Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса «В гостях у старушки Британии»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области
Рассмотрено на методическом "Утверждаю" Директор школы объединении учителей ГБОУ ООШ с. Васильевка м.р. Протокол № 1 Безенчукский Самарской обл.
От "28"августа 2018г. Голованова Л.Н.
Руководитель м. об. Петракова Н.А.
Программа внеурочной деятельности
по английскому языку для 5 класса
«В гостях у старушки Британии»
(общеинтеллектуальное направление)
(срок реализации 1 год)
Составила: учитель английского языка
Тиханова И.П.
с. Васильевка
2018 год
Оглавление
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Общая характеристика учебного предмета
Результаты освоения предмета
Система оценивания
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности "В гостях у старушки Британии" 5 класс
Список литературы
Пояснительная записка
Развитие международных контактов и демократических процессов обуславливает переориентацию современной методики с содержания на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному результату обучения, предполагает не только языковую компетенцию, но и усвоение колоссальной неязыковой информации, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания. Социокультурный компонент процесса обучения призван сформировать у учащихся представления о менталитете и культуре англоязычных стран, их традициях и обычаях. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Все вышесказанное повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Школьный курс английского языка охватывает вопросы страноведения недостаточно полно, поэтому для решения этой проблемы был разработан курс внеурочной деятельности «В гостях у старушки Британии».
Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» и соответствует возрастным особенностям младших подростков.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса (11 лет). Дети набираются в группы по их желанию и с письменного заявления родителей без ограничений, по каким – либо показателям. Число детей в группе - 20 человек
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников среднего звена.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели и задачи курса
Одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и интеллектуального развития, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели курса:
-развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком.
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Задачи:
• повысить интерес к изучению английского языка;
• развить навыки понимания аутентичных текстов (стихи);
• познакомить детей и приблизить их к англоязычной культуре;
• учить детей работать в группе, распределяя работу, используя индивидуальные таланты: художественные, литературные;
• развивать творческие способности, воображение, художественные знания;
• совершенствование навыков монологической и диалогической речи;
• создание условий для преодоления «языкового барьера»;
• воспитание уважения к культуре изучаемого и родного языка.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
организация самостоятельной работы,
проектная деятельность,
творческая деятельность,
организация группового взаимодействия.
Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, в частности, за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности.
В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно:
• парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;
• ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личностный смысл. Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).
Общая характеристика учебного предмета
Основная школа - вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое объединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту обучения в основной школе учащиеся имеют определенные знания и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.
На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания, умения и навыки, увеличивается объем используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
В основной школе увеличивается роль когнитивной направленности образовательного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает освоение современных образовательных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений. Осознание места и роли родного и иностранных языков в целостном поликультурном мире как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на один год обучения в 5 классе. Курс предполагает 1 час занятий в неделю (34 ч.) занятия длятся по 30 минут.
Результаты освоения предмета
В результате освоения основной образовательной программы общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения):
Говорение
Диалогическая речь продолжает развитее таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Монологическая речь. Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими умениями:
высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с порой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста
При этом предусматривается развитие умений:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• выбирать главные факты, опуская второстепенные
• выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение).
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания.
• Писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбы).
Составлять план, тезисы для устного или письменного высказывания, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые знания и навыки:
• Графика и орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
• Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение правильного ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
• Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе.
Знание признаков и навыков распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным There + to be; сложноподчиненных предложений с сочинительными союзами, and, but, or; сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present Simple, Present Progressive, Past Simple, Future Simple); побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry) форме.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing; to be going to (для выражения будущего действия);
Знание признаков и распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Progressive); модальных глаголов и их эквивалентов.
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow)существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени (a writing student, a written exercise); существительных в функции прилагательного (art gallery), степеней сравнения прилагательных, в том числе образованных не по правилу (good- better-the best); личных местоимений в именительном (my) и объектном (me) падежах. А так же в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.
Социокультурные знания и умения:
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение используя знания элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания различных ситуаций общения. Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся включает знакомство с:
• фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
• оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
• с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами стран изучаемого языка)
• с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи в странах изучаемого языка;
• словами английского языка вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами вошедшими в лексикон английского языка.
Предусматривается овладения умениями:
• писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке.
• правильно оформлять адрес на английском языке.
Компенсаторные умения:
Совершенствуются умения:
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Воспитательные результаты внеурочной деятель
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях
Система оценивания
Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в игровой форме (конкурсы, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), выполнение творческих заданий, их презентации, выставки работ, викторины, тесты, устные сообщения и сочинения. В конце изучения темы проводится контроль устной речи. Формы контроля: тесты, заполнение таблиц, анкет, диктанты, монологические высказывания и диалоги. Программой предусмотрено вовлечение учащихся в проектную деятельность. Запланировано 3 проектные работы.
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
"В гостях у старушки Британии"
5 класс
№ п\п | Кол-во ч. | Название темы | Возможные варианты организации деятельности учащихся. | |
теория | практика | |||
1. | 1 |
| Введение. Какие они англичане? | Беседа, вводное анкетирование |
2 | 0,5 | 0,5 | География английского языка в мире | Беседа, работа с картами |
3 | 0 | 1 | Природа и географическое положение Великобритании | Беседа, игра |
4 | 1 | 0 | Англия | Просмотр фильма, беседа, выполнение упражнений |
5 | 1 | 0 | Шотландия | Просмотр фильма, беседа, выполнение упражнений |
8 | 1 | 0 | Уэльс | Просмотр фильма, беседа, выполнение упражнений |
9 | 1 | 0 | Северная Ирландия | Просмотр фильма, беседа, выполнение упражнений |
| 0 | 1 | Подготовка проекта «Моя Великобритания» | Подготовка проекта о любой части Великобритании, ее достопримечательностях, интересных и необычных местах |
10 | 1 | 0 | Презентация проекта | Презентация проекта, выбор лучшего проекта |
11 | 0 | 1 | Лондон - столица Великобритании | Игра |
12 | 0,5 | 0,5 | История заселения и освоения Британии. | Беседа, практическое занятие |
13 | 0,5 | 0,5 | Современные особенности населения | Беседа, практическое занятие |
14 | 0,5 | 0,5 | Страна традиций | Практическое занятие, просмотр фильма |
15 | 0 | 1 | Рождественские приключения | Игровая программа |
16 | 0,5 | 0,5 | Достопримечательности Великобритании: Стоунхендж | Практическое занятие, Просмотр фильма |
16 | 0,5 | 0,5 | Достопримечательности Великобритании: Трафальгарская площадь | Практическое занятие, Просмотр фильма |
17 | 0,5 | 0,5 | Достопримечательности Великобритании: собор Святого Павла | Практическое занятие, Просмотр фильма |
18 | 0 | 1 | Подготовка проекта «Экскурсия по Великобритании» | Подготовка проектов (экскурсия по Великобритании) |
19 | 1 | 0 | Презентация проекта | Презентация проектов, выбор лучшего проекта |
20 | 0 | 1 | Квест –игра «Вкусная Британия» | Игровая программа о традиционных блюдах Британцев |
21 | 0,5 | 0,5 | Праздники Великобритании | Проектная деятельность |
22 | 0,5 | 0,5 | Знаменитые британцы | Беседа, сообщения |
23 | 1 | 0 | Литература: английские сказки | Беседа, чтение сказок, обсуждения |
24-25 | 0 | 2 | Инсценировка английской сказки | Практическое занятие |
26 | 0 | 1 | Конкурс чтецов | Конкурсная программа, выбор лучших чтецов |
27-28 | 0,5 | 1,5 | Искусство | Сообщения, чтение произведений |
30-31 | 1 | 1 | Спорт | Практическое занятие, просмотр фильма |
32 | 0 | 1 | Детские игры в Великобритании | Игровая программа |
33-34 | 0 | 2 | Итоговые занятия | Презентация проектов по любой изученной теме |
Содержание программы
1. Введение (2 ч)
Место английского языка в мире. Английский язык - язык универсального общения.
2. Природа и географическое положение Великобритании (5 ч)
Беседы о природе, географическом положении Великобритании. История освоения Соединенного королевства. Презентации по теме «Лондон. Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия». Доклады учащихся. Проектирование праздников Великобритании.
3. История и современность(3 ч)
Проведение бесед по темам: «История освоения Великобритании», «Британские традиции». Практические занятия, доклады по темам: «Культура, традиции и обычаи Великобритании».
4. Достопримечательности (3 ч)
Просмотр фильмов: достопримечательности Великобритании, практические занятия,
5. Культурное наследие (19 ч)
Беседы и доклады на темы: «Знаменитые британцы», чтение английских сказок, практические занятия, проекты по теме «Праздники Великобритании», просмотр фильмов по темам «Музыка. Известные музыканты Великобритании», «Битлз и Роллинг Стоунз», «Спорт в Британии», «Любимые виды спорта британцев», «Известные спортсмены Британии». Сообщения учащихся по темам «Искусство Британии», «Известные художники», «Музеи и галереи Британии».
6. Итоговое занятие (2 ч) Подведение итогов курса, итоговые презентации учащихся.
Список литературы:
1. Биболетова М.З и др., Английский с удовольствием 5 класс, учебник, Обнинск "Титул" , 2014г.
2. Верхогляд, В.А. Русские народные сказки на английском языке: Кн. для чтения на англ. яз. [Текст] /В.А. Верхогляд - М.: Просвещение, 1986. – 128 с., ил.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1989. – №4. – С. 14-16
4. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
5. Костюк Е.В. Английский язык. Почитай! Книга для чтения. 4 класс Обнинск "Титул" 2013г
6. Костюк Е.В. Английский язык .Почитай! Книга для чтения. 5 класс Обнинск "Титул" 2013г
7. Павловская, А. В. Англия и англичане. Памятники исторической мысли. (Регионоведение. Страны и народы) / А. В. Павловская - 2 изд. М. : Изд. Моск. Унив., 2005. - 270 с.
6. Павлоцкий, В. М. Великобритания: монархия, история, культура. Книга по страноведению на английском языке. / В. М. Павлоцкий – СПб. : КАРО, 2006. - 464 с.: ил.
7. Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
8. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с
9. Росс Д. Англия. История нации : Книга по страноведению на английском языке / Д. Росс - СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes and Grosset, 2006. – 384 с.
10. Рум, А. Р. У. Великобритания: Лингвострановедческий словарь / А. Р. У. Рум [и др.] - М.: изд-во «Русский язык», 2000. - 479 c.
11. ФГОС основного общего образования
Сайты:
http://www.englishclub-spb.ru/
http://english-online.ucoz.ru/
http://www.a-zcenter.ru/tales/
Электронные ресурсы:
1. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/ (22.02.11).
2. Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе [Электронный ресурс] // Там же. – URL:http://festival.1september.ru/articles/412471/ (16.12.08).