Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1–4 класс)
Программа внеурочной деятельности « Умелые ручки».
Пояснительная записка
Рабочая программа « Умелые ручки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №2 с. Князе-Волконское-1, на основе авторской программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 169 ч
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 - 3 классах по 34 часа,4 класс-68 часов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
« Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Тематическое планирование
1 класс, 33 часа
Количество часов | Тема | Материалы | Дата |
I. Аппликация и моделирование (16часов) | |||
1-2 3-4 | Аппликация из природных материалов на картоне. « Золотая осень». « На дне морском». | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка | |
5-6 7-8 | Аппликация из геометрических фигур. Коврик. Человечек. | Цветная бумага, картон | |
9-10 | Аппликация из пуговиц. Цветок. | Пуговицы, картон | |
11-12 | Аппликация из салфеток. Пейзаж. | Салфетки, картон | |
13-16 | Объёмная аппликация. По выбору учащихся. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | |
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | |||
17-18 19-20 | Рисование пластилином. Животное. Зимние забавы. | Пластилин, картон | |
21-22 23-24 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Мухомор. Ромашка. | Пластилин, прозрачные крышки | |
25-26 | Лепка из солёного теста. Сердечко. Звёздочка. | Солёное тесто | |
III. Аппликация из деталей оригами (7 часов) | |||
27-28 29-30 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. Тюльпаны. Кошка | Цветная бумага, картон | |
31-33 | Коллективные композиции в технике оригами. Весенняя полянка. | Цветная бумага, картон | |
2 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы | Дата |
I. Аппликация и моделирование (12 часов) | |||
1-2 3-4 | Аппликация из листьев и цветов. Сказочные животные. Красивый ковёр. | Засушенные цветы, листья | |
5-6 7-8 | Аппликация из птичьих перьев. Лебедь. Сказочная жар- птица. | Птичьи перья, картон | |
9-10 11-12 | Аппликация из соломы. « В гостях у сказки». Золотая рыбка. Цыплёнок. | Солома, картон | |
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) | |||
13-14 | Рисование пластилином. Рыбка. | Пластилин, картон | |
15-16 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Насекомые. | Пластилин, прозрачные крышки | |
17-18 | Работа с глиной. Дымковская игрушка. Павлин. | Пластилин, гофрированная бумага | |
19-20 | Лепка из солёного теста. « Жили – были..» | Солёное тесто | |
III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа) | |||
21-24 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Цветочный букет. | Гофрированная бумага, картон | |
| IV. Модульное оригами (10 часов) | | |
25-26 | Треугольный модуль оригами. Аппликация«Колокольчик». | Цветная бумага | |
27-28 | Замыкание модулей в кольцо. Браслет. | Цветная бумага | |
29-31 32-34 | Объёмные игрушки. Шарик. Тюльпан. | Цветная бумага | |
3 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы | Дата |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | |||
1-2 3-4 | Объёмные поделки .Фигурки зверей. Сказочные персонажи. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. | |
| II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | | |
5-7 8-10 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Снежинка. Подводный мир. | Гофрированная бумага, картон | |
11-14 | Мозаика из ватных комочков. Снеговик. | Вата, картон | |
15-18 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Бабочка. | Картон, цветная бумага | |
19-22 | Многослойная аппликация. Неваляшка. | Открытки, картинки, картон | |
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | |||
23-26 | Мозаичная аппликация на стекле. «Облака-белогривые лошадки» | Пластилин, стекло | |
27-28 | Лепка из солёного теста. Картина « Корзинка с фруктами» | Солёное тесто | |
IV. Модульное оригами (6 часов) | |||
29-34 | Игрушки объёмной формы.Бабочка. | Цветная бумага | |
4 класс, 68 часов
Количество часов | Тема | Материалы | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
I. Работа с природными материалами (8 часов) | ||||
1-4 5-6 7-8 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. « Осенний вернисаж». « В мире животных». | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки | Усвоение правил по технике безопасности на занятиях. Изготовление индивидуальных и коллективных поделок из природных материалов. | |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (48 часов) | ||||
9-12 | Многослойные аппликации. Коллаж « Цветочная фантазия». | Открытки, картинки, картон | Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Освоение способов разметки деталей. Освоение приёмов работы с бумагой и картоном. Создание моделей по предложенным образцам. | |
13-15 16-19 | Мозаика из квадратных модулей. Ромашка. Мозаика из квадратных модулей. Одуванчик. | Картон, цветная бумага | Знакомство с техникой модульного оригами. Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей. Изготовление изделий в технике модульного оригами. Изготовление объёмных игрушек | |
20-24 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага | Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Освоение способов разметки деталей. Освоение приёмов работы с бумагой и картоном. Работа в технике « квиллинг» Создание моделей по предложенным образцам. | |
25-28 29-31 32-34 35-38 | Аппликации в технике квиллинг. Снежинка. Аппликация в технике квиллинг. Ветка ели. Аппликация в технике квиллинг. Мимоза. Аппликация в технике квиллинг. Ветка рябины. | Картон, цветная бумага | | |
39-43 44-47 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. В гости к птицам. Техника изонить. Пришла весна. | Картон, цветные нитки | Усвоение правил по технике безопасности при работе с различными нитями и инструментами (ножницы, иголка). Умение работать с шаблоном при изготовлении деталей для аппликации. Знакомство с видами вышивки. Изготовление аппликации в технике изонить. | |
48-52 53-56 | Аппликации в технике изонить. Цветы в вазе. Аппликация в технике изонить. Сирень. | Картон, цветные нитки | | |
III.Поделки на основе нитяного кокона (8 часов) | ||||
57-60 61-62 63-64 65-68 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Смешарики. Изготовление нитяных коконов. Золотая рыбка. Изготовление нитяных коконов. | Нитки, напальчник, цветная бумага | Усвоение правил по технике безопасности при работе с различными нитями и инструментами. Знакомство с изготовлением нитяных коконов. | |