Программа внеурочной деятельности "Система, многообразие и эволюция живой природы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадуйского муниципального района
«Кадуйская средняя школа»
Утверждена приказом директора МБОУ «Кадуйская СШ», № 277
от «31» августа 2024 года
Принята на заседании педагогического совета,
протокол №1
от «31» августа 2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Класс: 9
Количество часов (всего): 34
Количество часов в неделю: 1
Срок освоения: 1 год
п. Кадуй
2024 г.
Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа – нормативно – управленческий документ, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения курса «Система, многообразия и эволюция живой природы».
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требования к основной образовательной программе основного общего образования.
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы (ООО);
Положения о рабочей программе МБОУ «Кадуйская СШ».
Курс внеурочной деятельности «Система, многообразие и эволюция живой природы» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Цели и задачи изучения курса
Цель курса: расширение знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:
Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Развить коммуникативные способности учащихся.
Место курса в структуре учебного плана МБОУ «Кадуйская средняя школа»
Учебный курс предназначен для обучающихся 9 классов, рассчитан на 1 час в неделю.
Форма организации: кружок
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Форма проведения занятий |
1 | Введение | 3 | Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов. Уровни организации живой природы. Сущность жизни и свойства живого. | Кружок |
2 | Раздел 1. Царство Растения. | 8 | Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений. Лишайники – симбиотический организм. | Кружок |
3 | Раздел 2. Грибы. | 1 | Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами. | Кружок |
4 | Раздел 3. Царство Животные | 11 | Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые. | Кружок |
5 | Раздел 4. Человек и его здоровье | 9 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | Кружок |
6 | Экология | 2 | Пищевые цепи. Пищевые сети. Трофическая и экологическая структура сообщества. Экологические группы животных. | Кружок |
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Система, многообразие и эволюция живой природы» обучающиеся:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
• получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
• адекватного понимания причин успешности / неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ожидаемые результаты
• личностные:
использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
• метапредметные:
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
• предметные:
знать/понимать:
- клеточно-организменный уровень организации жизни;
- особенности строения и функционирования организмов разных царств;
- последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
- основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
- алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
уметь:
- сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни;
- решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
- решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
- применять знания в новых и измененных ситуациях;
- решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
- пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет- источниками
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Система, многообразие и эволюция живой природы»
№ урока | Название темы урока | К-во часов | | ЦОР ЭОР | Дата | |||
Теория | Практика | |||||||
| Введение | 1 | | | | | ||
1 | Биология как наука. Методы биологии. Лабораторное оборудование. | 1 | 0 | 1 | Решу ОГЭ ФИПИ | 02.09 | ||
2 | Уровни организации живой природы. Признаки живого. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 09.09 | ||
3 | Систематика живой природы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 16.09 | ||
| Раздел 1. Царство Растения. | 3 | | | | | ||
1.1 | Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Ткани растений | 1 | 0 | 1 | Решу ОГЭ ФИПИ | 23.09 | ||
1.2 | Вегетативные и генеративные органы растений | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 30.09 | ||
1.3 | Особенности строения и отличительные признаки водорослей. Многообразие водорослей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 07.10 | ||
1.4 | Особенности строения и отличительные признаки мохообразных и папоротникообразных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 14.10 | ||
1.5 | Особенности строения и отличительные признаки голосеменных и покрытосеменных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 21.10 | ||
1.6 | Семейства покрытосеменных растений | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 28.10 | ||
1.7 | Лишайники – симбиотические организмы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 11.11 | ||
1.8 | Практическое занятие по теме «Царство растения» | 1 | 0 | 1 | Решу ОГЭ ФИПИ | 18.11 | ||
| Раздел 2. Грибы. | 1 | | | | | ||
2.1 | Особенности строения бактериальной и грибной клетки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 25.11 | ||
| Раздел 3. Царство Животные | 5 | | | | | ||
3.1 | Особенности строения простейших. Многообразие простейших | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 02.12 | ||
3.2 | Особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Тип Кишечнополостные | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 09.12 | ||
3.3 | Типы червей (плоские, круглые, кольчатые) | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 16.12 | ||
3.4 | Моллюски. Членистоногие | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 23.12 | ||
3.5 | Практическое занятие по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | 0 | 1 | Решу ОГЭ ФИПИ | 20.01 | ||
3.6 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 27.01 | ||
3.7 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 03.02 | ||
3.8 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 10.02 | ||
3.9 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 17.02 | ||
3.10 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 24.02 | ||
3.11 | Практическое занятие по теме «Царство животные» | 1 | 0 | 1 | Решу ОГЭ ФИПИ | 03.03 | ||
| Раздел 4. Человек и его здоровье | 7 | | | | | ||
4.1 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 10.03 | ||
4.2 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Питание. Система пищеварения». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 17.03 | ||
4.3 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Дыхание. Система дыхания» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 24.03 | ||
4.4 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Внутренняя среда организма. Форменные элементы крови» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 31.04 | ||
4.5 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Кровеносная и лимфатическая системы». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 07.04 | ||
4.6 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 14.04 | ||
4.7 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Покровы тела и их функции». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 21.04 | ||
4.8 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 28.04 | ||
4.9 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Органы чувств, их роль в жизни человека». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 05.05 | ||
| Раздел 5. Экология | | | | | | ||
5.1 | Пищевые цепи. Пищевые связи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 12.05 | ||
5.2 | Экологическая структура сообщества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решу ОГЭ ФИПИ | 19.05 |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
https://biouroki.ru «Биоуроки»
https://bio-lessons.ru/2018/01/02/osnovy-sistematiki-sistematika-rast/ - «Bio - Lessons», образовательный сайт
http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html
https://neznaika.info/ege/biology/
http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm
http://planetashkol.ru/ts/history-online/about/
http://www.egesha.ru/
http://www.rosbalt.ru/eg/