12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кумехова Ригина Радиковна148
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Ирафский район, с. Сурх-Дигора

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

(2022-2023 учебный год, 6 класс)

Пояснительная записка


Говоря о воспитании, мы говорим о нашем будущем,

о том, куда движется наша система образования.

Воспитание теперь – стратегический национальный приоритет.

Денис Грибов,

заместитель Министра просвещения Российской Федерации


Воспитание – один из сложнейших социальных процессов, взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей. Роль школы остается неизменной и крайне важной. Школа обучающая и школа воспитывающая разрешает множество проблем: недостаточно высокий уровень культуры человеческого общения, объективно узкий спектр воспитательных услуг школы, разные подходы в семейном воспитании. Решение этих проблем начинается с осознания современных целей воспитания: «Воспитание человека культуры: гуманной, духовной, творческой, свободной личности, способной к самоопределению». Это сверхцель. Вместе с тем определяются конкретные, реально достижимые цели, которые формулируются так: «Воспитание интеллектуально развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию».

Таким образом, в воспитательном процессе взаимодействуют два начала: момент самореализации личности и момент ее социализации, т. е. такие отношения, которые способствовали бы максимальному раскрытию творческого потенциала.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.   

Программа воспитания 6 класса представляет модель воспитательной работы классного руководителя с учащимися, обозначает цель воспитательной деятельности, конкретизирует ее в задачах по определенным направлениям, на основе данных психологических и социологических тестов, с учетом возрастных особенностей учащихся класса, социальной ситуации и запросов родителей и общественности, направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальныйидеал личности,воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), определена следующая цельвоспитанияличностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирована не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетать усилия педагогов по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Следовательно, их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Целевымприоритетом в воспитании детей является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

организовывать профориентационную работу со школьниками;

организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.







ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация целей и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы (в соответствующем модуле):

1. Классное руководство и наставничество

2. Школьный урок

3. Профориентация

4. Самоуправление

5. Работа с родителями

6. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования

7. Ключевые общешкольные дела

8. Школьные и социальные медиа

9. Детские общественные объединения

10. Профилактика социально-негативных явлений


























Календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год

Модули воспитательной работы

месяц

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями

Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования

Сентябрь


Работа с документацией классного руководителя, подготовка списков по форме (по требованию)

Контроль обеспеченности УМК, рабочими тетрадями, школьными принадлежностями.

Организация питания школьников, в т.ч. льготного


Классный час «День Знаний» (знакомство с едиными требованиями к организации образовательного процесса, сюрпризный момент)

Классный час - беседа о единых требованиях к одежде обучающихся, о правилах поведения в школе, о требованиях ТБ





Индивидуальная работа с предметниками.

онлайн-общение, индивидуальное общение учителей-предметников с родителями


Диагностика школьного психолога

Запись в кружки и секции (учреждения дополнительного образования поселка)


Участие в школьном этапе ВОШ



Выборы в классное самоуправление


Работа классного самоуправления




Обеспеченность УМК, рабочими тетрадями, школьными принадлежностями.

Организация питания, в том числе льготного.

Организационное родительское собрание(в режиме онлайн)


Выборы родительского комитета, организация работы родительского комитета.


Оформление социального паспорта класса и школы



Онлайн-консультации в родительском чате



1. ОДНКНР

2.Разговор о важном

3. Мир естественных наук

4. Театральный фестиваль


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения


Профилактика социально-негативных явлений

День знаний


«День солидарности в борьбе с терроризмом»

(3 сентября)


Неделя безопасности (профилактика преступлений, правонарушений, безнадзорности,

проведение инструктажей по ТБ, ППБ и ПДД, безопасное поведение при ЧС, уроки медиабезопасности школьников)

(2-11 сентября)




Экологическая акция «Школьная территория – территория чистоты»

Всероссийский экологический субботник





























Фотосъемка классных мероприятий




Участие в проектах РДШ: «Детский онлайн -фестиваль моделей военной техники»




Работа с семьями ТСЖ, СОП



октябрь

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями


Классные часы, посвященные Дню гражданской обороны

(2 октября)


Час поэзии «Без России не было б меня…», посвященный 125-летию со дня рождения С. Есенина

(29 октября)



Мероприятия, посвященные Международному дню школьных библиотек

(26 октября)


Участие в школьном этапе ВОШ


Акция «Поздравь своего учителя»

(5 октября)


Индивидуальные беседы с родителями слабомотивиро-

ванных детей,

классные родительские собрания.


