Программа внеурочной деятельности «Мультики плюс первоклашки»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЛЬТИКИ ПЛЮС ПЕРВОКЛАШКИ»
Составитель:
Кочнева Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
2018 - 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения программы
«Мультики плюс первоклашки»
Из анализа обращений родителей и педагогов за помощью выяснилось, что существуют «кочки», о которые спотыкаются все, даже самые подготовленные к школе детки:
• взаимодействие со сверстниками;
• умение принимать и соблюдать правила;
• принятие того, что теперь «я — не единственный, а один из многих»;
• страх, неуверенность в себе, переживание неудачи.
Ориентируясь на эти общие трудности, можно строить групповую работу со всем классом. И в качестве «подстилаемой соломки» послужат сказки и игры — такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Подбирая мультфильм и игру, сочиняя сказку или намечая вопросы для обсуждения, важно соблюсти один из законов эффективности тренинга — «закон тройного прикосновения». Поэтому каждое занятие построено таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это к тому же позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую.
Но самой важной частью занятия является все-таки обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями».
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Основные задачи:
Формирование психологического здоровья.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формирование позитивное отношение к своему «Я».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
Развитие навыков социального поведения.
Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
Создание возможностей для самовыражения.
Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
Развитие познавательной мотивации.
Раскрытие творческого потенциала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• способность к самооценке;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• положительной адекватной дифференцированной самооценки;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
№ |
Тема |
Задачи |
План занятия |
Дополнительное оснащение |
1 |
Знакомство. |
Преодоление внутренних барьеров, мешающих детям познакомиться друг с другом. |
1. Вступительное слово: "Кто такие психологи?" 2. Игра "Клубочек". 3. Обсуждение. 4. М/ф "Котенок по имени Гав" (история 3). 5. Обсуждение. 6. Задание. |
Клубок ниток, бейджи, М/ф "Котенок по имени Гав" (история 3). |
2 |
Дружба начинается с улыбки. |
Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе. |
1. Проверка домашнего задания. 2. Вступительное слово: "О существовании Закона отражения". 3. М/ф "Крошка Енот". 4. Обсуждение. 5. Игра "Закон отражения". 6. Обсуждение. 7. Фото на память: "Наши добрые улыбки - нашим добрым друзьям". |
Двойные пазлы (одна часть – число, вторая часть – фигурки животных), М/ф "Крошка Енот", бейджи с именами, фотоаппарат. |
3 |
Я побеждаю страх. |
Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе. |
1. Вступительное слово: "Поговорим о нашем страхе". 2. Игра "Испуганные котята". 3. Обсуждение. 4. М/ф "Он попался!" 5. Обсуждение. 6. Фото на память: "Мы - котята - дружные ребята". |
Бейджи с именами, 3 маски "Котёнок", фотоаппарат, М/ф "Он попался!". |
4 |
Друг всегда рядом. |
Создание условий для развития добрососедских взаимоотношений. |
1. Вступительное слово: "Дружные соседи как две руки одного целого". 2. Игра "Двуглавый Дракоша". 3. Обсуждение. 4. М/ф "Как Кошечка и Собачка мыли пол". 5. Обсуждение. 6. Фото на память: "Нас не разлить водой!" |
Костюм "Двуглавый дракончик", фотоаппарат, стихотворение А. Ахундовой "Хоровод", М/ф "Как Кошечка и Собачка мыли пол". |
5 |
Вижу хорошее, делаю хорошее. |
Знакомство с преимуществами позитивного восприятия мира и чуткого отношения друг к другу. |
1. Вступительное слово: "Всегда ли мы сами выбираем то, что имеем?" 2. Игра "Ищем хорошее". 3. Обсуждение. 4. М/ф "Просто так". 5. Обсуждение. 6. Задание. |
Любые игрушки по количеству участников, бейджи с именами, М/ф "Просто так". |
6 |
Выясняю отношения мирно. |
Знакомство с причинами и следствиями конфликтов. |
1. Проверка домашнего задания. 2. Вступительное слово: "Зачем мы ссоримся?" 3. М/ф "Раз – горох, два – горох". 4. Обсуждение. 5. Игра "Котята". 6. Обсуждение. 7. Задание. |
