Программа внеурочной деятельности «Маленькие исследователи» (1–4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №24 ГОРОДА СТВРОПОЛЯ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ – ЛЕЙТЕНАНТА ЮСТИЦИИ М.Г.ЯДРОВА
355042, РФ, Ставропольский край, город Ставрополь,
улица 50 лет ВЛКСМ, 48
ОДОБРЕНО: Педагогическим советом МАОУ гимназия №24 г.Ставрополя Протокол заседания№____ от«___» __________2017 г. Председатель педагогического совета ________ Е.А.Выглазова | | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно – воспитательной работе МАОУ гимназия №24 г.Ставрополя
_________ Л.А.Кочурова | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия №24 г.Ставрополя ___________ А.В.Будяк Приказ № ____ от «_____» _______ 2017 г. |
Программа внеурочной деятельности « Маленькие исследователи».
Направление программы : общеинтеллектуальное.
Составила:
учитель начальных классов
МАОУ гимназии № 24
города Ставрополя,
Ставропольского края
Антонникова Галина Алексеевна
г.Ставрополь 2017 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Маленькие исследователи» разработана на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. регистрационный номер 17785);
- СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- программа создана на основе методики и авторской программы исследовательского обучения младших школьников «Я - исследователь» А. И. Савенкова для 1-4 классов, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100».
- Положение об организации внеурочной деятельности учащихся МАОУ Гимназия № 24 города Ставрополя имени генерал- лейтенанта юстиции М.Г.Ядрова
Программа внеурочной деятельности «Маленькие исследователи» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. По содержательной направленности программа является метапредметной, по функциональному предназначению – общеинтеллектуальной, по форме организации – коллективной, групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся; по времени реализации – четырехгодичной. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.
Программа рассчитана на 135 часов:
1-й год обучения рассчитан на 33 часа (1н/ч)
2-й год обучения рассчитан на 34 часа (1н/ч)
3-й год обучения рассчитан на 34 часа (1н/ч)
4-й год обучения рассчитан на 34 часа (1н/ч)
Целью программы – является развитие необходимой творческой среды для выявления одарённых детей в каждом классе, развитие системы поддержки сформировавшихся талантливых детей, совершенствование условий для развития интеллектуальных, творческих способностей детей в условиях школы.
Актуальность проблемы
В рамках реализации новых ФГОС основной целью является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, которая имеет прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Особое место в работе современной школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети». Программа направлена на выявление и создание такой образовательной среды, которая могла бы обеспечивать возможность развития и творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми талантами.
Все дети по своей природе талантливы и способны, но зачастую они не знают этого. Необходимо помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.
Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.
Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять физический эксперимент, анализировать результаты.
Основная задача при организации проектной деятельности, направлена на развитие качеств личности. Главным результатом школьного образования и является мера этого развития, критерием качества работы учителя. Важно обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития . В совокупности это делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.
В начальной школе проектная деятельность обладает мощным развивающим потенциалом. Учителю нужно направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Важное условие, позволяющее воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. На первом этапе готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Поисковую активность способны развивать разные формы деятельности. Самостоятельная работа открывает большие возможности для развития поисковой позиции ребят. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.
Основными задачами программы являются:
- выявить одаренных детей, используя их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач;
- формировать у школьника интереса к научному творчеству;
- развивать творческое мышление и самостоятельность у своих учеников;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на своих уроках и во внеурочное время;
- вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интернет - проекты, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов включает в себя метод проектов. Это самостоятельная работа ребенка или группы детей, задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике в непривычной ситуации.
Индивидуальные особенности младшего школьника
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Так как у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Но здесь нужна определенная мера. Необходимо развивать у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д.
Проектная деятельность позволяет, одаренным детям развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие определенных этапов, характерных для исследования: аргументация актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Привлечение одаренных обучающихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и продолжается на факультативных занятиях, элективных курсах. И каким бы ни был ребёнок одарённым, ему необходимы знания. Только при наличии определённой базы знаний исследовательский процесс будет успешным.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Необходимо отметить, что научные исследования имеют свои трудности в реализации: данная работа занимает большое количество времени. То, насколько педагог готов принимать новые знания, идти за своим учеником, а не навязывать свой путь, настолько его ученик продвинется в развитие своей одаренности.
