Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Маленькие россияне» (1–4 классы)
Рассмотрено Проверено: Утверждаю:
на ШМО учителей нач.классов Зам. директора по УВР И. о. директора СКШИ №3
руководитель _____ Моголясова Е.А. ________Е.Ю. Побединская ______И.М. Колесникова
«___»_____20 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
ДЛЯ 1-4 КЛАССА
Государственного казённого общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3»
Министерства образования, науки и по делам молодёжи
Кабардино-Балкарской Республики
г. Прохладный
составлена учителем начальных классов
Абасовой Н.Н.
2018-2022уч. год
Пояснительная записка.
Актуальность программы «Маленькие Россияне» развивает интеллектуально – познавательные, эмоционально – волевые, нравственные и эстетические возможности активизации младших школьников в усвоении знаний, в их личном становлении и развитии.
Цель – приобретение общественно значимых знаний о самом себе с дополнением знаний по истории; воспитание у каждого ребёнка личностно- гражданской позиции.
Задачи – содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений, отношений в семье, в городе или в деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран мира;
-воспитание патриотизма; помощь в осознании своей принадлежности государству, представляющему каждому гражданину определённые прав и требующему исполнения определённых обязанностей;
-воспитание основ правового сознания; воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
-обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности;
Ступень обучения (класс) – начальное образование, 1 – 4 классы.
Количество часов –33 часа в год, 1час в неделю в 1 классе
Уровень базовый.
Направленность: духовно – нравственная.
Содержание учебного курса.
Символика России.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Понятие «государство». Гражданин России. Символика. Символы России: герб, гимн, флаг.
Символы КБР: Герб. Гимн, флаг. История возникновения флага.
Символы г. Прохладного.
Права человека.
Что такое права человека. Документы по правам человека (конституция, конвенция, законы). Упражнения и задания на развитие понимания многообразия и индивидуальности. Упражнения и задания на выработку терпимости (толерантности). Упражнения и задания на развитие чувства ответственности. Упражнения и задания на развитие уважения свободы и достоинства личности. Упражнения и задания на развитие понимания всеобщего равенства прав и безопасности. Упражнения и задания на развитие понимания справедливости, на ситуации, в которых возникает конфликт прав.
История моей Родины.
Времена Древней Руси. Древние жители российских просторов. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси.
Времена Московского государства. Время создания Московского государства – время жестокости и милосердия. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт крестьян, бояр, дворян, горожан.
Времена Российской империи. Преобразование России Петром Великим. Власть и народ Российской империи. Достижения российской культуры во времена империи.
Времена советской России и СССР. Цель Советского государства – строительство справедливого общества. Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои ВОВ. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса.
Современная Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Россия – общий дом многих народов. Достояние российской культуры. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
История моей семьи. Родословная человека. Поколения предков. Родословное дерево. История моего имени. Фамилия, имя и отчество – связь времён.
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п | Содержание. | 1 класс |
1. | Символика России. | 4 |
2. | Права человека. | 6 |
3. | Я – школьник. | 6 |
4. | История моей Родины. | 9 |
5. | История моей малой Родины. | 2 |
6. | История моей семьи. | 3 |
7. | История моего имени. | 3 |
Итого | 33 |
Предполагаемые результаты реализации программы.
По окончании курса учащиеся должны знать (иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
личность, характер, эмоции, чувства; совесть, мораль, право; Родина, государство, гражданин России, государственные символы; искусство, культура; поворотные моменты в истории государства и наиболее значимые события материальной и духовной культуры страны; расы, национальность, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребёнка, обязанности людей, глобальные проблемы человечества.
По окончании курса учащиеся должны уметь: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания); какие у них черты характера; отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества; отличать граждан различных государств; национальность человека от его расы, верующих различных религий, объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами страны, что объединяет всех людей на земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Литература.
«Первые шаги. Начальный курс обучения по правам человека». Уч. Пособие – М: издательство «Права человека», 2003 год.
Чутко Н.Я. «Я – гражданин России». Методическое пояснение к курсу. – Самара: корпорация «Фёдоров», издательский дом «Фёдоров», 2007 год.
Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. – МРФПР, 1999 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Дата по факту |
1 | Символика России. Флаг. | 1 | 06.09 | |
2 | Символика России. Гимн, герб. | 1 | 13.09 | |
3 | Символика КБР. | 1 | 20.09 | |
4 | Символика города Прохладного. | 1 | 27.09 | |
5 | Что такое права человека. Документы по правам человека (конституция, конвенция, законы). | 2 | 04.10 11.10 | |
6 | Упражнения и задания на развитие чувства ответственности. | 2 | 18.10 25.10 | |
7 | Упражнения и задания на развитие уважения свободы и достоинства личности. | 1 | 08.11 | |
8 | Упражнения и задания на развитие понимания справедливости, на ситуации, в которых возникает конфликт прав. | 1 | 15.11 | |
9 | Я- школьник. Обязанности учащегося. | 1 | 22.11 | |
10 | Правила поведения в школе. | 2 | 29.11 06.12 | |
11 | Наш класс – «дружная семья». | 1 | 13.12 | |
12 | Правила поведения в общественных местах, на улице. | 2 | 20.12 10.01 | |
13 | Древние жители российских просторов. | 1 | 17.01 | |
14 | Культурное богатство Древней Руси. | 1 | 24.01 | |
15 | Занятия и быт крестьян, бояр, дворян, горожан. | 1 | 31.01 | |
16 | Достижения российской культуры во времена империи. | 1 | 07.02 | |
17 | Времена советской России и СССР. | 1 | 14.02 | |
18 | Великая Отечественная война. | 2 | 28.02 07.03 | |
19 | Государственные праздники современной России. 12 апреля – День Космонавтики. | 1 | 14.03 | |
20 | 12 июня – День независимости нашего государства. | 1 | 21.03 | |
21 | История моей малой Родины. | 2 | 04.04 11.04 | |
22 | История моей семьи. Родословное дерево. | 3 | 18, 25.04 | |
23 | История моего имени. Имя, фамилия, отчество. | 3 | 16,23.05 | |