«Просто о сложном»

3 ШАГА: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ?

«Мама стелЕТ скатерть» или «Мама стелИТ скатерть»? «Папа клеЕТ обои» или «Папа клеИТ обои»? Если эти вопросы задать школьникам, почти в любом классе мнения разделятся поровну. Ведь кажется, что и так, и так правильно!

Стоит один раз разобраться с этими «страшными» окончаниями глаголов, чтобы наконец-то запомнить, где «Е», а где «И». Для этого нужно научиться определять спряжение.

Итак, запоминаем главное:

I спряжение

II спряжение

Е

И



Чтобы определить спряжение глагола и выбрать правильную букву в окончании (Е или И), делаем ТРИ ШАГА.

ШАГ 1. Это глагол-исключение? Если да, то:

I спряжение

брить, стелить

II спряжение

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть

а значит:

стелю, стелЕМ

стелЕШЬ, стелЕТЕ

стелЕТ, стелЮТ

держу, держИМ

держИШЬ, держИТЕ

держИТ, держАТ



ШАГ 2. Если глагол не исключение, то ставим его в форму 3-го лица мн.ч. Если окончание ударное, определяем так:

I спряжение

II спряжение

- ут (-ют)

- ат (-ят)

берут, дают

молчат, говорят





Личные окончания будут такие:

Лицо

I спряжение (Е)

II спряжение (И)

1-е

беру, даю

берЁМ, даЁМ

молчу, говорю

молчИМ,

говорИМ

2-е

берЁШЬ, даЁШЬ

берЁте, даЁТЕ

молчИШЬ,

говорИШЬ

молчИТЕ,

говорИТЕ

3-е

берЁТ,

даЁТ

берУТ,

даЮТ

молчИТ,

говорИТ

молчАТ,

говорЯТ



ШАГ 3. Если окончание 3-го лица мн. ч. вызывает сомнение (например: строят или строют? клеят или клеют?), ставим глагол в неопределённую форму:

I спряжение

II спряжение


Например


Например

- еть

- ать

- оть

- уть

- ыть

краснеть

делать

колоть

кивнуть

рыть

- ить

любить, учить, мирить

- ять

сеять, веять,

лаять, таять,

реять, блеять и затеять, чуять, лелеять,

каяться, надеяться


ЗАПОМНИ: эти глаголы

не на –ить !!!

строить

клеить

мучить

мерить



ЗАПОМНИ: эти глаголы не на –ять!!!


ВНИМАНИЕ! Некоторые глаголы на –ить (жить, шить, бить, пить, лить, вить и др.) относятся к I спряжению (потому что живУТ, шьЮТ и т.д.)




Попробуем?

Мама стел(и/е)т скатерть.

ШАГ 1. Стел(и/е)т. Это исключение? Да. Стелить – это глагол-исключение I спряжения, значит буква Е: стелЕт.



Папа кле(и/е)т обои.

ШАГ 1. Это исключение? Нет.

ШАГ 2. Ставим в форму 3-го лица мн.ч.: клеЯТ или клеЮТ? Окончание безударное и вызывает сомнение.

ШАГ 3. Ставим в начальную форму: клеИТЬ (запомнили из таблицы, что это слово на –ить) – II спряжение, значит буква И: клеИт.



Снег та(и/е)т.

ШАГ 1. Это исключение? Нет.

ШАГ 2. Ставим в форму 3-го лица мн.ч.: таЯТ или таЮТ? Окончание безударное и вызывает сомнение.

ШАГ 3. Ставим в начальную форму: таЯТЬ (запомнили из таблицы, что это слово на –ять) – I спряжение, значит буква Е: таЕт.



Они кол(ю/я)т дрова.

ШАГ 1. Это исключение? Нет.

ШАГ 2. Глагол уже стоит в форме 3-го лица мн.ч. Окончание безударное и вызывает сомнение.

ШАГ 3. Ставим в начальную форму: колОТЬ – глагол на - оть – I спряжение, значит в форме 3-го лица мн.ч. будет -ЮТ: колЮТ.

Пишите глаголы правильно! Если пишете их безошибочно, значит спряжение одолели. (Так всё-таки «пишИте» или «пишЕте»?!)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.