Применяя метод проектов следует отметить, что в школе создаются условия для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, определена готовность педагогов к продолжению проектной деятельности как условию и показателю эффективности опытно – экспериментальной работы.
Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.
Проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Диагностика детей, имеющих выдающиеся способности.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы. Необходимо готовить детей быть конкурентоспособными, бороться за себя, реализовывать свои идеи.
«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».
А. Бебель
В течение всего учебного года по каждому проекту проводится защита проекта. Традиционные проводимые в гимназии 24 научно – практические конференции младших школьников - «Шаг в науку».
Анализ участия учащихся школы в защите проектов по разным направлениям показывает ,что в коллективе имеется категория одаренных детей. Также ребята выходят с защитой своих проектов на городском открытом конкурсе исследовательских и творческих проектов младших школьников « Что? Откуда? Почему?».
Планирование работы :
I. Этап 2017-2018 учебный год – подготовительно-проектировочный.
Подготовка условий для создания системы работы с детьми имеющими выдающиеся способности обучающимися в школе.
Разработка программы работы с одаренными обучающимися.
Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.
Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Создание портфолио.
Создание механизма взаимодействия с родителями.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
II. Этап 2018 - 2019 учебный год – организационно-практический.
Апробация системы работы с детьми имеющими выдающиеся способности .
Диагностика наклонностей обучающихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения олимпиады по предмету, классных часов, викторин, праздников.
Адаптация учебных программ, спортивных секций, внеурочной деятельности;
Проведение олимпиад, предметных недель, конкурсов, соревнований;
Создание и пополнение банка данных о развитии каждого одаренного ребенка;
Участие в дистанционных олимпиадах, уроках и видеоконференциях;
Повышение квалификации учителей физической культуры;
Создание системы презентации достижений обучающихся и учителей (персональные фотовыставки и т.п.).
III. Этап. 2019 – 2020 учебный год – обобщающий.
Переход системы работы с детьми имеющих выдающиеся способности в режим функционирования.
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция работы педагогов по реализации программы.
Обобщение результатов работы.
Принципы работы с детьми имеющих выдающиеся способности
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
2.Планируемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает следующий результат:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- развитие ценностных отношений школьника к своему Отчеству, к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, человеку, людям, к человеческой жизни вообще;
- приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- представление о разных системах социальных норм и ценностей в России;
- участие в совместной деятельности сверстников и взрослых по сохранению и защите природных и культурных объектов родного края;
- освоение базовых научных знаний, формирование элементарных исследовательских умений и применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
- проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента.
- оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов.
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.
- формирование представлений о проектной деятельности.
- умение принять в качестве ведущих ориентиров основные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь человека, его взаимодействия в семье, школе, общественных местах с разными людьми, общностями;
- владение базовыми навыками самоорганизации и самоопределения в различных видах учебной и внеучебной деятельности;
- умение ставить реально осуществимые цели самовоспитания и самостоятельно преодолевать возникающие при их реализации трудности;
- стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
Педагогические
Формирование модели одаренного ребенка как личности:
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- способной к саморазвитию и самообразованию;
- обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.
Совершенствование системы работы с детьми имеющих выдающиеся способности:
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Социальные
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
регулярные публикации в средствах массовой информации.
Прогноз развития школы в связи с реализацией программы
Рост числа участников различных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;
Увеличение числа педагогов, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;
Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах работы с одарёнными детьми;
Совершенствование материально-технической базы школы для организации исследовательской и проектной деятельности;
Создание программ для работы с одарёнными детьми и построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Портрет ребёнка, имеющего выдающиеся способности
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озадачен преобразованием, улучшением общества.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, презентации своих достижений.
3.Содержание программы
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
- проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;
- проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы.
Формы работы с учащимися имеющими выдающиеся способности:
Каждому этапу реализации программы соответствуют следующие организационные формы:
первый этап - лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, просмотр кино-, видеофильма;
второй этап – продуктивная игра, составление или изготовление объекта демонстрации, подготовка к представлению;
третий этап – спектакль, индивидуальные мини-проекты, групповые или коллективные проекты.
