Прогулки-наблюдения за деревьями и кустами
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за деревьями
Цель и задачи: Закрепление знаний о деревьях растущих на участке; сравнение их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Развитие логического мышления и активизация словаря. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход наблюдения:
Какое сейчас время года? Какая на улице погода? Какие деревья есть на участке? Как деревья ведут себя осенью? Какие цвета преобладают на улице? Осенью происходят одни из самых главных перемен в жизни деревьев и кустарников: изменение цвета листвы и листопад. Каждое из этих явлений помогает подготовиться им к зиме и пережить столь суровое время года. Осенью все полезные вещества начинают накапливаться в корнях и сердцевине, а листья опадают. Листопад помогает не только увеличить запасы влаги, но и сэкономить их. Листья утепляют корни. Еще одной причиной листопада является большой риск для веток быть сломанными под напором снежной шапки. Кроме того, в листьях со временем накапливается много вредных веществ, избавиться от которых получается только при листопаде.
Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречаю осени приход.
Индивидуальная работа: Бег «змейкой» между кеглями - учить не задевать кегли, пробегая между ними; развивать быстроту, ловкость, равновесие.
Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу - учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.
Подвижные игры: «Добеги и прыгни» (бег, прыжки); «Огородники» (закатывание мяча в ведро) - умение прыгать в длину. «Удочка» - закреплять прыжки на двух ногах вверх.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за дубом
Цель и задачи: Знакомство с особенностями осеннего состояния дуба (плоды). Развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход наблюдения:
Загадка: Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Посмотрите, ребята, что это за дерево? Как оно называется? (Дуб). Как вы догадались? Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. У него массивный ствол, крона раскидистая, ветки неровные, словно покорёженные. Под дубом можно найти опавшие жёлуди. Кто питается желудями в лесу? (Кабаны). Какая у дерева кора? Какие листья? Дуб – это дерево которое одним из последних расстается со своими листьями. Зимой на дубе еще можно заметить листочки. Его листья прочные и перегнивают очень долго.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Трудовая деятельность: Сбор желудей и листьев для поделок - воспитывать трудолюбие, развивать мелкую моторику.
Подвижные игры: «Бездомный заяц» - упражнять в беге. «Послушные листья» - учить внимательно, слушать команды воспитателя
«Найди, где спрятано» - учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: «Мы смелые, умелые» - учить детей двигаться по узкой дорожке, согласовывать движения рук и ног.
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за сиренью в цвету
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния сирени (цветение). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Загадка: На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается ..(СИРЕНЬ)
Какого цвета цветки у сирени? Могут ли быть цветы другого цвета?
Как расположены цветы? Да, они располагаются гроздью, как виноград. На что похожим листья сирени? (похожи на сердце).Есть ли у сирени запах? Какой? Сладкий, резкий, душистый. Долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова. Дети рассматривают сирень, отмечают форму и цвет листьев и цветов сирени, ее красоту. Сравнивают сирень с рябиной, называют сходства и различия. Сирень – это кустарник. Ребята, кустарник отличается от дерева. У кустарника нет ствола, а у дерева есть ствол. Кусты сирени встречаются в парках, садах, вдоль дорог. Аромат сирени широко используют при изготовлении ароматов (духов) и ароматерапии. А древесину, как и в древности, для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье.
Она кустиком растёт И сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает, Белым цветом расцветает.
Её цветки душистые И четырёхлучистые.
Трудовая деятельность: уборка территории - учить детей следить за чистотой.
Подвижные игры: «К названому предмету беги» - вспоминаем название предметов четкость, быстрота. «Жмурки с колокольчиком» - развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
Индивидуальная работа: отбивать мяч от груди
Самостоятельные игры
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за каштаном в цвету
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния каштана (цветение). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Солнце встало рано,
Заглянуло в дом.
Зацвели каштаны
За моим окном.
Птица распевает
Близко-близко где-то,
Значит наступает
Золотое лето.
