12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
БАБАНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА61



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области‌‌

Ростовская область, муниципальное образование Заветинский район‌

МБОУ Кичкинская СОШ








СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР директор МБОУ Кичкинской СОШ ______ О.С. Бабанская ___________ Решетников И.А.

2023 г. Приказ № ___от_______2023г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФОТОКРУЖОК «ВЕКТОР»

технической направленности


(базовый уровень)


Возраст обучающихся: 10 – 16 лет Срок реализации: 2 года















Кичкино,2023

Оглавление

Комплекс основных характеристик программы 3

Пояснительная записка 3

Цели и задачи программы 5

Учебный (тематический) план 7

Первый год обучения 7

Второй год обучения 8

Содержание программы 8

Первый год обучения 8

Второй год обучения 10

Планируемые результаты и способы определения результативности 10

Комплекс организационно-педагогических условий 12

Примерный календарный учебный график 12

Мониторинг результатов обучения 12

Условия реализации программы 14

Методическое обеспечение 15

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации программы 16

Список литературы 20

Приложение 1 21

Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка

У современного подростка умение работать с фотокамерой (даже в сотовом телефоне), с графическими редакторами и социальными сетями (например, ВКонтакте), является важной частью владения информационными технологиями. В это же время, нельзя игнорировать проблему излишней увлеченности «виртуальной реальностью». Поэтому данная программа дает возможность решать эту задачу через активизацию познания к окружающему миру с помощью современных «гаджетов», при разумных затратах времени и усилий.

Процесс фотосъемки предполагает активный поиск сюжетов, образов, работу с цветом и светом (преимущественно с естественным освещением). Задания, разработанные по методике НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления, теория решения изобретательских задач) направлены на творческую самореализацию личности ребенка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фотокружка

«ZOOM» составлена в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ);

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. 16);

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. 3);

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. 196»;

Концепция развития ДОД до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. 678-р;

Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации N 996-р от 29.05. 2015 г.);

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации");

Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий (вместе с

«Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).

Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска от 27.04.2022 г.;

Рабочая программа воспитания Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества «Искорка» г. Томска;

Положение о дополнительной общеобразовательной программе МАОУ ДО ДДТ

«Искорка» г. Томска;

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фотокружка

«ZOOM» («Зум») относится к технической направленности. Обучающиеся по данной программе, не только осваивают искусство фотографии, они проводят опыты и мастерят специальные приспособления для фотосъемки, изучают свойствах света как физического явления, узнают и применяют на практике приемы художественной выразительности.

Программа является модифицированной, составлена на основе программы кружка

«Искусство фотографии» (автор – Назаренко О.П.). Программа предназначена для работы в системе дополнительного образования, составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что, в настоящее время, фотография, как современный способ самовыражения, пользуется популярностью у детей разного возраста. Наличие фотокамер в смартфонах, практически у всех детей, тоже делает обучение по программе доступным и интересным.

Новизна программы состоит в том, что при освоении учебного материала не только прививаются навыки и умение работать с фототехникой, но и уделяется большое внимание развитию мотивации для решения сложных творческих задач, формируется эстетическая культура.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что традиционно дополнительные образовательные программы данного направления ориентированы на пользователей зеркальных цифровых фотоаппаратов. Наряду с этим, данная программа позволяет достигать результата обучения при работе с любой фотокамерой (цифровые компактные камеры есть практически в каждой семье). Акцент сделан на творчество и эстетические свойства фотографии, а не на технические составляющие.

В курс занятий включены такие темы как: мобилография, обработка фото в приложениях – они не предполагают использование фотоаппарата в принципе.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что занятия фотографией способствуют развитию логики, внимания, памяти, системного мышления, что в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Обучающимся предлагается решать творческие задачи, что помогает развивать не только креативность, но и такое качество характера, как целеустремленность. Дети учатся планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, обучающиеся могут применить в различных видах деятельности, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области фото и видео творчества, анимации, графического моделирования.

Все образовательные блоки программы предусматривают формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию фотографий разных жанров. Практические занятия по программе также связаны с работой в формате мастерской – обучающиеся изготавливают специальные устройства для съемки: фотофильтры, лайтбоксы, фотокамеры без объектива.

