Статья «Определение познавательной самостоятельности в научной литературе»

2
0
Материал опубликован 13 December 2021

Определение познавательной самостоятельности в научной литературе

 

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, процесс обучения должен повышать интерес учащихся к получению знаний, формировать потребность их самостоятельного получения, развивать навыки, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности. Реализация данных задач возможна при условии применения в учебном процессе форм работы, обеспечивающих включение каждого учащегося в работу на уроке, повышающих ответственность ученика за результаты своей деятельности, способствующих формированию потребности в реализации своего творческого потенциала. Иными словами, задачей учителя является активизация познавательной самостоятельности учащихся, которая также включает в себя формирование положительного отношения учащихся к учебному процессу. Таким образом, можно дать следующее определение: активизация познавательной самостоятельности – это взаимодействие учителя и учащихся, направленное на повышение мотивации к учебе, на формирование самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, а также на применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Проблема развития познавательной самостоятельности остается по-прежнему актуальной уже не один десяток лет. Ей посвящены многие исследования, и в большинстве из них значительная роль отводится самостоятельной работе. Данная проблема исследовалась в трудах Н.А. Половниковой, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева. Большинство педагогов и психологов придерживаются мнения, что учебный процесс – процесс двусторонний, и наиболее эффективным он может быть, если учащийся стремится добывать знания сам. Применительно к изучению русского языка, компетенция учебной самостоятельности определяется как качество личности, которая способна к самостоятельному определению понятий, формулировке орфографических и грамматических правил; владеет навыками рефлексии и проявляет познавательную активность в обучении.

Здесь стоит упомянуть различие понятий «познавательная активность» и «познавательная самостоятельность». Познавательная активность является внешним признаком проявления познавательной самостоятельности. Учитель, стремящийся создать условия для развития познавательной активности, в том числе способствует развитию самостоятельности в учебном процессе.

Советский педагог И.Я. Лернер определяет познавательную самостоятельность как «качество личности, отражающееся в способности учащегося организовать свою интеллектуальную деятельность для разрешения новой познавательной задачи, потребность и умение овладевать знаниями и способом деятельности, стремление решать познавательные задачи без помощи извне, ставить цели деятельности и вовремя их корректировать». На формирование познавательной самостоятельности влияют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся личностные качества ученика (способности, склонности, темперамент, волевые качества) и усвоенные методы получения знаний, к внешним – вся окружающая среда. Большинство исследователей выделяют три основных компонента в структуре познавательной самостоятельности:

мотивационный (для проявления самостоятельности необходим мотив);

содержательно-операционный (владение определенным количеством знаний и способов их получения, так как стремление к овладению новыми знаниями возникает в том случае, если у учащегося уже накоплено некое количество знаний и умений);

волевой (для достижения цели необходимы волевые усилия).

Для каждого их них принято выделять несколько уровней развития. Применительно к первому компоненту – мотивационному, в большинстве исследований выделяются три уровня: низкий, средний и высокий. Охарактеризуем каждый из них:

Низкий уровень. Целенаправленное стремление к овладению знаниями отсутствует. Познавательная самостоятельность проявляется редко и обусловлена внезапным интересом в определенной ситуации или внешней мотивацией (например, получение хорошей оценки). У учащегося нет внутреннего осознания необходимости самостоятельной деятельности.

Средний уровень. Стремление к познанию вызвано любознательностью. Данный уровень характеризуется «избирательностью» учащегося определенных учебных предметов. Ученик стремится выяснить возникшие вопросы, осознать причинно-следственные связи, установить их самостоятельно, но такая деятельность не обладает системным характером.

Высокий уровень. Ученик осознает необходимость изучения всех школьных предметов. Возникает интерес к сложным теоретическим проблемам в выбранной научной области. Преобладают внутренние мотивы и творческая деятельность. Самостоятельному познанию уделяется значительная часть свободного времени.

Перейдем ко второму компоненту. Как уже было сказано выше, содержательно-операционный компонент подразумевает, что учащийся уже владеет определенным количеством знаний и способов их получения. В данном компоненте, как и в предыдущем, выделяют три уровня. Выбор учащимися уровня зависит как от содержания учебного материала, так и от форм работы. Рассмотрим их подробнее.

Низкий (репродуктивный) уровень. На данном уровне учащиеся умеют выполнять задания по готовому плану или аналогии, имеют представление о наиболее существенных признаках явлений и объектов, умеют выделять внешние свойства объектов.

Средний (частично-поисковый) уровень. Учащиеся могут применять основные методы познавательной деятельности, способны к планированию и выбору необходимых методов достижения результата, обладают целостным представлением о мире.

Высший (исследовательский уровень). Этот уровень характеризуется творческим подходом учащегося к решению поставленных задач, способностью применять оригинальные методы познавательной деятельности. Учащийся способен к оценке социальной значимости того или иного явления или объекта.

В основу данного деления не может быть положена успеваемость, так как повсеместно используемая система оценивания носит субъективный характер и оценивает содержательную сторону компонента, а не познавательную. Оценить принадлежность учащегося к тому или иному уровню можно по следующим параметрам:

анализ проверочных и творческих работ (позволяет определить степень усвоения и понимания понятий и явлений);

умение действовать по предложенному плану (владение алгоритмом) и составлять собственный план;

применение полученных знаний и умений на практике;

способность находить и использовать различные источники информации.

Прежде, чем будут рассмотрены уровни волевого компонента, стоит отметить, что волевое действие всегда совершается для достижения определенного результата или цели, и в процессе этого происходит преодоление внутреннего сопротивления личности, котором мешает этому достижению. «Чтобы произошло преобразование потребности в действие, потребность должна быть усилена волей». Следовательно, воля может рассматриваться как источник и стимул познавательной самостоятельности. Охарактеризуем уровни волевых усилий, необходимых для самостоятельного познания.

Низкий уровень. Цели познавательной деятельности либо отсутствуют, либо очень нечеткие. Нет плана выполнения. Учащийся испытывает большие сложности при необходимости заниматься самостоятельно, так как не желает этого делать, не стремится разобраться в непонятной ему проблеме, не верит в свои силы. Каждая очередная неудача способствует окончательной потере интереса, вызывает негативные эмоции.

Средний уровень. Цели познавательной деятельности сформулированы нечетко, могут меняться. Учащийся делает попытки выстроить план действий, однако в нем могут присутствовать лишние действия, затрудняющие познавательный процесс. При возникновении проблем ученик пытается получить помощь от окружающих, но в случае неполучения старается решить проблему самостоятельно.

Высокий уровень. Ученик способен четко формулировать цели самостоятельной деятельности, выстраивать план работы. В случае неудачи старается прикладывать больше усилий к достижению цели, рассчитывает только на свои силы. Проявляет значительное желание к самостоятельному познанию. Успешное преодоление сложностей вызывает удовлетворение и радость.

На проявление познавательной самостоятельности значительное влияние оказывают различные стимулы. В качестве таких стимулов могут выступать различные процессы, явления, знания, вызывающие потребность в овладении новыми знаниями и умениями. Исследователь В.Н. Пустовойтов в своей монографии предлагает деление стимулов на социально-психологические и педагогические . К социально-психологическим относятся личностные оценки учащегося, например, одобрение, признание, поддержка, а также воздействие окружающего социума (моральная или материальная поддержка со стороны родителей, например, деньги за отличные отметки, а также влияние сверстников). Стимулы второго типа – педагогические, включают в себя специальную организацию учебного процесса, направленную на решение следующих задач:

формирование и развитие мотивации познавательной самостоятельности;

развитие волевых качеств, в том числе самоконтроля и саморегуляции;

развитие навыков и умений осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

В качестве педагогических стимулов могут выступать:

учебный материал, обладающий личностной значимостью для данной возрастной категории учащихся, а также выходящий за рамки школьной программы;

активные методы и формы работы, стимулирующие познавательную самостоятельность, способствующие накоплению положительного опыта осуществления такой деятельности, позволяющие ученику стать субъектом учебного процесса.

проблемный и исследовательский подходы в обучении,

различные виды творческих самостоятельных работ.

Говоря о социально-психологических стимулах, мы упомянули значимость сверстников. Это обусловлено психологическими новообразованиями старшего школьного возраста. На этом возрастном периоде у подростка возникает чувство одиночества и «ненужности», что способствует особой тяге к общению. Значительно возрастает роль индивидуальных привязанностей, подросток стремится избавиться от родительского контроля и зависимости от взрослых. Самостоятельность, инициативность достигают значительного уровня сформированности. У многих подростков возникает интерес к определённым областям знаний и, как следствие, стремление к самостоятельному углублению знаний. Старшие подростки соотносят свое поведение с поведением одноклассников с целью повышения социального статуса. Следовательно, одним из способов активизации познавательной самостоятельности может стать групповая работа. Однако здесь есть нюанс: одноклассники должны являться референтной группой друг для друга, что можно наблюдать далеко не со всех классах. Превращение класса в референтную группу для каждого их учеников – это задача, требующая усилий всех учителей. Групповая работа дает возможность учета индивидуальных особенностей и склонностей всех учащихся, а работа в референтном коллективе оказывает положительное воздействие на усилие мотивации. Помимо этого, в процессе групповой работы у учеников, обладающих повышенной тревожностью, исчезает страх неверного ответа, возникает дополнительная мотивация (например, «не подвести группу»), развиваются коммуникативные способности.

Таким образом, можно сделать вывод, что на проявление познавательной самостоятельности учащегося старших классов влияет множество факторов: наличие моральной поддержки, уровень подготовленности к осуществлению самостоятельной деятельности, влияние социума, личностные качества самого ученика.

В качестве условий формирования познавательной самостоятельности принято выделять:

расширение сферы применения получаемых знаний и умений;

отказ от готовых указаний учителя о ходе выполнения заданий в пользу самостоятельного поиска учащимися способов решения;

отказ от овладения действием в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий;

смена заданий репродуктивного характера на творческие.

Развитие мотивационного и волевого компонентов познавательной самостоятельности является наиболее сложной задачей. Приведем существующие способы развития этих компонентов:

использование личностно значимого, актуального учебного материала (материал должен заинтересовать);

формирование у учащихся положительного отношения к учению;

создание ситуаций успеха для каждого ученика;

выполнение учащимися самостоятельного контроля и проверки знаний на отдельных этапах урока;

эмоциональная поддержка со стороны учителя.

Доктор психологических наук И.А. Зимняя в качестве условий развития мотивационно-волевой сферы выделяет: создание проблемных ситуаций (с учетом принципа посильности); частую смену форм и содержания работы в ходе урока; наличие возможности проявить самостоятельность для каждого ученика.

Отдельного внимания заслуживает система воспитания познавательной самостоятельности, предложенная Половниковой Н.А. Данная система состоит из этапов работы, направленных на формирование трёх уровней познавательной самостоятельности учащихся.

На первом этапе задачей учителя является доведение образцов основных форм познавательной деятельности до учащихся. Овладение данными образцами означает, что учащиеся смогут выполнять подобные работы самостоятельно по аналогии. Автор называет это «копирующей самостоятельностью». Этот этап также направлен на развитие мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

Второй этап имеет своей целью формирование основных методов познавательной деятельности, передачу учащимся необходимых знаний и умений. В результате овладения данными методами ученик должен уметь решать учебные задачи с использованием общего подхода. На данном этапе происходит развитие содержательно-операционного компонента. В терминологии Н.А. Половниковой это «воспроизводяще-выборочная самостоятельность». Выборочная – так как учитель лишь показывает примеры переноса образцов выполнения задания на похожий материал. Перед учащимися поставлена цель, но условия выполнения приведены не полностью либо отсутствуют. Следовательно, учащимся нужно сначала дополнить условия (или план), а затем приступать к выполнению.

На последнем этапе происходит самостоятельное творческое применение полученных знаний, умений и навыков познавательной самостоятельности, направленное на развитие волевого компонента. Используются нестандартные учебные ситуации (дана только цель), при которых учащимся нужно самостоятельно выстроить план и подобрать способы его реализации.

Рассмотрим еще один способ формирования познавательной самостоятельности - научно-исследовательскую деятельность. Применение форм работы, включающих в себя проведение научно-исследовательской деятельности, целесообразно в старших классах, так как именно на этом этапе обучения складывается теоретическое мышление. Исследовательская деятельность должна осуществляться с применением проблемного метода. Создание проблемных ситуаций побуждает учащихся использовать одну или несколько интеллектуальных операций (анализ, синтез и т.д.). Одним из видов научно-исследовательской работы является проектная деятельность. Проектная технология включает в себя поисковые, проблемные, творческие методы, предполагающие использование самостоятельной познавательной деятельности. Роль учителя, использующего проектную технологию, заключается в создании условий для проявления самостоятельности и контроля в ходе работы. Проблема, выбранная для исследования, должна быть актуальна и интересна для учащихся.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.