Проявление характеристик «клипового мышления» в учебной деятельности современных школьников
Развитие информационных технологий приводит к увеличению информационного потока, который приходится обрабатывать за короткий промежуток времени. Это привело к возникновению клипового сознания: восприятию информации не в логической последовательности, а фрагментами, визуальными отрывками. Такой механизм мышления позволяет перерабатывать больший объем информации, но человек становится не способен к критическому анализу, рефлексии. Педагоги бьют тревогу: у школьников падает интерес к учебе, ученики оказываются не приспособлены к серьезному познавательному труду, им сложно читать длинные произведения, писать изложения, так как они не могут выделить главную мысль произведения.
«Клиповое мышление» - реальность нашего времени или интеллектуальная деградация, не позволяющая качественно усваивать учебный материал? Все ли современные школьники обладают «клиповым мышлением»? Ответам на эти вопросы посвящено наше исследование.
Цель работы – провести исследование проявлений характеристик «клипового мышления» в учебной деятельности школьников Тарской гимназии №1.
Что же такое клиповое мышление?
Термин «клиповое мышление» происходит от слова «clip», что с английского языка переводится как какая-либо часть текста, фрагмент из фильма или вырезку из газеты или журнала. Но чаще всего, люди связывают понятие "клип" с видео или музыкой. Клип - видеоряд из не связанных между собой образов, и не несущий в себе никакой смысловой нагрузки. При «клиповом мышлении» человек воспринимает мир не целостно, а как череду хаотичных отрывков, частей, фактов, событий.
«Клиповое мышление» – то есть развитие навыка быстрого переключения –соответствует той информационной среде, в которой живёт современный подросток и имеет положительные и отрицательные стороны.
Чтобы понаблюдать за проявлением клипового мышления у современного поколения, мы провели диагностику проявлений «клипового мышления» среди учащихся Тарской гимназии №1
Участниками исследования стали обучающиеся 4-х классов (37 человек) и обучающиеся 9 – 11 классов (25 человек) Тарской гимназии №1.
В основе нашего исследования - признаки «клипового мышления», которые мы обобщили, исходя из научных данных. Получили следующие результаты.
Неспособность сосредоточенно работать над заданием проявляется у 5 учащихся 4-х классов (13%) и 13 (50%) учащихся 9 – 11 классов.
Фрагментарность знаний и суждений проявляется у 4 учащихся 4-х классов и 13 учащихся (50%) 9 – 11 классов.
Постоянная потребность в новизне у 10 четвероклассников (35%) и 9 старшеклассников (36%).
Визуальное восприятие информации у 15 учеников 4-х классов (40%) и 13 старшеклассников (50%).
Поверхностность восприятия информации проявляется у 15 четвероклассников (40%) и 14 старшеклассников (55%).
Полученные знания быстро забываются у 9 учеников 4-х классов (30%) и 12 учеников 9 – 11 классов (48%).
Ориентированы на работу с готовой информацией 10 четвероклассников (35%) и 12 старшеклассников (48%).
Утрата желания познавать и создавать новое у учеников начальной школы не проявляется, а среди старшеклассников проявляется у 7 человек (28%).
Снижение чувствительности к чужим переживаниям наблюдается у 4 младших школьников (10%) и 8 учащихся 9-11 классов (32%).
Способность к многозадачности проявляют 12 учеников 4-х классов и 9 учеников 9-11 классов.
Опрос педагогов показал, что чаще всего в учебной деятельности младших и старших школьников проявляются такие признаки «клипового мышления» как поверхностность восприятия, кратковременное удержание в памяти информации, ориентация на работу с готовой информацией, способность к многозадачности.
По результатам опроса педагогов мы выделили группу учащихся, которые проявляют не менее 4-х признаков «клипового мышления». В данную группу вошли 5 учеников 4 класса и 12 старшеклассников.
Второй этап исследования заключался в проведении анкетирования по выявлению признаков «клипового мышления». Опираясь на характеристики «клипового мышления», мы составили анкету, состоящую из 8 вопросов.
Готовясь к сочинению, прочитать произведение полностью предпочитают 67% четвероклассников и 32% старшеклассников. Остальные школьники (33% и 68% соответственно) знакомятся с кратким содержанием или выбирают просмотр фильма по мотивам произведения, что соответствует таким признакам «клипового мышления» как визуальное восприятие и ориентация на работу с готовой информацией.
При выборе фильма 37% младших школьников и 28% нацелены на возможность развлечься и отдохнуть (ориентация на готовую информацию), 64% старшеклассников выбирают фильм с интересным сюжетом, который позволяет поразмышлять над просмотренным.