Дерево-долгожитель- может жить до тысячи лет, его высота достигает до 35 метров. Деревья теплолюбивые, требуют много света, каштан боится холодов. Каштаны – красивые стройные деревья. Это высокие деревья с аккуратной округлой кроной, дающей летом густую прохладную тень. Листья каштана крупные, разлапистые. Деревья с такими широкими листьями хорошо очищают воздух и обогащают его кислородом. Когда в конце весны каштаны зацветают, кажется, что на участке наступил многодневный праздник. Белые и розовые «свечи», состоящие из множества цветков, придают деревьям вид величавый и торжественный. Легкий аромат цветущих каштанов манит своей красотой.
Из каких частей состоит дерево? Корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды. Каштан имеет множество полезных веществ, благодаря чему так широко используется в народной медицине. Цветки, плоды и кора каштана применяются для лечения. Давайте беречь растения.
Трудовая деятельность: собираем опавшие ветки - учить детей следить за чистотой.
Подвижные игры: «Мыши водят хоровод» -развивать двигательную активность. «Классики» - на координацию и ловкость.
Рисование мелками на асфальте
Индивидуальная работа: отбиваем лопаткой мяч.
Самостоятельные игры
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за каштаном
Цель: и задачи: Знакомство с особенностями осеннего состояния каштана (плоды). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса, мелкой моторики рук и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Кисть цветов — словно свеча,
Плод не схватишь сгоряча:
Кожура его в иголках,
Но нет шишек, как на ёлках.
Лист, как веер, стройный стан,
Это дерево — каштан
Каштаны - это высокие деревья с аккуратной округлой кроной. Листья каштана крупные, разлапистые. Из каких частей состоит дерево? Корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды. Каштан имеет множество полезных веществ, благодаря чему так широко используется в народной медицине. Цветки, плоды и кора каштана применяются для лечения. Древесина каштана может применяться для изготовления мебели и разных поделок. плоды каштана тоже называются каштаны. Плод каштана – округлая ярко зеленая коробочка покрытая шипами. Внутри коробочки одно, реже два – три семени. При падении зрелого плода на землю, коробочка раскрывается и каштанчики высыпаются. Плоды-орехи употребляют в пищу. Они богаты углеводами и белками, их жарят и пекут, добавляют в муку и кондитерские изделия. А еще есть такая примета, что у человека, всегда носящего с собой каштаны, никогда не будет болеть голова.
Загадка: Зелёные ежата,
На веточках сидят. Колючие иголки,
С них в октябре слетят! (КАШТАН)
Трудовая деятельность: собираем плоды каштана - учить детей сотрудничеству.
Подвижные игры: «Птички и кошка» - учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал. «Найди себе пару» - развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.
Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах.
Самостоятельные игры.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за яблоней в цвету
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния яблони (цветение). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Загадка: Оно высоко и ветвисто,
Весною зеленеет быстро,
Красивым зацветает цветом,
Украшено плодами летом,
Зимой же голое стоит
И неприглядное на вид. (ЯБЛОНЯ)
Яблоня – это дерево. Какие части есть у дерева? Корни, ствол, ветки кора, листья, цветки. Ветви гладкие, обычно красновато-бурые. Листья овальные с заострённой верхушкой. С узловатым стволом и корявыми ветвями широко расставляет свои ветви. Весной яблоня покрыта ароматными цветами: белыми и розовыми. Есть запаху цветка? (да, вкусный аромат) Сколько лепестков у цветка нашей яблони? (пять). Какого цвета цветы? Цветение длится всего 10 суток. Почему сейчас на яблоне нет яблок? Когда они появятся? Яблоня является неприхотливым растением и плодоносит даже в самых суровых условиях. В диких местах предпочитает зеленые луга и довольно сырые опушки. Яблоня - отличный медонос, поэтому рядом с садами довольно часто можно увидеть много пчел.
Распустилась яблонька, У бабушки в саду.
Она такая маленькая, Первый раз в цвету.
Тонкий, очень нежный, Весенний аромат,
Утопает в розовом, Яблоневый сад.
Трудовая деятельность: поливка растений - учить детей ухаживать за растениями.
Подвижные игры: «Медведь и пчелы» - упражняться в беге, соблюдать правила игры. «Мыши в кладовой» - учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;
Индивидуальная работа: прыжки на одной ноге.
Самостоятельные игры.
