Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–11 классов «Домисолька»
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №25 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по «ДОМИСОЛЬКЕ» для обучающихся 5-11 классов Разработали: Король Наталья Анатольевна Вихоревка | | |
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный план 3
3. Календарный учебный график 3
4. Содержание программы 3
5. Тематическое планирование 4
6. Планируемые результаты обучения: 10
7. Оценочные материалы 11
8. Методическое материалы 12
Дополинительная общеразвивающая программа «Домисолька» разработана на основе программы авторов Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа реализуется в сетевой форме)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Программа «Домисолька» по эстрадному вокалу, вокальному творчеству реализуется в художественной направленности. Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях творческих способностей. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Дополнительная общеразвивающая программа «Домисолька» предназначена для обучающихся 5-11 классов Школы-интерната №25 ОАО «РЖД». Возраст обучающихся: 11-17 лет.
Программа рассчитана на 2 года.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 – 15 минут
Форма организации образовательного процесса направлена на достижение цели, реализацию образовательных и развивающих задач, на развитие творческих способностей детей.
Формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 432 учебных часов.
Всего: 1 год 144 часа, 2 год 144 часа
Направленность данной программы – художественной направленности
Целью программы является приобщение ребёнка, развитие мотивации к творчеству; средствами искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию;
- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить вокальный слух;
- развить преодоление мышечных зажимов;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
2.2Пение учебно-тренировочного материала:
2.3 Пение импровизаций
3. Слушание музыки:
4. Музыкальная грамота:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Вводное занятие.
Экскурс в историю музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство с перспективой занятий вокального объединения «Домисолька». Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.
Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня – раскрытие ее значения как выразительницы прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку (музыкальному и вербальному), русской культуре в целом. Использовать народный материал для формирования у воспитанников патриотизма и интернационализма.
Классика – краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация. Раскрытие многообразия и богатства певческой деятельности народов России и других стран в яркой, доступной для воспитанников форме с опорой на их опыт. Продолжить знакомство с правилами пения и охраны голоса.
Современная песня – сообщение о композиторе, об авторе слов (биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально – выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни. Начальный этап формирования вокальных знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально – певческого развития. Начало формирования всех основных вокальных навыков с самого первого занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно – активному, экономному выдоху.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели. Мелодические распевания на слог. Распевания закрытым ртом. Распевания, развивающие диапазон, артикуляцию. Определение природных музыкальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты интонирования. Формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений и распевания. Дыхание и его значение в вокальном искусстве. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Пение учебно-тренировочного материала. Инструктирование — образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития каждого ребенка.
2.3 Пение импровизаций:
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос «как тебя зовут?», «музыкальный разговор», игра во фразы – догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Даются также импровизации на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизаций.
Народная песня – формировать навыки пения без сопровождения и с сопровождением. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения. Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни.
Классика – краткий рассказ о композиторе с указанием и прослушиванием других его произведений для детей. Знакомство с музыкальными стилями различных композиторов. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов. Продолжить формирование вокальных навыков: музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, в работе над репертуаром. Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Современная песня – на песенном материале продолжить обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона. средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Правила охраны голоса в предмутационный период.
3. Слушание музыки: Прослушивание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально – эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально – осознанного восприятия музыкального произведения. Прослушивание произведений. Разговор об особенностях музыкально – выразительных средств данных произведений. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями. Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов. Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Музыка России XX века. Использование иллюстраций.
4. Музыкальная грамота:
Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем. Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умений.
Планируемые результаты обучения:
конце 1 года обучения:
Учащийся должен уметь:
- учащиеся хорошо знают типы дыхания, певческую установку; - чисто интонировать в пределах октавы.
Учащийся должен исполнять:
У учащихся выработан навык пения на опоре, - чистая интонация, - выполняют динамические нюансы,
- грамотно делает фразировку.
- у учащихся выработана эстрадная манера пения, унисон. - знают всю программу ансамбля и свою партию.
конце 2 года обучения:
Учащийся должен знать:
- особенности академического, эстрадно - джазового, бардовского пения, различает ука-занные выше манеры пения на слух;
типы дыхания, певческую установку Учащийся должен уметь:
пользоваться смешанным режимом работы голоса (микст) и нижне - реберным диафраг-матическим типом дыхания.
правильно формировать гласные, четко и ясно произносить согласные в процессе испол-нения.