защита проектов на школьных, городских, краевых научных конференциях.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Таблица 1
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 4. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. | 1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
План мероприятий по выполнению программы
Таблица 2
№ | Наименование мероприятия | Сроки реализации | |||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||
1. | Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере проектной деятельности | + | + | + | - | ||
2. | Разработка и утверждение документальной базы | + | + | + | - | ||
3. | Участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах | + | + | + | - | ||
4. | Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | + | + | + | - | ||
5. |
| + | + | + | - | ||
8. | Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей. | + | + | + | - | ||
9. | Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей. | + | + | + | - | ||
10. | Подведение итогов реализации программы | + | + | + | - |
План работы с детьми имеющими выдающиеся способности
Таблица 3
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов проектно – исследовательской деятельности | Сентябрь | Руководитель программы |
2. | Создание банка данных одарённых детей общеинтеллектуальной направленности | Сентябрь-октябрь | Руководитель программы |
3. | Организация системы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности | Сентябрь | Руководитель программы |
4. | Участие в проведение научно – практической конференции младших школьников - «Шаг в науку» (защита проектов) | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
5. | Подготовка учащихся к участию в городском открытом конкурсе исследовательских и творческих проектов младших школьников « Что? Откуда? Почему?». | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
8. | Участие в научно-исследовательской работе. | В течение года согласно плана | Руководитель программы |
9. | Методическая помощь учителям начальных классов в работе с одарёнными учащимися 1-4классов. | В течение года | Руководитель программы |
10. | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Руководитель программы |
11. | Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей | Январь | Руководитель программы |
12. | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Руководитель программы |
13. | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май | Руководитель программы |
14. | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся. | Апрель-май | Руководитель программы |
Содержание программы «Маленькие исследователи»
Таблица 4
1 класс
№ п/п | Тема | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Что такое проект и кто такие исследователи? | групповая | Знакомство учащихся с понятиями «проект», «исследователь». Рассказ учителя об интересных научных открытиях, исследователях: учёных, путешественниках. Создание мотивации на организацию работы , знакомства с правилами успеха исследовательской работы. |
2 | Светофор мысли: включаем внимание! | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие внимания. |
3 | Светофор мысли: включаем память! | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие памяти. |
4 | Светофор мысли: включаем логику! | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие логического мышления. |
5 | Светофор мысли: учимся наблюдать. | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие аналитико – синтетического мышления. |
6 | Хочу всё знать! | групповая | Учимся определять тему исследования проекта: какими могут быть темы исследования, как выбрать тему исследования. |
7 | «Золотая волшебница Осень». | групповая | Экскурсия( наблюдения за осенними изменениями в природе), сбор осенних листьев; правила подготовки листьев для гербария. |
8 | «Золотая волшебница Осень» (индивидуальные проекты). | индивидуальная | Составление и оформление гербария осенних листьев, используя подготовленный дома материал об осени (стихи, загадки). |
9 | Представление индивидуальных проектов «Золотая волшебница Осень». | индивидуальная | Показ работ, рассказы учащихся о своей работе, определение лучших проектов. |
10 | Игра «Вопрошайка». | групповая | Игры и задания, направленные на формирование умения задавать вопросы, необходимые для исследования. |
11 | «Нескучная школа». | групповая | Распределение детей для работы в группах (методика О.П. Ананьевой), ролевая игра – тренинг по сотрудничеству в групповой деятельности. |
12 | « Мы научные тропинки одолеем без запинки!» | групповая | Знакомство с организацией исследования: как составить план работы, доступные методы исследования. |
13 | Светофор мысли: пространственные представления. | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие пространственных представлений. |
14 | «Волшебные правила здоровья» (индивидуальные проекты). | индивидуальная | Работа над проектом: знакомство с правилами здорового образа жизни (режим дня, закаливание, правильное питание и др.). Разработка плакатов. |