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за яблоней
Цель и задачи: Знакомство с особенностями осеннего состояния яблони (плоды). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса, мелкой моторики рук и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
С веток яблоки свисают, Манят взрослых и ребят.
Это плод все люди знают- Витаминами богат.
Просит яблонька похоже: «Скушай яблочко моё!»
Ей, так хочется? Ну, что же, Я порадую её!
Яблоня – это дерево. Какие части есть у дерева? Корни, ствол, ветки кора, листья, плоды. Как называются плоды яблони? Какого цвета яблоки на нашем дереве? Какой формы? Яблоко самый распространённый фрукт. Очень полезный, в яблоках много витаминов, полезных веществ, яблоко помогает лечить простуду. Яблоки бывают разных сортов. От этого зависит их цвет, форма и вкус. Какого цвета и вкуса могут быть яблок? Кто еще может питаться яблоками? (птицы, насекомые, осы, пчелы, муравьи, зайцы, кабаны, лоси…) Кто-то из них питается кожурой, кто-то мякотью, кто-то пьет сок а другие любят семечки. И даже есть такой червяк, который любит яблоки. Он называется червяк — плодожорка. Яблоки едят в свежем виде, а что еще можно приготовить из яблок? (компот, варенье, повидло, джем, сок, яблочный пирог, пастилу).На вкус яблоки какие бывают? (сладкие, кислые, кисло-сладкие).
Яблочко румяное, налитое соком,
Забралось на дерево высокО-высОко.
Прилетел издалека непоседа ветер.
Яблочко красивое сразу он заметил.
Сильно ветку раскачал: может, разобьется.
А оно лежит в траве — весело смеется.
Трудовая деятельность: собираем яблоки - учить детей к работе на огороде.
Подвижные игры: «Птички и кошка» - учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал. «Найди себе пару» - развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.
Индивидуальная работа: перемещение приставными шагами.
Самостоятельные игры
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за листопадом
Цель и задачи: Закрепление знаний о признаках поздней осени. Выяснение, почему падение листьев называют листопадом. Активизация словаря. Развитие творческого и эстетического вкуса. Развитие мелкой моторики рук. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход наблюдения:
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах
– Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на землю. Это ЛИСТОПАД. Листопад, листопад. Листья по ветру летят Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
Трудовая деятельность: Сбор материала для изготовления поделок – учить детей рассказывать о проделанной работе.
Подвижные игры: «Горелки», «Волк во рву» - учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.
Рисование на асфальте: «Листопад» - предложить детям собрать красивые листья, опавшие с различных деревьев, обвести их по контуру мелом на асфальте, раскрасить рисунок.
Прогулка
Наблюдение за елью
Цель и задачи: Знакомство детей с елью, ее особенностями и строением. Воспитание бережного отношения к деревьям. Активизация словаря.
Ход наблюдения:
Загадка: Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ЕЛЬ.)
Ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Она зеленая зимой и летом. Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками. Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках. Шишки отлично защищают семена пока они еще не созрели и раскрываются, когда семенам пора попасть в землю и превратиться в новое молодое деревце. Шишки в поисках пропитания расклевывают птицы, тем самым разнося семена в разные части леса. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель издает аромат и очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.
Трудовая деятельность: очистить кормушки от мусора - учить детей ухаживать за пернатыми
Подвижные игры: «Шишка-камешек» - учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь. «Часовой» - учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.
Индивидуальная работа: бросать мяч от земли.
Самостоятельные игры.
Прогулка
Наблюдение за березой
Цель и задачи: Знакомство детей с березой, ее особенностями и строением. Воспитание бережного отношения к деревьям. Активизация словаря.
Ход наблюдения:
Берёзы белоногие,
Колготки со штрихами,
Кудрявые, высокие
Серёжки с янтарями.
Сверкают, как монетками
Лощёными листочками,
И машут они ветками, как девушки платочками.
