Программа внеурочной деятельности по ИЗО в 3–4 классе «Вдохновение»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Сыктывкара
(МАОУ «Гимназия №1»)
«1 №-а гимназия» Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение
Рассмотрено на МО учителей _____________ Протокол № от « » февраля 2017 г. |
Принято на Педагогическом совете Протокол № 7 от «28» декабря 2017 г. |
Утверждено приказом № от « » февраля 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по изобразительному искусству
«Вдохновение»
для учащихся 3-4 классов
Срок реализации – 1 год
Направление развития личности – общекультурное
Составитель:
Костромина С.Н.,
учитель изобразительного искусства
МАОУ «Гимназия № 1»
Сыктывкар, 2017
Введение
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
Кружковая деятельность способствует развитию кругозора и творческих способностей. Прививает навыки к самостоятельной работе и поэтому повышает качество подготовки к учебным предметам. А так же вызывает интерес к предмету.
Кружок это неформальное объединение детей по интересам под руководством педагога. Кружковая работа творчески, интеллектуально и социально развивает учащихся и в ней реализуется вариативная часть общеобразовательной программы. По сравнению с факультативными занятиями на кружковых занятиях по Изобразительному искусству есть возможность выбора деятельности по интересам, например изготовление поделок, моделирование, конструирование, лепка. И от педагога зависит развить творческие способности у учащихся, которые есть у каждого ученика и их развитие возможно только выполняя интересные задания.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Выбор данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Вдохновение» направлена на изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании». Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному и декоративно - прикладному искусству. Является модифицированной.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта художественного образования приоритетной целью является - развитие культуры творческой личности школьника, эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Цель:
- формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; способствовать развитию интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, также сюжетному рисованию нетрадиционными техниками изображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, конструктивных – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса.
- расширение и углубление знаний детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов, совершенствовать навыки в овладении приёмами работы с различными материалами;
- развитие навыков учащимися использовать различные приёмы в рисовании, развитие творческих способностей, фантазии, изобретательности, умение самостоятельно выполнять работу.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству, а расширяла сведения, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Следует продолжать знакомить ребят с народным творчеством, декоративным искусством. Также хочется продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности путем знакомства учащихся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть - монотипия, рисование нитками, печатание листьями, рисование углем, рисование солью, «мятый рисунок», набрызг, рисование на стекле и т. д.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности детей от уже существующих образовательных программ заключается в том, что здесь применяется более широкий комплекс дополнительного материала по искусству, который расширяет и углубляет сведения по работе с различными художественными материалами.
Программа кружковой деятельности «Вдохновение» рассчитана на 1 год обучения. Возрастная категория детей первого года обучения - 9 - 10 лет (3 - 4 класс), 11 – 12 лет (5 – 6 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Форма занятий – групповая. Наполняемость в группах составляет – 12-15 человек. Всего 9 групп. Набор учащихся в группе – по желанию. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, конкурсы, и другие. Предполагается также использование сочетания коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Практические занятия составляют большую часть программы.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Тематическое планирование занятий кружка «Вдохновение»
Первый год обучения
3-4 классы (1 час в неделю)
№ |
Раздел и тема |
Кол. часов |
I |
Вводное занятие |
1 |
II |
Роспись Русского Севера |
5 |
Виды росписей Русского Севера. |
1 |
|
Мезенская роспись. Этапы выполнения. |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
III |
Лепка |
5 |
Игрушки Русского Севера |
1 |
|
Лепка из солёного теста. Дымковская игрушка |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
IV |
Мозаика |
5 |
Всё о мозаике. Подготовка материала. Эскизы |
1 |
|
Мозаика из цветной бумаги «Рыбка» |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
V |
Бумажная пластика |
5 |
Всё о бумаге. Упражнения |
1 |
|
Обработка бумаги (сгибы, складывание, оригами) |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
VI |
Нетрадиционные техники рисования |
12 |
Монотипия |
2 |
|
Штампинг. Отпечатки подручными материалами |
2 |
|
Пальчиковая живопись. Рисуем павлина |
2 |
|
Рисуем солью и манкой. Пингвины на Севере |
2 |
|
Рисуем мыльными пузырями. Праздничный Салют |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
VII |
Итоговое занятие |
1 |
Проведение выставки с презентацией работ учащихся |
1 |
|
Всего часов |
34 |
Тематическое планирование занятий кружка «Вдохновение»
Второй год обучения
5-6 классы (1 час в неделю)
№ |
Раздел и тема |
Кол. часов |
I |
Вводное занятие |
1 |
II |
Флористика |
4 |
Всё о флористике. Техника Ошибана |
1 |
|
Заготовка материала. Эскизы |
1 |
|
Самостоятельное выполнение работы. Флористический пейзаж |
2 |
|
III |
Роспись Русского Севера |
5 |
Виды росписей Русского Севера |
1 |
|
Пермогорская и Пижемская роспись |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
IV |
Лепка |
5 |
Виды и способы лепки |
1 |
|
Отливки из гипса |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
V |
Мозаика |
5 |
Всё о мозаике. Подготовка материала. Эскизы |
1 |
|
Мозаика из яичной скорлупы |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
VI |
Бумажная пластика |
5 |
Всё о бумаге. Обработка бумаги (сгибы, складывание) |
1 |
|
Техника квиллинг |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
VII |
Нетрадиционные техники рисования |
9 |
Монотипия. |
1 |
|
Штампинг. Отпечатки подручными материалами |