Адресат программы. Программа фотокружка «ZOOM» рассчитана на средний школьный возраст - от 10 до 16 лет. Данный возраст считается наиболее благоприятным для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать детям решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные связи. Такая возможность заложена в данной программе, так как она предполагает анализ фотокомпозиции, системный подход к фотографии, в том числе к фототехнике, в программе используются приемы ТРИЗ-педагогики.

Возрастные особенности среднего школьного возраста. Психологи отмечают, что в данном возрастном диапазоне происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. В этой связи можно отметить, что занятие фотографией поддерживает развитие мыслительной деятельности, ведь хорошая фотография требует взвешенного подхода к выбору объекта и момента съемки, фотограф стремится предать идею при помощи средств художественной выразительности


Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для приобретения навыков фотосъемки и развития творческого самовыражения.


Задачи

Обучающие:

дать представление об основных жанрах фотографии;

познакомить с основным правилам экспонометрии;

познакомить с мировым художественным наследием в области фотографии, в том числе с историей отечественной фотографии;

сформировать представление о фотографии, как о самостоятельном виде искусства;

формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;

развивать пользовательский навык работы с фотоаппаратом.


Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса к фотографическому творчеству;

развивать логику, внимание, память;

способствовать развитию системного и критического мышления;

развивать умение работать в коллективе и индивидуально;

развивать стремление достичь результата деятельности.


Воспитательные:

формировать установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;

воспитать бережное отношение к технике;

воспитывать навыки самоорганизации учебного процесса.


Срок и объем реализации программы:

Срок реализации - 2 года Объем:

год обучения 144 часа.

год обучения 144 часа.


Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного учебного занятия – 45 мин. с обязательным перерывом до 10 мин. между занятиями).

Наполняемость группы: 10 -12 человек.

Формы организации занятий:

Основная форма занятий – групповая работа с дифференцированным подходом к выбору заданий практической части.

В некоторых заданиях используются индивидуальная и парная формы, как наиболее эффективные в определенной ситуации.

Коллективная и фронтальная используются в моменты проблемно-поискового взаимодействия и объяснения нового материала.

Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия:

творческий марафон;

практикум; игра;

подготовка к выставке;

просмотр работ;

пленэр.


Занятия по дидактической цели:

вводное и итоговое занятия;

теоретическое;

практическое;

занятие по закреплению знаний;

занятие по систематизации и обобщению знаний;

комбинированные формы занятий.

Учебный (тематический) план Первый год обучения:


п/п


Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

Опрос

2.

История возникновения и развития фотографии

в России и мире.

2

2

4

Опрос

3.

Устройство

фотоаппарата. Основы экспонометрии.

4

6

10

Викторина, наблюдение

4.

Композиция. Эстетические свойства

фотосъемки.

10

30

40

Викторина, самостоятельная

работа

5.

Фотографические

жанры.

1

3

4




Тестирование


Натюрморт. Фуд

фотография

4

10

14


Пейзаж.

1

2

3


Портрет.

4

16

20


Репортаж.

4

16

20


Специальные приемы в

фотографии.

2

10

12

6.

Основы обработки фото в AdobePhotoshop и Snapseed.

1

7

8

Творческая работа, наблюдение,

анализ

7.

Организация и

подготовка выставки.

1

3

4

Коллективная

рефлексия

8.

Итоговые занятия

2

2

4

Викторина


Итого часов:

36,5

107,5

144


Второй год обучения:



п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

Опрос

2.

Практика фотосъемки

-

10

10

Наблюдение

3.

Этика фотографа

4

13

17

Моделирование ситуации, коллективная

рефлексия

4.

Обработка фото в Lr, Ph.

5

17

22

Творческая

работа

5.

Мультипликация

Stopmotion

7

13

20

Творческая

работа

6.

Съемка видео

4

26

30

Творческая

работа

7.

Программы монтажа

видео

4

26

30

Творческая

работа

8.

Организация

выставки/просмотра видео

1

9

10

Коллективная рефлексия

9.