Береза очень распространенное дерево, которое отличается от других своеобразной корой – белой с черными черточками. Возле корня кора довольно грубая с глубокими трещинами. Обычно это большое дерево высотой до 30 метров с огромной кроной яркого зеленого цвета, но есть и карликовые виды. Береза – долгожитель, может расти до ста лет. Часто деревья образуют целые рощи. Под березами очень любят расти грибы, особенно подберезовики. Весной она довольно рано начинает распускать клейкие листья и "сережки" – соцветия, пыльцой которых лакомятся первые проснувшиеся насекомые, особенно пчелы. Листья березы похожи на ромб, имеют зубчики по краям. Кору березы называют берестой. Береза – листопадное дерево, осенью ее листья окрашиваются в нарядный золотисто-оранжевый цвет, а легкие и почти невесомые плоды разносятся ветром. Это дерево не боится морозов, поэтому может расти в суровом климате, но одно из первых сбрасывает листья осенью. К почве береза также неприхотлива: растет как в сухих степях, так и на болотах. В это время в дереве много сока. Его собирают и употребляют в пищу. Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.
Трудовая деятельность: уборка участка от мусора - учить детей следить за чистотой участка.
Подвижные игры:«На что я смотрю» - учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше» - учить действовать по сигналу.
Индивидуальная работа: бросать мяч от земли.
Самостоятельные игры.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за цветущим ясенем
Цель и задачи: Знакомство детей с ясенем, его особенностями и строением. Воспитание бережного отношения к деревьям. Активизация словаря.
Ход наблюдения:
Дерево высотой 35-50 метров. Кора - пепельно-серого оттенка, гладкая, ближе к корневой системе с мелкими шероховатостями и трещинами. Листы темно-зеленого цвета. Дерево может прожит 300 лет. Очень любит открытые солнечные места. Цвести начинает в мае, еще до распускания листьев. Таким образом цветки легче опыляются насекомыми. Чтобы привлечь насекомых к себе, на цветках растет венчик, это внутренняя часть околоцветника.В это время в дереве много сока, его собирают и употребляют в пищу. Ясень используют для столярных дел и в лечебных целях (листья, кора и плоды).
Давайте рассмотрим дерево. Где у дерева кора? Где ветки? Где цветки? Какого цвета Цветки? Есть и запах?
Плоды созревают осенью и служат пищей для птиц. Плоды – крылатки. Иногда могут всю зиму сохраняться на дереве. И служить кормом снегирям и клестам. Почему плод ясеня имеет такую форму? Зачем ему крыло? Чтобы ветер мог подхватить семечко и выросло новое дерево. Ясень прекрасно переносит морозы в зимний период. Растет достаточно быстро превращаясь из маленького ростка в большое дерево.
Как ты строен и прекрасен,
наш родной высокий ясень!
Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист.
Трудовая деятельность: чистка качелей от грязи - учить детей следить за чистотой участка.
Подвижные игры: «Самолеты», «Догони пару» - учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определенного места.
Индивидуальная работа: бросать мяч от земли.
Самостоятельные игры.
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за ясенем
Цель и задачи: Знакомство детей с ясенем, его особенностями и строением. Воспитание бережного отношения к деревьям. Активизация словаря.
Ход наблюдения:
Загадка: Ветки длинные раскинул,
Узкие листочки вынул,
Осень разукрасил,
Златовласый … (ЯСЕНЬ)
Дерево высотой 35-50 метров. Кора - пепельно-серого оттенка, гладкая, ближе к корневой системе с мелкими шероховатостями и трещинами. Листы темно-зеленого цвета. Дерево может прожит 300 лет. Очень любит открытые солнечные места. Его сок собирают и употребляют в пищу. Ясень используют для столярных дел и в лечебных целях (листья, кора и плоды).
Давайте рассмотрим дерево. Где у дерева кора? Где ветки? Где плоды? Как выглядят плоды ясеня? Похожи плоды ясеня на плоды дуба, каштана, яблони?
Плоды созревают осенью и служат пищей для птиц. Плоды – крылатки. Иногда могут всю зиму сохраняться на дереве. И служить кормом снегирям и клестам. Почему плод ясеня имеет такую форму? Зачем ему крыло? Чтобы ветер мог подхватить семечко и выросло новое дерево. Ясень прекрасно переносит морозы в зимний период. Растет достаточно быстро превращаясь из маленького ростка в большое дерево.
Нежные листочки,
Солнце пропускают,
Семена крылатками,
Люди называют!
