12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Владимировна61903 Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии Россия Материал размещён в группе «Задания к урокам биологии по ФГОС» |
Проверочная работа по биологии на тему «Основные направления и закономерности эволюции»
Цель: проверить усвоение учебного материала и уровень знаний и умений обучающихся по темам «Основные направления эволюции», «Примеры эволюционных преобразований живых организмов» и «Основные закономерности эволюции» (глава 4, параграфы 40-42).
Уровень обучения: 9 класс, базовый.
Данная работа составлена к учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой «Биология. 9 класс». Имеются модельные ответы и критерии для его оценивания.
Проверочная работа может быть использована:
- на уроке биологии для текущего контроля знаний и умений обучающихся в 9 классе;
- при подготовке к ОГЭ по биологии.
Источник для составления проверочной работы:
- учебник «Биология. 9 класс», авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, Москва, «Вентана-граф», 2019, стр. 167-179.
Автор публикации: Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ №1 им. В.С. Богатырева р.п. Охотск.
Проверочная работа по биологии по теме
«Основные направления и закономерности эволюции»
Задание 1. Закончите предложения.
1. Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была сформулирована в 1925 году российским ученым-эволюционистом ……………….
2. ………………. – это многоклеточная структура, в которой уже присутствует зародыш растения и запасено большое количество питательных веществ.
3. ……………… ………………… – это процесс постоянного и направленного естественным отбором изменения форм организмов на Земле, обеспечивающий их приспособленность к условиям окружающей среды.
4. Достигнутые конкретные адаптации обычно бывают ……………….., т.к. в данной среде всегда возможны и другие, более совершенные адаптации.
5. ………………….. характеризуется сменой частных приспособлений, но при этом общий уровень биологической организации группы не меняется.
Задание 2. Соотнесите направления эволюции с их примерами.
Направления эволюции | Примеры |
1) Ароморфоз 2) Идиоадаптация 3) Общая дегенерация | А) потеря органов пищеварения у многих червей паразитов Б) появление многоклеточности В) разнообразная форма клюва у вьюрков Г) утрата способности к фотосинтезу у некоторых растений Д) возникновение фотосинтеза Е) покровительственная окраска животных |
Задание 3. Соотнесите направления эволюции с их признаками.
Направления эволюции | Примеры |
1) Ароморфоз 2) Идиоадаптация 3) Общая дегенерация | А) большое разнообразие в пределах одной плоскости адаптивной зоны действий Б) некоторое понижение уровня организации В) существенное повышение общего уровня организации Г) упрощение как приспособление к более простым условиям среды Д) исторически относительно очень быстрый, часто скачкообразный процесс возникновения новых свойств Е) сохранение прежнего уровня организации |
Задание 4. Отметьте напротив каждого утверждения «да» или «нет».
№ п/п | «Да» или «Нет» | Утверждение |
1 | У голосеменных впервые в эволюции растений появляется семя | |
2 | Эволюция имеет обратимый характер | |
3 | В процессе эволюции присутствует целенаправленность | |
4 | С выходом на сушу у растений появились корень и побег | |
5 | У млекопитающих взрослые эритроциты лишаются ядра | |
6 | Процесс эволюции любого масштаба осуществляется с помощью макроэволюции |
Задание 5. Выберите один ответ из четырех возможных.
1. Растение-паразит:
А) росянка круглолистная
Б) непентес
В) повилика
Г) роголистник
2. У рыб:
А) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
Б) двухкамерное сердце и два круга кровообращения
В) трехкамерное сердце и один круг кровообращения
Г) трехкамерное сердце и два круга кровообращения
3. Альвеолярные легкие характерны для:
А) земноводных
Б) пресмыкающихся
В) птиц
Г) млекопитающих
4. Не являются высшими споровыми растениями:
А) мхи
Б) папоротники
В) водоросли
Г) хвощи
5. Способность к размножению на суше в процессе эволюции животных впервые появилась
А) у земноводных
Б) у пресмыкающихся
В) у птиц
Г) у млекопитающих
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ С ОТВЕТАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ НАХОДЯТСЯ В ПРИКРЕПЛЕННОМ ФАЙЛЕ.
ПР "Основные направления и закономерности эволюции"
DOCX / 25.64 Кб