ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»
Пояснительная записка
Введение
Нормативно-правовое обеспечение сферы дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Орлята России» составлена на основе следующих документов:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитании обучающихся».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 № 28.
Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №06-1844 – в части структуры программы).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Направленность дополнительной образовательной программы: патриотическая.
Главное в программе системный подход к формированию гражданской и патриотической позиции обучающегося, создание условий для самопознания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение обучающимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально - ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6.Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8.Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных программ патриотической направленности заключаются:
в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов патриотического воспитания;
использование технологии дифференцированного обучения;
приобщение воспитанников к проектно-исследовательской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы (адресат):
Программа адресована на учащихся 7-10 лет.
Сроки реализации – 4 года обучения.
В процессе занятий используются различные формы:
репродуктивно-поисковые - с элементами нестандартных приемов;
дифференцированно-групповая (организация групп обучающихся с различными учебными возможностями);
индивидуализированная (обучающиеся выполняют задания, соответствующие их учебным возможностям).
Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи со старожилами, праздники, работа в музее.
Режим занятий. Набор учащихся осуществляется по желанию детей в одну группу. Количество детей в группе зависит от количесва делей в классе. Проводится по 2 занятию в день 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.
Планируемые результаты
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины - России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
готовность к саморазвитию и к самообразованию;
потребность в самовыражении;
формирование ответственного отношения к порученному делу;
развития опыта участия в социально значимом труде;
уважительное отношение к иному мнению;
оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание, включая постановку новых целей;
умение определять проблемные ситуации;
умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
умение составлять план работы;
умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить логическое рассуждение;
умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
умение представлять, информацию для других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции воспитанников;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при выработке общего решения;
умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
умение сравнивать разные точки зрения;
овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразо-вательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Орлята» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить формы и методы работы с обучающимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини - проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом городе живу, я это город знаю».
Оценочные материалы
В период реализации программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе: конкурсные программы, викторины, открытые занятия. Учащиеся проходят аттестацию в форме тестирования в устной форме по выявлению уровня знаний, умений и навыков по завершении изучения каждого раздела программы
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готовых работ);
наблюдение;
показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности поставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
групповой (организация работы в группах);
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение:
Для организации качественных занятий необходимо:
кабинет с необходимым оборудованием: столы, стулья, шкаф для хранения краеведческой литературы;
инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки;
разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик;
участие в работе методических объединений педагогов дополнительного образования;
оформление информационных стендов.
Содержание изучаемого курса
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок - Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека - конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека - Круг Добра
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок - Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы - хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Подведение итогов
Построение курса внеурочной деятельности для 1 классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом месяце четверти.
Построение курса внеурочной деятельности для 2-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей 2-4 классов начинается с первой недели триместра учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы.
Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Подготовительный этап к участию в Программе | |||
1 | «Будем знакомы» | 1 | |
2 | «Дружба крепкая…» | 1 | |
3 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | 1 | |
4 | Школа - наш дом | 1 | |
5 | Вводный Орлятский урок | 1 | |
«Орлёнок – Эрудит» | |||
6 | «Кто такой эрудит?» | 1 | |
7 | «Эрудит – это…» | 1 | |
8 | «Всезнайка» | 1 | |
9 | «Встреча с интересным эрудитом – книгой» | 1 | |
10 | «Подведём итоги» | 1 | |
«Орлёнок – Доброволец» | |||
11 | «От слова к делу» | 1 | |
12 | «Спешить на помощь безвозмездно» | 1 | |
13 | «Совместное родительское собрание «Наша забота!» | 1 | |
14 | «Доброволец – это доброе сердце» | 1 | |
15 | «Подведём итоги» | 1 | |
«Орлёнок – Мастер» | |||
16 | «Мастер – это…» | 1 | |
17 | «Мастерская Деда Мороза …» | 1 | |
18 | «Класс мастеров» | 1 | |
19 | «Классная ёлка» | 1 | |
20 | «Новогоднее настроение | 1 | |
«Орлёнок – Спортсмен» | |||
21 | «Утро мы начнём с зарядки» | 1 | |
22 | «Сто затей для всех друзей | 1 | |
23 | «Весёлые старты» | 1 | |
24 | «Самые спортивные ребята моей школы» | 1 | |
25 | «Азбука здоровья» | 1 | |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Старт Программы | | ||
1 | Вводный «Орлятский урок» | 1 | |
«Орлёнок – Лидер» | | ||
2 | «Лидер – это…» | 1 | |
3 | «Я могу быть лидером» | 1 | |
4 | «Как стать лидером?» | 1 | |
5 | «С командой действовать готов!» | 1 | |
6 | «Верёвочный курс» | 1 | |
7 | «КЛАССный выходной» | 1 | |
8-9 | «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 2 | |
10 | «Мы дружный класс!» | 1 | |
«Орлёнок – Эрудит» | |||
