Программа внеурочной деятельности " За страницами математики"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 85 «Журавушка»
СОГЛАСОВАНО: ________________О.П.Молодид зам.директора МБОУ СОШ № 85 «Журавушка» «__25__»__августа___2022_г. | РАССМОТРЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 85 «Журавушка» Протокол №___1_____ от «_26_»_августа__2022__г. | ВНЕСЕНИЕ изменений/дополнений: Приказ №___097______ от «__31__»_августа___2022_г. Приказ №_________ от «____»_____________20____г. Приказ №_________ от «____»_____________20____г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
в рамках общеинтеллектуального направления
Возраст воспитанников: 15 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Федорцова Н.В.
учитель математики высшей квалификационной категории
г. Новосибирск
1) Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» создана в соответствии с ФГОС ООО. Курс внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления и, наряду с учебными предметами направлен на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Реализация курса обеспечивает достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2) Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа и рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (9 класс) – 1 час в неделю. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 15– 16 лет.
Цели:
развить интерес школьников к предмету,
познакомить их с новыми идеями и методами,
расширить представление об изучаемом в основном курсе материале,
дать ученику возможность проанализировать свои способности,
начать подготовку к сдаче экзамена (ГИА) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
повторить и обобщить знания по основным темам алгебры (5-9 классов) и геометрии (7-9 класса),
расширить знания по отдельным темам курса алгебры и геометрии,
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Формы организации деятельности:
Самостоятельная работа, выпуск газеты, письменные исследования, тестирование.
Виды деятельности:
Познавательная;
Творческая;
Проблемно-ценностное общение;
Исследовательская.
Вид контроля | Формы контроля |
Текущий контроль | Самостоятельная работа |
Промежуточная аттестация (по окончанию учебного года) | Выпуск математической газеты |
При организации учебного процесса выделяются следующие виды занятий:
лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
комбинированное занятие предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»; большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.
Требования к уровню подготовки учащихся
учащийся должен
знать/понимать:
существо понятия тестов; примеры решения тестовых заданий;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
применять общие и универсальные приемы и подходы к решению заданий ГИА;
решать задания, по типу приближенных к заданиям Государственной итоговой аттестации (базовую часть);
Выработать умения:
самоконтроля времени выполнения заданий;
давать оценку объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумно подходить к выбору этих заданий;
прикидывать границы результатов;
приема «спирального движения» (по тесту).
иметь опыт:
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |
всего | практика | ||||
1 | Введение. Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. | 2 | 1 | Решение логических задач | Листовка с задачами на внимание |
2 | Математические ребусы | 2 | 1,5 | Практикум-игра | Ребусы, составленные самостоятельно |
3 | Инварианты. | 2 | 1,5 | Беседа, практикум-игра | Решенные задачи |
4 | Геометрические задачи. Разрезания. | 2 | 1,5 | Практикум | Решенные задачи |
5 | Школьная олимпиада. Выпуск математической газеты | 2 | 2 |
| Математическая газета |
6 | Математическое соревнование | 2 | 2 | Практикум-состязание эрудитов | Решенные задачи |
7 | Принцип Дирихле | 2 | 1 | Объяснение, практикум | Решенные задачи |
8 | Текстовые задачи. Переливания. | 2 | 1,5 | Беседа, практикум-игра | Листовка с головоломками |
9 | Логические задачи | 2 | 1,5 | Беседа-рассуждение | Листовка с логическими задачами |
10 | Текстовые задачи. Математические игры, выигрышные ситуации | 2 | 1,5 | Практикум-состязание эрудитов | Решенные задачи |
11 | Арифметические задачи | 2 | 1,5 | Сообщение | Математические фокусы |
12 | Школьная олимпиада Выпуск математической газеты | 2 | 2 | | Математическая газета |
13 | Математическое соревнование | 2 | 2 | Практикум-состязание эрудитов | Решенные задачи |
14 | Текстовые задачи. Задачи на движение | 2 | 1,5 | Объяснение, практикум | Решенные задачи |
15 | Взвешивания. | 2 | 1,5 | Объяснение, практикум | Листовка с задачами на взвешивания |
16 | Геометрические задачи. | 2 | 1,5 | Объяснение, практикум | Сообщение об Архимеде |
17 | Итоговое занятие. Выпуск математической газеты | 2 | 2 | Конкурс | Результаты конкурса Математическая газета |
| ИТОГО | 34ч | | | |
3) Тематическое планирование.
Учебно – тематический план (9 класс)
ИТОГО: 34 недели
№ | РАЗДЕЛЫ | Количество часов | Реализация рабочей программы воспитания (ключевые воспитательные задачи) | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Введение. Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. | 1 | 1 | 2 | | |
Математические ребусы | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Инварианты. | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Геометрические задачи. Разрезания. | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Школьная олимпиада. Выпуск математической газеты. | | 2 | 2 | | |
Математическое соревнование | | 2 | 2 | | |
Принцип Дирихле | 1 | 1 | 2 | | |
Текстовые задачи. Переливания. | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Логические задачи | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Текстовые задачи. Математические игры, выигрышные ситуации | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Арифметические задачи | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Школьная олимпиада. Выпуск математической газеты | | 2 | 2 | | |
Математическое соревнование | | 2 | 2 | | |
Текстовые задачи. Задачи на движение | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Взвешивания. | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Геометрические задачи. | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Итоговое занятие. Выпуск математической газеты | | 2 | 2 | | |
| Всего: | 7 | 27 | 34 | |
Описание условий реализации курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
Материально-технические условия:
Материальные средства: классный кабинет со школьной мебелью, шкафами для хранения учебных, дидактических пособий и пр.
Технические средства обучения:
компьютер, аудиотехника, микрофон, интерактивная электронная доска, проектор, фотоаппарат, видеокамера и пр.
Информационно – методические условия:
Конспекты занятий.
Презентации, видеоматериал, аудиоматериал по темам программы.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
Иллюстративный материал.
Методические пособия.
Справочники, каталоги, альбомы.
Список учебно-методической литературы:
Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. – М.; ВАКО – 2012г.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2007. – 151 с.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.
Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тесты / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: Экзамен, 2011. – 112 с.
Дудницын Ю. П. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
Жохов В. И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.
Лысенко Ф. Ф., Кулабухов С. Ю. ГИА-9. Математика, 9 класс. Тематические тесты. Ростов на Дону «Легион»-М. 2011
Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
Интернет – ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
7