Программа внеурочной деятельности «Мультики плюс первоклашки»

0
0
Материал опубликован 21 March 2019

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУЛЬТИКИ ПЛЮС ПЕРВОКЛАШКИ»

Составитель:

Кочнева Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

2018 - 2019 учебный год


 

Планируемые результаты освоения программы

«Мультики плюс первоклашки»

Из анализа обращений родителей и педагогов за помощью выяснилось, что существуют «кочки», о которые спотыкаются все, даже самые подготовленные к школе детки:

взаимодействие со сверстниками;

умение принимать и соблюдать правила;

принятие того, что теперь «я — не единственный, а один из многих»;

страх, неуверенность в себе, переживание неудачи.

Ориентируясь на эти общие трудности, можно строить групповую работу со всем классом. И в качестве «подстилаемой соломки» послужат сказки и игры — такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Подбирая мультфильм и игру, сочиняя сказку или намечая вопросы для обсуждения, важно соблюсти один из законов эффективности тренинга — «закон тройного прикосновения». Поэтому каждое занятие построено таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это к тому же позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

Но самой важной частью занятия является все­-таки обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями».

Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

Формирование психологического здоровья.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формирование позитивное отношение к своему «Я».

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.

Развитие навыков социального поведения.

Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.

Создание возможностей для самовыражения.

Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Развитие познавательной мотивации.

Раскрытие творческого потенциала.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

способность к самооценке;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

положительной адекватной дифференцированной самооценки;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

строить сообщения в устной и письменной форме;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Тема

Задачи

План занятия

Дополнительное оснащение

1

Знакомство.

Преодоление внутренних барьеров, мешающих детям познакомиться друг с другом.

1. Вступительное слово: "Кто такие психологи?"

2. Игра "Клубочек".

3. Обсуждение.

4. М/ф "Котенок по имени Гав" (история 3).

5. Обсуждение.

6. Задание.

Клубок ниток, бейджи, М/ф "Котенок по имени Гав" (история 3).

2

Дружба начинается с улыбки.

Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе.

1. Проверка домашнего задания.

2. Вступительное слово: "О существовании Закона отражения".

3. М/ф "Крошка Енот".

4. Обсуждение.

5. Игра "Закон отражения".

6. Обсуждение.

7. Фото на память: "Наши добрые улыбки - нашим добрым друзьям".

Двойные пазлы (одна часть – число, вторая часть – фигурки животных), М/ф "Крошка Енот", бейджи с именами, фотоаппарат.

3

Я побеждаю страх.

Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе.

1. Вступительное слово: "Поговорим о нашем страхе".

2. Игра "Испуганные котята".

3. Обсуждение.

4. М/ф "Он попался!"

5. Обсуждение.

6. Фото на память: "Мы - котята - дружные ребята".

Бейджи с именами, 3 маски "Котёнок", фотоаппарат, М/ф "Он попался!".

4

Друг всегда рядом.

Создание условий для развития добрососедских взаимоотношений.

1. Вступительное слово: "Дружные соседи как две руки одного целого".

2. Игра "Двуглавый Дракоша".

3. Обсуждение.

4. М/ф "Как Кошечка и Собачка мыли пол".

5. Обсуждение.

6. Фото на память: "Нас не разлить водой!"

Костюм "Двуглавый дракончик", фотоаппарат, стихотворение

А. Ахундовой "Хоровод", М/ф "Как Кошечка и Собачка мыли пол".

5

Вижу хорошее, делаю хорошее.

Знакомство с преимуществами позитивного восприятия мира и чуткого отношения друг к другу.

1. Вступительное слово: "Всегда ли мы сами выбираем то, что имеем?"

2. Игра "Ищем хорошее".

3. Обсуждение.

4. М/ф "Просто так".

5. Обсуждение.

6. Задание.

Любые игрушки по количеству участников, бейджи с именами, М/ф "Просто так".

6

Выясняю отношения мирно.

Знакомство с причинами и следствиями конфликтов.

1. Проверка домашнего задания.

2. Вступительное слово: "Зачем мы ссоримся?"

3. М/ф "Раз – горох, два – горох".

4. Обсуждение.

5. Игра "Котята".

6. Обсуждение.

7. Задание.

Бейджи с именами, 3 маски "Котёнок", стихотворение С.Я. Маршака "Котята", фотоаппарат, М/ф "Раз – горох, два – горох".

7

Умею прощать и мириться.

Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами гнева, обиды.

1. Проверка домашнего задания.

2. Вступительное слово - стихотворение А. Ахундовой "ЭЙ!"

