Программа внеурочной деятельности «Маленькие патриоты» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коневская средняя школа»
Рассмотрено: руководитель ШМО ____________________ « ____» ___________2020 г | Согласовано: руководитель МС ____________________ « ____» ___________2020 г | Утверждаю: директор школы ____________________ « ____» ___________2019 г |
Программа внеурочной деятельности
«Маленькие патриоты»
2 класс
Программу разработала:
Шелехова Е.В., учитель начальных классов МБОУ «Конёвская школа»
с. Конево
2020 г.
Пояснительная записка
Программа «Маленькие патриоты» является частью патриотического воспитания. Программа составлена в соответствии с требованиями:
- ФГОС НОО 2009 г.;
- закона «Об образовании в РФ;
- основной образовательной программой школы НОО МБОУ «Коневская школа».
Рассчитана на учащихся 2 класса (8-9 лет), 32 учебных часа в год, 1 час в неделю.
Направление: духовно-нравственное.
Цель: формирование системы ценностных отношений школьника к окружающему миру.
Общие задачи программы:
Личностные:
- воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- воспитывать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Предметные:
- воспитывать уважения к Российской Армии;
- способствовать к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.
Метапредметные:
- формировать профессионально-значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
- развивать индивидуальные способности, специализированные навыки поисковика и исследователя.
Задачи программы внеурочной деятельности «Маленькие патриоты»::
Вести работу по патриотическому воспитанию учащихся.
Прослушать песни военных лет и узнать историю их создания.
Посещать ветеранов войны и труда, поздравлять их с праздниками, оказывать посильную помощь.
Вести сбор информации об участниках Афганской и Чеченской войн.
Организовывать встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда, участниками Афганской и Чеченской войны.
Подготовить и провести поэтический утренник «Россия, Родина моя!».
Создать творческий отчет о проделанной работе в рукописной Книге памяти, буклете, презентации.
Форма проведения занятий:
-встречи с ветеранами ВОВ и труда, афганских и чеченских событий;
-трудовые десанты, акции;
-КТД;
-выставка рисунков;
-урок мужества;
-круглый стол;
-беседа;
- конкурсы.
Содержание:
1. Летопись родного края.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
Содержание:
- изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;
- изучение культурного наследия и творчества жителей родного края; - изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков; - изучение литературного наследия родного края;
- изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами; - изучение малоизвестных исторических событий;
Практические занятия:
- собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;
- поисковая работа;
2.Сыны Отечества
Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины, участниками афганской и чеченской воин. Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов. Встречи с военнослужащими уволенными в запас. Проведение вечеров на военно-патриотические темы. Экскурсии по местам боевой славы. Поддержание в надлежащем виде памятников воинской славы. Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга. Проведение мероприятий связанных с памятными событиями, победными днями России.
3. Возьми в пример Героя.
История учреждения звания Героя Советского Союза (когда, в связи с чем, первые Герои Советского Союза); История учреждения звания Героя Российской Федерации (когда, в связи с чем, первые Герои РФ); Полные кавалеры ордена Славы (когда учрежден орден Славы; количество награжденных орденами всех трех степеней; категории военнослужащих, награждаемых орденом; первые полные кавалеры; полные кавалеры ордена Славы, удостоенные звания Героя Советского Союза); Героизм женщин в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время (сколько женщин удостоены звания Героя в годы войны, в послевоенное время; женщины – Герои Российской Федерации); Трижды и дважды Герои Советского Союза; Города-герои (перечислить, в каком году присвоено звание, за какие заслуги); Покорители космоса – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; Герои Советского Союза в послевоенный период; Герои современной России. Герои Чеченской войны.
4. Музейное дело.
Общественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи. Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея. История создания школьного краеведческого музея.
Этапы реализации программы:
1 этап – начальный
Включает в себя формирование творческого объединения, комплектование группы.
2 этап – основной
Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3 этап – заключительный
Подведение итогов проделанной работы за год. Создание рукописной Книги памяти, буклета, презентации. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы.
Условия реализации программы:
Для реализации программы «Маленькие патриоты» необходимо:
- наличие классной комнаты для занятий;
- наличие канцелярских товаров (альбомы, фломастеры, бумага и т.д.)