знает свою вокально-хоровую программу и свою партии
Учебный план на I год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | | |
2 | Входной контроль. | 2 |
| 2 | тестирование. |
3 | Вокально-хоровые работы | 20 | 6 | 14 | |
4 | Пение произведения | 44 | 10 | 34 | |
5 | Пение учебно-тренировочного материала: | 17 | 4 | 13 | |
6 | Пение импровизаций | 15 | 6 | 9 | |
7 | Текущий контроль. | 2 | 1 | 1 | зачет по партиям |
8 | Слушание музыки: | 15 | 4 | 11 | |
9 | Музыкальная грамота: | 13 | 4 | 9 | |
10 | Итоговая аттестация. | 2 | 1 | 1 | собеседование, зачет по партиям |
11 | Отчетный концерт, постановка музыкальной композиции. | 10 | 4 | 6 | |
12 | Итоговое занятие – анализ выступления, рефлексия деятельности за год. | 2 |
| 2 | |
| Итого: | 144 | 42 | 102 | |
Календарный учебный график
Раздел/месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Вводное занятие. | 2 | | | | | | | | |
Входной контроль. | 2 | | | | | | | | |
Вокально-хоровые работы | | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | | |
Пение произведения | 2 | 2 | | | 4 | 2 | 4 | 8 | 8 |
Пение учебно-тренировочного материала: | 2 | | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | |
Пение импровизаций | | 2 | | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Слушание музыки: | 2 | 4 | 2 | | 2 | 2 | | | |
Музыкальная грамота: | | 2 | | 2 | | 2 | | | |
Текущий контроль. | | | | 2 | | | | | |
Вокально – хоровая работа | 2 | 2 | 4 | | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Концертно-исполнительская деятельность. | | | | | | 2 | 2 | 2 | |
Итоговая аттестация. | | | | | | | | | 2 |
Отчетный концерт, постановка музыкальной композиции. | | | | | | | | | 2 |
Итоговое занятие – анализ выступления, рефлексия деятельности за год. | | | | | | | | | 2 |
Всего | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Каждый участник вокального ансамбля Домисолька проходит три раза за учебный год индивидуальные прослушивания с целью отслеживания динамики вокального развития, выявления проблемных моментов (слуховые, интонационные, ритмические трудности, отсутствие координации между слухом и голосом, голосовые зажимы и др.) для оказания своевременной педагогической помощи. Результаты прослушиваний отражены во входном, текущем контроле, итоговой аттестации.
Виды контроля:
Входной
Текущий
Итоговая аттестация
Формы контроля:
Формы входного контроля: тестирование.
Формы текущего контроля: зачет по партиям.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
тестирование, зачёт по партиям.
Оценочные материалы
Виды контроля и аттестации:
Входной контроль проводится в начале каждого учебного года обучения в форме творческого показа, выполнения игр и упражнений.
Текущий контроль проводится два раза в год по каждому разделу в форме практической работы – показ творческих работ, упражнений и этюдов. Самостоятельный показ упражнений и этюдов на заданную тему. Практическая работа: показ упражнений, произношение скороговорок, чтение стихотворений и прозы.
Промежуточная аттестация проходит один раз в год в форме показа инсценированных стихотворений или пьесы на тему знакомых сказок, одноактного спектакля.
Итоговая аттестация проходит в конце обучения в форме творческого отчета или показа одноактного спектакля.
Формы контроля:
Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми результатами: практическая работа, самостоятельная работа, творческий показ, спектакль, анализ продуктов творческой и социальной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях.
Системы оценивания:
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок:
За учебное полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке «2».
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке «3».
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3 программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Методические материалы
Образовательные технологии на занятиях по вокалу Занятия по программе предполагают применение следующих технологий:
Технология личностно-ориентированного обучения
процессе обучения идёт развитие личностных особенностей учащегося, раскрытие его природного дара – голоса. Во главу угла ставится самобытность ребёнка, его само ценность. При составлении репертуарного плана ребёнка на год учитываются его индивидуальные особенности, уровень вокальной подготовки. Произведения подбираются доступного уровня сложности. Форма работы на уроке – индивидуальная. Преобладающий метод обучения – познавательный, через самостоятельную певческую деятельность. Позиция ребёнка на уроке – активно - инициативная. Учитель совместно с учащимся ищет вокально-технические приемы для осуществления художественно-исполнительского замысла вокального произведения (подачу звука, темп, динамику, фразировку, и т.д.) Отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рас-сматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Форма урока по программе «Эстрадный вокал (соло) – индивидуальная, что даёт возможность для учёта индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения, для создания психолого-педагогических условий развития каждого ребенка в отдельности.
Технология художественных КТД (художественно-эстетическое творчество)
Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. На занятиях по вокалу можно рекомендовать следующие КТД: творческие вокальные конкурсы, концерты, творческий отчет. Для подготовки коллективного творческого дела солистов, обучающихся в студии, необходимо собрать вместе и обсудить вопросы подготовки КТД. Подготовка концертного выступления – совместный творческий процесс педагога и учащихся, в котором ребята исполняют друг перед другом свои вокальные произведения и совместно обсуждают плюсы и минусы исполнения друг друга. Затем совместно находят пути устранения недочетов каждого солиста.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских
основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, толерантного
отношения к другим людям. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни.