Итоговые занятия

2

2

4

Викторина. Презентация

фотопроекта.


Итого часов:

27,5

116,5

144






Содержание программы

Первый год обучения:



п/п

Раздел, тема

Содержание

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Знакомство с учебной фотозоной. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете, на пленэре и

экскурсии.

Пробная работа на свободную тему целью определения уровня развития умения).

2

История возникновени я и развития фотографии в России и мире

История и виды фотографии. Знакомство с работами знаменитых фотографов и художников.

Дискуссия на тему современной фотографии на

примере фотонатюрмортов и пейзажей.

Опыт с камерой-обскура, фотосъемка.

Групповая игра (примы ТРИЗ).

3

Устройство фотоаппарата. Основыэкспон

ометрии

Чем отличаются фотоаппараты. Основные составляющие цифровой

камеры, настройки.

Работа с глубиной резкости и фокусировкой. Длинная выдержка.

Наблюдение: распространение



Объективы. Фотовспышки. Свойства света. Экспозиция, экспозамер, экспокоррекция, цветопередача.

Источники света

света в разных средах (вода, лед, дым и др.).

Опыт: фотография без фотоаппарата фотограмма.

Изготовление лайтбокса

4

Композиция. Эстетические свойства фотосъемки

Выразительные средства: композиция, светотень, колорит, перспектива, точка съемки, планы, контраст.

Основные аспекты композиционного построения. Смысловой центр. 12 композиционных приемов. Кадрирование.

Основы работы с цветом.

Творческое задание на применение выразительных средств – «можно ли сфотографировать музыку?» Коллективная игра. Групповое/индивидуальное творческое задание.

5

Фотографичес кие жанры.

Выбор сюжета, работа со светом и настройками камеры.

Пробная фотосъемка. Творческое задание создание

«диптиха» из фото разных жанров.

6

Натюрморт Фуд фотография

Особенности жанра. Декоративный и жанровый натюрморт.

Особенности съемки еды.

Упражнение съемка стеклянных и отражающих свет объектов.

Натюрморт на тему русского народного творчества.

Творческое задание по методике

ТРИЗ.

7

Пейзаж

Воздушная и линейная перспективы. Съемка водной поверхности. Особенности

съемки пейзажа в различное время суток.

Пленэр.Творческое задание по методике ТРИЗ.

8

Портрет

Освещение и композиция. Особенности съемки женского и мужского портретов. Высоки и низкий ключ. Освещение Рембрандта.

Психология портрета. Создание образа.

Визаж/грим. Костюм.

Съемка портрета в естественном освещении. Упражнение со схемами освещения.

9

Репортаж

Особенности жанра.

Экскурсия, съемка репортажа на свободную тему. Решение ситуационных задач.

10

Специальные приемы в фотографии

Фризлайт (рисование светом). Технология съемки, настройки камеры. Источники света.

Пинхол. Устройство камеры, принцип работы.

Изготовление «кистей» для рисования светом.

Практика фотосъемки. Индивидуальный/групповой творчески проект. Презентация работ.

11

Основы обработки фото в

AdobePhotosho

Инструментарий фоторедакторов. Основы обработки изображений.

Кадрирование. Управление

Автопортрет с элементами фотомонтажа в AdobePhotoshop. Обработка фото в Snapseed.


p и Snapseed

слоями. Создание многослойного изображения. Коллаж.

Дискуссия хорошая фотография без «фотошопа»

возможна?


12

Организация выставки

Критерии оценки фотографий

Просмотр работ

Индивидуальный/групповой проект

Отбор, оформление и размещение работ

13

Итоговое занятие

Аттестационные мероприятия. Обсуждение результатов

работы.
















Содержание программы

Второй год обучения:


п/п

Раздел, тема

Содержание

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях. Правила поведения

в кабинете.

Пробная работа на свободную тему.

2

Практика фотосъемки

Повторение материала: режимы съемки, настройки, ракурс, точка съемки,

композиция в фотографии разных жанров и т.д.

Практика съемки, участия в мероприятиях, пленэры, экскурсии и т.п.

