Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1–4 класс)

2
0
Материал опубликован 17 October 2022

Программа внеурочной деятельности « Умелые ручки».

Пояснительная записка

Рабочая программа « Умелые ручки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №2 с. Князе-Волконское-1, на основе авторской программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:

возраст детей и их психологические особен­ности

Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 169 ч

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 - 3 классах по 34 часа,4 класс-68 часов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

« Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


Тематическое планирование

1 класс, 33 часа

Количество

часов

Тема

Материалы

Дата

I. Аппликация и моделирование (16часов)

1-2



3-4

Аппликация из природных материалов на картоне.

« Золотая осень».

« На дне морском».

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка


5-6



7-8

Аппликация из геометрических фигур.

Коврик.

Человечек.

Цветная бумага, картон


9-10

Аппликация из пуговиц.

Цветок.

Пуговицы, картон


11-12

Аппликация из салфеток.

Пейзаж.

Салфетки, картон


13-16

Объёмная аппликация.

По выбору учащихся.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон


II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

17-18


19-20


Рисование пластилином.

Животное.

Зимние забавы.

Пластилин, картон


21-22



23-24

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Мухомор.

Ромашка.

Пластилин, прозрачные крышки


25-26

Лепка из солёного теста.

Сердечко. Звёздочка.

Солёное тесто


III. Аппликация из деталей оригами

(7 часов)

27-28



29-30

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Тюльпаны.

Кошка

Цветная бумага, картон


31-33

Коллективные композиции в технике оригами.

Весенняя полянка.

Цветная бумага, картон


2 класс, 34 часа


Количество часов

Тема

Материалы

Дата

I. Аппликация и моделирование (12 часов)

1-2


3-4

Аппликация из листьев и цветов.

Сказочные животные.

Красивый ковёр.

Засушенные цветы, листья


5-6


7-8

Аппликация из птичьих перьев.

Лебедь.

Сказочная жар- птица.

Птичьи перья, картон


9-10


11-12

Аппликация из соломы.

« В гостях у сказки». Золотая рыбка.

Цыплёнок.

Солома, картон


II. Работа с пластическими материалами (8 часов)

13-14

Рисование пластилином.

Рыбка.


Пластилин, картон


15-16

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Насекомые.

Пластилин, прозрачные крышки


17-18

Работа с глиной.

Дымковская игрушка. Павлин.

Пластилин, гофрированная бумага


19-20

Лепка из солёного теста.

« Жили – были..»

Солёное тесто


III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)

21-24

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Цветочный букет.

Гофрированная бумага, картон



IV. Модульное оригами (10 часов)



25-26

Треугольный модуль оригами.

Аппликация«Колокольчик».

Цветная бумага


27-28

Замыкание модулей в кольцо.

Браслет.

Цветная бумага


29-31


32-34

Объёмные игрушки.

Шарик.

Тюльпан.

Цветная бумага


3 класс, 34 часа


Количество часов

Тема

Материалы

Дата

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-2



3-4

Объёмные поделки .Фигурки зверей.


Сказочные персонажи.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.



II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)


5-7




8-10

Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Снежинка.


Подводный мир.

Гофрированная бумага, картон


11-14

Мозаика из ватных комочков.

Снеговик.


Вата, картон


15-18

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Бабочка.

Картон, цветная бумага


19-22

Многослойная аппликация.

Неваляшка.

Открытки, картинки, картон


III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

23-26

Мозаичная аппликация на стекле.

«Облака-белогривые лошадки»

Пластилин, стекло


27-28

Лепка из солёного теста.

Картина « Корзинка с фруктами»

Солёное тесто


IV. Модульное оригами (6 часов)

29-34

Игрушки объёмной формы.Бабочка.


Цветная бумага


4 класс, 68 часов


Количество часов

Тема

Материалы

Характеристика деятельности учащихся

Дата

I. Работа с природными материалами

(8 часов)

1-4






5-6


7-8

Коллективные композиции, индивидуальные панно.


« Осенний вернисаж».


« В мире животных».

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

Усвоение правил по технике безопасности на занятиях. Изготовление индивидуальных и коллективных поделок из природных материалов.


II. Объёмные и плоскостные аппликации (48 часов)

9-12

Многослойные аппликации.

Коллаж « Цветочная фантазия».

Открытки, картинки, картон

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам.


13-15



16-19

Мозаика из квадратных модулей. Ромашка.

Мозаика из квадратных модулей. Одуванчик.

Картон, цветная бумага

Знакомство с техникой модульного оригами.

Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей.

Изготовление изделий в технике модульного оригами.

Изготовление объёмных игрушек


20-24

Элементы квиллинга.

Картон, цветная бумага

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном. Работа в технике

« квиллинг»

Создание моделей по предложенным образцам.



25-28



29-31





32-34




35-38

Аппликации в технике квиллинг. Снежинка.

Аппликация в технике квиллинг.

Ветка ели.


Аппликация в технике квиллинг. Мимоза.


Аппликация в технике квиллинг.

Ветка рябины.

Картон, цветная бумага


39-43




44-47

Техника изонить. Заполнение круга, угла. В гости к птицам.

Техника изонить.

Пришла весна.

Картон, цветные нитки

Усвоение правил по технике безопасности при работе с различными нитями и инструментами (ножницы, иголка).

Умение работать с шаблоном при изготовлении деталей для аппликации.

Знакомство с видами вышивки.

Изготовление аппликации в технике изонить.


48-52






53-56

Аппликации в технике изонить. Цветы в вазе.



Аппликация в технике изонить.

Сирень.

Картон, цветные нитки


III.Поделки на основе нитяного кокона

(8 часов)

57-60




61-62



63-64


65-68

Изготовление нитяных коконов.


Оформление объёмных поделок. Смешарики.

Изготовление нитяных коконов. Золотая рыбка.

Изготовление нитяных коконов.

Медвежонок.


Нитки, напальчник, цветная бумага

Усвоение правил по технике безопасности при работе с различными нитями и инструментами. Знакомство с изготовлением нитяных коконов.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.