3 шага, как определить спряжение глаголов
«Просто о сложном»
3 ШАГА: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ?
«Мама стелЕТ скатерть» или «Мама стелИТ скатерть»? «Папа клеЕТ обои» или «Папа клеИТ обои»? Если эти вопросы задать школьникам, почти в любом классе мнения разделятся поровну. Ведь кажется, что и так, и так правильно!
Стоит один раз разобраться с этими «страшными» окончаниями глаголов, чтобы наконец-то запомнить, где «Е», а где «И». Для этого нужно научиться определять спряжение.
Итак, запоминаем главное:
I спряжение | II спряжение |
Е | И |
Чтобы определить спряжение глагола и выбрать правильную букву в окончании (Е или И), делаем ТРИ ШАГА.
ШАГ 1. Это глагол-исключение? Если да, то:
I спряжение брить, стелить | II спряжение гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть |
а значит: | |
стелю, стелЕМ стелЕШЬ, стелЕТЕ стелЕТ, стелЮТ | держу, держИМ держИШЬ, держИТЕ держИТ, держАТ |
ШАГ 2. Если глагол не исключение, то ставим его в форму 3-го лица мн.ч. Если окончание ударное, определяем так:
I спряжение | II спряжение |
- ут (-ют) | - ат (-ят) |
берут, дают | молчат, говорят |
Личные окончания будут такие:
Лицо | I спряжение (Е) | II спряжение (И) | ||
1-е | беру, даю | берЁМ, даЁМ | молчу, говорю | молчИМ, говорИМ |
2-е | берЁШЬ, даЁШЬ | берЁте, даЁТЕ | молчИШЬ, говорИШЬ | молчИТЕ, говорИТЕ |
3-е | берЁТ, даЁТ | берУТ, даЮТ | молчИТ, говорИТ | молчАТ, говорЯТ |
ШАГ 3. Если окончание 3-го лица мн. ч. вызывает сомнение (например: строят или строют? клеят или клеют?), ставим глагол в неопределённую форму:
I спряжение | II спряжение | ||
| Например | | Например |
- еть - ать - оть - уть - ыть | краснеть делать колоть кивнуть рыть | - ить | любить, учить, мирить |
- ять | сеять, веять, лаять, таять, реять, блеять и затеять, чуять, лелеять, каяться, надеяться ЗАПОМНИ: эти глаголы не на –ить !!! | строить клеить мучить мерить ЗАПОМНИ: эти глаголы не на –ять!!! | |
ВНИМАНИЕ! Некоторые глаголы на –ить (жить, шить, бить, пить, лить, вить и др.) относятся к I спряжению (потому что живУТ, шьЮТ и т.д.) | |
Попробуем?
Мама стел(и/е)т скатерть.
ШАГ 1. Стел(и/е)т. Это исключение? Да. Стелить – это глагол-исключение I спряжения, значит буква Е: стелЕт.
Папа кле(и/е)т обои.
ШАГ 1. Это исключение? Нет.
ШАГ 2. Ставим в форму 3-го лица мн.ч.: клеЯТ или клеЮТ? Окончание безударное и вызывает сомнение.
ШАГ 3. Ставим в начальную форму: клеИТЬ (запомнили из таблицы, что это слово на –ить) – II спряжение, значит буква И: клеИт.
Снег та(и/е)т.
ШАГ 1. Это исключение? Нет.
ШАГ 2. Ставим в форму 3-го лица мн.ч.: таЯТ или таЮТ? Окончание безударное и вызывает сомнение.
ШАГ 3. Ставим в начальную форму: таЯТЬ (запомнили из таблицы, что это слово на –ять) – I спряжение, значит буква Е: таЕт.
Они кол(ю/я)т дрова.
ШАГ 1. Это исключение? Нет.
ШАГ 2. Глагол уже стоит в форме 3-го лица мн.ч. Окончание безударное и вызывает сомнение.
ШАГ 3. Ставим в начальную форму: колОТЬ – глагол на - оть – I спряжение, значит в форме 3-го лица мн.ч. будет -ЮТ: колЮТ.
Пишите глаголы правильно! Если пишете их безошибочно, значит спряжение одолели. (Так всё-таки «пишИте» или «пишЕте»?!)