Бейджи с именами, 3 маски "Котёнок", стихотворение С.Я. Маршака "Котята", фотоаппарат, М/ф "Раз – горох, два – горох". |
7 |
Умею прощать и мириться. |
Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами гнева, обиды. |
1. Проверка домашнего задания. 2. Вступительное слово - стихотворение А. Ахундовой "ЭЙ!" 3. Сочиняем мирилку. 4. М/ф "Коза-дереза". 5. Обсуждение. 6. Фото на память: "Мы разные, но мы вместе". |
Стихотворение А. Ахундовой "ЭЙ!", бейджи с именами, М/ф "Коза-дереза". |
8 |
Соблюдаю правила. |
Создание условий для формирования осознанного отношения к правилам. |
1. Вступительное слово: "Сколько существует правил?" 2. Игра "Крестики-нолики без правил". 3. Обсуждение. 4. М/ф "Чудеса среди бела дня". 5. Обсуждение. |
Бейджи с именами, М/ф "Чудеса среди бела дня", листочки и простые карандаши или ручки. |
9 |
Терпение – к другим уважение. |
Облегчение принятия позиции "Я – один из многих". |
1. Вступительное слово: "Кто любит жадин?" 2. М/ф "Сладкая сказка". 3. Обсуждение. 4. Авторская сказка "Особенная жадность". 5. Обсуждение. |
Бейджи с именами, авторская сказка "Особенная жадность", М/ф "Сладкая сказка". |
10 |
Стараться, верить в успех, поддерживать друг друга. |
Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувством страха потерпеть неудачу. |
1. Вступительное слово: "Всегда ли у нас всё получается?" 2. М/ф "А вдруг получится?" 3. Обсуждение. 4. Игра "Ты справишься!" 5. Обсуждение. 6. Игра "Ах, какой ты молодец!" 7. Обсуждение. 8. Заключительное слово и вручение подарка. |
М/ф "А вдруг получится?", бейджи, стенгазета. |
11 |
Люблю дарить подарки. |
Помочь осознать детям взаимосвязь между переживаемыми эмоциями и внешним проявлением, снятие отрицательных эмоций. |
Приветствие. Игра «Добрые волшебники» М/ф «Подарок для самого слабого» Игра «Вулкан» Игра «Автомойка» Рефлексия занятия. |
М/ф «Подарок для самого слабого» |
12 |
Мои чувства и чувства других. |
Развитие способности выражать и понимать эмоции других. Привлечение внимания детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию и поведению. |
Приветствие М/ф «Димка и Тимка» Упражнения «Назови соседа ласково». Игра «Покажи заданную эмоцию». Психолог называет разные эмоции и просит детей жестами и мимикой изобразить названные эмоции. Игра «Грибник и грибы». Водящий – грибник по мимике и позе игроков (изображают грибы) должен распознать какой гриб перед ним, съедобный, а какой несъедобный. Рефлексия занятия. |
М/ф «Димка и Тимка» |
13 |
Если с другом вышел путь. |
Обучение пониманию разных языков общения. Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре, выстраивание устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками. |
Приветствие. Игра «Добрый вечер» Упражнения с карандашами М/ф «Тигрёнок и его друзья» 5.Упражнение «Нарисуй в паре» предлагаются варианты заданий: 1. Нарисовать, держась за один карандаш.2. Рисуют одну картинку молча, каждый пользуется своим карандашом. 6. Рефлексия занятия |
М/ф «Тигрёнок и его друзья» |
14 |
Я умею быть другом. |
Обучение детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения |
Приветствие. М/ф «Маугли» Игра «Разноцветные варежки» Упражнения с карандашами. Рефлексия занятия. |
М/ф «Маугли» |
15 |
Заключительное занятие. |
Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
Приветствие Играем и вспоминаем. Психолог предлагает вспомнить, чем ребята занимались на занятиях, чему они научились и как полученные знания и умения могут помочь им в школе. В основной части занятия проводится работа со сказкой - «Сказка о котенке Маше». Далее идет обсуждение сказки и беседа о возможных трудностях, которые могут встретиться на пути к знаниям, и как эти трудности преодолеть. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечания |
1 |
Знакомство. |
1 |
||
2-3 |
Дружба начинается с улыбки. |
2 |
||
4-5 |
Я побеждаю страх. |
2 |
||
6-8 |
Друг всегда рядом. |
3 |
||
9-11 |
Вижу хорошее, делаю хорошее. |
3 |
||
12-14 |
Выясняю отношения мирно. |
3 |
||
15-17 |
Умею прощать и мириться. |
3 |
||
18-20 |
Соблюдаю правила. |
3 |
||
21-23 |
Терпение – к другим уважение. |
3 |
||
24-26 |
Стараться, верить в успех, поддерживать друг друга. |
3 |
||
27-28 |
Люблю дарить подарки. |
2 |
||
28-29 |
Мои чувства и чувства других. |
2 |
||
30-31 |
Если с другом вышел путь. |
2 |
||
32 |
Я умею быть другом. |
1 |
||
33 |
Заключительное занятие. |
1 |