12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
НИЗАМОВА АЛЬМИРА САЛАВАТОВНА138 Россия, Башкирская респ., Октябрьский Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Закулисье»
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования РФ № 373 от 6.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности, является авторской программой и соответствует плану МБОУ СОШ № 9.
Назначение программы
Направление: общекультурное
Программа рассчитана на 32 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю в течение одной четверти, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 8 часов
2 класс – 8 часов
3 класс – 8 часов
4 класс – 8 часов
Актуальность и перспективность курса
Актуальность данной программы в том, что театральная деятельность позволяет детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся коммуникативными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.
Занятия художественной практической деятельностью решают не только частичные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.
Мы живем в интересное время. Оно спешит и мы торопимся вместе с ним. Родители любят своих детей и стремятся дать своему ребенку как можно больше: рано учат чтению, математическим навыкам, письму, знакомят с компьютером.
Но малыш смотрит на нас исподлобья, уставшими глазами. Это страдает эмоциональная сфера ребенка. Нет выплеска свободного творчества и полета фантазии. На занятиях театрального кружка дети учатся исследовать мир, принимать решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому другому.
Занятие в театральном кружке отличается гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.
Цели и задачи
Цель:
Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через проектную деятельность.
Задачи:
совершенствование практических умений;
развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.
- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
- учить навыкам общения и коллективному творчеству;
- развивать эстетические способности детей.
Отличительные особенности программы от уже существующих программ
Одной из идей программы «Закулисье» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. Большая роль формирования художественных способностей ребят отводится регулярному тренингу, что помогает пробудить творческую фантазию ребят к непроизвольности приспособления к сценической условности.
Театральное занятие:
- это знакомство с волшебным миром театра и его жителями;
- это общение, умение вести себя на публике;
- это развитие речи, мимики, пластики и памяти малыша;
- это работа над произношением звуков, артикуляцией в игровой форме;
- это развитие фантазии и творческих способностей;
- это выражение индивидуальности и неповторимости малыша;
- это развитие творческой инициативы;
- это умение быть раскованным на сцене и коммуникабельным.
После каждого проекта педагог должен провести показательные уроки, уроки-концерты, мини-спектакли, на которых демонстрирует свои подходы к данной тематике в развитии, используя творчество и фантазию детей.
Программа «Закулисье» ориентирована на обучающихся начальных классов, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности: ребенок может научиться и театральному, и изобразительному искусству одновременно.
Формы и методы работы
Формы деятельности: кружковые занятия.
Формы занятий: выполнение проекта (репетиция, показ спектакля), практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических средств).
Контингент обучающихся
Обучающиеся с 1 по 4 классы.
Объём часов
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении 1 четверти. За год в 1-м классе - 8 часов, во 2-4 классе – по 8 часов. Продолжительность занятия 30-35 минут.
Ожидаемые результаты:
Иметь представление:
- об истории возникновения театра, материалов и инструментов;
- о возможности выполнения работ в технике аппликаций.
Знать:
- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию;
- название инструментов, приспособлений и правила работы;
- разные приемы разметки деталей из бумаги;
- различные способы выполнения рисунка гуашью, акварелью.
- средства общения;
- виды текстов;
- понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;
- основные группы мышц.
Уметь:
- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы, в форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;
- работать с гуашью, акварелью;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
- самостоятельно выполнять творческое задание;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе над проектом;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
- использовать средства общения;
- правильно распределять дыхание в речи;
- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;
- регулировать громкость, темп речи.
Формы подведения итогов реализации программ
Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ учащихся, показ спектакля.
Работа с родителями.
Повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной деятельности «воспитатель-обучающийся-родители” согласно данной программе, работа с родителями строится по следующим направлениям:
- просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских собраниях,
- привлечение родителей к досуговой деятельности, где родители могут быть не только пассивными зрителями, но активными участниками.
- помощь со стороны родителей в подготовке исследовательских, творческих и проектных работ.
Содержание программы
Введение. Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукол. Знакомство с основными театральными терминами. Беседа.
Проект1. Изготовление декораций к ложковому кукольному спектаклю «Колобок». Показ сказки.
Проект 2. Изготовление декораций к кукольному театру «Волк и семеро козлят». Показ сказки.
Проект 3. Изготовление декораций к настольному театру Бр. Гримм «Бременские музыканты». Показ сказки.