Гуманно-личностная технология Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической
сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви
ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы
Технология сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология «Создание ситуации успеха»
Для творческих ребят, занимающихся вокалом, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. В процессе урока педагог поощряет даже небольшой успех учащегося, его личные достижения при исполнении какого-либо вокального упражнения или произведения.
Здоровьесберегающиe технологии.
Непосредственно сам процесс пения несет оздоравливающую функцию. Ученые из Франкфуртского университета доказали, что пение укрепляет иммунную систему и улучшает настроение поющих.
Во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым человек ощущает покой и радость. По мнению ученых, пение приводит в движение находящиеся в мозге «молекулы, ответственные за эмоции» поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков.
На занятиях по программе используются механизмы действия лечебной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая перестраивает стереотип дыхательных движений, восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании
фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом. Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела - руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
Приемы и методы организации осуществления учебно-воспитательного процесса
Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизированным видам деятельности.
На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на какомлибо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
Словесные - беседа, объяснение, анализ текста и структуры вокального произведе-ния;
Наглядные – показ педагогом приёмов исполнения;
Практические – вокально-тренировочные упражнения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративные (демонстрация музыкального материала педа-
гогом) При этом показ мелодии голосом учитель должен сочетать с объяснением тех-нологии способов звукообразования, вовлекая детей в обсуждение характера звуча-ния и интерпретации исполняемых произведений.
Репродуктивные(воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание).Признавая неоспоримое значение репродуктивного метода, особенно в работе с детьми, не следует допускать, чтобы пе-ние по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а было осо-знанным процессом.
5.Частично - поисковые (решение поставленной задачи совместно с педагогом) С це-лью формирования у детей способности к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По заданию учителя дети должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества.
Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои методы, от-ражающие специфику певческой деятельности:
концентрический,
фонетический,
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным,
метод внутреннего пения (пения на основе представления,
сравнительного анализа и др.
По названию метода можно судить о его сущности.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1. наличие просторного, проветриваемого, хорошо освещённого помещения - репетиционного зала со сценой;
2. компьютер;
3. записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
4. репертуарные сборники - нотный материал;
5. наглядные пособия, дидактические пособия;
6. стулья, лавочки для хористов.
Учебно –методический комплекс
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Приложение к программе по вокалу
Примерный репертуарный план
(вокальная группа)
«Колечко» народная песня
«Тонкая рябина» народная песня
«У церкви стояла карета» народная песня
«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
«А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б. Ахмадулина
«Чёрное и белое» муз. Э. Колмановский, сл. М. Танич
«Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов
«Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной
«Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой
«Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой
«Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник
«Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина
«Вместе песню запоём»
«Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой
«Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной
«Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой
«Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский
«Планета детства» муз. и сл. В. Цветков
«Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева
«Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов
«Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков
«Письма» муз. и сл. К. Попов
«Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов
«Зачем это лето» муз. А Костюк, сл. В Степанов
«Утро туманное» муз. А. Абаза, сл. И. Тургенев
«Цветные сны» муз. М. Дунаевский
«Песенка о погоде» муз. А. Петров, сл. Э Рязанов
«Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика»
«Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов
«На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская
«Поздняя любовь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Случайный вальс» муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский
«Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов
«Мама – Мария» муз. и сл. А. Губин
«Новогодняя ночь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Ветром стать» муз. и сл. Макsим
«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
«Дорогой длинною» муз. Б. Фомин, сл. К. Подревский
«Дороги России» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. Агранович
«Я люблю тебя» муз. и сл. К. Лель
«Куда уходит детство?» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв
«Ромашки» муз. и сл. З. Рамазанова
«Зимний сон» муз. и сл. А. Шевченко
«Верность» муз. А. Новиков, сл. В. Харитонов
«Ты меня на рассвете разбудишь» муз. А. Рыбников из оперы «Юнона и Авось»
«Девочка, которая хотела счастья» из репертуара группы «Город 312»
«Ещё люблю из репертуара группы «A' Studio»
«Тонкая рябина» народная песня
«С чего начинается Родина?» муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский
«Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов
«Я у бабушки живу» муз. Э. Ханок, сл. И. Шаферан
«Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц
«Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин
«Золотая свадьба» муз. Р. Паульс, сл. И. Резник
«Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев
«Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин
«Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов
«Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной
«Игорёк» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Там, за полосой дождя» муз. и сл. П. Степанов
«Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис
«Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попов
«Первая тайна» муз. и сл. ToryYutt
«Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Балаганчик» муз. и сл. В. Осошник
«Лучшее слово на свете» муз. и сл. В. Цветков
«Танго снежинок» муз. и сл. В. Осошоник
«Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин
«Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Не ругайся, мама» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Ты мне снишься» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Нет тебя со мною» муз. А. Варламова, сл.И. Трубочкиной
«Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной
«Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой
«Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой
«Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной
«Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной