12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
НИЗАМОВА АЛЬМИРА САЛАВАТОВНА138
Россия, Башкирская респ., Октябрьский

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования РФ № 373 от 6.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности, является авторской программой и соответствует плану МБОУ СОШ № 9.

Назначение программы

Направление: общекультурное

Программа рассчитана на 32 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю в течение одной четверти, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 8 часов

2 класс – 8 часов

3 класс – 8 часов

4 класс – 8 часов

Актуальность и перспективность курса

Актуальность данной программы в том, что театральная деятельность позволяет детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся коммуникативными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.

Занятия художественной практической деятельностью решают не только частичные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.

Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.

Мы живем в интересное время. Оно спешит и мы торопимся вместе с ним. Родители любят своих детей и стремятся дать своему ребенку как можно больше: рано учат чтению, математическим навыкам, письму, знакомят с компьютером.

Но малыш смотрит на нас исподлобья, уставшими глазами. Это страдает эмоциональная сфера ребенка. Нет выплеска свободного творчества и полета фантазии. На занятиях театрального кружка дети учатся исследовать мир, принимать решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому другому.

Занятие в театральном кружке отличается гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.

Цели и задачи

Цель:

Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через проектную деятельность.

Задачи:

совершенствование практических умений;

развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;

развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;

расширение методов познания окружающей действительности;

формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;

формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.

- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;

- учить навыкам общения и коллективному творчеству;

- развивать эстетические способности детей.

Отличительные особенности программы от уже существующих программ

Одной из идей программы «Закулисье» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. Большая роль формирования художественных способностей ребят отводится регулярному тренингу, что помогает пробудить творческую фантазию ребят к непроизвольности приспособления к сценической условности.

Театральное занятие:

- это знакомство с волшебным миром театра и его жителями;

- это общение, умение вести себя на публике;

- это развитие речи, мимики, пластики и памяти малыша;

- это работа над произношением звуков, артикуляцией в игровой форме;

- это развитие фантазии и творческих способностей;

- это выражение индивидуальности и неповторимости малыша;

- это развитие творческой инициативы;

- это умение быть раскованным на сцене и коммуникабельным.

После каждого проекта педагог должен провести показательные уроки, уроки-концерты, мини-спектакли, на которых демонстрирует свои подходы к данной тематике в развитии, используя творчество и фантазию детей.

Программа «Закулисье» ориентирована на обучающихся начальных классов, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности: ребенок может научиться и театральному, и изобразительному искусству одновременно.

Формы и методы работы

Формы деятельности: кружковые занятия.

Формы занятий: выполнение проекта (репетиция, показ спектакля), практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса связаны с практическими методами обучения. На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.

Средства:

- иллюстрации и литература;

- аудио и видеозаписи (использование технических средств).

Контингент обучающихся

Обучающиеся с 1 по 4 классы.

Объём часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении 1 четверти. За год в 1-м классе - 8 часов, во 2-4 классе – по 8 часов. Продолжительность занятия 30-35 минут.

Ожидаемые результаты:

Иметь представление:

- об истории возникновения театра, материалов и инструментов;

- о возможности выполнения работ в технике аппликаций.

Знать:

- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;

- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию;

- название инструментов, приспособлений и правила работы;

- разные приемы разметки деталей из бумаги;

- различные способы выполнения рисунка гуашью, акварелью.

- средства общения;

- виды текстов;

- понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;

- основные группы мышц.

Уметь:

- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы, в форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;

- работать с гуашью, акварелью;

- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;

- самостоятельно выполнять творческое задание;

- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе над проектом;

- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

- использовать средства общения;

- правильно распределять дыхание в речи;

- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;

- регулировать громкость, темп речи.

Формы подведения итогов реализации программ

Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ учащихся, показ спектакля.

Работа с родителями.

Повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной деятельности «воспитатель-обучающийся-родители” согласно данной программе, работа с родителями строится по следующим направлениям:

- просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских собраниях,

- привлечение родителей к досуговой деятельности, где родители могут быть не только пассивными зрителями, но активными участниками.

- помощь со стороны родителей в подготовке исследовательских, творческих и проектных работ.

Содержание программы

Введение. Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукол. Знакомство с основными театральными терминами. Беседа.

