Программа внеурочной деятельности «Аленький цветочек» (1–4 классы)
Программа согласована Утверждаю и разрешаю
на методическом объединении к использованию.
учителей начальной школы. Директор МОУ школы № 32
Протокол № ____ от _____________ О.В. Федорахина__________
Зам. директора по УВР Т.М. Парман ______ Дата ____________________
Руководитель МО В.М. Дронова __________
Программа внеурочной деятельности
«Аленький цветочек»
( 1-4 классы)
Направление программы –
духовно-нравственное
Составитель:
Чибилькаева О.Ш.., учитель начальных классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень - историко-культурологическое содержание.
Программа охватывает содержание и формы работы в 1-4 классах, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль основной и полной школы. Таким образом, можно по-настоящему обеспечить преемственность в работе на разных возрастных этапах, избежать повторов и усилить именно то содержание, которое актуально для конкретной группы школьников, выделить те формы работы, которые в наибольшей степени отвечают особенностям определенного возраста
Совершенно очевидно, что столь обширная программа требует достаточно подробных комментариев и пояснений, особенно в части ее практического использования. Работа над методическими рекомендациями по каждой подпрограмме приводится. Здесь же излагаются основные положения, помогающие педагогу сориентироваться в материале и выстроить свой план включения в работу. Продумывая ее, необходимо, прежде всего, выбрать те организационные формы, которые отвечают заявленным задачам. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят.
В каждой подпрограмме даются примерные виды работы, предлагается их общее описание. Педагог вправе использовать элементы деятельности, подходящие для всех уровней, или остановиться на наиболее предпочтительном для него варианте.
Важно отметить, что различные коллективные мероприятия, имеющие игровой характер, а также экскурсии и путешествия, могут организовываться как классным руководителем, так и другими педагогами и приглашенными специалистами: работниками музеев, библиотек, родителями. При этом необходимо, чтобы сами ребята принимали активное участие в подготовке таких дел, особенно те из них, кто занимается в различных кружках или секциях. Педагог должен стимулировать их интерес к той или иной проблеме, теме, маршруту, а подростки принимают решение о том, какую игру и в какой форме ее лучше провести. При организации посещений музеев, культурно-исторических заповедников большую помощь могут оказать те из них, кто интересуется работой гидов, экскурсоводов, музейных работников.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Гуманистические ценности, будучи связаны с ценностями христианскими, утверждают, прежде всего, значимость развития человеческой личности. В основе ценностей христианских лежат Истина, Добро и Красота.
Для решения поставленных задач нами использовался набор предельно обобщенных гуманистических ценностей, предложенный В.А.Караковским: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек (Караковский, 1993). По его мнению каждую из них можно охарактеризовать следующим образом:
Земля - общий дом Человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы;
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками;
Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности;
Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая серьезность человека;
Знания - результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Знания ученика - критерий труда учителя;
Культура - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в особенности, духовной жизни людей;
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества;
Человек - абсолютная ценность, “мера всех вещей”, цель, средство и результат воспитания.
Достоинствами данной системы ценностей является ее ориентация на современную школу и современного педагога, общепризнанный характер содержащихся в ней ценностей, высокая степень обобщенности.
Основные идеи, которые составили концептуальную базу программы, нашли воплощение в конкретном содержании организационных формах и методах работы педагогов, включенных в систему внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Стержнем этой системы является историко-культурологический компонент. Это позволяет достаточно гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности, а также избегать размывания основного ценностного ядра образования, имеющегося в нем гуманистического потенциала.
В программе обращение к событиям, явлениям, проблемам подается через знакомство с людьми - выдающимися личностями - героями, художниками, мыслителями, - и теми, кто вроде бы не оставил особого следа в истории, но запомнился своим современникам добросовестным служением делу, добротой и честностью. Такой “персонифицированный” подход позволяет уйти от слишком общих и морализаторских рассуждений, а также усилить эмоционально-образную составляющую воспитания.
Таким образом, содержание программы - это “погружение” в историю и культуру разных времен и народов, попытка увидеть эпоху не только с героической, но и обыденной, комической сторон.
Это знакомство с тем, как люди жили, во что верили, чему радовались и страдали. Это попытка “поговорить” через века, стремление понять другого человека, который жил совсем в другое время, но оказывается очень похож на наших современников. По сути дела в программе предпринимается попытка осуществить “диалог культур”, теоретически обоснованный выдающимися философами и культурологами (М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман,
Д.С.Лихачев, М.К.Мамардашвили, В.С.Библер)
Предлагая взять за основу в работе с учащимися того или иного возраста определенный исторический и культурный пласт, мы не считаем нужным ограничивать педагога какими-то строгими рамками. Более того, программа является по сути своей открытой, т.е. стимулирующей творческую работу всех, кто в нее включился. Это подразумевает внесение определенных изменений в содержание работы, связанных с социокультурными особенностями территории, традициями школы, интересами детей и взрослых. Однако необходимо отметить, что “открытость” программы не означает подмену содержания или смещение основных акцентов, когда региональный компонент при всей его важности и необходимости, по сути дела вытесняет основные темы программы.
Анализ опыта работы многих педагогических коллективов показывает, что, стремясь познакомить ребят с местными героями, художниками, подвижниками, забываются личности, имеющие общенациональное, общероссийское значение (преп. Сергий Радонежский, св. Кирилл и Мефодий и др.). Поэтому так важно продумывать содержание воспитательной деятельности, т.к. именно оно (а не различные педагогические технологии) оказывает основное влияние на формирование мировосприятия человека.
Первый класс
В первом классе целесообразно всю работу построить на основе сказок, так как данная тема наиболее близка первоклассникам. Они только пришли из детского сада и мир сказки им близок и понятен.
Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно:
отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);
отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);
честность (честный – лживый);
смелость (смелый – трусливый).
(Краткое описание этих качеств приводится в приложениях 1 и 2).
В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
Цели программы курса:
Образовательные:
-познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности;
-дать понятие о парности этих качеств (добрый – злой);
-обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества;
-научить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.
Воспитательные:
-формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;
-способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;
-развивать эмпатию;
-способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Методические приемы программы:
-чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;
-проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);
-проведение развивающих и словесных игр;
-рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;
-проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").
Подготовка к занятиям подразумевает поиск и тщательный отбор сказок, отвечающих задачам того или иного занятия. Чтобы облегчить поиск и задать примерное его направление, приводим перечень сказок предлагаемых для использования в работе, а также литературу, где эти сказки можно найти.
Название сказки | Качества личности |
Золушка | доброта – злость; трудолюбие – лень; щедрость – жадность; честность – лживость |
Заюшкина избушка | Честный - лживый |
Козел – стеклянные глаза | Смелый- трусливый |
Два жадных медвежонка | щедрый – жадный, заботливый эгоист |
Как собака друга искала | смелый -трусливый |
Заяц и еж | уважение к людям -высокомерие |
Три поросенка | трудолюбивый – ленивый, смелый -трусливый |
Чьи руки краше? | трудолюбивый – ленивый, заботливый- эгоист |
Почему кот и собака не дружат? | честный -лживый |
Упрямый козленок | заботливый -эгоист |
Король Дроздобород | уважение к людям -высокомерие |
Госпожа Метелица | трудолюбивый – ленивый |
Мороз Иванович |
аккуратный – неряшливый |
Морозко |
добрый – злой |
Литература для детей
Родничок. Книга для чтения детям 4-5 лет. – М., 1993.
Михалков, С. Сказки, пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн.1, 3. – СПб., 1994.
Рассказал барсук лисе. Русские народные сказки. / Сост. Л. Грибова. – М., 1993.
Братья Гримм. Золотой гусь. Вып.1. – СПб., 1992.
Румынские народные сказки. В 3 частях. Ч.1. – М., 1991.
Методические рекомендации по проведению занятий
Занятия целесообразно начинать со сказки Ш.Перро "Золушка", так как в ней представлены герои-антагонисты (Золушка и ее сестры, Золушка и мачеха). Это позволяет сравнить различные черты личности, выявить их парность.
Герои этой сказки обладают теми качествами, с которыми детям необходимо познакомиться. Сказку нужно именно рассказывать, чтобы акцентировать внимание детей на тех или иных качествах, а также, чтобы можно было опустить ненужные в данном случае подробности (тем более, что дети с этой сказкой обычно уже знакомы). Главная героиня сказки "Золушка" выступает образцом поведения для девочек. С кого же брать пример мальчикам? В этом случае на следующем занятии целесообразно проанализировать сказку, где главный герой – юноша, например, "Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо" (см. кн. "Поди туда – не знаю куда. Русские волшебные сказки". – М., 1994. – с.813.)
Далее приводится примерный текст сказки "Золушка" для рассказывания. В скобках выделены те качества, на которые необходимо обратить внимание детей. Текст можно варьировать, например, для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно оставить лишь четыре пары качеств, а именно:
доброта – злость;
трудолюбие – лень;
щедрость – жадность;
честность – лживость.
Золушка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был дровосек, и была у него дочка – красивая, ласковая, добрая.
Жена его умерла, и взял он себе другую. Привела мачеха в дом своих дочерей: были они лицом красивые, но сердцем злые и жестокие. Невзлюбили они отцову дочь. А девушка трудилась с утра до ночи: прибирала в доме, еду готовила, за садом ухаживала; и все у нее получалось, все ладилось (трудолюбие). А еще и сестриц с мачехой ублажала, которые целыми днями только и знали, что перед зеркалом вертеться да ворон считать за окном (лень). Мачехины дочери спали на пуховых перинах, а отцова дочь – у печи, где золу собирали. Оттого и прозвали ее Золушкой. Нелегко жилось Золушке: только она наведет в комнате порядок, поможет сестрам надеть чистые выглаженные платья, причешет их – глядь, уже мусор на полу: там огрызок, здесь фантик от конфеты, платья у сестер помяты, чем-то измазаны, прически растрепаны (неряшливость). А Золушка, хоть и убирала грязь целыми днями, всегда выглядела аккуратной: глаженый передник, волосы красиво убраны под чепчик, да и на кухне – в ее "царстве" – все блестит.
А мачеха с дочерьми все недовольны – целыми днями ругают Золушку на чем свет стоит, все, что ни сделает она – все не так. А мачеха еще и била ее да больше работой загружала (злость).
Принесет отец гостинцы дочерям – Золушка свой гостинец поставит на стол, а сестры свои гостинцы спрячут поскорее, чтоб никто не видел. Золушка всех угощает – ешьте, мать с отцом да сестры! (щедрость), а сестры свои гостинцы съедят втихомолку, чтобы ни с кем не надо было делиться (жадность).
Попросит мать дочерей: "Сходите, мои красавицы, в лес, соберите ягод, варенье сварим". А они ей отвечают: "Что ты, матушка! В лесу волки зубастые – съедят нас, ветви у деревьев колючие – поцарапают нас, кочек много – упадем! Страшно! (трусость). Приходится Золушке одной в лес идти: сердце у нее замирает, так она песенки поет, чтоб не так страшно было (смелость).
А надо сказать вам, дорогие мои слушатели, что правил этим государством молодой принц. И пришла ему пора жениться. Тогда решил он устроить бал, чтобы выбрать на нем себе невесту – самую красивую, самую добрую, самую – самую…. На этот бал были приглашены все жители царства. Засобирались на бал и мачеха со своими дочерьми….
Что тут началось! Достали они из шкафов все свои наряды, стали примерять. Спорят, ссорятся – не дай бог, сестре платье лучше достанется! Золушка с ног сбилась: этой подколи, той поправь, здесь жмет…. Все-таки нарядились дочери. Золушка сделала им красивые прически. Смотрят на себя в зеркало, любуются. А то, что Золушка рядом стоит в стареньком платьице и чуть не плачет, еето на бал не берут! – не замечают. Золушка просит мачеху: "Возьмите меня с собой на бал, хоть в окошко поглядеть на веселье!". А сестры смеются над ней: "Кто же тебя пустит, посмотри на себя: на тебе старое платье, фартук в золе! Разве тебе сравниться с нами, красавицами!" (высокомерие). Так и уехала мачеха и ее дочери на бал, оставив Золушку дома одну. Сидит она, грустит. Вдруг слышит ласковый голос: "Здравствуй, Золушка!" Поднимает голову – и видит прекрасную фею. А фея ей говорит: "Не печалься, ты поедешь на бал!". Взмахнула фея волшебной палочкой раз – и тыква на грядке превратилась в карету, взмахнула второй – полевые мыши превратились в четверку запряженных лошадей, взмахнула третий – появился важный кучер. Золушка смотрела на все эти превращения, затаив дыхание, и не верила своим глазам! А фея подошла к ней, провела волшебной палочкой по ее старому платью, и превратилось оно в дорогой наряд невиданной красоты!
Горячо поблагодарила Золушка фею и собралась уже ехать на бал, да вот беда – на ногах у нее остались огромные деревянные башмаки! Тогда фея сказала: "Милая Золушка, не огорчайся, я подарю тебе хрустальные туфельки, которые принесут тебе счастье! Теперь ты можешь ехать на бал, но помни, что ровно в 12 часов, когда часы пробьют полночь, карета снова превратится в тыкву, лошади – в мышей, а твое нарядное платье станет опять старым. Помни об этом!"
Приехала Золушка на бал. А там столько народу! И все веселятся, танцуют. Увидела она и своих сестер с мачехой: они громко рассказывали окружающим о том, какие они умелые хозяйки – и поесть приготовят, и в доме приберут, одним словом, кто посватается к ним – не пожалеет (лживость).
Но и Золушка не осталась незамеченной – все обратили внимание на прекрасную и таинственную Незнакомку. Заметил ее и принц, пригласил на танец. А после танца и вовсе не отходил от Золушки, уж очень она ему понравилась. Да и Золушка тоже влюбилась в принца. Они прекрасно провели вечер: беседовали, танцевали, веселились, гуляли в парке. Золушка не заметила, как пролетело время, и часы пробили 12 раз! Ахнула она и побежала скорее домой, да так торопилась, что потеряла свою хрустальную туфельку!
А принц как ни искал, как ни звал свою Незнакомку, нашел только крошечную туфельку, что потеряла Золушка. Объявил тогда принц свою волю: обойти все государство и всем девушкам примерять эту туфельку, и кому она придется впору, та и станет его женой!