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения


Профилактика социально-негативных явлений


Акция «Поздравь своего учителя» (поздравления ко Дню учителя)

(5 октября)

1-11 классы



Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля «Вместе ярче

(16 октября)



Фотосъемка классных мероприятий

Фотоконкурс «Быть здоровым – это модно!»

Участие в 1 (школьном) этапе Всероссийских соревнований по русскому силомеру «Сила РДШ»

2-10 классы




Классные часы,

направленные на пропаганду и формирование здорового образа жизни подрастающего поколения (профилактика табакокурения, вейпинга).

Профилактика Буллинга

1-11 классы


Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

(28-30 октября)

отв. соц. педагог

1-11 классы


Работа с родителями семей ТЖС


ноябрь

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями



Классные часы, посвященные

Дню Народного единства (4ноября), Международному дню толерантности (16 ноября)

«Час истории»,

Классный час «Поздравим одноклассников с Днем рождения!»

Классный час» Один час из моей жизни. Что я могу сделать для других»

Классный час «Поговорим о здоровье»


Посещение классным руководителем уроков в классе


Час психолога (диагностика по определению профессионального самоопределения)

Классный час «Портфель моих достижений» (о правилах ведения портфолио)

Самопрезентация «Мир моих увлечений»



Работа в соответствии с обязанностями

Онлайн-собрание «Учись учиться»

Беседы с родителями по ЗОЖ, профилактике вредных привычек, буллинга на родительских собраниях

Индивидуальные беседы с родителями


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения

Волонтерство

Профилактика социально-негативных явлений


Познавательная

игра

«Путешествие в страну Безопасности»


Классный час «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке»

Проект «Восславим женщину-мать, чья любовь не знаетпреград», посвященный Дню матери (фотоколлаж)

(26 ноября)

Участие в акциях и проектах РДШ

Акция «День добрых дел»


Неделя профилактики правонарушений

«Проступок и преступление»





декабрь

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями


Страницы истории, посвященные Дню Неизвестного Солдата, Дню Героев Отечества(250 лет со Дня победы русского флота над турецким в Чесменском сражении, 640 лет со дня победы в Куликовской битве,230 лет со Дня Взятия крепости Измаил.)

Информационный час «12 декабря – День Конституции»

Посещение классным руководителем уроков в классе

Проект «Портфолио выходного дня» («Мир вокруг нас»)

Конкурс творческих работ «Профессии наших родителей»



Старт проекта «Сказки Деда Мороза»


Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей


Индивидуальные беседы


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения


Профилактика социально-негативных явлений


Новогодний карнавал

Экологическая акция

«Альтернативная елка»




Видео-, фотосъемка классных мероприятий



Участие в акциях и проектах РДШ

Акция «Время чудес»

Неделя правовых знаний

отв. социальный педагог




январь

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями


Страницы истории «Блокадный Ленинград»

(27 января)


Школьный этап научно-практической конференции

«Шаг в будущее»

Посещение классным руководителем уроков в классе

Классный час «Встречи с людьми интересных профессий»


Работа в соответствии с обязанностями

Приглашение на классные часы родителей-выпускников школы



Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения

Волонтерство

Профилактика социально-негативных явлений


Праздник

«За честь школы».