Проект1. Изготовление декораций к ложковому кукольному спектаклю «Колобок». Показ сказки.

Проект 2. Изготовление декораций к кукольному театру «Волк и семеро козлят». Показ сказки.

Проект 3. Изготовление декораций к настольному театру Бр. Гримм «Бременские музыканты». Показ сказки.

Проект 4. Изготовление декораций к спектаклю Н. Носова«Приключения Незнайки и его друзей». Показ сказки.

Календарно-тематическое планирование

1 класс ( театр ложек)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата

Работа по осуществлению проекта

1

Введение. «Здравствуйте, куклы!»

Театр кукол.

1

   

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Беседа.

2

Эти «волшебные» ложки.

1

   

Знакомство с театром ложек. Беседа.

3

Давайте познакомимся.

1

   

Прослушивание и просмотр русских народных сказок.

Русская народная сказка «Колобок».

4

Эти «волшебные» ложки. Здравствуйте, сказочные герои.

1

   

Чтение и просмотр иллюстраций к сказке. Распределение ролей.

5

Дело мастера боится.

1

   

Создание кукол к спектаклю.

6-7

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

2

   

Изготовление декораций к спектаклю. Обучение соединению кукол со словами сказки.

8

Творческий отсчёт.

1

   

Показ спектакля.

2 класс (кукольный театр)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата

Работа по осуществлению проекта

1

Моя волшебная рукавичка.

Знакомство с кукольным театром.

1

   

Знакомство детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними.

2

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы.

1

   

Беседа о ширме, работа за ней.

Сказка «Волк и семеро козлят».

3

В гостях у сказки.

1

   

Прослушивание сказки. Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных.

4

Волшебный фонарь.

1

   

Просмотр мультфильма. Беседа по мультфильму.

5

Здравствуйте, сказочные герои.

1

   

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки.

6

Говорят герои.

1

   

Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

7

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

1

   

Обучение соединению кукол со словами пьесы.

8

Творческий отсчёт.

1

   

Показ спектакля.

3 класс (настольный театр)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата

Работа по осуществлению проекта

1

Театр на столе. Знакомство с настольным кукольным театром.

1

   

Знакомство с настольным кукольным театром. Беседа.

Бр. Гримм «Бременские музыканты».

2

Давайте познакомимся.

1

   

Выразительное чтение сказки. Обсуждение героев сказки.

3

Волшебный фонарь.

1

   

Просмотр мультфильма. Беседа.

4-5

Дело мастера боится.

2

   

Знакомство с куклами сказки. Распределение ролей. Создание кукол к спектаклю.

6-7

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

2

   

Обучение соединению кукол со словами пьесы.

8

Творческий отсчёт.

1

   

Показ спектакля.

4 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата

Работа по осуществлению проекта

1

Знаменитые театры. Театры Башкортостана.

1

   

Знакомство со знаменитыми театрами мира, страны, республики. Беседа.

2

Кто такой актёр? Известные актёры (российские и башкирские).

1

   

Знакомство с понятием «актёр». Знакомство с известными актёрами.

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

3

Давайте познакомимся.

1

   

Выразительное чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

4

Волшебный фонарь.

1

   

Просмотр мультфильма. Распределение ролей.

5-6

Дело мастера боится.

2

   

Создание декораций и костюмов.

7

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

1

   

Отработка ролей.

8

Творческий отсчёт.

1

   

Показ спектакля.

 

Информационно-методическое обеспечение:

1.Сценарии сказок.

- «Колобок» - по мотивам русской народной сказки.

- «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки.

- «Бременские музыканты» - по мотивам сказки Бр. Гримм.

- Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

2.Родительское собрание «Любите ли вы театр?» 

3. Классные часы: «Театр вежливых ребят», «Готовимся пойти в театр».

3. Сборник скороговорок.

4. Чистоговорки.

5.Артикуляционные упражнения.

6.Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях 

7. Мультфильмы .

Список литературы:

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Т. Кукольный театр дошкольникам. М.,2006.

Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ПИиОбщ., 2002г., №9

Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства и средство воспитания.

Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., №9.

Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра.

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1980.

Сорокина Н.Ф. играем в кукольный театр (программа «Театр – творчество – дети» М.2004г.

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор ( пособие для учителя) автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов: М., «Просвещение», 2010 г.

Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.

Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.