15 | «Звериная зарядка» (индивидуальные проекты). | индивидуальная | Разработка комплекса весёлых упражнений для утренней зарядки и физминуток с элементами театрализации. |
16 | «Волшебные правила здоровья» (групповой проект). | групповая | Представление индивидуальных проектов и создание группового проекта « Волшебные правила здоровья». |
17 | Урок – игра « Я – следопыт!» | групповая | Практическое знакомство с методами исследования, направленных на развитие любознательности. |
18 | Любопытные опыты. | групповая | |
19 | Секрет порядка. | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие зрительной памяти, наблюдательности, мышления. |
20 | «Снежинка» (групповой проект). | групповая | Наблюдение: строение снежинки. Создание группового проекта- панно «Снежный вальс». |
21 | Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов. | групповая | Наблюдение и выявление общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Вырезание предметов симметричной формы. |
22 | Светофор мысли: включаем воображение. | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие воображения, фантазии, ассоциативных связей. |
23 | «Букет цветов» (индивидуальные проекты). | индивидуальная | Знакомство с весенними цветами, элементами строения цветка. Изготовление весенних цветов. |
24 | «Букет цветов» (групповой проект). | групповая | Знакомство с правилами составления букетов. Создание групповой композиции «Букет цветов». |
25 | Представление групповых композиций. | групповая | Выставка работ учащихся (название композиции, выбор лучших работ). |
26 | «Мой дом. Мой двор» (индивидуальные проекты). | индивидуальная | Составление плана местности, макетов, рассказов по теме. |
27 | «Сколько весит школьный рюкзак» (индивидуальные проекты). | индивидуальная | Беседа о соблюдении правил осанки, о влиянии ношения тяжестей на искривление позвоночника. Составление списка «лишних» вещей, которые носят одноклассники. Самый лёгкий и самый тяжёлый портфель в нашем классе. |
28 | «Сколько весит здоровье ученика» ( индивидуально-групповая проекты). | Индивидуально- групповая | Знакомство с весами «безмен», определение веса самого лёгкого и самого тяжёлого ранца. Знакомство с тебованиями к внешнему виду портфеля. Практическое занятие «Регулируем свой портфель». |
29 | Книги - помощники исследований. | групповая | Экскурсия в библиотеку. |
30 | «Книжка – малышка» (индивидуальный проект). | индивидуальная | Обсуждение проекта. Изготовление модели «Книжки – малышки». |
31 | «Книжка – малышка» (индивидуальный проект). | индивидуальная | Оформление «Книжки – малышки» ( рисунки, загадки, ребусы, любимые стихи). |
32 | Защита лучших проектов | индивидуальная | Рассказы учащихся о своей работе, определение лучших проектов, выставка книг. |
33 | Определение победителей | групповая | Подведение итогов работы |
Таблица 5
2 класс
№ п/п | Тема | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Определяем направления темы. | групповая | Знакомство учащихся с понятиями «исследование», «исследователь». Рассказ учителя об интересных научных открытиях, исследователях: учёных, путешественниках. Создание мотивации на организацию, знакомства с правилами успеха исследовательской работы. |
2 | «Множество изменений» (тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) - | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие внимания, наблюдательности. |
3 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» - | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие памяти. |
4 | Как сотрудничать со взрослыми | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие логического мышления. |
5 | Упражнение «Пословицы»(цель -развитие речи и мышления) | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие речи и аналитико -синтетического мышления. |
6 | Виды оформления проектов | групповая | Учимся оформлять проекты |
7 | «Дорога и мы» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Экскурсия( наблюдения за осенними изменениями в природе), сбор осенних листьев; правила подготовки листьев для гербария. |
8 | «Дорога и мы» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Составление и оформление маршрута движения «дом-школа», используя подготовленные дома материалы(схема движения, стихи, загадки). |
9 | Представление проектов«Дорога и мы» | групповая и индивидуальная | Показ работ, рассказы учащихся о своей работе, определение лучших проектов. |
10 | Как найти нужную книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополни-тельной литературой) | групповая | Игры и задания, направленные на формирование умения задавать вопросы, необходимые для исследования. |
11 | «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) | групповая | Распределение детей для работы в группах (методика О.П. Ананьевой), ролевая игра – тренинг по сотрудничеству в групповой деятельности. |
12 | Что такое эксперимент? | групповая | Знакомство с организацией исследования: как составить план работы, доступные методы исследования. |
13 | Рисование в масштабе (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие пространственных представлений. |