Долго ли коротко ходили слуги в поисках невесты (никому туфелька не подходила, уж больно мала была), наконец пришли они в дом дровосека. Вышла мачеха со своими дочерьми и давай натягивать туфельку то одной, то другой – мала туфелька! Спрашивают слуги: "Нет ли еще кого в доме?" Мачеха и дочери кричат: "Нет!", а дровосек отвечает: "Есть у меня доченька младшая. Я ее сейчас позову". Вышла Золушка, взяла хрустальную туфельку и без труда надела ее. А когда она достала вторую, точно такую же, и надела на другую ногу, все просто ахнули! Радостная весть быстро облетела все государство и долетела до принца.
Золушку привезли во дворец, там они сыграли свадьбу и стали жить – поживать да добра наживать!
Далее в таблице приведено примерное планирование занятий на год. Предложенное количество часов на то или иное занятие может быть изменено по усмотрению учителя.
Во время подготовки к занятиям внимательно прочитайте толковый словарь, раскрывающий значение качеств личности (приложение 2). Этот словарик предназначен для учителя, воспитателя, его не следует зачитывать детям. Он поможет лучше понять смысл того или иного морального качества и правильно разобрать его с воспитанниками.
Например, из этого словаря можно узнать, что трусость не есть наличие страха (плохих эмоций нет), а есть неумение (нежелание) этот страх преодолеть.
Или другой пример: вежливость есть внешнее проявление уважения к людям, следовательно, развивая у детей эмпатию, чуткость, уважение к другим, мы решаем проблему воспитания у них вежливости (человек добрый, уважающий других, не может быть грубым).
Учебно-тематическое планирование
1.Знакомство с моральными качествами; с понятием об их полярности
Рассказать сказку "Золушка". Выделить и обсудить положительные и отрицательные качества личности героя. Рассказать сказку "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо". Подобрать синонимы к качествам личности главного героя. Игра "Скажи наоборот".
Какие качества личности можно выделить у Золушки и Ивана? У ее сестер и его братьев? Докажи, приводя отрывок из сказки. Как эти качества проявляются в нашей жизни?
4ч.
2.Закрепление пройденного с помощью художественного творчества
Задание: раскрась картинку так, чтобы получилась Золушка (или Иван) или ее сестры (его братья). Предлагается контурное изображение девочки и мальчика. Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя. Анализ рисунков.
Какими способами можно на рисунке отразить качества личности? Как на рисунке отличить Золушку от ее сестер? Что нам помогает в этом?
2ч.
3.Обсуждение таких качеств личности, как доброта и злость.
Прочитать сказку "Упрямый козленок", выделить качества: добрый (заботливый) – злой (эгоист). Беседа "Кто о ком заботится?" (родители о детях, дети о животных и т.д.); формирование правил доброты. Проиграть этюды, отражающие эти качества.
Какое качество можно выделить у героев этой сказки? Как мы называли таких людей? (подбор синонимов) Какого человека мы называем добрым? злым? А вы знаете людей с такими качествами? Нравятся ли они вам?
3ч.
4.Обсуждение таких качеств личности, как щедрость и жадность
Показать сказку "Два жадных медвежонка" (настольный театр). Выделить качества героев, обсудить их. Проиграть этюды, отражающие эти качества (сюжеты могут предлагать дети).
Как можно назвать медвежат? Какого качества им не хватает? Какого человека мы называем жадным? щедрым? Как бы ты поступил в этой ситуации? Кого среди твоих знакомых можно назвать щедрым? Почему?
2ч.
5.Закрепление пройденного материала
Игры "Сравни героев сказок" и "Подбери синоним". Разыграть этюды с неопределенным концом. Выполнить рисунки по мотивам разыгранных этюдов, проанализировать их.
Вопросы приведены в описании игр и этюдов.
2ч.
6.Обсуждение таких качеств, как честность и лживость
Прочитать сказку "Почему кот и собака не дружат". Выделить качества героев, обсудить их, сформулировать правила честности. Проиграть этюды, отражающие эти качества. Игра "Кто больше?"
Почему не дружат кот и собака? Какое качество проявил кот? Вы бы хотели дружить с таким котом? Почему? А вы сталкивались с обманом? Что вы чувствовали при этом?
4ч.
7.Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как смелость и трусость
Вспомнить (прочитать) сказку "Заюшкина избушка". Драматизировать эту сказку с применением простой атрибутики. Написать письма героям этой сказки.
Вопросы приведены в разделе "Правила драматургии"
4ч.
8.Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как трудолюбие и лень
Вспомнить (прочитать) сказку "Три поросенка", обсудить ее, выделить качества героев. Подготовить маски для драматизации. Драматизировать сказку. Игра "Сказка на Новый лад"
Какие качества проявили НифНиф и НуфНуф? А НафНаф? Почему НафНаф строил каменный дом? Что помогло вам преодолеть свой страх?
4ч.
9.Обсуждение таких качеств, как уважение к людям и высокомерие
Прочитать сказку "Король Дроздобород". Выделить качества героев, обсудить их. Проиграть этюды, отражающие эти качества. Нарисовать принцессу в начале и в конце сказки, проанализировать рисунки
Какими качествами обладала принцесса? А вы встречали таких людей? Что вы чувствовали при этом? Почему отец выдал ее замуж за первого встречного? Как принцесса изменилась? Как она теперь будет себя вести, относиться к людям?
3ч.
10.Закрепление пройденного и обсуждение таких качеств, как аккуратность и неряшливость
Прочитать сказку "Госпожа Метелица". Найти различия в поведении двух девочек, обсудить их. Задание: раскрасить девочек так, чтобы можно было их узнать, проанализировать рисунки. Поговорить по телефону с героями сказки или написать им письмо
Почему Метелица дала девочкам разные подарки? Что отличает девочек друг от друга? Как эти различия отразились в рисунке? Как вы понимаете фразу: "Она вошла, и вся комната озарилась волшебным сиянием?"
3ч.
11.Повторение пройденного материала
Игра "Угадай, кто это?" Разыграть этюды с неопределенным концом (подбираются сюжеты из жизни детей)
Вопросы приводятся в описании игр и упражнений.
2ч.
Всего: 33 часа
Упражнения (этюды)
Приведенные ниже этюды могут послужить основой для создания множества вариантов на заданную тему. Можно вспомнить сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсудить и проиграть ситуацию, произошедшую в группе. При изображении отрицательного качества необходимо проиграть ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. Старайтесь, чтобы дети, имеющие склонность проявить жадность, эгоизм и т.д., проигрывали положительные варианты.
После проигрывания этюда полезно обсудить его с детьми, задавая следующие вопросы:
Что ты чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? А потом, когда помогли?
Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и т.д.)? А когда поделился?
Приятно ли было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему?
Как, по-твоему, в этом случае поступила бы Баба-Яга (Карлсон, Бармалей, Буратино и т.д.)? А как поступил бы ты? Покажи.
Этюд "Потерянная варежка"
Зима. Дети играли во дворе: кидались снежками, лепили снеговика, строили горку. Одна девочка потеряла варежку. У нее замерзли руки, пальцы не слушаются. Она дышит на ручки, пытается согреть, но без варежек это плохо получается.*
Один мальчик, увидел это, сказал: "Эх, ты Маша-растеряша! Разве можно зимой без варежек? Вот у меня пара пуховых варежек, и мне совсем не холодно!" И побежал дальше играть в снежки. А другой, мальчик ничего не сказал, он молча подошел и надел на ее руку свою рукавицу. Девочка с благодарностью посмотрела на него.