2 |
|
Рисуем солью и манкой. Зимний пейзаж |
2 |
|
Набрызг. Букет из листьев |
2 |
|
Самостоятельное выполнение работы |
2 |
|
VIII |
Итоговое занятие |
1 |
Проведение выставки с презентацией работ учащихся |
1 |
|
Всего часов |
35 |
Содержание занятий кружка «Вдохновение»
Первый год обучения
3-4 классы (1 час в неделю)
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. (1 час) |
Режим работы кружка «Вдохновение». План занятий. Виды декоративно-прикладного искусства их история и современное развитие. |
Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. |
2 |
Росписи Русского Севера (5 часов) |
Виды росписей русского Севера (Мезенская роспись). История возникновения. Отличительные особенности Мезенской росписи, этапы выполнения росписи. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Подбор материалов. Выполнение проекта. |
3 |
Лепка (5 часов) |
Виды глиняных игрушек русского Севера (Каргопольская, Дымковская). История возникновения. Отличительные особенности Каргопольской и Дымковской глиняной игрушки, этапы выполнения Дымковской игрушки. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта. |
4 |
Мозаика (5 часов) |
История возникновения мозаики. Виды мозаики. Мозаика из Цветной бумаги. Материалы и инструменты. Правила выполнения работы. Техника безопасности в работе с инструментами. |
Самостоятельное выполнение работы. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта. |
5 |
Бумажная пластика (5 часов) |
Из истории возникновения бумаги. Виды бумаги для творчества. Материалы и инструменты. Что такое форма. Обработка бумаги (сгибы, складывание, теснение). Оригами. Правила безопасной работы с инструментами. |
Освоение изученных приёмов. Самостоятельное выполнение проекта |
6 |
Нетрадиционные техники рисования (12 часов) |
История возникновения. Виды нетрадиционной техники рисования. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Основы художественной композиции. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Выполнение проекта. |
7 |
Итоговое занятие (1 час) |
Проведение выставки-вернисажа с презентацией работ учащихся. |
Просмотр презентаций, выставки, конкурсы |
Итого: 34 часов |
Второй год обучения
5-6 классы (1 час в неделю)
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. (1 час) |
Режим работы кружка «Вдохновение». План занятий. Виды декоративно-прикладного искусства их история и современное развитие. |
Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. |
2 |
Флористика (4 часа) |
История возникновения. Направления и стили флористики. Техника ошибана. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях. Основы художественной композиции. Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы. Правила создания и хранения флористической работы. |
Замысел и эскиз. Сбор и консервация растений. Подготовка основы (фона). Выполнение проекта «Создание пейзажа из листьев и цветов». |
3 |
Росписи Русского Севера (5 часов) |
Виды росписей русского Севера (Мезенская, Пермогорская, Пижемская). История возникновения. Отличительные особенности Мезенской, Пермогорской и Пижемской росписи, этапы выполнения росписи. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Подбор материалов. Выполнение проекта. |
4 |
Лепка (5 часов) |
Виды лепки. Гипсовая отливка. Технология и отличительные особенности от других материалов. Этапы выполнения отливки из гипса. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта. |
5 |
Мозаика (5 часов) |
История возникновения мозаики. Виды мозаики. Мозаика из яичной скорлупы техника «Кракле». Материалы и инструменты. Правила выполнения работы. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта. |
6 |
Бумажная пластика (5 часов) |
Из истории возникновения бумаги. Виды бумаги для творчества. Материалы и инструменты. Что такое форма. Обработка бумаги. Правила безопасной работы с инструментами. Техника Квиллинг. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта «Панно из бумаги» в технике Квиллинг. |
7 |
Нетрадиционные техники рисования (9 часов) |
История возникновения. Виды нетрадиционной техники рисования. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Основы художественной композиции. |
Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Выполнение проекта. |
8 |
Итоговое занятие (1 час) |
Проведение выставки-вернисажа с презентацией работ учащихся. |
Просмотр презентаций, выставки, конкурсы |
Итого: 35 часов |
Методические рекомендации
Следует помнить, что на теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Использование книг, журналов, индивидуальных схем увеличивает развивающий потенциал занятий.
В конце каждой темы целесообразно проводить выставки работ учащихся и их обсуждение, отмечая самые удачные.
Для культурного развития обучающихся, и сплочения коллектива целесообразно использовать творческие игры и викторины.
Художественные изделия (проект) могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Итоговое занятие может проводиться в форме: ярмарки, аукциона, выставки – продажи и т.д., перед широкой аудиторией.
Материальное обеспечение кружка «Вдохновение»:
-краски, гуашь, цветные карандаши, пластилин, соль, нитки, цветная бумага;
-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
-альбомы для рисования, палитра.
-компьютер для просмотра презентаций
Оборудование:
1.Учебные столы, стулья.
2.Учительский стол.
3.Доска маленькая (с возможностью магнитного крепления)
4.Стеллажи для хранения работ, художественных материалов, методического фонда.
Методический фонд:
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Прогнозируемые результаты
В результате работы в кружке «Вдохновение» обучающиеся первого года обучения
должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования различных художественных материалов;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами и инструментами.
Обучаемые второго года обучения
должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- основы графики;
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Литература
Витвицкая М.Э., Икебана, аранжировка, флористика. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: ВЛАДОС, 2000.
Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
Детям – о традициях народного мастерства. В 2 ч. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
Ячменёва В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Интернет ресурсы:
http://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет
http://allforchildren.ru/ - Всё для детей
http://dekor.nm.ru/ Презентационный сайт по декоративно- прикладному искусству.