Программа внеурочной деятельности кружка " Легомир"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ», структурное подразделение « Школа-интернат» село Пыскор.
Утверждено:
Директор школы:
_________/ О.Н. Никитина/
«___» ______ 2023г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Легомир»
Программа разработана на основе Примерных программах
по внеурочной деятельности Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 10 – 13 лет)
Направление: «Социальная деятельность» для 3-4,6-7классов
Программу разработала учитель математики
МАОУ « Школа №7»: Фотеева Наталья Борисовна.
1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Легомир» разработана на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. приказа Министерства просвещения от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ), далее ФАООП УО ( вариант1)»;
3.Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
4.Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
5.Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
6.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
Цели работы курса:
1.Организация занятости школьников во внеурочное время.
2.Развитие навыков конструирования .
3.Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в малых (2-3 человека) группах .
Основными задачами занятий «Легомир» являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности детей;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
2. Срок реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа в год с учетом проведения занятий 1 раз в неделю. В конце года проводится диагностирование в виде наблюдения, анализа результатов, творческих работ, беседы.
3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
В настоящее время большую популярность в работе с школьниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.
Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС УО),потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
- формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе.
Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Направленность, образовательная область и предмет изучения
Программа «Легомир» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовать их, расширить технический математический словарь ученика.
Учебно–методический комплект
1.Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
2.Конструктор Лего, LEGOEDUCATION.
3.Компьютер, проектор, экран
4.Персональные компьютеры для учащихся.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Познавательные БУД
знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
- виды конструкций - плоские, объмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
- историю развития роботов, знакомство с творчеством ведущих конструкторов.
уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел;
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- в выставках творческих работ школьников.
Уровни развития:
1.- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
2.- Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем воспитателя.
3. - Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
Личностными результатами изучения курса «Легомир» является формирование следующих умений:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Коммуникативные БУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
3.Содержание изучаемого курса
Раздел 1 «Вводное занятие» (1час)
Правила поведения и ТБ в кабинете и при работе с конструкторами. Ознакомление с комплектом деталей Wedo 2.0 для изучения робототехники: строительные детали (кирпичи, балки, шестерёнки и т.д.); механические детали (датчики, смарт-хаб, мотор).
Раздел 2 «Первые шаги в робототехнику» (1 ч).
Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильмов о роботизированных системах. История развития технологий: от механических устройств до современных роботов. Обзор набора Lego Wedo 2.0. Персональный компьютер. Порядок включения и выключения. Компьютерная мышь. Рабочий стол компьютера.
Раздел 3 «Программное обеспечение – 1ч
Обзор: вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание, вкладка экран
и т.д. Перечень терминов и их обозначение. Сочетания клавиш для быстрого
доступа к некоторым функциям. Звуки – Блок «Звук» и перечень звуков
которые он может воспроизводить. Фоны экрана которые можно использовать при работе.
Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, работа в
группе, решение проблемы, практическая работа.
Раздел4 « Изучение механизмов» - 3ч
Обзор основных приёмов сборки и программирования.
Построение моделей: зубчатые колёса, промежуточное зубчатое колесо,
коронные зубчатые колёса, понижающая зубчатая передача, повышающая
зубчатая передача, шкивы и ремни, перёкрёстная ременная передача,
снижение, увеличение скорости, червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг их обсуждение и программирование. Создание своей программы работы механизмов.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа,
решение проблемы, практическая работа.
Раздел 5 « Программирование WeDO - 2ч
Изучение основных блоков программирования: блок «Цикл», блок
«Прибавить к экрану», блок « Вычесть из экрана», блок «Начать при
получении письма», маркировка их обсуждение и программирование.
Формы занятий: работа в группе, индивидуальная работа, решение
проблемы, практическая работа.
Раздел 6 « Конструирование и программирование заданных моделей» - 15ч
Сборка модели гоночной машины из деталей Lego WeDo 2.0 по замыслу. Программирование модели. Соревнование. Анализ и презентация модели.
« Ракета – космический корабль», «Автомобиль будущего», «Конструирование по рисунку корабль», и т.д.
Раздел 7 « Творческие проекты» – 12ч.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа,
практическая работа.
4. Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие | 1 | Правила поведения и ТБ в кабинете и при работе с конструкторами. Беседа « Строительные детали конструктора» : (кирпичи, балки, шестерёнки и т.д.); механические детали (датчики, смарт-хаб, мотор | | |
2 2.1. | « Первые шаги в робототехнику» Что такое «Робототехника»? Обзор набора Lego Wedo 2.0 | 1 | Беседа « Применение роботов в различных видах деятельности». Просмотр видеофильма. Игра «Конструктор». | | |
3 3.1. | «Программное обеспечение». Звуки – Блок «Звук» и перечень звуков которые он может воспроизводить. Фоны экрана. | 1 | Беседа « Звуки. Фоны экрана. Сочетание клавиш.» | | |
4 4.1. 4.2. 4.3. | « Изучение механизмов» Зубчатые колеса. Промежуточные зубчатые колеса. Коронные зубчатые колеса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости | 3 | Беседа о механизмах. Практическая работа. Повторение деталей, работа по инструкции. | | |
5 5.1. 5.2. | « Программирование WeDO Блоки « Цикл», «Прибавить к экрану». «Вычесть из экрана», «маркировка». | 2 | Практическая работа. Повторение деталей, работа по инструкции. Беседа «Что такое программирование?» Правила техники безопасности с компьютером. Игра « Угадай механизм» | | |
6 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 6.10. 6.11 6.12. 6.13 6.14. 6.15. | Конструирование и программирование заданных моделей» - « Моделирование города» « Ракета – космический корабль» «Автомобиль будущего» « Конструирование по рисунку корабль» Военный парад. Инструменты для ремонта. Конструирование квартиры. Конструирование квартиры. Морские обитатели Морские обитатели. Перекрёсток, дорожные знаки Перекрёсток дорожные знаки. Поезд. Поезд Золотая осень. Тополь. Ель | 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Изготовление проекта Изучение соотношения изображенного на карточке с постройками Изготовление проекта Изучение соотношения изображенного на карточке с постройками | | |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. 7.9. 7.10. 7.11. 7.12. | Творческие проекты « Подвижные конструкции» « Подвижные конструкции» «Создание модели бабочки» Создание модели бабочки Воздушный транспорт. Воздушные шары конструирование. Воздушные шары конструирование. Создание модели зайца. Создание модели зайца. Создание модели мельница. Создание модели мельница. Подвижные конструкции. | 12 1ч 1ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Практическая работа Задание по образцу (с использованием инструкции) | | |
| | | | | |
5.Перечень информационно-методического обеспечения
Интернет ресурсы
1.http://lego.rkc-74.ru/
2.http://www.lego.com/education/
3.http://www.wroboto.org/
4.http://learning.9151394.ru
5.http://www.roboclub.ru/
Печатные пособия
1. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
2. Козлов, В.В., Кондаков, А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] – Москва: Просвещение, 2009. – 48 с.
3. Копосов, Д.Г. Уроки робототехники в школе [Электронный ресурс]: Ито Архангельск 2010: всерос. Научн.-практ. Конф, Архангельск 7-10 декабря, 2010, статья ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.html