Проект 4. Изготовление декораций к спектаклю Н. Носова«Приключения Незнайки и его друзей». Показ сказки.
Календарно-тематическое планирование
1 класс ( театр ложек)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата | Работа по осуществлению проекта | |
1 | Введение. «Здравствуйте, куклы!» Театр кукол. | 1 | Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Беседа. | |||
2 | Эти «волшебные» ложки. | 1 | Знакомство с театром ложек. Беседа. | |||
3 | Давайте познакомимся. | 1 | Прослушивание и просмотр русских народных сказок. | |||
Русская народная сказка «Колобок». | ||||||
4 | Эти «волшебные» ложки. Здравствуйте, сказочные герои. | 1 | Чтение и просмотр иллюстраций к сказке. Распределение ролей. | |||
5 | Дело мастера боится. | 1 | Создание кукол к спектаклю. | |||
6-7 | Без труда не вытащить и рыбку из пруда. | 2 | Изготовление декораций к спектаклю. Обучение соединению кукол со словами сказки. | |||
8 | Творческий отсчёт. | 1 | Показ спектакля. |
2 класс (кукольный театр)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата | Работа по осуществлению проекта |
1 | Моя волшебная рукавичка. Знакомство с кукольным театром. | 1 | Знакомство детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними. | ||
2 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. | 1 | Беседа о ширме, работа за ней. | ||
Сказка «Волк и семеро козлят». | |||||
3 | В гостях у сказки. | 1 | Прослушивание сказки. Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных. | ||
4 | Волшебный фонарь. | 1 | Просмотр мультфильма. Беседа по мультфильму. | ||
5 | Здравствуйте, сказочные герои. | 1 | Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки. | ||
6 | Говорят герои. | 1 | Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). | ||
7 | Без труда не вытащить и рыбку из пруда. | 1 | Обучение соединению кукол со словами пьесы. | ||
8 | Творческий отсчёт. | 1 | Показ спектакля. |
3 класс (настольный театр)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата | Работа по осуществлению проекта | |
1 | Театр на столе. Знакомство с настольным кукольным театром. | 1 | Знакомство с настольным кукольным театром. Беседа. | |||
Бр. Гримм «Бременские музыканты». | ||||||
2 | Давайте познакомимся. | 1 | Выразительное чтение сказки. Обсуждение героев сказки. | |||
3 | Волшебный фонарь. | 1 | Просмотр мультфильма. Беседа. | |||
4-5 | Дело мастера боится. | 2 | Знакомство с куклами сказки. Распределение ролей. Создание кукол к спектаклю. | |||
6-7 | Без труда не вытащить и рыбку из пруда. | 2 | Обучение соединению кукол со словами пьесы. | |||
8 | Творческий отсчёт. | 1 | Показ спектакля. |
4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата | Работа по осуществлению проекта |
1 | Знаменитые театры. Театры Башкортостана. | 1 | Знакомство со знаменитыми театрами мира, страны, республики. Беседа. | ||
2 | Кто такой актёр? Известные актёры (российские и башкирские). | 1 | Знакомство с понятием «актёр». Знакомство с известными актёрами. | ||
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей». | |||||
3 | Давайте познакомимся. | 1 | Выразительное чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». | ||
4 | Волшебный фонарь. | 1 | Просмотр мультфильма. Распределение ролей. | ||
5-6 | Дело мастера боится. | 2 | Создание декораций и костюмов. | ||
7 | Без труда не вытащить и рыбку из пруда. | 1 | Отработка ролей. | ||
8 | Творческий отсчёт. | 1 | Показ спектакля. |
Информационно-методическое обеспечение:
1.Сценарии сказок.
- «Колобок» - по мотивам русской народной сказки.
- «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки.
- «Бременские музыканты» - по мотивам сказки Бр. Гримм.
- Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
2.Родительское собрание «Любите ли вы театр?»
3. Классные часы: «Театр вежливых ребят», «Готовимся пойти в театр».
3. Сборник скороговорок.
4. Чистоговорки.
5.Артикуляционные упражнения.
6.Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях
7. Мультфильмы .
Список литературы:
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Т. Кукольный театр дошкольникам. М.,2006.
Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ПИиОбщ., 2002г., №9
Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства и средство воспитания.
Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., №9.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1980.
Сорокина Н.Ф. играем в кукольный театр (программа «Театр – творчество – дети» М.2004г.
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор ( пособие для учителя) автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов: М., «Просвещение», 2010 г.
Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.
Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?