Программа внеурочной деятельности по ботанике “Юные исследователи растений”

0
0
Материал опубликован 29 January в группе

Программа внеурочной деятельности по ботанике “Юные исследователи растений”

Пояснительная записка

Направленность программы: Естественнонаучная. 

Уровень программы: Ознакомительный. 

Актуальность программы: Программа разработана с целью углубления знаний учащихся 6 класса по ботанике, развития их познавательного интереса к растительному миру, формирования навыков исследовательской деятельности и бережного отношения к природе. В соответствии с требованиями ФГОС, данная программа направлена на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. 

Цель программы: Создание условий для развития познавательного интереса к ботанике, формирования исследовательских навыков и экологического сознания учащихся. 

Задачи программы:

Образовательные:

Расширить и углубить знания учащихся о многообразии растительного мира, строении и функциях растительных органов.

Познакомить с основными методами ботанических исследований.

Сформировать представления о роли растений в природе и жизни человека.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческое мышление, воображение и наблюдательность.

Развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать полученные данные.

Развивать навыки практической работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, экологическую культуру.

Формировать понимание значимости растительного мира для жизни на Земле.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

Формирование уважительного отношения к природе и её многообразию.

Развитие познавательного интереса к изучению растительного мира.

Осознание значимости растений для жизни на Земле.

Формирование экологической культуры и ответственности за свои действия в окружающей среде.

Метапредметные:

Регулятивные: Умение планировать свою деятельность, ставить цель, выбирать средства её достижения, контролировать и оценивать результаты своей работы.

Познавательные: Умение работать с информацией (находить, анализировать, систематизировать, обобщать), умение проводить наблюдения и эксперименты, умение делать выводы.

Коммуникативные: Умение работать в группе, вести диалог, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

Знание основных понятий и терминов ботаники, строения и функций растительных органов.

Умение определять основные группы растений.

Умение проводить простые ботанические исследования.

Умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Форма проведения занятий:

Экскурсии (в природу, ботанический сад, на школьный участок)

Практические занятия (наблюдения, эксперименты, лабораторные работы)

Игры и викторины

Творческие проекты

Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами

Срок реализации программы: 1 год (34 часа) Возраст обучающихся: 12-13 лет (6 класс) Режим занятий: 1 час в неделю.

Тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Планируемые результаты

1

Вводное занятие. Что такое ботаника?

1

Беседа, презентация

Познакомиться с целью и задачами курса, определить понятие “ботаника”, обсудить области ее изучения.

2

Разнообразие растительного мира. Царства растений

1

Беседа, презентация, работа с учебником

Узнать о многообразии растительного мира, познакомиться с классификацией растений.

3

Клетка – основная структурная единица растений

1

Беседа, работа с микроскопом, демонстрация слайдов

Познакомиться со строением растительной клетки, научиться пользоваться микроскопом.

4

Ткани растений

1

Беседа, практическая работа с микроскопом, создание таблиц

Узнать о типах растительных тканей, научиться различать их на микроскопическом уровне.

5

Корень. Строение и функции корня. Модификации корней

2

Беседа, практическая работа, экскурсия

Изучить строение и функции корня, познакомиться с разнообразием корневых систем, модификациями корней.

7

Побег. Строение и функции побега. Почки.

2

Беседа, практическая работа, экскурсия, гербаризация

Изучить строение побега, виды почек, формирование и виды побегов.

9

Лист. Строение и функции листа. Листорасположение

2

Беседа, практическая работа, сбор гербария

Изучить строение листа, разновидности листьев, виды листорасположения.

11

Цветок. Строение и функции цветка.

2

Беседа, практическая работа, работа с гербарием

Изучить строение цветка, его значение в жизни растения.

13

Плод и семя. Образование и распространение плодов и семян

2

Беседа, практическая работа, сбор и изучение семян и плодов

Изучить строение и значение плодов и семян, ознакомиться со способами их распространения.

15

Фотосинтез. Роль растений в природе

2

Беседа, демонстрация опыта, просмотр видеоматериалов

Узнать о процессе фотосинтеза, его значении для жизни на Земле, роли растений в природе.

17

Экология растений. Взаимоотношения растений.

2

Беседа, работа с учебником, ролевая игра, презентация

Узнать о экологических факторах, влияющих на растения, взаимоотношениях между растениями.

19

Растения родного края. Красная книга. Охрана растений.

2

Беседа, экскурсия в природу, создание презентаций и плакатов

Познакомиться с разнообразием растений своего региона, узнать о редких и охраняемых видах, обсудить меры по охране растений.

21

Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений.

2

Беседа, работа с гербарием, экскурсия на школьный участок

Изучить основные лекарственные растения, познакомиться с правилами сбора.

23

Практические работы по ботанике (микроскопия)

2

Лабораторная работа с микроскопом

Уметь проводить микроскопические исследования, делать зарисовки, анализировать результаты.

25

Практические работы по ботанике (гербаризация)

2

Практическая работа по сбору и засушиванию растений

Уметь правильно собирать и засушивать растения для создания гербария.

27

Творческий проект. “Растение моей мечты”

3

Индивидуальная и групповая работа над проектами.

Уметь создавать творческие проекты, применять полученные знания и умения.

30

Викторина “Знатоки ботаники”.

1

Игра, викторина

Обобщить полученные знания, закрепить пройденный материал в игровой форме.

31

Обобщение и систематизация знаний.

2

Беседа, работа с презентацией, тестовые задания

Обобщить и систематизировать полученные знания, подготовится к итоговому занятию.

33

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов, защита проектов, награждение

Обобщить полученные знания, продемонстрировать результаты исследовательской деятельности, оценить работу каждого учащегося.

Итого


34



Учебно-методическое обеспечение:

Учебник биологии для 6 класса.

Рабочие тетради по ботанике.

Наборы гербариев.

Микроскопы и предметные стекла.

Наборы лабораторного оборудования.

Компьютер и мультимедийный проектор.

Презентации, видеоматериалы, интернет-ресурсы.

Научно-популярная литература о растениях.

Методические разработки занятий.

Критерии оценки:

Активность на занятиях.

Качество выполнения практических и исследовательских работ.

Участие в творческих проектах.

Уровень знаний и умений, продемонстрированный на итоговом занятии.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.