
1 Введение. Знакомство. Мои личные профессиональные планы. (1 час)
2. Интересы и склонности в выборе профессии. Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э. ( 1 час)
3 .Правила выбора профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. (1 час)
4. Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. (1 час)
5.В каких учебных заведениях можно получить профессию? На работу устраиваемся по правилам. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») (1 час)
5 «Быть нужным людям…» Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» (1 час)
6. Исследование «Необычная творческая профессия». (1 час)
7.Рабочие профессии. 22. Жизненно важная профессия. Профессия, охраняющая общественный порядок. (1 час)
8. «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и работал………» (1 час)
9. Экскурсия на предприятия нашего района. (1 час)
10. Творческий проект "Моя будущая профессия" (1 час)
2 год обучения
8 класс (10 часов)
Содержание программы
1. Свойства нервной системы и темперамент. Память. Внимание. Мышление.(1час)
2.Эмоциональное состояние личности. Саморегуляция. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. (1 час)
3.Современный рынок труда и его требования. (1 час)
4. Мотивы и основные условия выбора профессии. Что требует профессия от меня? (1 час)
5. Вводное занятие. Анкета «Планы на ближайшее будущее». (1 час)
6. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций.(1час)
7.Стресс и тревожность. Определение типа мышления. Внимание и память (1час)
8. Мой психологический портрет. (1 час)
9. Классификация профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. (1 час)
10.Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей профессии»
(с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных резюме.
3 год обучения
9 класс (10 часов)
Содержание программы
1. «Что изучает профориентация». (1 час)
2.«Рынок образовательных услуг и рынок труда в Забайкальском крае. «Образовательная карта учебных заведений региона. (1 час)
3. «Классификация профессий». «Формула профессии. Анализ профессии». Практическая работа по анализу профессии». (1 час)
4.«Характер и моя будущая карьера». «Практическая работа по самоанализу своих способностей». (1 час)
5. Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». (1 час)
6.Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС.
Деловая игра «Кадровый вопрос». (1 час)
7. «Твой профильный класс». «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». (1 час)
8. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». (1 час)
Тест «Карта интересов».
9. «Резюме». Практическая работа по написанию резюме. (1 час)
Схема написания резюме. Варианты резюме
10. Итоговый урок. Эссе «Мой выбор – моя судьба». (1час)
Список используемой литературы
Концепцией Модернизации российского образования;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008г.№1662-р)
Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
Конституция РФ
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Трудовой кодекс
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ
ФГОС
Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984
Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.
Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.
Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол.правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». - 2008. - № 2. – С.34-38.
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб.пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
Технология: твоя профессиональная карьера :дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвящение, 2008. – 111с.
Ссылки на тесты, классные часы, методические разработки по профориентации
1. https://proforientator.ru/tests/
3. https://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/proforientation
4. https://infourok.ru/sbornik-klassnih-chasov-po-proforientacii-2756540.html
5. https://урок.рф/library/klassnij_chas_professionalnogo_samoopredeleniya_dlya_161128.html
7. https://mozheykovo.schools.by/pages/metodicheskaja-kopilka-po-proforientatsii
Рассказы обучающихся о профессиях родителей
Рассказ Арефьева А.- ученика 7 «а» класса
Моя мама Анашкина Олеся Алексеевна - работает дежурным по станции п.Карымское в её обязанности входит организация приём и отправление поездов, обеспечение безопасности движения поездов, а так же контроль за закреплением поездов , размен электровозов, осуществление маневровой работы -отцепка и прицепка грузовых и пассажирских поездов, обеспечение организации «окон» - ремонтных работ на путях, стрелочных переводов и меж стрелочных участков станции и прилегающих перегонов к станции.
За добросовестный, многолетний и безупречный труд в хозяйстве управления движением железнодорожной отрасли, в 2020 году мама была награждена благодарностью начальника дороги.
Рассказ Юринской А.- ученицы 7 «а» класса
Моя мама Лебедева Елена Юрьевна – работает на ст. Карымское, оператором сортировочной горки. Работа заключается в том, что мама должно переводить стрелки на железной дороги определённого участка. За добросовестный труд мама была награждена благодарностью начальника дороги, за добросовестный труд в железнодорожной отрасли.
Рассказ Маякиной В. Ученицы 7 «а» класса
Моя мама Маякина Лариса Валерьевна – работает на ст. Карымское в железнодорожной отрасли, по специальности нарядчик локомотивных бригад.
Должностные обязанности моей мамы заключается в том, что в составление графика взрывного режима работы поездных бригад, для обеспечения беспрерывного движения грузовых поездов, а так же вызова бригад на точки заказа.
На данный момент мама исполняет обязанности старшего нарядчика локомотивных бригад, работа заключается в том, в составлении отчётов нарушениям, а так же работа с нарушающими данными необходимыми для корректировки нарушения работы, формирование бригад, корректировка маршрутов, составление протоколов и другая работа.
В декабре 2020 года мама была награждена грамотой – «Лучший нарядчик -2020 г.».
Рассказ Варламовой В. Ученицы 7 «а» класса
Моя мама работает в государственном учреждении социального обслуживания Карымский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Прометей» Забайкальского края, на базе этой организации 22 ноября 2019 года открыт центр активного долголетия «Серебряный возраст», мама, специалист по социальной работе, основная её задача, при работе с пожилыми людьми, является организация досуга, вовлечение их в культурную, творческую деятельность, благодаря чему пенсионеры могут вести интересную и полноценную жизнь.