Этюд "Жадный поросенок"
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует пышную булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает, что ему самому мало, и поскорее убегает к маме.
Этюд "Забытый зонтик"
В такси (составить стулья) сел пассажир с зонтиком. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь шофер заметил оставленный пассажиром зонтик.* Шофер взял зонтик и пошел к подъезду, в который зашел пассажир. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому звонил во все квартиры подряд. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Водитель протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.
Этюд "Помощник"
Не мешайте мне трудиться! Я водицы притащу. И колодезной водицей всех, конечно, угощу. Пейте, пейте, не жалейте! А хотите – в лейку лейте. И полью я огород, он ведь тоже воду пьет!
(Е. Благинина)
Этюд "Две девочки"
Как у нашей Ирки на чулках по дырке!
Почему, почему на чулках по дырке?
Потому что неохота штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки штопка на пятке!
Почему, почему штопка на пятке?
Потому что неохота быть неряхой Натке.
(Е. Благина)
Этюд "Айога"
Жила девочка Айога, лицом красивая, а вот характер…. Сказал кто-то, что красивее ее нет на свете. Задрала нос Айога, зазналась. Ходит важная, напыщенная, ничего не делает, только собой любуется. Мать просит ее: "Принеси воды, доченька". А она в ответ: "Вот еще! Работать буду – красота моя испортится!" Испечет мать пироги, Айога себе самый большой кусок берет: "Мне надо хорошо кушать, чтобы щечки были розовыми!" И так все время, чуть что – кричит: "Айога самая красивая, Айога!" Не заметила, как превратилась она в гуся. Все слова человеческие забыла, кроме своего имени. Как увидит людей, до сих пор кричит: "Айога-га-га-га!"
Этюд "Дом с колокольчиком"
Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь,
То поверь, что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка, и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
"Входи, не стесняйся дружок".
На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.
(Я. Кузьмина)
*Звездочкой в тексте указано то место, где можно остановиться и проиграть с детьми различные варианты: "Как бы в этом случае поступили разные герои сказок (или сами дети)?" В этом случае получится этюд с неопределенным концом. Важно то, что дети сами находят выход из той или иной ситуации, а не действуют по готовому рецепту. А также понимают, что в каждой ситуации может быть не одна, а несколько приемлемых моделей поведения.
Варианты сюжетов для этюдов с неопределенным концом: "Как бы ты поступил?"
Дети помогают убирать территории школы, подшефного садика: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.
Дети собирают урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.
У тебя есть новая игрушка. Твой друг тоже хочет поиграть с этой игрушкой, рассмотреть ее – она его заинтересовала.
К тебе на день рождения пришли гости. Пока ты ходил на кухню за фруктами, сломалась твоя новая машинка.
Понятно, что здесь нет какогото одного вида "правильного" поведения. Например, в первом сюжете мальчик может лениться, а может быть у него что-то болит. Значит, прежде чем сделать ему замечание, надо узнать причину такого поведения.
Необходимо ориентировать детей на проигрывание разных вариантов.
Игры
"Скажи наоборот"
Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.
"Подбери синоним"
Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
"Кто больше?"
Учитель спрашивает у детей: "Какой сегодня день недели?" Далее дает им задание назвать качества личности, начинающиеся с этой буквы. Букву также можно искать по книге (называя страницу, номер строки, номер слова или, не глядя, ткнуть карандашом в текст), вытянуть перевернутую карточку и т.д.
"Сказка на новый лад"
После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.
"Угадай, кто это?"
Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают дети) загадывает какого-либо известного сказочного героя (или героя мультфильма) и описывает его. Задача остальных участников – узнать этого героя.
По ходу этой игры можно задавать такие вопросы:
Почему ты выбрал именного этого героя?
В каких эпизодах сказки он проявил эти черты характера?
Задание можно упростить. В этом случае ведущий называет качество личности, а участники должны вспомнить героев сказок (мультфильмов), обладающих этим качеством.
"Сравни героев сказок"
Какие черты характера у сказочных героев: Буратино, Бабы-Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса-Барабаса, Серого Волка и т.д.? Для сравнения в один прием берется три-четыре персонажа. Детям задают вопросы:
Какими качествами обладают названные герои?
По каким поступкам можно это определить?
Чем они отличаются друг от друга?
Как вел бы себя Буратино на месте Колобка (Баба-Яга на месте Серого Волка и т.д.)?
"Напиши письмо"
Детям предлагается написать письмо одному из героев прочитанной сказки. В нем он должен выразить свое отношение к нему, описать свои чувства, переживания. На первых порах это задание может вызвать затруднение у детей. Помогите им, задавая следующие вопросы:
Понравился ли тебе этот герой сказки? Почему?
Что ты чувствовал, когда с ним что-то происходило (например, когда Лиса выгнала Зайчика из его избушки)?
Хотел бы ты что-то изменить в этой сказке? Что именно? Почему?
Что бы ты сделал на месте этого героя?
Что бы ты хотел пожелать этому герою?
Исходя из возрастной группы детей возможен вариант устного письма к герою сказки. Также можно предложить детям послать телеграмму герою сказки или поговорить с ним по телефону.
В ходе занятий, с детьми можно выйти на формулировку правил доброты, честности. Они примерно могут быть следующими:
Правила доброты:
Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
Прощай другим ошибки.
Не завидуй.
Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.
Правила честности:
Сказал – сделай.
Не уверен – не обещай.
Ошибся – признайся.
Забыл – попроси прощения.
Говори то, что думаешь.
Не можешь сказать правду – объясни, почему.
Не выдавай чужую тайну.
Драматизация
В некоторых заданиях предлагается драматизировать сказку, поэтому можно предложить несколько правил драматизации, которые помогут учителю выполнить эти задания:
Правило индивидуальности
В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети "встают" на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботный, подвижный, шумный, а другим – тихий, осторожный, сдержанный. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.
Правило всеобщего участия
В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными "участниками" спектакля. Они могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев – возможности здесь не ограничены.
Правило свободного выбора
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет проиграть.
Правило помогающих вопросов
Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, "проговорить". В этом могут помочь следующие вопросы:
Что ты хочешь делать?
Что тебе мешает? Что поможет сделать это?
Что чувствует твой персонаж? Какой он?
Что он хочет сказать? О чем мечтает?
Правило обратной связи
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Учитель задает детям вопросы:
Какие чувства ты испытывал во время спектакля?
Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
Кто тебе больше всего помог в игре?
Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика (элементы костюмов, масок, декораций) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше "почувствовать" своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной: детали костюмов дети делают, по возможности, сами.
Например, готовясь к драматизации сказки "Три поросенка", дети рисуют маски для своих героев. При этом каждый персонаж (поросята, волк) имеет несколько масок, ведь на протяжении сказки эмоции героев неоднократно меняются. При создании маски важным является не портретное сходство с персонажем, а передача настроения героя и нашего отношения к нему. Это правило соблюдается и при создании элементов костюмов, и при создании декорации. Например, каким будет лес в тот момент, когда Ниф-Ниф убегает от волка? Может быть, колючим, холодным, бесцветным? А может быть, дети предложат свое видение этого эпизода?