Трудовая деятельность: уборка беседки- учить детей следить за чистотой участка.
Подвижные игры: «Догони пару» - учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определенного места. «На что я смотрю» - учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: приседания на двух ногах.
Самостоятельные игры.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за калиной в цвету
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния калины (цветение). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Цветёт калина белым цветом, а ягоды - алее нет.
Цветёт калина жарким летом. Особенна красавица в рассвет.
Калину я ломать не буду, её не дарят, как цветы,
И многое плохое я забуду, смотря на белые кусты.
Куст калины – ветвистый кустарник или небольшой деревце с серовато - бурой корой. Листья калины неровные, с зубчиками по краям, темно- зеленые сверху, снизу более светлые, покрытые легким пушком вдоль прожилок. Калина – неприхотливый кустарник. Не боится ни морозной зимы, ни летнего зноя, но любит расти по берегам ручьев, речек и озер, где ей всегда хватает влаги.
В мае - июне калина зацветает. Какого цвета цветки? Какой формы? Есть ли запах? Небольшие цветы собраны в пышные зонтичные соцветия. Так называют их потому, что соцветия по форме напоминают раскрытый зонтик. У каждого цветка калины пять лепестков, образующих белый или розовый венчик. На какое дерево или куст похожа калина в цвету? Только что в стих-е мы услышали, что калину рвать не надо, ее не дарят как цветы. Нужно бережно относится к кустарникам и растениям. Дважды в году калина бывает наряднее своих соседок - начале июня и осенью. Осенью мы придем понаблюдать за плодами калины.
Трудовая деятельность: сбор веток – бережное отношение к природе, соблюдение чистоты.
Подвижные игры: «у Мазая» - совершенствовать согласованность движений. «На что смотрю» - тренировать в быстром нахождении предмета
Индивидуальная работа: скороговорки
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за калиной
Цель и задачи: Знакомство с особенностями осеннего состояния калины (плоды). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Загадка: Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? (КАЛИНА)
Куст калины – ветвистый кустарник или небольшой деревце с серовато - бурой корой. Листья калины неровные, с зубчиками по краям, темно- зеленые сверху, снизу более светлые, покрытые легким пушком вдоль прожилок. Калина – неприхотливый кустарник. Не боится ни морозной зимы, ни летнего зноя, но любит расти по берегам ручьев, речек и озер, где ей всегда хватает влаги. Ягоды калины, ярко-красные, округлые, то похожи на шарики, то слегка вытянутые, с плоской косточкой внутри. Ягоды горькие на вкус и их сначала промораживают, чтобы избавиться от горечи. Ягоды могут провисеть на кусте всю зиму. Зимой ими полакомятся клесты, свиристели и снегири. Калина лечебное растение из коры делают отвары и настои, ягоды содержат в себе много витаминов, а листья можно сушить и добавлять в чай.
Гроздья калины напоминают гроздья рябины. Давайте сравним.
Трудовая деятельность: уборка беседки – воспитывать трудолюбие и бережное отношение к школьному имуществу.
Подвижные игры: «Не замочите ноги» - внимательность и ловкость. «У медведя во бору» - соблюдать правила и проговаривать текст.
Индивидуальная работа: прыжки через препятствие
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за липой
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния липы (почки). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня.
Липу можно увидеть в лесах, садах, на городских бульварах и в парках. Растёт Липа лучше всего в тёплых и достаточно влажных районах. Липу всегда можно отличить от других деревьев. Летом по сердцевидным листьям. Когда листьев нет - по характерным красноватым молодым веточкам с почками, да по мягкой тёплой коре. Липа в лесу вырастает от 10 до 30 метров. Крона Липы плотная, густая, сильно затеняющая почву. Листья округлые, с сердцевидной основой, мелкозубчатые. Цветы Липы нежно-желтые, душистые, с медовым ароматом, собраны в соцветия. Особенно хороша Липа, во время цветения, когда дерево сверху донизу покрыто душистыми цветами. Цветёт Липа в июне—июле. Цветение продолжается 10—15 дней. В то время, когда цветёт Липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный медовый аромат, который ощущается далеко за пределами липовых садов и парков. Зацветает Липа в естественных условиях на 20-м году жизни, а в насаждениях — только после 30 лет.