Формами культурно-массовой работы с пенсионерами и ветеранами являются: организация конкурсов, выставок, творческих встреч и вечеров. Работа клубов и любительских объединений.
Для пожилых людей устраиваются посиделки, чаепития, встречи. Эти мероприятия становятся для них поводом собраться вместе. Люди пенсионного возраста занимаются в различных кружках и клубах по интересам, которые организовывает моя мама.
Решилась такая проблема как дефицит общения посредством организации их досуга и создание условий, при которых граждане пожилого возраста ощущают, что о них помнят, их ценят и уважают. Ведь правильная организация досуга улучшает состояние и настроение пожилого человека, успокаивает и даже пробуждает оптимизм. Кроме того, интересное времяпровождение избавляет от чувства одиночества, ведь главное в этой жизни – быть кому-то нужным. С пожилыми людьми мама проводит разнообразную, творческую, насыщенную работу.
Рассказ Филимоновой К . ученицы 7 «а» класса
Меня зовут мне Ксения, мне 13 лет. Моя семья небольшая – я, мама, папа, мои собака Тэсси и попугай Кеша. У каждого из нас есть любимое дело. Помимо школы, я хожу в художественную школу и на уроки игры на гитаре, Тэсси и Кеша веселят нас и учат меня ответственности, а мои родители работают.
У мамы, Марины Сергеевны, несколько профессий, по образованию она психолог, фельдшер, а также окончила магистратуру по филологии, по ее словам ей это было необходимо и очень помогает в работе сегодня. Напрямую, мама не работает по своей специальности, она заведующая здравпунктом эксплуатационного локомотивного депо. В детстве мама не мечтала о какой-то одной профессии, но всегда хотела нужную людям работу, чтобы помогать им, а также она любит работать с документами, составлять отчеты, контролировать рабочий процесс.
Работая в своей должности сегодня, она успешно все это сочетает. Ее деятельность – это сочетание менеджера и медицинского работника. Моя мама руководит работой здравпункта пред рейсовых, после рейсовых осмотров, т.е. контролирует и несет ответственность за состояние и здоровье сотрудников ж/д транспорта перед их выходом на работу. Она ведет документацию, составляет статистические данные, анализирует работу подразделения, готовит различные доклады на медицинских форумах, проводит занятия по оказанию неотложной помощи среди работников локомотивных бригад. Также мама взаимодействует с кабинетом охраны труда локомотивного депо, принимает участие в разработке сан-эпид режима, осуществляет контроль за его исполнением. Если необходимо, она сама проводит осмотры, оказывает первую неотложную помощь. Ее образование, несомненно, помогает ей в ее работе: будучи психологом, она всегда находит подход к людям, знает, как выстроить отношения и разрешить различные ситуации; профессия фельдшера дает ей право на медицинскую деятельность, оказывать помощь и проводить осмотры; а филологическое образование пригождается в написании докладов, выступлениях на форумах и конференциях, составлении отчетов, проведении занятий с персоналом и работниками локомотивного депо.
Моя мама очень ответственный и высококвалифицированный специалист, пользуется несомненным уважением в коллективе. За время работы ее награждали большим количеством грамот и благодарственных писем, среди них – за добросовестный труд и безупречную работу, за проявленную инициативу, а также, неоднократно она становилась работником года. Моя мама любит свою работу, очень ответственно к ней относится, постоянно повышает свою квалификацию, так как в ее сфере это необходимо – в медицине постоянно нужно знать и владеть новыми методами диагностики, быть в курсе всех новшеств, изучать опыт коллег.
Мой папа, Сергей Михайлович, по профессии инженер.
Он с детства интересовался техническими науками, а так как в нашем регионе ОАО «РЖД» – это самый популярный работодатель, то папа и выбрал для обучения сначала железнодорожный техникум, а затем окончил университет путей сообщения, получив профессию инженера. Некоторое время он работал в сфере вагоноремонтных работ, но уже несколько лет работает машинистом электропоезда, это специалист управляющий поездами на железных дорогах. Папа может водить поезда дальнего следования, перевозить грузы и пассажиров на тысячи километров. Работа машиниста очень ответственная, он должен вести поезд точно по графику, соблюдать не только правила движения, но и обязательно следовать сигналам светофора, но самое главное – он несет полную ответственность за пассажиров или груз. Поезда двигаются с огромной скоростью, но все равно нужно видеть дорожные знаки, показания приборов в кабине, и это требует постоянного напряжённого внимания. Папа водит грузовые поезда, состав поезда достигает нескольких сотен метров в длину, и весит несколько тысяч тонн. Работа папы очень нужная и ответственная, потому что перевозки необходимы нам, без них невозможно представить нашу жизнь. У моего папы высокое чувство ответственности, он очень быстро реагирует на разные ситуации. Ему нравится его работа, хоть она с ненормированным графиком – он может уходить на работу в любое время суток, и не важно какая погода за окном или праздник. Образование инженера помогает папе в его деятельности. Он прекрасно разбирается в схемах и чертежах, знает, как устранить неполадки в работе электровоза. Мой папа очень грамотный работник, его постоянно поощряют на работе, его ценит и уважает коллектив.
У моих родителей нужные и ответственные профессии и работа, и они всегда стараются выполнять ее максимально хорошо. Я не могу сказать, что я определилась со своей будущей профессией, у современного поколения выбор намного больше. Возможно, я, как и мои родители получу несколько образований, в соответствии с моими интересами, а потом уже определюсь в какой области буду работать.