12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна24056
Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала
Материал размещён в группе «Внеурочные занятия в начальной школе.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Федоровича Самаркина с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области

 

 

 

Рассмотрено.                             Согласовано.                                    Утверждаю.

На заседании МО                    зам. директора по УВР              директор школы_________

Протокол №                                                                           

От_______201_ года                «___»______201_года                «____»__________201_года  

 

 

 

                                         ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

кружок «Умелые ручки »

 

 Направление:  общекультурное

 Срок реализации: 4 года

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных  классов

                                                                  первой категории

                                                                                    Львова Светлана Алексеевна

 

 

 

 с. Новая Кармала

2016г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа « Умелые ручки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала, авторской программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135 ч

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 - 4 классах по 34 часа.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

« Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.


Содержание программы:

Аппликация и моделирование

Аппликации из природных материалов, геометрических фигур, из пуговиц, из салфеток, листьев и цветов, из птичьих перьев, соломы,  объёмные аппликации. Фигурки зверей из природных материалов.

 

Работа с пластическими материалами

Работа с пластилином, обратная мозаика на прозрачной основе. Работа с глиной, солёным тестом.

Аппликация из деталей оригами

Аппликация из одинаковых деталей оригами. Модульное оригами.

Треугольный модуль оригами, объёмные игрушки.

.

Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Мозаика из ватных комочков,  обрывных кусочков бумаги, многослойная аппликация. Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Элементы квиллинга. Техника изонить.

Поделки на основе нитяного кокона

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

                                       Формы и методы занятий:

Формы занятий: практические занятия, лекции, игры, конкурсы.

Формы организации  деятельности обучающихся на занятии:

-коллективные (фронтальные со всем составом),

-групповые (работа в группах, бригадах, парах),

- индивидуальные.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом работа по образцу);

 - практический (выполнение работ по схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Формы подведения итогов реализации: проведение выставок работ учащихся.

Техническое оснащение :

Инструменты, материалы и оборудование.

Инструменты: линейка, карандаши, ластики,  кисти, ножницы, стека, инструменты для квиллинга.

Материалы: природный материал, бумага белая и цветная, картон, пуговицы, салфетки, вата, стекло, пластилин, глина,  солома, гофрированная бумага, бумага для квиллинга, клей, цветные нитки.

Оборудование: рабочие столы, стулья, компьютер, презентации,  карточки и плакаты по темам занятий.

 Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

Тематическое планирование

1 класс, 33 часа

Количество

часов

Тема

Материалы

Дата

I. Аппликация и моделирование (16часов)

1-2

3-4

Аппликация из природных материалов на картоне.

« Золотая осень».

« На дне морском».

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

 

5-6

7-8

Аппликация из геометрических фигур.

Коврик.

Человечек.

Цветная бумага, картон

 

9-10

Аппликация из пуговиц.

Цветок.

Пуговицы, картон

 

11-12

Аппликация из салфеток.

Пейзаж.

Салфетки, картон

 

13-16

Объёмная аппликация.

По выбору учащихся.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

 

II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

17-18

19-20

Рисование пластилином.

Животное.

Зимние забавы.

Пластилин, картон

 

21-22

23-24

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Мухомор.

Ромашка.

Пластилин, прозрачные крышки

 

25-26

Лепка из солёного теста.

Сердечко. Звёздочка.

Солёное тесто

 

III. Аппликация из деталей оригами

(7 часов)

27-28

29-30

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Тюльпаны.

Кошка

Цветная бумага, картон

 

31-33

Коллективные композиции в технике оригами.

Весенняя полянка.

Цветная бумага, картон

 

2 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

Дата

I. Аппликация и моделирование (12 часов)

1-2

3-4

Аппликация из листьев и цветов.

Сказочные животные.

Красивый ковёр.

Засушенные цветы, листья

 

5-6

7-8

Аппликация из птичьих перьев.

Лебедь.

Сказочная жар- птица.

Птичьи перья, картон

 

9-10

11-12

Аппликация из соломы.

« В гостях у сказки». Золотая рыбка.

Цыплёнок.

Солома, картон

 

II. Работа с пластическими материалами (8 часов)

13-14

Рисование пластилином.

Рыбка.

Пластилин, картон

 

15-16

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Насекомые.

Пластилин, прозрачные крышки

 

17-18

Работа с глиной.

Дымковская игрушка. Павлин.

Пластилин, гофрированная бумага

 

19-20

Лепка из солёного теста.

« Жили – были..»

Солёное тесто

 

III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)

21-24

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Цветочный букет.

Гофрированная бумага, картон

 
 

IV. Модульное оригами (10 часов)

   

25-26

Треугольный модуль оригами.

Аппликация«Колокольчик».

Цветная бумага

 

27-28

Замыкание модулей в кольцо.

Браслет.

Цветная бумага

 

29-31

32-34

Объёмные игрушки.

Шарик.

Тюльпан.

Цветная бумага

 

3 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

Дата

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-2

3-4

Объёмные поделки .Фигурки зверей.

Сказочные персонажи.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

 
 

II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

 

5-7

8-10

Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Снежинка.

Подводный мир.

Гофрированная бумага, картон

 

11-14

Мозаика из ватных комочков.

Снеговик.

Вата, картон

 

15-18

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Бабочка.

Картон, цветная бумага

 

19-22

Многослойная аппликация.

Неваляшка.

Открытки, картинки, картон

 

III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

23-26

Мозаичная аппликация на стекле.

«Облака-белогривые лошадки»

Пластилин, стекло

 

27-28

Лепка из солёного теста.

Картина « Корзинка с фруктами»

Солёное тесто

 

IV. Модульное оригами (6 часов)

29-34

Игрушки объёмной формы.Бабочка.

Цветная бумага

 

4 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

Характеристика деятельности учащихся

Дата

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-2

3-4

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

« Осенний вернисаж».

« В мире животных».

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

Усвоение правил по технике безопасности на занятиях. Изготовление индивидуальных и коллективных поделок из природных материалов.

 

II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)

5-6

Многослойные аппликации.

Коллаж « Цветочная фантазия».

Открытки, картинки, картон

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам.

 

7-10

Мозаика из квадратных модулей. Ромашка.

Картон, цветная бумага

Знакомство с техникой модульного оригами.

Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей.

Изготовление изделий в технике модульного оригами.

Изготовление объёмных игрушек

 

11-12

Элементы квиллинга.

Картон, цветная бумага

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном. Работа в технике

« квиллинг»

Создание моделей по предложенным образцам.

 

13-14

15-18

Аппликации в технике квиллинг. Снежинка.

Ветка рябины.

Картон, цветная бумага

 

19-22

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

В гости к птицам.

Картон, цветные нитки

Усвоение правил по технике безопасности при работе с различными нитями и инструментами (ножницы, иголка).

Умение работать с шаблоном при изготовлении деталей для аппликации.

Знакомство с видами вышивки.

Изготовление аппликации в технике изонить.

 

23-28

Аппликации в технике изонить. Цветы в вазе.

Картон, цветные нитки

 

III.Поделки на основе нитяного кокона

(6 часов)

29-31

32-34

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Смешарики.

Золотая рыбка.

Нитки, напальчник, цветная бумага

Усвоение правил по технике безопасности при работе с различными нитями и инструментами. Знакомство с изготовлением нитяных коконов.

 
Опубликовано в группе «Внеурочные занятия в начальной школе.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.