14 | Искусство выдумывания историй(речевой тренинг) | групповая | Составление выдуманных историй. |
15-16 | « Новогодняя красавица» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Работа над проектом. |
17 | Представление проектов « Новогодняя красавица» | групповая и индивидуальная | Представление индивидуальных и групповых проектов. |
18-19 | Секреты знакомых предметов (практикум проведения опытов и экспериментов) | групповая | Практическое знакомство с методами исследования, направленных на развитие любознательности. |
20 | « Праздники моей семьи» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Работа над проектом |
21-22 | «Корабли» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Наблюдение и выявление общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Вырезание предметов симметричной формы. |
23 | «Природные фантазии» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Знакомство с весенними цветами, элементами строения цветка. Изготовление весенних цветов. |
24 | «Природные фантазии» (групповые и индивидуальные проекты) | групповая и индивидуальная | Знакомство с правилами составления букетов. Создание групповой композиции «Букет цветов». |
25 | Представление групповых композиций. | групповая | Выставка работ учащихся (название композиции, выбор лучших работ). |
26 | « Самый – самый!» (психологическая игротека) | групповая | Игры психологической разгрузки. |
27 | «Разговор о правильном питании» (групповой проект) «Поём мы оду молоку» | групповая | Работа над проектом |
28 | Маленькая дверь в большую науку (объясняем «фокус – покус») | групповая | Занимательные опыты в домашних условиях |
29 | Учимся анализировать и обобщать. | групповая | Экскурсия в библиотеку. |
30 | «Комнатные растения в нашем классе» - (групповой проект) | групповая | Работа над проетом |
31 | «Инопланетяне» ( индивидуальный проект) | индивидуальная | |
32 | Представление групповых композиций. | групповая | Представление проектов |
33 | Игра «Мы – журналисты» | групповая | Знакомство с методом интервьюирования. |
34 | Наши увлечения и исследовательская работа - (диспут) | групповая | Рассказы учащихся о своей работе, определение лучших проектов, выставка книг. Подведение итогов работы. |
Таблица 6
3 класс
№ п/п | Тема | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Что такое «копилка сведений проекта»? | групповая | Знакомство учащихся с понятиями что такое «копилка сведений проекта». Рассказ учителя об интересных научных открытиях, исследователях: учёных, путешественниках. Создание мотивации на организацию, знакомства с правилами успеха исследовательской работы. |
2 | Тайны памяти. | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие памяти. |
3 | Как улучшить свою память? | групповая | |
4 | Что значит «уметь договариваться»? | групповая | Задания, игры, упражнения на развитие коммуникативных умений. |
5 | Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) | групповая | Знакомство с измерительными приборами и простейшими видами вычислительной и техники, применяемых при проведении исследований. |
6 | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» | Индивидуальная или парная | Работа над проектом. |
7-8 | «Движение – жизнь» | индивидуальная или парная проекты | |
9 | Защита проекта | индивидуальная или групповая | Показ работ, рассказы учащихся о своей работе, определение лучших проектов. |
10 | Анкетирование как метод исследования. | групповая | Социологические методы исследования. |
11 | Конкурс математических развлечений - | групповая | Игры и задания, направленные на формирование умения задавать вопросы, необходимые для исследования. |
12 | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) | групповая | Знакомство с организацией исследования: как составить план работы, доступные методы исследования. |
13 | «Моя родословная» (индивидуальные проекты) | индивидуальная | Работа над проектом. |
14-15 | «Мой школьный двор» (индивидуальные проекты) | индивидуальная | |
16 | Защита проектов | индивидуальная | Представление индивидуальных и групповых проектов. |
17 | Что значит для меня ощущение успешности? | групповая | Ролевая игра с элементами тренинга по сотрудничеству в групповой деятельности |
18-19 | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групповой проект) | групповой проект | Работа над проектом |
20 | Компьютер – друг и помощник | групповая | Оформление проекта в графичеcком редакторе Word |
21-22 | Микроисследование «Что такое хорошая школа» | групповая | Работа над проектом |
23-24 | «Куклы» (индивидуальные или парные проекты) | Индивидуальная или парная | |
25 | Защита проекта | Индивидуальная или парная | Выставка работ учащихся |
26 | Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) | групповая | Работа над проектом |
27-28 | «Парк трёхмерных игрушек» (индивидуальные и групповые проекты) | индивидуальная и групповая | |
29 | «Мой город» ( составление карты города с достопримечательностями индивидуальные проекты) | индивидуальные проекты | |
30-31 | « Трудный путь картошки» (индивидуальне и парные проекты) | Индивидуальная или парная | |