- наличие наглядных пособий.
Формы контроля:
Объектами мониторинга являются: личность воспитанника, творческое объединение, образовательный процесс.
Основные методы мониторинга: наблюдение, самонаблюдение, анкетирование, опрос, беседа, специальные психологические, педагогические и социологические методики.
Одной из форм самонаблюдения является творческая книжка, которую имеет каждый воспитанник, в ней ребенок заполняет графы по разделам: «Знаю», «Умею», «Создал», «Принял участие» и оценивает уровень своих достижений по мере освоения программы.
Педагогом ведется карта творческих достижений воспитанников. Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы . Достижения учащихся отмечаются вручением удостоверений и освещаются в стенной печати. Из числа наиболее подготовленных воспитанников формируются команды для участия в районных и краевых соревнованиях военно-спортивного характера. Достаточно подготовленные воспитанники в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях. Оценочные материалы Результатом реализации данной программы являются участия в районных и областных соревнованиях военно-патриотического, поискового, исследовательского характера.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Должны знать:
-участников ВОВ, труда, боевых действий;
-историю своего края;
-памятные места с. Конево.
Должны уметь:
-вести сбор информации;
-вести описание боевого или трудового подвига;
-оформлять стенды и рукописную книгу на заданную тему.
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Летопись родного края | 10 |
2 | Ратные страницы истории Отечества | 7 |
3 | Возьми в пример Героя | 10 |
4 | Музейное дело | 5 |
Итого: | 32 |
Литература:
Н.А. Белибихина «Патриотическое воспитание школьников».
И.А. Пашкович «Патриотическое воспитание».
Журналы «Последний звонок», «ПедСовет».
Е.М.Сафронова «Спутник классного руководителя».
И.А.Агапова и М.А.Давыдова «Мы – патриоты».
Календарно-тематический план программы «Маленькие патриоты»
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | ||
план | факт | ||||
Летопись родного края (10 ч.) | |||||
1. | | | История родного края в древности | Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков. Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры; | |
2. | | | Родной край в время становления Российского государства | ||
3. | | | Поонежье в советский период | ||
4. | | | Село Конево в наши дни | ||
5. | | | Песни наших бабушек и дедушек | Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края | |
6. | | | Поэты и писатели нашего края | ||
7. | | | Поэтический вечер «Моя малая Родина!» | Изучение литературного наследия родного края | |
8. | | | Художники Русского Севера | Изучение художественного наследия родного края | |
9. | | | Декоративно-прикладное искусство северян | Изучение истории развития берестоплетения, лоскутного шитья, глиняной игрушки на территории Поонежья | |
10. | | | Мастер-класс «Оберег в каждый дом» | Изготовление куколы-оберега | |
Ратные страницы истории Отечества (7 ч.) | |||||
11. | | | Детство, опаленное войной | Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами | |
12. | | | Вечно живые | Урок мужества (экскурсия к памятникам павшим землякам). | |
13. 14. 15. | | | След войны в моем доме | Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины. Поисковая работа, встреча, оформление буклета, информационного бюллетеня, рукописная книга | |
16. 17. | | | Наши земляки – участники боевых действий | Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов. | |
Возьми в пример Героя (10 ч.) | |||||
18. | | | Юные герои ВОВ | Воспитание социально-нравственных норм. Героизм детей, женщин в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. | |
19. | | | Герои Советского Союза | ||
20. | | | Труженики тыла | ||
21. 22. | | | Города-герои | Воспитание любви к своему краю, гордости за свой народ и их подвиги | |
23. 24. 25. 26. 27. | | | Герои нашего времени | Покорители космоса – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации. Герои современной России. Воины – интернационалисты с. Конево. Солдат Чеченской войны. | |
Музейное дело (5 ч.) | |||||
28. 29. | | | Наши выпускники на службе Отечества | Работа с музейными фондами. Виды документов ведения музейного учета. Экскурсия в школьный краеведческий музей. | |
30. 31. 32. | | | Я живу в Плесецком районе | Оформление экспозиций школьного музея |
Потамошнева Наталья Алексеевна