Ранней весной, в предвкушении пробуждения, в лесу краснеют веточки Липы и набухают почки. Молодые листья добавляют весенних красок в ещё прозрачный лес. Но цветов Липы весной не увидишь.
Трудовая деятельность:чистка качелей и скамеек – следить а чистотой.
Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Море волнуется раз» - двигательная активность, ловкость.
Индивидуальная работа: приседания с мячом.
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за липой
Цель и задачи: Знакомство с особенностями осеннего состояния липы; погружение в красоту ярких красок осени. Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Что за дерево перед нами? По каким признакам можно определить? Какие части есть у липы? Какого цвета ствол у липы? Чем покрыт ствол липы? Потрогайте ствол липы. Какой он на ощупь? Есть ли на ветках листья? Что осталось висеть на ветках липы? Пахнут орешки или нет. Недавно мы познакомились с плодами ясеня и увидели крылатки. Такие же крылатки есть и у плодов липы. Зачем они? Чтобы ветер мог подхватить семечко и выросло новое дерево.
Липу можно увидеть в лесах, садах, на городских бульварах и в парках. Липа в лесу вырастает от 10 до 30 метров. Крона Липы плотная, густая, сильно затеняющая почву. Листья округлые, с сердцевидной основой, мелкозубчатые. Липовыми семенами питается целая армия мелких птиц – чечёток, снегирей, чижей и многих других, а также мышевидных грызунов – мышей и полёвок. Липа целебное растение. Из цветков, листьев, коры – делают отвары и принимают при кашле, при простуде и др. Семена Липы очень питательны и их употребляют так же, как и орехи лещины, грецкие орехи.
Липы выросли в лесу
И торопятся, растут.
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветви,
Даже толстые стволы, наклонились до земли.
Трудовая деятельность: сбор природного материала – расширить творческий взгляд, коллективная работа.
Подвижные игры: находчивость «Лиса в курятнике» - учить детей мягко спрыгивать со скамейки на обозначенное место. «Море волнуется раз» - двигательная активность, ловкость.
Индивидуальная работа: пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за вязом
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния вяза (цветение). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Вам знакомо это дерево? Это вяз. Внимательно присмотритесь, как прикреплен к ветке лист вяза? Ножка-черешок совсем коротенькая, а потому листья на вязе сидят как пришитые. И вся уличная пыль, осевшая на листьях вяза, держится прочно. И большое спасибо нужно сказать вязу за это, ведь благодаря ему, воздух на улице становится чище. Каждый год на вязах появляются цветы, а затем плоды – крылатые орешки. Весной сначала цветет, а затем уже одевается листвой. Цветение начинается очень рано, как только сойдет снег. На голых веточках дерева появляются небольшие пучки очень мелких цветков. В кроне вяза таких комочков много, и заметить, что дерево цветет, можно даже издали. Каждая группа цветков появляется на свет из особой цветочной почки. Эти почки содержат только одни бутоны, зачатков листьев в них нет. Отдельный цветок настолько мал, что его трудно рассмотреть простым глазом. Люди умеют лечить некоторые болезни с помощью лечебной коры вяза. Кора у молодых деревьев гладкая, позже становится толстой и грубой, с бороздками и трещинами. Как вы думаете, какое дерево перед нами: молодое или старое. Как вы это определили? Все вязы теневыносливы и засухоустойчивы. У вяза корни уходят глубоко под землю, и расходятся в разные стороны. Листья вяза начинают распускаться уже после цветения. Расположены они на ветвях поочередно. Характерная их особенность - то, что одна половина листа короче другой. Такие листья называют неравнобокими.
Возможно, из-за того, что из коры дерева вязали разные вещи, дерево и получило такое название – вяз.
Трудовая деятельность: уборка веточек – следить за чистотой.
Подвижные игры:
Индивидуальная работа: наклоны в стороны.