32 | «История и загадки озера Кравцово» (индивидуальный проект) | индивидуальные проекты | |
33 | Защита проекта | индивидуальная | Представление проектов |
34 | Неповторимость и уникальность в проектной деятельности | групповая | Рассказы учащихся о своей работе, определение лучших проектов, выставка книг. Подведение итогов работы. |
Таблица 7
4 класс
№ п/п | Тема | Форма организации | Виды деятельности | |
1 | Преодоление трудностей в реализации проекта. | групповая | Учащиеся учатся определять трудности в реализации проекта и находить пути их преодоления | |
2 | Учимся самостоятельно составлять план действий (практикум) | Групповая практикум | Знакомство с организацией исследования: как составить план работы, доступные методы исследования.Учащиеся получают знания и навыки в составлении плана для выполнения задания (алгоритм). | |
3-4 | «Как жили наши предки» (групповой проект) | групповая | Учащиеся посещают краеведческий музей. Знакомятся с бытом предков. Учатся составлять групповой проект. | |
5 | Что такое импровизация? | групповая | Знакомство учащихся с понятиями что такое импровизация Игра-исследование. | |
6 | Учимся выдвигать гипотезу исследования (практикум) | групповая | Учащиеся знакомятся с понятием гипотеза.Учатся выдвигать гипотезы. Выдвигают гипотезы исследования . Игры на развитие наблюдательности, внимания, памяти, логики, воображения, пространственного воображения. | |
7 | Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. | групповая | Учащиеся знакомятся что такое учебное сотрудничество? С помощью игр знакомятся с дисциплиной и свободой выбора в работе над проектом. | |
8 | Правила оформления реферата | групповая | Учащиеся знакомятся с понятием реферат,с правилами оформления рефератов. Алгоритмом выбора темы, предмета, объект исследования. Обоснование актуальности темы. | |
9-10 | «Как считали на Руси» (индивидуальные или парные проекты) | Индивидуальная или парная | Работа над проектом | |
11 | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) | групповая | Учащиеся учатся определять оценку своим возможностям. Проведение психологической тренинг – игры. Понятия: память, успешность | |
12 | Учимся создавать вёб-сайт | Индивидуальная или парная | Самый главный способ получения информации. Компьютер – друг и помощник.Учащиеся учатся создавать веб – сайты. | |
13 | Учимся давать описание объекту наблюдения | групповая | Учащиеся учатся давать описание объекту наблюдения. Игры на развитие наблюдательности, внимания, памяти | |
14 | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе | групповая | Игры на развитие наблюдательности, внимания, памяти. Учащиеся учатся распределять роли в игре , а затем и в проектной деятельности | |
15 | «Определение уровня агрессивности среды в средствах бытовой химии» (индивидуальный проект) | индивидуальная | Работа над проектом | |
16 | «Учись учиться!» | групповая | Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования Обоснование актуальности темы. | |
17 | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) | групповая | Математические способы обработки информации и результатов исследования (как нам пригодиться калькулятор, секундомер и линейка). | |
18-19 | « Охраняемые природные территории нашей местности» (групповой проект) | групповая | Работа над проектом | |
20 | Самостоятельный выбор темы проекта | Индивидуальная или парная | Учатся сами определять тему проекта. Алгоритм выбора темы, предмета, объект исследования | |
21 | Способы хранения информации | групповая | Учащиеся знакомятся со способами хранения информации ,определяют лучший для них способ хранения информации. | |
22 | « Мой учебник» ( индивидуально -групповой проект. Делаем страницу учебника по любой теме | групповая | Работа над проектом | |
23 | Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование)- | групповая | Моделирование простых геометрических тел Умение составлять план для выполнения задания (алгоритм).Пространственное воображение. Координатная сетка. | |
24 | Разработка индивидуальных тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» | индивидуальная | Учащиеся работают над разработкой индивидуальных тем проекта. | |
25 | «Приходите к нам учиться» ( рекламный групповой проект) | групповая | Работа над проектом | |
26 | Самостоятельная работа над проектами | Индивидуальная или парная | Работа над проектом | |
27 | Подготовка к научно – практической конференции | Индивидуальная или парная | Работа над проектом Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы. | |
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
Чалов Даниил ученик 3 класса
Тип одаренности Чалов Даниил:
Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):
1. высокая успеваемость;
2. устойчивость внимания;
3. хорошая память;
4. высокая скорость мышления;
5. безошибочное воспроизведение материала;
6. активность;
7. усидчивость;
8. целеустремленность;
9. дисциплинированность;
10. организованность;
11. эрудированность;
12. умение поддержать общее дело;
13. легкость в общении.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося.