3. Сочиняем мирилку.

4. М/ф "Коза-дереза".

5. Обсуждение.

6. Фото на память: "Мы разные, но мы вместе".

Стихотворение А. Ахундовой "ЭЙ!", бейджи с именами, М/ф "Коза-дереза".

8

Соблюдаю правила.

Создание условий для формирования осознанного отношения к правилам.

1. Вступительное слово: "Сколько существует правил?"

2. Игра "Крестики-нолики без правил".

3. Обсуждение.

4. М/ф "Чудеса среди бела дня".

5. Обсуждение.

Бейджи с именами, М/ф "Чудеса среди бела дня", листочки и простые карандаши или ручки.

9

Терпение – к другим уважение.

Облегчение принятия позиции "Я – один из многих".

1. Вступительное слово: "Кто любит жадин?"

2. М/ф "Сладкая сказка".

3. Обсуждение.

4. Авторская сказка "Особенная жадность".

5. Обсуждение.

Бейджи с именами, авторская сказка "Особенная жадность", М/ф "Сладкая сказка".

10

Стараться, верить в успех, поддерживать друг друга.

Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувством страха потерпеть неудачу.

1. Вступительное слово: "Всегда ли у нас всё получается?"

2. М/ф "А вдруг получится?"

3. Обсуждение.

4. Игра "Ты справишься!"

5. Обсуждение.

6. Игра "Ах, какой ты молодец!"

7. Обсуждение.

8. Заключительное слово и вручение подарка.

М/ф "А вдруг получится?", бейджи, стенгазета.

11

Люблю дарить подарки.

Помочь осознать детям взаимосвязь между переживаемыми эмоциями и внешним проявлением, снятие отрицательных эмоций.

Приветствие.

Игра «Добрые волшебники»

М/ф «Подарок для самого слабого»

Игра «Вулкан»

Игра «Автомойка»

Рефлексия занятия.

М/ф «Подарок для самого слабого»

12

Мои чувства и чувства других.

Развитие способности выражать и понимать эмоции других. Привлечение внимания детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию и поведению.

Приветствие

М/ф «Димка и Тимка»

Упражнения «Назови соседа ласково».

Игра «Покажи заданную эмоцию». Психолог называет разные эмоции и просит детей жестами и мимикой изобразить названные эмоции.  

Игра «Грибник и грибы». Водящий – грибник по мимике и позе игроков (изображают грибы) должен распознать какой гриб перед ним, съедобный, а какой несъедобный.

Рефлексия занятия. 

М/ф «Димка и Тимка»

13

Если с другом вышел путь.

Обучение пониманию разных языков общения. Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре, выстраивание устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками.

Приветствие.

Игра «Добрый вечер»

Упражнения с карандашами

М/ф «Тигрёнок и его друзья» 5.Упражнение «Нарисуй в паре» предлагаются варианты заданий: 1. Нарисовать, держась за один карандаш.2. Рисуют одну картинку молча, каждый пользуется своим карандашом.

6. Рефлексия занятия

М/ф «Тигрёнок и его друзья»

14

Я умею быть другом.

Обучение детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения

Приветствие.

М/ф «Маугли»

Игра «Разноцветные варежки» 

Упражнения с карандашами.

Рефлексия занятия.

М/ф «Маугли»

15

Заключительное занятие.

Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях.

Приветствие

Играем и вспоминаем. Психолог предлагает вспомнить, чем ребята занимались на занятиях, чему они научились и как полученные знания и умения могут помочь им в школе.

В основной части занятия проводится работа со сказкой - «Сказка о котенке Маше». Далее идет обсуждение сказки и беседа о возможных трудностях, которые могут встретиться на пути к знаниям, и как эти трудности преодолеть.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Знакомство.

1

   

2-3

Дружба начинается с улыбки.

2

   

4-5

Я побеждаю страх.

2

   

6-8

Друг всегда рядом.

3

   

9-11

Вижу хорошее, делаю хорошее.

3

   

12-14

Выясняю отношения мирно.

3

   

15-17

Умею прощать и мириться.

3

   

18-20

Соблюдаю правила.

3

   

21-23

Терпение – к другим уважение.

3

   

24-26

Стараться, верить в успех, поддерживать друг друга.

3

   

27-28

Люблю дарить подарки.

2

   

28-29

Мои чувства и чувства других.

2

   

30-31

Если с другом вышел путь.

2

   

32

Я умею быть другом.

1

   

33

Заключительное занятие.

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.