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка (ОСЕНЬ)
Наблюдение за вязом
Цель и задачи: Знакомство с особенностями осеннего состояния вяза (плоды). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Что за дерево перед нами? Это вяз. Какие части бывают у дерева? Есть ли листья? Есть ли плоды? Плоды вяза созревают рано - в конце весны. Развиваются они очень быстро. Своих нормальных размеров плоды достигают уже через две-три недели после цветения, но некоторое время остаются еще зелеными. К моменту зрелости окраска их становится рыжеватой. Среди зеленой кроны дерева такие плоды хорошо заметны. Висят они на ветвях целыми гроздьями, рыхлыми пучками. Каждый плод сидит на конце длинной тонкой плодоножки, свободно свешивается вниз. После созревания плоды опадают на землю, где их обычно скапливается большое количество. Вяз плодоносит довольно обильно. Перепончатые плоды, оторвавшись от дерева, легко переносятся ветром. Правда, улететь очень далеко плоды вяза не могут: они все же имеют определенный вес. Это не пушинки, как у ивы или тополя. Внутри каждого орешка жирное и вкусное семя. Семена вяза – любимый корм многих птиц. Для птиц вяз не только кормушка с вкусными семенами, но еще и дом, защита. Догадываетесь, почему? В густой кроне дерева, которую даже ветер не может сильно расшевелить, птицы устраивают свои гнезда. И от дождя, и от ветра защита. И не только птиц кормит вяз.
В давние времена, когда воины сражались копьями и стрелами, из древесины вяза делали толстые щиты. Для чего воину щит? Делали из вяза и дубины для богатырей. Делали из него колодцы, посуду. А из коры вяза плели, вязали мешки, веревки, лапти.
Эх, р-раз! Эх, два! Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз – Не расколешь вязкий вяз.
Трудовая деятельность: уборка мусора на территории.
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Пятнашки» - внимательность, двигательная активность.
Индивидуальная работа: бег спиной вперед
Самостоятельная деятельность детей.
Прогулка (ВЕСНА)
Наблюдение за цветущей вишней
Цель и задачи: Знакомство с особенностями весеннего состояния вишни (цветение). Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Вишня - дерево или кустарник, достигает до 10 м в высоту. Встречается только в культуре; в дикой природе не встречается. Какие части есть у вишни? Корни, ветки, ствол, листья и цветы. Какие листья? Листья черешковые, заострённые, тёмно-зелёные сверху, снизу светлее, достигают в длину 8 см. Окрас коры буро-серый. Какие цветки у вишни? Есть ли запах? Цветение начинается в последние дни марта либо первые - апреля. Вишня в цвету относится к числу наиболее красивых растений в природе. Цветки белого цвета, собраны в зонтиках по 2-3 цветка. Чашелистиков и лепестков по пять, тычинок 15-20, пестик один. Цветение вишни обычно продолжается в течение 7–10 дней, а в пасмурную погоду может растянуться и до двух недель. И если цветение прошло в подходящее время, а погода не подвела, то урожай уже точно порадует и самих садоводов, и тех, кто просто любит ароматную ягоду. На цветки каких цветущих кустарников и деревьев похожи?
Белым устлана земля - лепестками вишни.
А на ветке — два грача…погулять, что ль, вышли?
Не кричат, не гомонят, смотрят удивленно.
Как же это понимать? лишь вздыхают сонно.
Отчего земля бела теплою весною?
Вьюга утром не мела, дождь не шел с крупою…
Просто вишня отцвела: лепестки упали.
Отвлеклись грачи с утра. Проще — прозевали.
Трудовая деятельность: убрать лишнюю траву на территории – следить за чистотой и благоустраивать участок.
Подвижные игры: «Облака и ветер», «Послушные листья» - учить внимательно, слушать команды воспитателя
Индивидуальная работа: пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка
Наблюдение за плодами вишни (ОСЕНЬ)
Цель и задачи: Знакомство с плодами вишни. Воспитание эстетического и творческого вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Бусы красные на ветке, словно яркие конфетки.
Так заманчиво горят, привлекают птичек в сад.
Только очень кислый вкус у таких прекрасных бус.
Не по нраву Вишни птицам, не желают подкислиться.
А я вишенки люблю, я их с сахаром сварю.
Очень вкусное варенье – принимайте угощенье!