Схема самоанализа Чалова Даниила , обучающегося по ИОМ:
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)
1класс Таблица8
| «Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Самостоятельная исследовательская практика» | «Защита проектов исследовате льской работы» |
8 ч | 8 ч | 13 ч | 4 ч | |
1. | Светофор мысли: включаем внимание! 1ч | Что такое исследование и кто такие исследователи? -1ч | «Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени) 2ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем - 4 ч |
2. | Светофор мысли: включаем память! 1 ч | Хочу всё знать! (учимся определять тему исследования, проекта) – 1ч | ||
3. | Светофор мысли: включаем логику! 1ч | Игра «Вопрошайка» (учимся задавать вопросы) - 1ч | « Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) - 1ч | |
4. | Светофор мысли: учимся наблюдать. 1ч | «Нескучная школа» (учимся работать в группе) - 1ч | "Звериная" зарядка. (групповой проект, игра) - 1 ч | |
5. | Светофор мысли: пространственные представления. 1ч | «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (составление плана исследования) - 1 ч | «Снежинка» (групповой проект)- 1ч | |
6. | Секрет порядка. 1ч | Игра «Я – следопыт!» (как можно изучать окружающий нас мир) - 1ч | Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов (групповой проект)- 1ч | |
7. | Светофор мысли: включаем воображение! - 1ч | Любопытные опыты. 1ч | «Букет цветов» ( групповой проект, изготовление панно) 2ч | |
| Я – изобретатель. 1ч | Книги – помощники исследований. (экскурсия в библиотеку) - 1ч | ||
8. | | | «Мой дом. Мой двор» (индивидуальные проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме) -1ч | |
9-10. | | | «Сколько весит здоровье ученика» (индивидуальный или групповой проект) -2ч | |
11-12. | | | « Книжка – малышка» (индивидуальный проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом) - 2ч | |
ИТОГО: 33ч |
2 класс Таблица 9
| «Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Самостоятельная исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» |
8 ч | 10 ч | 12 ч | 4 ч | |
1. | «Миллион изменений» (тренировка восприятия, наблюдательности, внимания) - 1ч | Учимся определять направления темы. 1ч | «Дорога и мы» (групповые и индивидуальные проекты) - 2ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем -4ч |
2. | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» -1ч | Виды оформления проектов - 1ч | ||
3. | Как сотрудничать со взрослыми -1ч | Как найти нужную книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1ч | « Новогодняя красавица» (групповые и индивидуальные проекты) - 2ч | |
4. | Упражнение «Пословицы» (цель - развитие речи и мышления) - 1ч | Что такое эксперимент? - 1ч | ||
5. | «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) - 1ч | Секреты знакомых предметов (практикум проведения опытов и экспериментов) - 2ч | « Праздники моей семьи» (групповые и индивидуальные проекты) - 1ч | |
6. | Рисование в масштабе (графический тренинг, развитие простран-ственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) - 1ч | «Природные фантазии» (групповые и индивидуальные проекты) - | ||
7. | Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)-1ч | Маленькая дверь в большую науку (объясняем «фокус – покус») - 1ч | ||
8. | « Самый – самый!» (психологическая игротека) -1ч | Учимся анализировать и обобщать - 1ч | «Разговор о правильном питании» «Поём мы оду молоку» (групповой проект) 1ч | |
9. | | Игра «Мы – журналисты» (знакомство с мето-дом интервьюиро-вания) 1ч | «Комнатные растения в нашем классе» - (групповой проект) - 1ч | |
10-11. | | | «Корабли» (групповые и индивидуальные проекты) - 2ч | |
12 | | Наши увлечения и исследовательская работа - (диспут) - 1ч | «Инопланетяне» (индивидуальный проект) – 1ч | |
ИТОГО: 34ч |
3 класс Таблица 10
| «Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Самостоятельная исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» |
7 ч | 10 ч | 13 ч | 4 ч | |
1. | Тайны памяти - 1ч | Что такое «копилка сведений проекта»? 1ч | «Движение – жизнь» (индивидуальные или парные проекты) 2ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Как улучшить свою память? - 1ч | Проведение микроис-следований в рамках проекта «Движение – жизнь» - 1ч | ||
3. | Что значит «уметь договариваться»? -1ч | Анкетирование как метод исследования. 1ч | «Моя родословная» (инд. проекты) 1ч | |
4. | Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1ч | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) - 1ч | «Гнездо мыши - малютки» (индивидуальные проекты) -2ч | |
5. | Конкурс математических развлечений - 1ч | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групповой проект) 2ч | ||
6. | Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) -1ч | «Куклы» (индивидуальные или парные проекты) 2ч | ||
7. | Неповторимость и уникальность в проектной деятельности -1ч | Компьютер – друг и помощник -1ч | ||
8. | | Микроисследование «Что такое хорошая школа» - 2ч | «Парк трёхмерных игрушек» (индивидуальные и групповые проекты) 2ч | |