54% учеников 4-х классов и 52% учеников 9-11 классов в качестве формы проверки знаний предпочитают тест (фрагментарность знаний), 21% младших школьников и 16% старшеклассников выбирают развёрнутый устный или письменный ответ.
43% учеников начальной школы и 48% старшеклассников чаще всего в Интернете просматривают короткие видеоролики (фрагментарность, визуальные стратегии, ориентация на готовую информацию).
Предпочитают читать комиксы 37% младших школьников и 36% старшеклассников (фрагментарность, визуальные стратегии), серьёзные произведения, требующие размышлений – 10% учеников 4-х классов, 32% учеников 9-11 классов.
Когда нужно запомнить информацию, 48% младших и 32% старших школьников просто читают текст (ориентация на готовую информацию), 10% младших и 44% старших школьников составляют план или конспект.
При запоминании информации стараются понять суть 27% младших и 40% старших школьников, обращают внимание только на интересные моменты 40% старшеклассников (фрагментарность, визуальные стратегии).
Одновременное восприятие информации из нескольких источников (многозадачность) проявляют 16% всех опрошенных.
Проанализировав данные анкет, мы пришли к выводу о том, что чаще всего у школьников проявляются такие признаки «клипового мышления» как фрагментарность восприятия, визуальное и эмоциональное восприятие информации, ориентация на работу с готовой информацией.
По результатам анкетирования мы выделили группу учащихся, у которых проявляется не менее трёх признаков клипового мышления: 13 четвероклассников и 10 старшеклассников, всего 23 человека. Школьники, у которых признаки «клипового мышления» выражены недостаточно образовали группу в количестве 34 человек.
Для определения словесно-логического мышления учащихся 4 классов мы использовали методику Э. Ф. Замбицявичене и Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся 9-11 классов.
Общая осведомлённость, умение выделять существенные признаки у 3 человек (13%) первой группы и 9 человек (26%) второй группы на высоком уровне развития.
У 21% из первой группы и 21% ребят из второй группы высокий уровень развития умения классифицировать.
Высокий уровень умения устанавливать логические взаимосвязи показали 17% учеников из первой группы и 29% школьников второй группы.
Высокий уровень умения обобщать у 17% школьников первой группы и 26% детей второй группы.
В целом по тесту в первой группе школьников 9% ребят с высоким уровнем развития словесно-логического мышления, во второй группе – 21%, Низкий уровень словесно-логического мышления у двух человек из первой группы и одного ребёнка из второй группы. Средний балл по тесту в первой группе – 22, 84, во второй группе – 24,75.
Также мы рассмотрели такой аспект, как «Успеваемость» и проставили средний балл по итогам успеваемости за 2020-2021 учебный год. Средний балл успеваемости у ребят первой группы – 3,6; у ребят второй группы – 4,02.
Уровень развития умений выделять существенные признаки у ребят первой группы на 0, 41 балла меньше, чем у ребят второй группы.
Сформированность умений классифицировать у школьников первой и второй групп примерно одинакова.
Умение устанавливать логические связи и закономерности более развито у школьников второй группы: на 0,33 балла больше.
Умение обобщать также лучше сформировано у ребят из второй группы: на 0,5 балла больше.
Результаты ребят первой группы – 22,74 баллов, а у ребят второй группы – 24,85 баллов, что на 2,11 баллов больше.
Сравним показатели успеваемости школьников обеих групп за первое полугодие 2020-2021 учебного года. Успеваемость у школьников первой группы на 0,44 балла ниже, чем успеваемость школьников второй группы.
Сравнение результатов диагностики позволяет сделать вывод о том, что у детей, проявляющих признаки «клипового мышления» в учебной деятельности, уровень развития словесно-логического мышления и показатели успеваемости ниже, чем у школьников, у которых данные признаки слабо выражены.
Для преодоления негативных проявлений «клипового мышления» мы разработали рекомендации для школьников.
Совет № 1. Читать! но не клиповую литературу, а произведения классиков. Закреплять прочитанное: обсуждать, делать записи в дневниках.
Совет № 2. Практиковать метод дискуссий. Дискуссия является одним из способов научить «клиповых людей» мыслить. Участие в дискуссиях учит обеим вещам — и отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную. Поиск же аргументации стимулирует логические процессы.
Совет № 3.Найти ответ на интересующий вопрос в книгах, а не с помощью строки «Поиск Google»
Совет № 4. Ограничение доступа к компьютеру, телевидению, телефонам.
Совет № 5. Упрощение изучаемого материала, разбивка его на более мелкие блоки.
Совет № 6.. Отдых от информации: один день живого общения или рукоделия. Займитесь чем угодно, рисованием, лепкой, квиллингом.
Совет № 7. – Повысить физическую активность и как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
5