Отработка навыков съемки.

3

Этика фотографа

Авторское право. Этические

нормы работы фотографа.

Съемка портрета. Общение с

моделью. Дидактическая игра.

4

Обработка фото в Lr, Ph.

Использование и доработка

«пресетов».

Съемка и обработка фотоLr, Ph.

5

Мультиплика

ция Stop motion

Понятие Stopmotion,

технические особенности съёмки.

Съёмка мультфильмов.

6

Съёмка видео

Видеотехника, технология

съемки

Съемка видеоролика.

7

Программы монтажа видео

Теория монтажа. Интерфейс программы SonyVegasPro, инструменты, приёмы

монтажа, хромакей.

Работа в программе SonyVegasPro.

Видеосъемка с использованием хромакея.

8

Организация выставки/про

смотра видео

Просмотр работ.

Отбор, оформление и размещение работ.

9

Итоговое

занятие.

Аттестационные мероприятия. Обсуждение результатов

работы.




Планируемые результаты и способы определения результативности


К концу первого года обучения обучающиеся будут ознакомлены с:

устройством цифрового фотоаппарата;

историей развития фотографии;

назначением и важностью композиции, света, фокусировки;

жанрами фотографии;

способами построения простой композиции;

структурой инструментальной оболочки графических редакторов;

основными понятиями о формировании цифровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK.


Получат навыки:

настаивать фотоаппарат для съемки в условиях естественного освещения;

выстраивать простую композицию;

использовать свет для передачи объёма и фактуры снимаемых объектов;

выполнять фотосъемку в различных жанрах;

осуществлять отбор фотографий на основе выбранных критериев;

пользоваться основными инструментами программы AdobePhotoshop;

планировать свою работу.


получат возможность для формирования творческого воображения, эстетического и художественного восприятия, образного мышления.

получат возможность для формирования личностных качеств:

умения грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; работать самостоятельно и в коллективе.


К концу второго года обучения дети ознакомятся с:

композиционными и другими приемами художественной выразительности в разных жанрах фотографии;

позами портретной фотографии;

технологией разработки фотопроекта;

приемами обработки фотографий в программах AdobePhotoshop и Lightroom;

технологией монтажа видео.


Получат навыки:

настаивать фотоаппарат для съемки в различных условиях освещенности;

выстраивать более сложную композицию;

выбирать цветовое и композиционное решение для передачи идеи;

снимать и монтировать видео;

общаться с портретируемыми людьми, объяснять творческую задумку.

редактировать изображения.


получат возможность для формирования:

творческого воображения, фантазии, чувства цвета;

эстетического и художественного восприятия, образного и творческого мышления. потребности к творческому самовыражению при помощи фотографии.

получат возможность для формирования личностных качеств:

инициативности, любознательности, целеустремелнности.

Комплекс организационно-педагогических условий Примерный календарный учебный график


1 четверть

1 сентября-28 октября

Осенние каникулы

29 октября-05 ноября

занятия по расписанию, организация работы лагерей с дневным пребыванием, проведение культурно-массовых

мероприятий

2 четверть

06 ноября-27 декабря

Зимние каникулы

28 декабря-08 января

Проведение культурно-массовых мероприятий

3 четверть

09 января- 16 марта

Весенние каникулы

17 марта-24 марта

занятия по расписанию, организация работы лагерей с дневным пребыванием, проведение культурно-массовых

мероприятий

4 четверть

25 марта- 25 мая

Летние каникулы

26 мая - 31 августа

организация работы лагерей с дневным

пребыванием, проведение культурно- массовых мероприятий.


Аттестация обучающихся МАОУ ДО ДДТ «Искорка г. Томска»:

промежуточная аттестация по итогам полугодия 27 ноября 16 декабря;

по результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ 15 апреля – 11 мая.


Продолжительность учебного года с 01.09. по 25.05.-36 учебных недель.


Мониторинг результатов обучения

Предметные результаты



Параметры оценивания

Высокий уровень развития

Средний уровень

развития

Низкий уровень

развития

Овладение техническим навыками и умениями

Полностью владеет техническим навыками и умениями. Владеет ключевыми настройками фотоаппарата. Умеет настроить камеру в разных условиях освещенности.

Испытывает затруднения в применении технических

навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие композиционны х умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. Использует композицию для привлечения внимания

к смысловому центру кадра.

Испытывает затруднения в композиционн

ом решении.

Не объединяет элементы кадра единым

содержанием.

Развитие цветового восприятия

Использует свет для передачи объёма и фактуры снимаемых объектов. Использует цвет для передачи идеи и

настроения фотографии.

Испытывает затруднения для передачи

объёма и

Пользуется помощью педагога.



фактуры снимаемых объектов. Неуверенно использует цвет, как инструмент художественн ой выразительнос

ти.


Овладение навыками фотосъемки в различных жанрах

Выполняет фотосъемку в жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж. Создает образы самостоятельно, используя приобретенные навыки.

Выполняет фотосъемку в жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж.

Испытывает затруднения в передаче идеи

через образы.

Пользуется помощью педагога.

Овладение навыками отбора фотографий

Осуществляет оценку фотографий на основе определённыхкритериев(композиционн ое, световое, цветовое решение).

Испытывает затруднения в оценке фотографий

При отборе критериев пользуется

помощью педагога

Овладение навыками работы в графическом редакторе AdobePhotoshop

Видит необходимость использования графической обработки в конкретной ситуации. Представляет результат обработки. Пользуется основными инструментами программы AdobePhotoshop для передачи идеи и настроения фотографии.

Видит необходимост ь использования графической обработки в конкретной ситуации.

Испытывает затруднения при выборе инструментов AdobePhotosh op для

передачи идеи и настроения

фотографии.

Пользуется помощью педагога при выборе инструментов для передачи идеи и

настроения фотографии.

Умение

планировать свою работу

Частично планирует работу самостоятельно

Планирует с

помощью педагога

Не умеет

планировать свою работу















Виды контроля


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входная диагностика

В начале учебного года

Определяется мотивация к занятиям

Беседа, опрос

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Выявляется степень усвоения нового материала, отмечаются ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления.

Для закрепления полученных знаний и умений, и также для развития навыков самоконтроля и самонаблюдения, большое значение имеет коллективный анализ работ обучающихся.

Наблюдение, анализ творческих заданий


В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, при этом, дети сами отмечаются наиболее удачные работы, объясняют свое решение и, с поддержкой педагога, разбирают характерные ошибки. Подобное обсуждение проводится

регулярно после каждого практического занятия.


Промежуточный контроль

По окончании изучения темы

Определяется степень усвоения материала

Выставка, конкурс

творческих работ, презентация работ

Итоговый контроль

В конце учебного года

Определение изменения уровня развития

Выставка, конкурс


знаний детей о технике и искусстве

творческих работ,


фотографии

презентация работ,



коллективная



рефлексия,



коллективный



анализ работ


Условия реализации программы Кадровое обеспечение:

Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования соответствующей направленности.

Материально-техническое обеспечение программы:

мультимедийное оборудование (компьютеры с калиброванными мониторами, проектор, экран);

цифровая фото техника;

программное обеспечение (Photoshop, Lightroom);

учебный кабинет;

штатив;

фоны для фотосъемки;

осветительные приборы;

натюрмортный фонд;

лазерный цветной принтер;

картон, карандаши, ножницы, бумага, фотобумага и т.п.



Методическое обеспечение

Методическое обеспечение учебного процесса по программе фотокружка «ZOOM» включает:

Разработки мультимедийных презентаций к занятиям по всем темам учебно- тематического плана;

Мультимедийные викторины для итоговых занятий и мероприятий (деловая игра, игра с Кубиком Блума и др.);

Раздаточный и наглядный материал по разделам«Основы экспонометрии»,«История возникновения и развития фотографии» (камера обскура), «Композиция.Эстетические свойства фотосъемки»;

Симулятор зеркальной камеры: https://camerasim.com/camerasim-free-web-app ;

Видеосюжеты к темам, предполагающим использование технологии Stopmotion, видеосюжеты по стрит-фотографии;

Аудиофрагментыдля задания к теме «Можно ли сфотографировать музыку?»;

Аудио сопровождение для монтажа stopmotion анимации;

Мониторинговые карты (Приложение 1);

Разработки занятий (технологические карты).


При реализации программы «ZOOM используются следующие методы и приемы обучения:


Метод наблюдения: фотосъемка, изучение характеристик света(рассеянный/направленный/отраженный) и воздействия на объекты.

Словесные методы: лекция, объяснение, беседа, консультация.

Наглядный метод: просмотр работ известных фотографов, репродукций картин, наглядные пособия и схемы, таблицы, демонстрационный материал, предметы, аудио-видео материалы.

Практический метод: упражнения в освоении технических или изобразительных умений.

Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, поиск и отбор обучающимися аргументов, доказательств для решения поставленной проблемы.

Проектный метод: моделирование ситуаций, разработка и реализация творческих фотопроектов.

Метод игры: игры на развитие внимания, памяти, воображения, деловая игра.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии:

мозговой штурм;

метод противоречий;

системный оператор;

бином и полином фантазии;

морфологический анализ;

метод фокальных объектов;

составление загадок.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации программы


Методы дистанционного обучения (ДО).

В программе «Фотокружок «ZOOM» применяются следующие методы дистанционного обучения: асинхронное обучение, смешанное обучение.


Формы организации дистанционного урока:


Виды теоретических занятий:

Демонстрация материала в виде презентации, обучающих видео, Мастер-класс в видеоформате - видеозапись процесса фотосъемки;

краткий текстовый материал, инфографика – инструкции и «шпаргалки».


Самостоятельное изучение темы происходит обучающимися также в формате видеоуроков из свободных и проверенных педагогом источников из сети Интернет.


Проверка усвоения материала:

Тесты - автоматическая проверка;

Проверка вручную - фото, серии фото, фотопроекты. Виды практических занятий.

Индивидуальная синхронная работа;

Самостоятельная асинхронная работа обучающегося.


Инструменты дистанционного обучения:


Электронная почта;

Мессенджеры;

Социальные сети;

СМС и телефонные звонки.


Инструменты синхронного обучения: Skype, Видеозвонки в WhatsApp. Инструменты асинхронного обучения:

Официальный сайт образовательной организации

Электронная почта

Социальная сеть «ВКонтакте»

Инструменты совместного использования Яндекс: презентации, хранилища файлов(облачные хранилища), документы Яндекс-формы.


Продолжительность занятий.

Продолжительность занятий при дистанционном обучении составляет 30 минут.

Методика организации условно полной дистанционной реализации программы.



Вид ДО

Инструмент дистанционного обучения и общения с

обучающимися


Метод ДО


Используемые при ДО ресурсы

Способы оценки результатов обучения



Теоретическое занятие, тестирование



Группы в социальной сети: https://vk.com/ddt_iskorka ;


https://vk.com/club193865998




Официальный сайт учреждения,

инструменты Google для тестирования.

Мессенджер WhatsApp телефонные звонки



Асинхронное обучение

Собственные разработки и презентации.


Проверенные материалы и презентации с образовательных порталов, YouTube.


«Симулятор зеркальной камеры»:

https://camerasim.com/camerasim-free - web-app/



Тестирование; задания в виде практических работ.


Практические упражнения и задания

Синхронное и асинхронное обучение


Собственные разработки и презентации.

Задания в виде

творческих работ. Педагог дает оценку в виде письменной

рецензии.



Проектная работа


Синхронное и асинхронное обучение


Собственные разработки и презентации.

Проектная работа выполняется в виде серии фотографий. Защита проекта в виде видеоролика

презентации проекта.

Контроль результатов обучения при условно полной дистанционной реализации программы.


Контроль за выполнением заданий ведется синхронно и асинхронно следующими средствами:


Альбом сообщества социальной сети– обучающиеся вкладывают фотографии;

МессенджерWhatsApp: сообщения, видеозвонки;

Яндекс-формы;

Телефонные звонки, сообщения.


Мониторинг результатов обучения (по ЗУНам) и виды контроля описаны в пункте 5 данной программы. В целом, методика контроля результатов адаптируется к дистанционному формату.


Все выставки и конкурсы проводятся в дистанционном формате на страницах в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club193865998 , https://vk.com/ddt_iskorka.


Также обучающиеся могут принимать дистанционное участие в конкурсах районного, городского, областного, всероссийского масштаба.




Расписание занятий при условно полной дистанционной реализации программы:


Дни недели

группы, год обучения

Гр. 1

Гр. 2

Понедельник



Вторник




Среда

10:00 10:30

10:40 11:10

16:00 16:30

16:40 17:10

Четверг



Пятница




Суббота


11:00 11:30

11:40 12:10


13.00 13.30

13.40 14.10


Воскресенье




Задание обучающиеся всех группа получают на странице в социальной сети: группа фотокружка VK: https://vk.com/club193865998 ; группа учреждения VK:https://vk.com/ddt_iskorka.

Для выполнение практического задания и самостоятельного изучения теории дается время, как правило, до следующего занятия. Время на подготовку может быть увеличено в зависимости от сложности задания.


На выполненное обучающимся задание педагог дает развернутую рефлексию письменно или ауди(видео)-сообщением в мессенджере.


Дистанционная форма реализации программы возможна. Но, качественная и полная её реализация должна происходить в аудиторной форме при контактной работе с обучающимся.

Список литературы


Список литературы для педагогов:

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука./ Г.С. Альтшуллер. — М.: Советское радио, 1979.

Гейлер М. Основы композиции и художественной фотосъемки : профессиональный подход к творчеству / Марк Гейлер; [пер. с англ. С. В. Корсакова]. — Москва: NT Press, 2005 (Самара : Самарский Дом печати).

Гин С. Мир фантазии. / С. Гин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. Издание второе, переработанное и дополненное. / Л.П. Дыко. М.: Высшая школа, 1989.

Ефремов А. Фотография без Photoshop. Секреты профессиональной фотосъемки. / А. Ефремов. — СПб: Питер, 2008.

Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. / Л.Д. Курский Я.Д. Фельдман. М.: "Высшая школа", 1991.

Мосин И.Г. Мировое Искусство. Иллюстрированная энциклопедия. / И.Г. Мосин. СПб: СЗКЭО "Кристалл", 2006.

О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Фрост Ли. Творческая фотография: Учебник/ Ли Фрост. М., 2004.



Список литературы для детей и родителей:

Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. Издание второе, переработанное и дополненное. / Л.П. Дыко. М.: Высшая школа, 1989.

Гин С. Мир фантазии. / С. Гин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Мосин И.Г. Мировое Искусство. Иллюстрированная энциклопедия. / И.Г. Мосин. — СПб: СЗКЭО "Кристалл", 2006.

Фрост Ли. Творческая фотография: Учебник/ Ли Фрост. М., 2004.


Список интернет-ресурсов:


https://prophotos.ru/lessons/3114-ekspozitsiya-dlya-nachinayuschih

https://rosphoto.com/photo-lessons/rabota_s_expoziciey-130

https://www.blenda.by/blog/osnovnye-pravila-kompozicii-v-fotografii-foto-video/

https://rosphoto.com/practice/mertvaya_natura_naturmort-311

https://zen.yandex.ru/media/id/5c062b78fc96e4040efb4a59/20-metodov-kompozicii- kotorye-uluchshat-vashi-fotografii-5c0636ef756af603ec031210

https://rosphoto.com/reviews/vybor_fotokamery-553

https://prophotos.ru/lessons/21634-s-yomka-tekstur-kak-zhanr-fotografii

https://prophotos.ru/lessons/21596-o-vyderzhke-dlya-nachinayuschih

https://prophotos.ru/lessons/21571-o-diafragme-dostupnym-yazykom-dlya-nachinayuschih

https://prophotos.ru/lessons/21430-kak-sdelat-vsyo-v-kadre-rezkim-prosto-o-slozhnom


Приложение 1


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе «ZOOM»



Показатели (оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка ребенка:

Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программ)


Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям


минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)


1


5


10


Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

1.2. Владение специальной терминологией.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

1


5



10

Собеседование

II. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-

тематического плана программы).


Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½)

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками , предусмотренными программой за

конкретный период)


1


5


10


Контрольное задание

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1


5


10

Контрольное задание

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1



5


10

Контрольное задание

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-

Самостоятельность в подборе и анализе

литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной

помощи и контроле педагога);

1


Анализ исслед. работы


интеллектуальные умения

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу


средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

5


10


3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании

компьютерными источниками информации

уровни – по аналогии с п. 3.1.1



3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные

учебные исследования)

Самостоятельность в учебно- исследовательской работе

уровни – по аналогии с п. 3.1.1



Учебно-

коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога



Адекватность восприятия

информации, идущей от педагога



уровни – по аналогии с п. 3.1.1




наблюдение

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной

информации

уровни – по аналогии с п. 3.1.1


3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в

построении доказательств

уровни – по аналогии с п. 3.1.1


Учебно-организационные умения и навыки:

Умение организовать свое рабочее (учебное) место



Способность

самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать

его за собой




уровни – по аналогии с п. 3.1.1








наблюдение

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения

правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5


10

3.3.3. Умение аккуратно

выполнять работу

Аккуратность и

ответственность в работе

Удовлетворительно-хорошо-отлично




ТАБЛИЦА 2.

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы


Показатели (оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

баллов

Методы диагностики

I. Организационно- волевые качества:

1.1. Терпение



Способность переносить

(выдерживать) известные нагрузки в течение

определенного времени, преодолевать трудности



терпения хватает меньше чем на ½ занятия;

терпения хватает больше чем на ½ занятия;

терпения хватает на все занятие



1

5

10



Наблюдение

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим

действиям

волевые усилия ребенка побуждаются извне;

иногда – самим ребенком;

всегда самим ребенком

1

5

10



Наблюдение

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

периодически контролирует себя сам;

постоянно контролирует себя сам

1


5

10



Наблюдение

II. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка


Способность оценивать себя адекватно реальным достижением



завышенная;

заниженная;

нормальная



1

5

10



Анкетирование

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие в освоении образовательной программы

интерес к занятиям продиктован извне;

интерес периодически поддерживается самим ребенком;

интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5


10



Тестирование

III. Поведенческие

качества:

3.1. Конфликтность (отношение к столкновению интересов (спору) в

процессе взаимодействия)



Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

периодически провоцирует конфликты;

сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;

пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

0

5


10



Тестирование, метод незаконченного предложения

3.2. Тип сотрудничества (отношение к общим делам

детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

избегает участия в общих делах;

участвует при побуждении извне;

инициативен в общих делах

0

5

10

Наблюдение




Карточка учета динамики личностного роста обучающихся

Учебный год

Объединение

группы, год обучения Педагог



ФИ обучающегося

Организационно-волевые

качества

Ориентационные

качества

Поведенческие

качества

Личностные достижения



Результат




Терпение


Воля



Самоконтроль

Самооценка

Интерес

Конфликтность

Тип сотрудничества

1

2



1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2











1

2


























































































































































































































































































































































































































































































































Вывод:





Примечания:

на начало учебного года

на конец учебного года

Ведомость учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Учебный год Объединение

t1712243202aa.gif № группы, год обучения Педагог




Показатели



ФИ обучающегося

I.Теоретическая подготовка ребенка:

II.Практическая подготовка ребенка:

III.Общеучебные умения и навыки ребенка:

IV. Предметные достижения обучающегося:

V. Результат

Теоретичес кие знания (указать, какие)

Владение специальной терминоло гией

Практически е умения и навыки, предусмот ренные программой (указать,

какие)

Владение специальным оборудовани ем и

оснащением (указать, каким)

Творческие навыки

Учебно- интеллектуа льные умения:

Учебно- коммуникати вные умения:

Учебно- организацио нные умения и навыки:

(Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях и др.)


I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II















































































































































































































































































































































































































Вывод:

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.