Приложение 1
Добрый Злой
Доброжелательный, благожелательный, благосклонный, сочувственный, добросердечный, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, отзывчивый
Злобный, недобрый, недоброжелательный, жестокий, жестокосердный, черствый, бессердечный, бесчеловечный, лютый, безжалостный, беспощадный, свирепый, бездушный, холодный, неотзывчивый, нечуткий
Альтруист Эгоист
Внимательный, благородный, великодушный, заботливый
Себялюб, себялюбец, самолюб, самолюбец
Щедрый Жадный
Добрый Алчный, ненасытный, скупой, скаредный, прижимистый
Трудолюбивый Ленивый
Работящий, усердный Лентяй, ленивец, лодырь, бездельник, лоботряс
Смелый Трусливый
Храбрый, отважный, мужественный, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, выдержанный, стойкий, самоотверженный
Боязливый, пугливый, робкий, несмелый, малодушный
Честный Лживый
Беспорочный, искренний, верный, неподдельный, непритворный, преданный, надежный, порядочный, добросовестный, правдивый
Подлый, низкий, гнусный, притворный, неискренний, недобросовестный, вероломный, лицемерный, коварный, лукавый, двуличный
Аккуратный Неряшливый
Опрятный, чистоплотный Неопрятный, неаккуратный, нечистоплотный
Уважительный Высокомерный
Вежливый, внимательный, деликатный, тактичный, чуткий, справедливый
Надменный, напыщенный, надутый, спесивый, чванливый, кичливый, заносчивый, грубый, тщеславный
Приложение 2
Качества личности
(толковый словарь)
Аккуратный человек тщательно следит за чистотой одежды, вещей, бережно к ним относится.
Альтруист (заботливый) проявляет внимание к людям и заботится о них, оказывает помощь, обладает высокими нравственными качествами, безукоризненен в своих поступках, действует в интересах других.
Вежливость – моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности, готовность оказать услугу, деликатность, такт.
Великодушие – такая форма проявления человечности во взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.
Верный человек неукоснительно выполняет данные обязательства, постоянен в отношениях с другими людьми.
Вероломство злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия или вопиющее нарушение принятых обязательств.
Высокомерный человек – держится важно, стремясь придать себе больше значения, чем следует, выставляет напоказ свое превосходство над другими людьми. Такого человека отличает неуважительно – презрительное отношение к людям без должных на то оснований. Преувеличивает свои достоинства и заслуги.
Грубость – внешнее проявление неуважения к людям. Выражается в недоброжелательности к окружающим, невнимании к чужим интересам, навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать раздражение, оскорблении достоинства другого человека, развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, хулиганских действиях.
Добрый человек расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие; отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость.
Жадный человек стремится получить, захватить в свое владение, в свое распоряжение как можно больше всего, что представляет собой какуюлибо ценность, не соизмеряя с необходимостью; проявляет чрезмерную бережливость, стремится избегать трат и расходов.
Зазнайство – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, который утратил критическое отношение к себе, который переоценивает свои способности и достоинства, перестал считаться с мнением окружающих. Возникает на почве достигнутых в прошлом успехов. К нему склонны люди с преувеличенным самолюбием, тщеславием и самомнением.
Злой человек стремится причинить неприятность, обидеть; его не трогают страдание, горе, беззащитность ближнего; не знает сострадания, снисхождения.
Искренность – моральное качество, которое выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит.
Коварство – нравственная установка замышляющего злодеяние индивида на лицемерие и обман. Основывается на осознанном принятии аморального принципа, согласно которому эгоистические цели могут быть оправданы любыми средствами.
Ленивый человек не желает трудиться, склонен к праздности, избегает работы.
Лживый человек (обманщик) намеренно искажает истину в словах, поступках, действиях, вводит в заблуждение, скрывает подлинные чувства и мысли, лицемерит.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
Малодушие – отрицательное моральное качество, слабость воли личности, выражающаяся в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит.
Милосердие – сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей (на все живое). Это понятие обязательно соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей), конкретнопрактический (порыв к реальной помощи).
Мужество – моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе. В отличие от смелости мужество предполагает воздержание от слепой отваги и ярости.
Неряшливый человек (неряха) не следит за чистотой и порядком.
Рыцарство – образ жизни и сложившийся на его основе свод правил и норм достойного поведения. Предполагает проявление следующих качеств: чести, храбрости, мужества, достоинства, верности слову, гордости, галантности.
Самоотверженность – добровольное принесение в жертву своих интересов ради достижения цели, идеалов. Проявление этого качества необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей.
Скупость – моральное качество, характеризующее особое отношение человека к материальным ценностям, когда они рассматриваются как сокровище.
Смелый человек – не поддается чувству страха, умеет преодолеть его, идет навстречу опасности, не теряет присутствия духа перед опасностью, трудностями.
Сочувствие – отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании ему моральной поддержки.
Трудолюбие – моральное качество, оно проявляется в трудовой активности, добросовестности, старании и усердии; предполагает наличие потребности и привычки трудиться, увлеченности трудовым процессом, заинтересованности в достижении полезного результата труда.
Трусливый человек всего боится, поддается чувству страха, не способен с ним бороться, отступает перед опасностью.
Тщеславие – желание добиться славы, привлечение всеобщего внимания с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславного человека интересуют собственные поступки с точки зрения не их значения, а лишь внешнего эффекта, привлекающего внимание окружающих.
Уважение подразумевает такое отношение к людям, в котором через поступки, мотивы признается достоинство личности.
Честный человек выражает свои подлинные чувства и мысли, всегда говорит правду, не скрывает от других людей и от себя самого действительного положения дел; исполнен постоянства и верности другому, на него можно положиться, ему можно довериться.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим его людям. Тесно связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, проблемам, мыслям и чувствам, понимание мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении, тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства другого человека, вежливое обращение с ним.
Щедрый человек охотно делится с другими своими денежными средствами, имуществом и т.д.; не жалеет тратить, расходовать что-либо.
Эгоист ставит превыше всего свои личные интересы, заботится и думает только о себе.
2 класс
Тема года: “Земля родная”
Объединить достаточно обширный материал, который должен представить Русь в ее разнообразии и многоголосии, возможно введением трех основных интегрированных тем: “Русь богатырская”, “Русь златоглавая”, “Како жити”. Первая, как видно из названия, предполагает встречу с героями, богатырями Земли русской; вторая - это обращение к художественным творениям той поры, их великим создателям. Портреты “простых” людей, их отношение к Богу, природе, к другим людям, весь уклад их жизни, нашедший отражение в православном календаре, - таков основной мотив третьей темы.
“Хранители русской славы” - последняя, четвертая тема, которая стоит несколько особняком. Она логически завершает год, направляя внимание второклассников на тех людей, которые собирают свидетельства прошлого, являются хранителями народной памяти. Это могут быть и профессионалы (музейные работники, историки, фольклористы, археологи, реставраторы, архивариусы), и любители (местные краеведы, коллекционеры, летописцы). Хотелось бы, чтобы в результате всей работы каждый школьник осознал себя частью истории, заинтересовался своими корнями.
В соответствии с тремя ведущими темами года, непосредственно связанными с Древней Русью, в центре внимания окажутся три великих подвижника Земли русской - Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, жизнь и деяния которых необыкновенно поучительны и являются прекрасным образцом служения высшей цели. Они связаны между собой не только духовно, но и исторически, поэтому главное событие, вокруг которого будет строиться работа, - Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси и объединению ее вокруг Москвы. “Задонщина”, Троицкий собор Сергиевой Лавры, “Троица” А.Рублева - это те шедевры древнерусского искусства, в которых с наибольшей силой проявился дух эпохи. Без трепетного отношения к этим величайшим творениям, имеющим национальное и всечеловеческое значение, невозможно воспитание по-настоящему культурного человека, болеющего за судьбы своего Отечества и стремящегося сохранить его красоту и духовность.
Древняя Русь - это огромный исторический и культурный пласт, в котором каждый может найти себя и своих единомышленников. Поэтому предлагаются и другие варианты работы.
Очевидно, в первой четверти основное внимание будет уделено наиболее ярким личностям эпохи. Школьникам 8-9 лет, в силу психологических особенностей, легче воспринять героическое и возвышенное через подвиг (чаще всего ратный), через конкретное действие, открытое противостояние злу. Поэтому их, несомненно, привлечет образ Александра Невского, который сродни былинным героям - Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу. Ребятам также интересно будет узнать, что народный эпос сохранил имена женщин-богатырш, например, таких, как Авдотья-Лебедь-Белая.
Другой стороной предстанет Древняя Русь, когда речь пойдет о ее величественных храмах и зодчих - большей частью безымянных, - которые их создали, о творениях художников других веков, воспевших красоту и мужество Руси, ее вечную тайну и щедрую душу, - В.М.Васнецова, А.Г.Венецианова, М.В.Нестерова, П.Д.Корина и других. Не только увидеть, но и услышать Древнюю Русь поможет обращение к музыке Древней Руси. Ее голос - в колокольных звонах, церковном песнопении, народных песнях. Музыкальный образ эпохи помогли воссоздать великие композиторы XIX века - М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин. Ребятам будет интересно ознакомиться с истоками русского сценического искусства, начинавшегося с представлений бродячих актеров, с “вертепа” - кукольного театра и его главного героя - Петрушки. Бытовая направленность третьей четверти позволит узнать о жизни по “Домострою”, образах женщин Древней Руси, их одежде и нарядах, декоративно-прикладном искусстве.
В последней четверти ребята смогут познакомиться с подвигом святых Кирилла и Мефодия, с людьми, посвятившими свою жизнь изучению Древней Руси - Н.М.Карамзиным, С.М.Соловьевым, В.О.Ключевским, Д.С.Лихачевым, Б.А.Рыбаковым, Л.Н.Гумилевым. Можно познакомиться и со свидетельствами заморских гостей о жизни на Руси. И уж никого не оставит равнодушным создание собственной родословной.
Обращение к основным и вариантным темам поможет создать яркий и многоплановый образ Руси, найти те страницы в ее истории и культуре, которые волнуют нас и сегодня.
Третий класс
Тема года “Вечная тайна античности”
Мир античности - это совершенно особый мир, со своими героями и богами, с собственным пониманием личности и ее роли в истории, с неповторимыми идеалами. Надо помнить о том, что античная культура питала византийскую, а через нее - русскую раннюю православную культуру, и она может восприниматься нами и как “прообразовательная”, то есть предшествующая христианству, и как безусловно самоценная, являющаяся сокровищницей культурных, религиозных, философских, художественных ценностей.
Главные темы трех четвертей, в соответствии с общей концепцией программы, имеют такие названия: “У истоков героизма”, “Хоровод муз”, “Боги Олимпа и дети Земли”. Последняя тема является “музейной” и стоит особняком. Она получила название “Хранители античности” и посвящена людям, связавшим свою жизнь с Древностью или отдавшим ей дань в своем творчестве.
Основное содержание работы строится вокруг тем, связанных с V веком до Рождества Христова (Р.Х). Это самая блестящая эпоха античной Греции, время ее экономического и политического расцвета. Ее герои - Мильтиад, Аристид, Фемистокл, Перикл - отличались не только мужеством, но и мудростью. В литературе и искусстве от V-VI вв. до Р.Х. считаются периодом классическим. В это время работали знаменитые скульпторы: Фидий, Поликлет, Мирон, несколько позже - Пракситель, создавали свои произведения великие драматурги - Эсхил, Софокл и Еврипид, философы Платон и Аристотель. Задумываясь над тем, как жили люди в античной Греции, ребята могут обратиться к примеру Спарты и Афин, в этот период главных соперничающих государств на Балканском полуострове. Как известно, Афинское государство было демократическим, в Спарте власть принадлежала немногим аристократам. На этом противопоставлении можно построить работу с учащимися, которые, в зависимости от своих пристрастий, могут разбиться на два лагеря в поисках доказательств, где лучше, в Спарте или Афинах. При этом важно обратить их внимание на внутреннюю суть конфликта, учить ребят видеть за историческим фактом, событием, эпизодом живого человека. Когда человеку лучше живется - при демократическом режиме или при олигархическом? Внутренняя свобода и ее внешнее выражение, - где проходит граница? Насколько жизнь каждого человека связана с жизнью других людей, государства в целом? Личность и государство, свобода и равенство, демократия и олигархия ... Пусть эти вопросы сложны для подростков, но они имеют и актуальность, и воспитательную ценность, их постановки требует как “древняя”, так и сегодняшняя действительность.
Помимо названного, в каждой теме предлагается и иное содержание. В первой можно обратиться к науке и ученым античности - Архимеду, Пифагору, Эвклиду и др. К числу героев можно отнести Александра Македонского, его учителя Аристотеля, удивительнейшего и парадоксального мыслителя и человека Сократа. Во второй - к истории театра или миру Гомера, на поэмах которого воспитывались многие поколения людей. Знакомство с жизнью и бытом древних греков, их устремлениями, идеалами, надеждами, верованиями (третья тема) лучше осуществить “путешествуя” по всей Греции и переносясь то в Акрополь на жертвоприношение, то в Пирейский порт, то в палестру на спортивные занятия, то в платоновскую Академию для участия в философских спорах, то на агору - центральную часть города - для обсуждения политических и бытовых вопросов, то в военный лагерь, то на Дионисии.
Главные герои четвертой темы - археологи и исследователи Древнего мира: Г.Шлиман, Р.Кольдевей, И.Винкельман, А.Эванс, создатели античных коллекций Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Четвертый класс
Тема года: “Дорогами Средневековья”
Первая тема называется “Меч, книга и плуг”. Она знакомит нас со средневековым обществом и главными его героями - теми, кто воюет (bellatores), - рыцарями; теми, кто работает (laboratores), - крестьянами; теми, кто молится (oratores), - монахами. Тема рыцарства очень благодатна для воспитания и пробуждения интереса к Средним векам.
Воодушевить учащихся высокими идеалами справедливости, защиты слабых, противостояния миру зла, простыми законами взаимопомощи, великодушия и доброты можно на примере рыцарского братства легендарного короля Артура, чье имя прошумело по всей Европе. Его волшебное царство с чудесными городами и замками, зачарованными лесами и озерами разбудит фантазию ребят, а рыцарское отношение к слабому полу вызовет желание поступать так же. Здесь же зайдет разговор о верности, черте характера, которая имела совершенно особое значение в Средние века: понимание верности как доблести позволит рассмотреть героическое не только в военном, но и в моральном аспекте.
Обращение к жизни и подвигам, совершаемым в монашеской жизни необычно для нашей школы. Но эта тема замечательна тем, что дает возможность понять особенности средневекового миросозерцания, представить лежащую в его основе универсальную модель мира, где все соразмерно и гармонично и где во всем можно увидеть образ Бога. У истоков его формирования стоял Августин Блаженный. Сочинения западных отцов церкви - Бернара Клервосского, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Пьера Абеляра, практически совершенно не известные у нас, дадут представление о западном типе личности и его отличии от восточного, православного; оно зародилось именно тогда.
Узнавание, приятие или неприятие другого дадут возможность лучше понять и оценить свое. А наше духовное наследие огромно. Нельзя не познакомить учащихся с деяниями и трудами великих “светильников Духа”, святых Антония Великого, основателя монашества, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и других, пришедших к нам из Византии после принятия христианства. Это поможет удревнить нашу историю, осознать себя наследниками и хранителями византийского духа. Нужно отметить также, что в рамках этой темы уместно обращение к истории науки, т.к. именно монастыри были средоточием учености.
Еще одним героем эпохи можно назвать крестьянина, чье восприятие окружающего мира очень интересно. Нас не может не затронуть гармония отношений крестьянина с природой, с которой он был слит до такой степени, чувствовал себя такой неотъемлемой ее частью, что даже не любовался ею, как не любуемся мы собственным отображением. Постоянная соотнесенность каждого своего шага с божественным промыслом, одухотворение жизни позволяли человеку ощутить себя не придатком цивилизации, а центром мироздания. (Развернутое знакомство с этой темой продолжится в третьей теме).
Эстетическая окрашенность второй темы (общее название - “Музы Средневековья”) раскрывается в ряде тем, связанных с эпосом, святоотеческой и житийной литературой, рыцарской и придворной культурами, искусством готики и Ренессанса. Ребята получают представление о придворной культуре эпохи Карла V (Каролингское Возрождение), который после долгого забвения сумел привлечь внимание к античным ценностям, а также к проблемам образования, культуры, сосредоточив вокруг себя лучших деятелей литературы, науки, искусства со всех концов Европы в рамках так называемой Академии.
Интересно будет узнать также о скальдах и викингах, чьи подвиги воспеваются в средневековом эпосе (“Песнь о Нибелунгах”,“Песни о моем Сиде”, “Песнь о Роланде” и др.), о поэтах и исполнителей собственных произведений, представителей первого большого лирического направления в европейской поэзии.
Наглядное отличие двух “образов мира” - католического и православного - можно проследить в ходе ознакомления с двумя основными типами средневековой архитектуры - готический и византийский, причем, если готический собор можно сравнить с богословским трактатом для неграмотных, где мир представлен в виде иерархии символов, то православный - с молитвой, идущей от сердца. Следует продолжить знакомство с образом рыцаря, его этическими и эстетическими идеалами и предпочтениями.
Средневековое мировоззрение проникнуто народным оптимизмом и жизнерадостностью, весельем, юмором, задором. И его нельзя представить без ярмарок, балаганов, карнавалов.
Яркий и разнообразный мир Ренессанса в его архитектурных, литературных (Данте, Боккаччо, Петрарка), живописных (Донателло, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи), драматургических (Шекспир, Лопе де Вега) шедеврах предстанет перед ребятами, решившими познакомиться с “Титанами Возрождения”, среди которых первое место по праву занимает “человек будущего” Леонардо да Винчи, позволит более детально и заинтересованно судить об их творчестве, а также обратиться к открытиям ученых - Коперника, Галилея, Левенгука, Феррари и других. Не случайно третья тема называется “Безыскусная жизнь”, т.к. быт, повседневность характеризовались простотой, непритязательностью, строгостью. А чтобы познакомиться с этой жизнью поближе, мы перенесемся в средневековую деревню, а затем вместе с купцами, путешественниками, “бродячими учениками” - школярами и вагантами, попадем в шумный средневековый город. Обязательно побываем мы и в гостях у рыцаря, где нас ждет много интересного, но для начала, в классе, необходимо обучиться рыцарскому этикету.
Непривычная, не совсем понятная современному человеку жизнь монастыря откроется при обращении к теме, связанной со средневековой школой.
Последняя тема (“Хранители Средневековья”) посвящена музеям и городам мира - как завершение знакомства с музейной тематикой, которое шло по расширяющейся от пятого к седьмому классу. Это поможет более глубинному осознанию наших древних корней и неразрывности - через настоящее - прошлого и будущего. Образы Средневековья откроются ребятам при знакомстве с выдающимися произведениями, посвященными этой теме, авторы которых - В.Жуковский и А.Пушкин, А.Блок и М.Цветаева, Р.Вагнер и П.Чайковский, В.Шекспир, И.Гете, Ф.Шиллер, В.Скотт, П.Мериме, Т.Манн, Г.Сенкевич, С.Цвейг и многие другие.
Учебно-тематическое планирование занятий
ВО 2 - 4 КЛАССАХ
Темы
2 класс
№ п/п | тема | Количество часов | сроки |
“Не в силе Бог, но в правде” | 4 | | |
Спасители Отечества и подвижники духа | 7 | | |
Красота глазами человека Древней Руси | 4 | | |
Что значит жить по “Домострою” | 5 | | |
Русь, какой ее видели иноземные путешественники | 3 | | |
Что растет на поле Куликовом | 2 | | |
Чему учили в школе Древней Руси | 4 | | |
«Слава вам, братья, славян просветитель» | 4 | | |
Итоговая игра «Аленький цветочек» | 2 | |
3 класс
№ п/п | тема | Количество часов | сроки |
Золотой век античности | 3 | | |
Герои Эллады - кто они? | 5 | | |
Почему у греческих богов человеческие характеры? | 4 | | |
Что значит быть патриотом? | 5 | | |
Вопросы дельфийскому оракулу | 3 | | |
Чему и как учили в Академии | 5 | | |
Как стать спартанцем | 4 | | |
Покровительницы искусств и наук | 3 | | |
Итоговая игра «Любимые игры и развлечения древних греков» | 2 | |
4 класс
№ п/п | тема | Количество часов | сроки |
Главные добродетели Средневековья - молитва и труд | 2 | | |
Доблесть и верность (о героизме воинов и простых людей) | 6 | | |
Существуют ли сегодня рыцари? | 4 | | |
Великие светильники духа | 5 | | |
Семь наук (Средневековая школа) | 5 | | |
Тайна застывшей музыки | 3 | | |
Почему мы любим карнавалы? (Средневековые празднества) | 4 | | |
Воин, крестьянин, художник - люди, олицетворявшие три эпохи. | 3 | | |
Итоговая игра «Тайны средневековья» | 2 | |
Творческие группы.
Дети с удовольствием объединяются в группы по интересам, особенно если сохраняются их дружеские связи. Консультантами в их работе могут стать как учитель, так и все желающие - старшеклассники, члены школьных научных обществ и творческих объединений, библиотекарь, родители.
2 класс
Летописцы
Изучение устного народного творчества (сказки, былины). Знакомство с творчеством ученых, сохранивших и исследовавших древнерусскую литературу. Общее представление о древнеславянском языке.
Скоморохи – гусляры
Знакомство с искусством бродячих актеров, с историей кукольного театра, его главными героями и действующими лицами.
Ратоборцы
Знакомство с боевым искусством древних славян, правилами борьбы, с играми, в которые играли сверстники много веков назад. Одежда и оружие воинов.
Книжники
Зарождение наук в Древней Руси. Монахи - первые ученые. Школа и образование.
Мастеровые
Народные промыслы. Древние мастера - резчики по дереву, кузнецы. Русская кухня, костюм.
Обряды и обычаи. Комплексная экспедиция “Путешествие в град Китеж”
3 класс
Аргонавты
Сбор материалов, создание карты - “свитка” с описанием маршрутов древнегреческих мореплавателей.
Карты маршрутов путешествий Одиссея.
Служители муз
Знакомство с историей искусств, получивших развитие в Древней Греции, с творчеством выдающихся зодчих и скульпторов. Подборка иллюстраций и слайдов.
Спартанцы
Изучение материалов о правилах спартанской жизни, особенностях воспитания. Знакомство с вооружением воинов, жизнью выдающихся военачальников.
Звездочеты
Знакомство с историей научных открытий в Древней Греции, с жизнью выдающихся ученых (Пифагора, Архимеда).
Рапсоды
Знакомство с творчеством и жизнью древнегреческих сочинителей песен и поэм (Гомера, Эзопа).
Олимпионики
Изучение истории олимпийских игр, знакомство с наиболее популярными видами спорта
Наследники Шлимана
Знакомство с жизнью и открытиями археологов, внесших огромный вклад в исследования истории и культуры античности. Комплексная экспедиция «Загадка Атлантиды»
4 класс
Викинги
Мореплаватели и путешественники, эпоха великих географических открытий, знаменитые исследователи далеких земель.
Трубадуры и менестрели
Искусство Средневековой Европы - литературный эпос. Карнавальное искусство, бродячие музыканты.
Школяры и ваганты
История наук в Средневековой Европе. Монастырские школы, первые университеты. Великие ученые Средневековья.
Рыцари Короля Артура
Одежда и символика средневековых воинов.
Знаменитые воины (Карл Великий).
Рыцарский этикет и кодекс чести.
Хранители Средневековья
Жизнь и творчество ученых, историков, художников, писателей, изучавших и воспевавших историю и культуру Средневековой Европы. Музеи, имеющие коллекции. Комплексная экспедиция - “В поисках сокровищ Грааля”.
Методическое обеспечение
1.Иллюстрации к сказкам.
2.Репродукции картин известных художников.
3.Слайды заочного путешествия в Исторический музей, Краеведческий.
4.Записи колокольных звонов, народных песен, церковного песнопения.,
5.Герои сказок для настольного театра
6.Маски
7.Реквизит-изображение дома, зонтик, варежка, и тд.
8.Карты Древней Руси, Греции
9.Костюмы и символика скоморохов, Средневековых воинов, древнерусских богатырей
10.Образцы изделий народного промысла Руси
11.Карта маршрутов путешествий Одиссея.
Планируемые результаты
с точки зрения формирования УУД: достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания кружка
Личностные УУД:
-оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
-осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
Познавательные УУД:
-перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
-выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
-использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
-учиться критично относиться к собственному мнению.
-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Рекомендуемая литература
Для 1 класса
1.Вачков, И. Сочиняем сказки. //Школьный психолог. – 2003. №19. – С.16.
2.Девянина, И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. //Дошкольное воспитание. – 1998. №11. – С.931.
3.Коваленко, Ж.В. Формирование нравственных понятий "правда" и "ложь". //Начальная школа. – 2000. №10. – С.55.
4.Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений. /Научный рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр Владос. – 2001. – 208с.
5.Тихомирова, И.И. За что дети любят Золушку? //Начальная школа. – 2000. №3. – С.1719.
6.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. /Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. – Харьков:Фолио; ООО "Издательство АСТ". – 2000. – 464с.
7.Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: 1998.
8.Воспитание нравственной личности младшего школьника. Примерная программа и методические рекомендации. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 23с. Автор-составитель: Т.В. Савеленок, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и
ПРР и СО
Для 2-4 классов
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образования как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, 1997, № 9.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.
3. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989.
4. Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного
образования. Сб. норм. и метод. материалов. - М., 1999.
5. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. -
Педагогика, 1994, № 5.
6. Библер В.С. Школа диалога культур. - Сов. педагогика, 1988, № 11.
7. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов/Д, 1995.
8. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. - Вопросы психологии. - 1990, № 6.
9. Бруднов А.К. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. - Внешкольник, 1996, № 1.
10. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей. - От внешкольной работы к дополнительному образованию. Сб. нормативных и методических материалов. - М., 2000.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
12. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М., 1996.
13. Воспитательная система школы (сб. статей). - М., 1991.
14. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. Инфор.-метод. сб., - М.,
1998.
15. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях,
первоисточниках. - М., 1997.
16. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы
освобожденного классного руководителя. - Метод. рекомендации. М., 1992.
17. Гуткина Л.Д. и др. Организация воспитательной работы в школе. - М., 1996.
18. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
19. Демакова И.Д. Воспитание в интересах гуманизации образования. - Ижевск, 1999.
20. Дополнительное образование детей в Российской Федерации (Сб. нормат.-правов. документов). - М., 1995.
21. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Внешкольник, 2000, № 3.
22. Евладова Е.Б, К вопросу об интеграции основного и дополнительного
образования в условиях общего образования учащихся. М., 2002.
23. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. - М., 1994.
24. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в
общеобразовательных учреждениях. - М., 1996.
25. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России. - М., 1998.
26. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1989.
27. Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М., 2000.
28. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание ... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
29. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1993.
30. Каспржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1995.
31. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990.
32. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993.
33. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.
34. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования, № 6, 2002.
35. Классному руководителю. Учебно-методич. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. - М., 1999.
36. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. - Ростов/Д, 2001.
37. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для пед. вузов. - М., 2000.
38. Лихачев Д.С. Письма о добром. - С-Пб, 1999.
39. Мамардашвили В.М. Как я понимаю философию. - М., 1992.
40. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. // Вестник образования, № 18, 2001.
41. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка детей. - М., 2001.
42. Мудрик А.В. Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования. - М., 1997.
43. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича. - М., 1997.
44. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
45. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 1997.
46. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. - М., 1984.
47. Примерные программы среднего общего образования. - М., 1999.
48. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
49. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тез. конф. - С.-Пб., 1995.
50. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений /Под ред. П.И.Пидкасистого. - Ростов/Д, 1998.
51. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 1999.
52. Селиванова Н.Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе. - Дисс. в виде науч. докл. доктора пед. наук. - М., 1997.
53. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования. - М., 2000.
54. Сериков В.В. Образование и личность. - М., 1999.
55. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Метод. пособие для кл. руков. - М., 1999.
56. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.
57. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - Изб. произ. М.-Л., 1964.
58. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической
антропологии. Собр. Соч., Т. 5, 6. - М., 1990.
59. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. / Под ред. В.А. Караковского и др. - М., 1999.
60. Франк С.Л. Духовные основы общества. - Сб. состав. П.А. Алексеев. - М., 1992.
61. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Кн. для учителя. - М., 1999.
62. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.
63. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
64. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. - М., 1996.
65. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой
образовательной среде. - М., 1997.