Программа внеурочной деятельности "Система, многообразие и эволюция живой природы"

0
0
Материал опубликован 12 October в группе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кадуйского муниципального района

«Кадуйская средняя школа»



Утверждена приказом директора МБОУ «Кадуйская СШ», № 277

от «31» августа 2024 года

Принята на заседании педагогического совета,

протокол №1

от «31» августа 2024 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»





Класс: 9

Количество часов (всего): 34

Количество часов в неделю: 1

Срок освоения: 1 год














п. Кадуй

2024 г.


Содержание курса внеурочной деятельности

Рабочая программа – нормативно – управленческий документ, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения курса «Система, многообразия и эволюция живой природы».

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требования к основной образовательной программе основного общего образования.

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21;

Основной образовательной программы (ООО);

Положения о рабочей программе МБОУ «Кадуйская СШ».

Курс внеурочной деятельности «Система, многообразие и эволюция живой природы» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.

На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Цели и задачи изучения курса

Цель курса: расширение знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Задачи курса:

Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Развить коммуникативные способности учащихся.

Место курса в структуре учебного плана МБОУ «Кадуйская средняя школа»

Учебный курс предназначен для обучающихся 9 классов, рассчитан на 1 час в неделю.

Форма организации: кружок

Содержание программы

п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Форма проведения занятий

1

Введение

3

Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов. Уровни организации живой природы. Сущность жизни и свойства живого.

Кружок

2

Раздел 1. Царство Растения.

8

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений. Лишайники – симбиотический организм.

Кружок

3

Раздел 2. Грибы.

1

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Кружок

4

Раздел 3. Царство Животные

11

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Кружок

5

Раздел 4. Человек и его здоровье

9

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Кружок

6

Экология

2

Пищевые цепи. Пищевые сети. Трофическая и экологическая структура сообщества. Экологические группы животных.

Кружок


Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Система, многообразие и эволюция живой природы» обучающиеся:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

получат возможность осознать своё место в мире;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ожидаемые результаты

личностные:

использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли

метапредметные:

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

предметные:

знать/понимать:

- клеточно-организменный уровень организации жизни;

- особенности строения и функционирования организмов разных царств;

- последовательность биологических объектов, процессов, явлений.

- основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;

- алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);

уметь:

- сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни;

- решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;

- решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;

- применять знания в новых и измененных ситуациях;

- решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;

- пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет- источниками

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.


Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Система, многообразие и эволюция живой природы»


урока

Название темы урока

К-во часов


ЦОР ЭОР

Дата

Теория

Практика


Введение

1





1

Биология как наука. Методы биологии. Лабораторное оборудование.

1

0

1

Решу ОГЭ

ФИПИ

02.09


2

Уровни организации живой природы. Признаки живого.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

09.09

3

Систематика живой природы.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

16.09


Раздел 1. Царство Растения.

3





1.1

Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Ткани растений

1

0

1

Решу ОГЭ

ФИПИ

23.09


1.2

Вегетативные и генеративные органы растений

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

30.09

1.3

Особенности строения и отличительные признаки водорослей. Многообразие водорослей.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

07.10

1.4

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных и папоротникообразных.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ



14.10

1.5

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных и покрытосеменных.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

21.10

1.6

Семейства покрытосеменных растений

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

28.10


1.7

Лишайники – симбиотические организмы.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

11.11

1.8

Практическое занятие по теме «Царство растения»

1

0

1

Решу ОГЭ

ФИПИ

18.11


Раздел 2. Грибы.

1





2.1

Особенности строения бактериальной и грибной клетки.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

25.11


Раздел 3. Царство Животные

5





3.1

Особенности строения простейших. Многообразие простейших

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

02.12

3.2

Особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Тип Кишечнополостные

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

09.12

3.3

Типы червей (плоские, круглые, кольчатые)

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

16.12

3.4

Моллюски. Членистоногие

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

23.12

3.5

Практическое занятие по теме «Беспозвоночные животные»

1

0

1

Решу ОГЭ

ФИПИ

20.01

3.6

Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

27.01

3.7

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

03.02

3.8

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

10.02

3.9

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

17.02

3.10

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

24.02

3.11

Практическое занятие по теме «Царство животные»

1

0

1

Решу ОГЭ

ФИПИ

03.03


Раздел 4. Человек и его здоровье

7





4.1

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

10.03

4.2

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Питание. Система пищеварения».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

17.03

4.3

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Дыхание. Система дыхания»

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

24.03

4.4

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Внутренняя среда организма. Форменные элементы крови»

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

31.04

4.5

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Кровеносная и лимфатическая системы».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

07.04

4.6

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

14.04

4.7

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Покровы тела и их функции».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

21.04

4.8

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

28.04

4.9

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Органы чувств, их роль в жизни человека».

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

05.05


Раздел 5. Экология






5.1

Пищевые цепи. Пищевые связи.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

12.05

5.2

Экологическая структура сообщества.

1

0,5

0,5

Решу ОГЭ

ФИПИ

19.05


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал

https://biouroki.ru «Биоуроки»

https://bio-lessons.ru/2018/01/02/osnovy-sistematiki-sistematika-rast/ - «Bio - Lessons», образовательный сайт

http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html

https://resh.edu.ru

https://neznaika.info/ege/biology/

http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm

http://planetashkol.ru/ts/history-online/about/

http://www.egesha.ru/

http://www.rosbalt.ru/eg/

http://www.edu.ru/moodle/





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации