Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса «Дорога добра» (общекультурное направление)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Дорога добра» для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Кемеровской области в 2015-2016 учебном году».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0002724, регистрационный номер: 12948 от 15.08.2012 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
развивать нравственное самосознание личности – способности школьника;
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
у младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п |
Темы занятий |
Формы организации |
Виды деятельности |
Я и моя школа – Рассмотрение правил поведения в классе и школе. Помощь в адаптации к школе, знакомство с ней; |
Коллективная, индивидуальная. |
Урок-игра, экскурсия, проект. |
|
Я и моя Родина – Воспитание любви к Родине. Получение первоначальных знаний о ней, о ее достопримечательностях и людях; |
Коллективная, индивидуальная, акция. |
Презентация, беседа, дискуссия, прогулка, конкурс рисунков, виртуальная экскурсия. |
|
Я и моя семья – воспитание гордости за свою семью, составление родословной; |
Коллективная, индивидуальная. |
Поход, игра, проект. |
|
Давайте жить дружно! – формирование знаний о добре и зле, о дружбе, взаимопонимании, милосердии; Приобщение к традиционным праздникам. |
Коллективная, индивидуальная, работа в парах. |
Презентация, дискуссия, Практическое занятие, диалог, праздник. |
|
Никто не забыт, ничто не забыто! - сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни. |
Практическое занятие, рассказ, беседа. |
4.Тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Темы занятий |
|
План. |
Факт. |
||
Я и школа |
|||
1. |
«Первый раз в первый класс». |
||
2-5 |
«Моя школа» |
||
6-8 |
Веди себя правильно! |
||
Я и моя Родина |
|||
9-11 |
Моя Родина |
||
12-13 |
«Мы рядом!» |
||
14-16 |
Россия – Родина моя. |
||
17-19 |
Родной край – частица России |
||
20-22 |
Деревня моя родная |
||
Я и моя семья |
|||
23-24 |
Мама, папа, я – дружная семья |
||
25-28 |
Моя родословная |
||
Давайте жить дружно! |
|||
29-31 |
В начале было слово… |
||
32-34 |
Доброе слово |
||
35-38 |
Добро и зло |
||
39-41 |
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? |
||
42-44 |
Что значит дружить? |
||
45-46 |
Взаимопонимание |
||
47-49 |
Что такое милосердие? |
||
50-52 |
День Защитника Отечества. |
||
53-55 |
Масленица |
||
Никто не забыт, ничто не забыто |
|||
56-58 |
Наши герои |
||
59-61 |
Создание открытки для ветеранов, поход в гости к ветерану. |
||
62-64 |
Здравствуй, лето! |
||
65-66 |
Конкурс рисунков «Здравствуй лето!» |
5