11 | «Кто такой эрудит?» | 1 | |
12 | «Я – эрудит, а это значит…» | 1 | |
13 | «Развиваемся, играя!» | 1 | |
14 | «ВоображариУМ» | 1 | |
15 | «Могу быть изобретателем» | 1 | |
16 | КТД «Что такое? Кто такой?» | 1 | |
17-18 | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» | 2 | |
19 | Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 | |
«Орлёнок – Мастер» | |||
20 | «Мастер – это…» | 1 | |
21 | «Мастерами славится Россия» | 1 | |
22 | «От идеи – к делу!» | 1 | |
23 | «Город Мастеров» | 1 | |
24 | «В гости к мастерам» | 1 | |
25 | КТД «Классный театр» | 1 | |
26-27 | «Мастер – это звучит гордо!» | 2 | |
28 | «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | |
Подведение промежуточных итогов | |||
29-30 | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 2 | |
«Орлёнок – Доброволец» | | ||
31 | «От слова к делу» | 1 | |
32 | «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | |
33 | КТД «Создай хорошее настроение» | 1 | |
34 | «С заботой о старших» | 1 | |
35 | КТД «Коробка храбрости» | 1 | |
36 | КТД «Братья наши меньшие» | 1 | |
37-38 | «Добровольцем будь всегда» | 2 | |
39 | «Портрет добровольца» | 1 | |
«Орлёнок – Спортсмен» | |||
40 | «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» | 1 | |
41 | «Должен быть режим у дня» | 1 | |
42 | «О спорт, ты – мир! » | 1 | |
43 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | |
44 | «Готовимся к спортивным состязаниям» | 1 | |
45 | Спортивная игра «У рекордов наши имена» | 1 | |
46-47 | «Быстрее! Выше! Сильнее!» | 2 | |
48 | «Азбука здоровья» | 1 | |
«Орлёнок – Эколог» | |||
49 | «ЭКОЛОГиЯ» | 1 | |
50 | «Каким должен быть настоящий эколог?» | 1 | |
51 | «Мой след на планете» | 1 | |
52 | «Что должен знать и уметь эколог?» | 1 | |
53 | «Восхищаемся красивым миром» | 1 | |
54 | «Экология на практике» | 1 | |
55-56 | Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом | 2 | |
57 | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | |
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | |||
58 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | |
59 | «Хранитель семейных традиций» | 1 | |
60 | «Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны» | 1 | |
61 | Кодекс «Орлёнка – Хранителя» | 1 | |
62 | «Знать, чтобы хранить» | 1 | |
63 | «Историческое чаепитие» | 1 | |
64-65 | «Расскажи мне о России» | 2 | |
66 | «Я – хранитель, мы – хранители» | 1 | |
Подведение итогов | |||
67-68 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 2 | |
ИТОГО: | | 68 | |
Календарно-тематическое планирование для 3-4 класса
№ | Тема | Кол-во часов | |
Старт Программы | | ||
1 | Вводный «Орлятский урок» | 1 | |
«Орлёнок – Лидер» | | ||
2 | «Лидер – это…» | 1 | |
3 | «Я могу быть лидером» | 1 | |
4 | «В команде рождается лидер» | 1 | |
5 | «КЛАССный выходной» | 1 | |
6 | «От идеи – к делу» | 1 | |
7 | КТД «Вместе мы сможем всё» | 1 | |
8-9 | «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 2 | |
10 | «Мы дружный класс!» | 1 | |
«Орлёнок – Эрудит» | | ||
11 | «Кто такой эрудит?» | 1 | |
12 | «Я – эрудит, а это значит…» | 1 | |
13 | «Игра – это полезно и интересно» | 1 | |
14 | «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | |
15 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» | 1 | |
16 | КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 | |
17-18 | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» | 2 | |
19 | Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 | |
«Орлёнок – Мастер» | | ||
20 | «Мастер – это…» | 1 | |
21 | «Россия мастеровая» | 1 | |
22 | «Город Мастеров» | 1 | |
23 | «В гости к мастерам» | 1 | |
24 | «От идеи – к делу!» | 1 | |
25 | КТД «Мастер своего дела» | 1 | |
26-27 | «Мастер – это звучит гордо!» | 2 | |
28 | «Путь в мастерство» – подводи итоги | 1 | |
Подведение промежуточных итогов | | ||
29-30 | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 2 | |
«Орлёнок – Доброволец» | | ||
31 | «От слова к делу» | 1 | |
32 | «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | |
33 | КТД «Создай хорошее настроение» | 1 | |
34 | «С заботой о старших» | 1 | |
35 | Подготовка КТД «От идеи к делу» | 1 | |
36 | КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | |
37-38 | «Доброволец – это доброе сердце» | 2 | |
39 | «Портрет добровольца» | 1 | |
«Орлёнок – Спортсмен» | | ||
40 | «Движение – жизнь!» | 1 | |
41 | «Основы ЗОЖ» | 1 | |
42 | «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | |
43 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | |
44 | КТД «Спортивное» | 1 | |
45 | Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 | |
46-47 | «Встреча-подарок» | 2 | |
48 | «Азбука здоровья» | 1 | |
«Орлёнок – Эколог» | | ||
49 | «ЭКОЛОГиЯ» | 1 | |
50 | «Страна экологии | 1 | |
51 | «Мой след на планете» | 1 | |
52 | КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | |
53 | Экологический квест «Ключи природы» | 1 | |
54 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | |
55-56 | Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом | 2 | |
57 | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | |
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | | ||
58 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | |
59 | «Традиции моей страны» | 1 | |
60 | Кодекс «Орлёнка – Хранителя» | 1 | |
61 | «Знать, чтобы хранить» | 1 | |
62 | КТД «История становится ближе» | 1 | |
63 | КТД «Мы – хранители памяти» | 1 | |
64-65 | «Расскажи мне о России» | 2 | |
66 | «Мы – хранители» | 1 | |
Подведение итогов | | ||
67-68 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 2 | |
ИТОГО: | | 68 | |
Список используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. .Конвенция ООН «О правах ребенка».
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.: Просвещение, 2010 г.
4.Закон «Об образовании Российской Федерации».
5.Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, направленных письмом Минобразованием России от 11.12.2006, № 06-1844.
6. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.(Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/ Министерство образования и науки РФ.- М. Просвещение, 2010 г.
8. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
9. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатоваи др. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
10. Озеров А.Г. Методические рекомендации «Подготовка исследовательских работ учащихся по краеведению»(работа, приложение, презентация).
11. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела / авт.-сост. А.Ю. Соловьев, С.С. Шихарев. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
13. Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД «Научная библиотека», 2016. 158 с.
14. Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И. И. Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.