(мероприятия по плану)


Фотоконкурс «Окно в природу»


Медиа-проект

«За честь школы…»


Участие во 2 этапе (региональном) этапе Всероссийских соревнований по русскому силомеру «Сила РДШ»

2-10 классы

Участие в акциях РДШ

Тематические классные часы о добровольчестве

«Теплым словом, добрым делом»


Детский телефон доверия (классные часы с показом видеороликов)


Совет профилактики


февраль

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями


Уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества

Конкурс рисунков военного мундира

Классный час «Поздравим одноклассников с Днем рождения!»

Викторины, посвященные Международному Дню родного языка

(21 февраля)

Школьный тур конкурса «Живая классика»

Посещение классным руководителем уроков в классе

Участие в онлайн-уроках финансовой грамотности



Работа в соответствии с обязанностями

Классные родительские собрания


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения

Волонтерство

Профилактика социально-негативных явлений


Фестиваль «Месяц добрых традиций»

Спортивные

праздники

«Буду Родине служить»

Проект «Международный день китов» (19)

Видео-, фотосъемка классных мероприятий



Агитбригада отряда ЮИД





Беседы с инспекторами ГИБДД, МЧС, ПДН




март

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями


Исторические беседы-презентации, посвященные Дню воссоединения России и Крыма(18 марта)



Мероприятия по плану библиотеки Всероссийская неделя детскойи юношеской книги

(23-29 марта)

Посещение классным руководителем уроков в классе

Месячник профориентационной работы-мероприятия по плану:

Познавательный КВЕСТ

«Книга профессий»

Рейд по проверке сохранности учебников


Работа в соответствии с обязанностями

Работа с родителями по организации летнего отдыха детей


Классные родительские собрания


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения

Волонтерство

Профилактика социально-негативных явлений


Праздничные программы в классах, посвященные

Международному женскому дню


Старт экологической акции «Цвети, мой школьный сад»

Познавательные викторины, посвященные Дню Земли.

«Всемирный день сна» (21)

«Всемирный день воды» (22)

Видео-, фотосъемка классных мероприятий

Участие в акциях

и проектах РДШ


Акция «Выздоравливай с книгой» (передача книг в медучреждения поселка)

Уроки здоровья «100 советов для здоровья»

отв.социальный педагог


Посещение семей СОП



апрель

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями


Гагаринский урок

«Космос – это мы!», посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина

Тематический урок ОБЖ, посвященный Дню пожарной охраны (30 апреля)


Посещение классным руководителем уроков в классе

Тренинг «»Хочу», «могу» и «надо» при выборе профессии»

Работа в соответствии с обязанностями

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей


Индивидуальные беседы


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения

Волонтерство


Профилактика социально-негативных явлений


Игра-соревнование «Безопасное колесо – 2023»


ХХ Районная экологическая конференция

5-11 классы

«Международный день птиц» (1)

«Всемирный день здоровья» (1)

«День Земли» (22)

Медиа-проект

«С любовью к природе»

Участие в акциях

ипроектах РДШ



«Всероссийская неделя добра» - участие в акциях школы и района

Всероссийский День Здоровья

Методические рекомендации по «Здоровому образу жизни и здоровому питанию»

(игры, классные часы)


май

Классное руководство и наставничество

Школьный урок

Профориентация

Самоуправление

Работа с родителями



Классные часы, посвященные Победе в ВОВ

Инструктаж «Безопасное лето -2023»

Классный час «Поздравим одноклассников с Днем рождения!»


Уроки славянской письменности и культуры (24 мая)

1-10 классы

Посещение классным руководителем уроков в классе

Классные час «Герои моей семьи»

Работа в соответствии с обязанностями

Итоговые родительские собрания


Ключевые общешкольные дела

Экология

Школьные и социальные медиа

Детские общественные объединения

Волонтерство

Профилактика социально-негативных явлений


Концерт военной и патриотической песни «Это день мы приближали, как могли»


Итоговый классный час


Весенние работы в саду

Благоустройство школьной территории

Видео-, фотосъемка классных мероприятий

Участие в акциях

и проектах РДШ


Акция «Чистый поселок, чистая школа»

Индивидуальные беседы




12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.