Программа внеурочной деятельности по ботанике “Юные исследователи растений”

Программа внеурочной деятельности по ботанике “Юные исследователи растений”
Пояснительная записка
Направленность программы: Естественнонаучная.
Уровень программы: Ознакомительный.
Актуальность программы: Программа разработана с целью углубления знаний учащихся 6 класса по ботанике, развития их познавательного интереса к растительному миру, формирования навыков исследовательской деятельности и бережного отношения к природе. В соответствии с требованиями ФГОС, данная программа направлена на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Цель программы: Создание условий для развития познавательного интереса к ботанике, формирования исследовательских навыков и экологического сознания учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
Расширить и углубить знания учащихся о многообразии растительного мира, строении и функциях растительных органов.
Познакомить с основными методами ботанических исследований.
Сформировать представления о роли растений в природе и жизни человека.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, творческое мышление, воображение и наблюдательность.
Развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать полученные данные.
Развивать навыки практической работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, экологическую культуру.
Формировать понимание значимости растительного мира для жизни на Земле.
Способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
Формирование уважительного отношения к природе и её многообразию.
Развитие познавательного интереса к изучению растительного мира.
Осознание значимости растений для жизни на Земле.
Формирование экологической культуры и ответственности за свои действия в окружающей среде.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение планировать свою деятельность, ставить цель, выбирать средства её достижения, контролировать и оценивать результаты своей работы.
Познавательные: Умение работать с информацией (находить, анализировать, систематизировать, обобщать), умение проводить наблюдения и эксперименты, умение делать выводы.
Коммуникативные: Умение работать в группе, вести диалог, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
Знание основных понятий и терминов ботаники, строения и функций растительных органов.
Умение определять основные группы растений.
Умение проводить простые ботанические исследования.
Умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.
Форма проведения занятий:
Экскурсии (в природу, ботанический сад, на школьный участок)
Практические занятия (наблюдения, эксперименты, лабораторные работы)
Игры и викторины
Творческие проекты
Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами
Срок реализации программы: 1 год (34 часа) Возраст обучающихся: 12-13 лет (6 класс) Режим занятий: 1 час в неделю.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Планируемые результаты |
1 | Вводное занятие. Что такое ботаника? | 1 | Беседа, презентация | Познакомиться с целью и задачами курса, определить понятие “ботаника”, обсудить области ее изучения. |
2 | Разнообразие растительного мира. Царства растений | 1 | Беседа, презентация, работа с учебником | Узнать о многообразии растительного мира, познакомиться с классификацией растений. |
3 | Клетка – основная структурная единица растений | 1 | Беседа, работа с микроскопом, демонстрация слайдов | Познакомиться со строением растительной клетки, научиться пользоваться микроскопом. |
4 | Ткани растений | 1 | Беседа, практическая работа с микроскопом, создание таблиц | Узнать о типах растительных тканей, научиться различать их на микроскопическом уровне. |
5 | Корень. Строение и функции корня. Модификации корней | 2 | Беседа, практическая работа, экскурсия | Изучить строение и функции корня, познакомиться с разнообразием корневых систем, модификациями корней. |
7 | Побег. Строение и функции побега. Почки. | 2 | Беседа, практическая работа, экскурсия, гербаризация | Изучить строение побега, виды почек, формирование и виды побегов. |
9 | Лист. Строение и функции листа. Листорасположение | 2 | Беседа, практическая работа, сбор гербария | Изучить строение листа, разновидности листьев, виды листорасположения. |
11 | Цветок. Строение и функции цветка. | 2 | Беседа, практическая работа, работа с гербарием | Изучить строение цветка, его значение в жизни растения. |
13 | Плод и семя. Образование и распространение плодов и семян | 2 | Беседа, практическая работа, сбор и изучение семян и плодов | Изучить строение и значение плодов и семян, ознакомиться со способами их распространения. |
15 | Фотосинтез. Роль растений в природе | 2 | Беседа, демонстрация опыта, просмотр видеоматериалов | Узнать о процессе фотосинтеза, его значении для жизни на Земле, роли растений в природе. |
17 | Экология растений. Взаимоотношения растений. | 2 | Беседа, работа с учебником, ролевая игра, презентация | Узнать о экологических факторах, влияющих на растения, взаимоотношениях между растениями. |
19 | Растения родного края. Красная книга. Охрана растений. | 2 | Беседа, экскурсия в природу, создание презентаций и плакатов | Познакомиться с разнообразием растений своего региона, узнать о редких и охраняемых видах, обсудить меры по охране растений. |
21 | Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. | 2 | Беседа, работа с гербарием, экскурсия на школьный участок | Изучить основные лекарственные растения, познакомиться с правилами сбора. |
23 | Практические работы по ботанике (микроскопия) | 2 | Лабораторная работа с микроскопом | Уметь проводить микроскопические исследования, делать зарисовки, анализировать результаты. |
25 | Практические работы по ботанике (гербаризация) | 2 | Практическая работа по сбору и засушиванию растений | Уметь правильно собирать и засушивать растения для создания гербария. |
27 | Творческий проект. “Растение моей мечты” | 3 | Индивидуальная и групповая работа над проектами. | Уметь создавать творческие проекты, применять полученные знания и умения. |
30 | Викторина “Знатоки ботаники”. | 1 | Игра, викторина | Обобщить полученные знания, закрепить пройденный материал в игровой форме. |
31 | Обобщение и систематизация знаний. | 2 | Беседа, работа с презентацией, тестовые задания | Обобщить и систематизировать полученные знания, подготовится к итоговому занятию. |
33 | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов, защита проектов, награждение | Обобщить полученные знания, продемонстрировать результаты исследовательской деятельности, оценить работу каждого учащегося. |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник биологии для 6 класса.
Рабочие тетради по ботанике.
Наборы гербариев.
Микроскопы и предметные стекла.
Наборы лабораторного оборудования.
Компьютер и мультимедийный проектор.
Презентации, видеоматериалы, интернет-ресурсы.
Научно-популярная литература о растениях.
Методические разработки занятий.
Критерии оценки:
Активность на занятиях.
Качество выполнения практических и исследовательских работ.
Участие в творческих проектах.
Уровень знаний и умений, продемонстрированный на итоговом занятии.