Вишня - дерево или кустарник, достигает до 10 м в высоту. Какие части есть у вишни? Листья черешковые, заострённые, тёмно-зелёные сверху, снизу светлее, достигают в длину 8 см. Окрас коры буро-серый. Плод - кисло-сладкая, сочная, шарообразная костянка, до 1 см в диаметре. Разные сорта вишни созревают в разное время. Важную роль играет солнце, дождь, заморозки. На солнце она спеет быстрее, в дождливую погоду дозревать будет дольше. Когда собирать вишню, подскажут садоводам ягоды, которые становятся мягкими, сочными. О степени спелости говорит и цвет кожицы. Обычно она становится темно-красной, бордовой. Вишня – прекрасный десерт, как в свежем, так и в переработанном виде. Из вишни получаются очень вкусные компоты, варенье, желе, муссы. Вишня хорошо смотрится в салатах, ее ягодами украшают торты и мороженое. На зиму систему корней лучше защитить от промерзания. После того как выпадет снег ствол нужно будет закидать толстым слоем снега и опилками. В осеннее время следует произвести обязательную побелку ствола и скелетных ветвей.
Трудовая деятельность: убрать мусор на участке – забота о чистоте участка.
Подвижные игры: «Краски» - упражнять в беге. «Море волнуется раз» - учить внимательно, слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа: бег зигзагами (между кеглей).
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.
Прогулка
Наблюдение за клёном
Цель и задачи: Знакомство с особенностями и строением клёна. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Какие части мы можем наблюдать у клена? Какой ствол? Какие листья? Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе (отсутствие влаги, воды). Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Листьями клёна питаются личинки многих видов бабочек. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен. Как по-вашему, почему семя клена получило название «крылатка». У кленового семени есть два крыла. Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери. Клён - отличный медонос. Ранней весной летят пчелы на клен за пыльцой и нектаром. Клён используется человеком для получения кленового сиропа и сахара. Если ранней весной пробуравить кору клена, то оттуда начнет сочиться сладковатый сок. Но еще раньше людей, сладкий кленовый сок распробовали птицы и звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются.
Трудовая деятельность: сбор материала для поделок – коллективная работа, развитие творческого вкуса.
Подвижные игры: «Пятнашки», «Не замочи ноги» - закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия.
Индивидуальная работа: разучивание скороговорки.
Прогулка
Наблюдение за лиственницей
Цель и задачи: Знакомство с особенностями и строением лиственницы. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие словарного запаса и зрительного восприятия.
Ход наблюдения:
Загадка: Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок? (ЛИСТВЕННИЦА)
Что за дерево перед нами? Лиственница. А кто-нибудь из вас, дети, знает - почему это дерево назвали лиственницей? Лиственница, как и все лиственные деревья, сбрасывает листву - хвою. Таким образом, дерево экономит энергию, потеря хвои – это защита от вымерзания в условиях нашей суровой зимы. Лиственница достигает высоты 35-40 метров. У нее прямой ствол, ажурная крона, пропускающая много света. Отличается от всех хвойных пород тем, что сбрасывает на зиму хвою. Дерево морозоустойчивое, засухоустойчивое, светолюбивое. Может переносить как холод, так и жару. Лиственница растет быстро.
Лиственница обронила хвою, и стоит раздетая зимою.
Но придет на север к нам весна, и опять нарядится она.
Лиственница не только прекрасна, она еще обладает лечебными свойствами. Для использования в лечебных целях весной собирают почки, хвою и молодые побеги. Еще лиственница славится своей древесиной. Она очень тяжелая, упругая, смолистая, обладает особой прочностью. Дерево используют для отопления наших печей, строительства. Давайте потрогаем хвою. Хвоя однолетняя, мягкая, сплюснутая, ярко-зелёная, расположена на удлинённых побегах поодиночке, а на укороченных — пучками. Пахнет ли она как у елки и сосны? Есть ли шишки у лиственницы? Какие по форме, по цвету. Сравнить шишки лиственницы и елки с сосной.
Трудовая деятельность: прибираем песочницу – соблюдать чистоту.
Подвижные игры: «Мыши в кладовой» - учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; «Попади в круг» - учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.
Индивидуальная работа: наклоны головы.
Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению в группы.