9. | | |||
10. | | Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) -1ч | ||
11. | | | « Трудный путь картошки» (индиви-дуальные и парные проекты)- 2ч | |
12. | | | ||
13. | | | «Тайны и загадки озера Кравцово» (индивидуальный проект) - 1ч | |
ИТОГО: 34 ч |
4 класс Таблица 11
| «Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Самостоятельная исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» |
8 ч | 9 ч | 12 ч | 5 ч | |
1. | Преодоление трудностей в реализации проекта. 1ч | Учимся самостоятель-но составлять план действий (практикум) 1ч | «Как жили наши предки» (групповой проект)- 2ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Что такое импровизация? 1ч | Учимся выдвигать гипотезу исследова-ния (практикум) - 1ч | ||
3. | Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. 1ч | Правила оформления реферата - 1ч | «Как считали на Руси» (индивидуальные или парные проекты) 2ч | |
4. | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) -1ч | Учимся создавать вёб-сайт - 1ч | | |
5. | Учимся давать описание объекту наблюдения -1ч | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе -1ч | «Мой город» (индивидуальный проект) -1ч | |
6. | «Учись учиться!» 1ч | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1ч | « Охраняемые природные территории нашей местности» (групповой проект) 2ч | |
7. | Математика вокруг нас -1ч | Общие правила защиты проекта (тренинг) -1ч | | |
8. | Самостоятельный выбор темы проекта. 1ч | Способы хранения информации -1ч | « Мой учебник» ( индивидуально -групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме -1ч | |
9. | | Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование)- 1ч | Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» -1ч | |
10. | | | «Приходите к нам учиться» ( реклам-ный групповой проект) - 1ч | |
11. | | « Определение уровня агрессивности среды в средствах бытовой химии» | Самостоятельная работа над проектами -1ч | |
12. | | | Подготовка к научно – практической конференции -1ч | |
ИТОГО: 34 ч |
Формы подведения итогов реализации программы:
Таблица 12
Модули | Форма предъявления результата | Форма контроля | Инструмент для оценки |
Познавательные | Общественный смотр достижений | Батарея тестов | Психологические тесты |
Исследовательские умения | Папка исследователя | Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений. | Критерии написания исследования, Методики А.И.Савенкова |
Коллективное творчество | Коллективная творческая работа | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Самостоятельная исследовательская практика | Публичная презентация результатов проведенного исследования | Конференция | Критерии публичного выступления |
Наблюдения, опыты и эксперименты | Отчет о проведении опыта Протокол эксперимента | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Учебно - методическое обеспечение программы
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
аудио- и видеозаписи;
тексты художественных произведений;
специальные тетради, альбомы;
таблицы, плакаты;
видеофильмы ;
разработки занятий «Младший школьник - юный исследователь»;
сборник познавательных опытов и экспериментов;
банк презентаций для проведения мини-курсов;
банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
макет портфолио обучающегося;
макет «Папки исследователя»;
рекомендации для оформления исследовательских работ;
памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Поощрение и стимулирование детей имеющих выдающиеся способности
Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных и районных СМИ.
Функционирование стенда «Гордость школы».
Информирование о достижениях ребенка через классные собрания и сайт школы, школьную газету
Награждение по итогам учебного года.
Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне школы и муниципалитета.
5. Список литературных источников:
Для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Под редакцией Данилюка А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009.
3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3 – е издание, переработанное. – Самара: Издательство «Учебная литература»
6. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.
9. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина]. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
11. Азбука истоков «Золотое сердечко»: Методический комментарий /Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2004.
12. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
13. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
14. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998
17. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
18. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001
19. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2008 г.
20.М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
.
Для обучающихся:
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm
«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml
Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml