12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимофеева Марина Викторовна138
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Разработка урока по теме "Прямые влияния растений друг на друга" (Авторская программа Быловой А.М. и Шориной Н.И., под редакцией Черновой Н. М.)

Цель урока: Показать взаимосвязь растений и взаимное влияние их друг на друга, проанализировать прямые влияния, их виды, овладеть методикой составления кластера по изучаемой теме, продолжить формирование экологического сознания обучающихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Знать разные формы влияния растений друг на друга, основные понятия темы - "прямые влияния", "эпифиты", "полупаразиты", "растения-паразиты", "корневые присоски"; отличия способов питания эпифитов, полупаразитов и паразитов; уметь различать растения по способам их прямого влияния друг на друга, находить причинно-следственные связи между названиями групп растений и характером их влияния

Метапредметные:

Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; использовать речевые средства для выражения личного мнения

Личностные:

Формирование экологической культуры обучающихся.

Тип урока: получение новых знаний

Средства обучения: плакаты с изображениями растений, изучаемых видов.

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Учитель: здоровается с классом, спрашивает о дежурных, отсутствующих. Уточняет, все ли готовы к уроку.

2. Мотивация к изучению нового материала (3-5 минут)

Учитель: Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте представим, что каждый сидящий в классе ученик - представитель флоры. Выберите, кем вы будете? Ромашкой, могучим дубом, а может быть, гибким вьюнком? А парты, за которыми вы находитесь - клумбы, или просто участки земли, опушкой векового леса, просторным полем, на которых вы произрастаете.

А ведь ваш сосед – тоже какое- то растение. Узнайте, кто он? Как вы думаете, находясь настолько близко друг к другу, будете ли влиять на своего соседа по почве? А теперь прикоснитесь к товарищу, обнимитесь. Теперь влияние изменится? Что с ним станет- возрастет или уменьшится?

Вы знаете, влияние не станет больше или меньше. Оно просто изменится и примет другую форму. Так что мы будем изучать? (Влияние растений друг на друга)

Верно. Но все не так просто. Сегодня мы рассмотрим Прямые влияния растений друг на друга. Зафиксируйте тему урока.

3. Изучение нового материала (25 минут)

Учитель: Как я уже сказала, мы изучим Прямые влияния. Но существуют еще и Опосредованными. Как вы думаете, в чем главное отличие? (При прямых влияниях растения соприкасаются. Да, а опосредованные воздействуют через условия произрастания, а также через животных и человека). Но об этом на следующем занятии.

Итак, первая группа растений - Лианы. Вы уже изучили их на ботанике, поэтому легко расскажите мне про эту группу (Это растения с длинными и тонкими стеблями. Они нуждаются в опоре и всегда обвивают ближайшее прямостоячее растение

Верно. Как вы сами сказали, лианы всегда находятся в непосредственном контакте с растением-опорой. Вот только они не всегда его обвивают. Некоторые виды могут цепляться видоизмененными листочками - усиками, третьи - лазают по вертикальной поверхности с помощью корней - присосок. Встречаются и опирающиеся лианы (их побеги просто ложатся на соседние растения). Давайте вспомним примеры каждого вида лиан. Не забудьте их себе записать в тетради (1-хмель, 2-горошек, вика, 3-плющ,4-паслен горько-сладкий).

Вот только для чего же лианы пытаются опереться на другие растения? Неужели им не нравится просто лежать? (Лианы светолюбивы и тянутся ближе к солнцу) Следующий вид- Эпифиты. Вы так же уже изучали эти растения. Их корни свободно свешиваются и поглощают влагу и минеральные вещества из воздуха или непосредственно со ствола своего растения - опоры. Эти растения способны к фотосинтезу (приспособили даже корни), а значит, используют опору только как место проживания. Очень распространены в тропических лесах. И, думаю, что вы быстро назовете самого известного представителя (Орхидеи). Все верно. А также особые виды папоротников. Интересный факт - в тропических лесах деревья могут даже ломаться под тяжестью своих "квартирантов". А в наших лесах какие эпифиты живут? вспомните (Лишайники, мхи и водоросли).

И человек научился даже извлекать своеобразную "выгоду" из самого факта их произрастания. По наличию лишайников определяют чистоту воздуха, а мхи и водоросли на какой стороне растут? (На северной. Она более влажная). Выпишите из параграфа основных представителей. Растения - полупаразиты. Эти растения отличаются наличием корней-присосок, верхушки которых врастают внутрь корней соседних растений. Они, как и предыдущие группы, способны к фотосинтезу и от растений - хозяев получают лишь минеральные вещества и воду. Однако благодаря такому способу "добычи" необходимых веществ, они угнетают своих хозяев. Особенно это заметно на злаковых. Те плохо растут, что ощутимо влияет на урожаи. Найдите в учебнике представителей (Погремка, иван-да-марья, мытник).

Растения - паразиты. Этот тип не способен к фотосинтезу и полностью зависит от хозяина. А значит, получают они не только минеральные соли, воду, но и органические вещества. У них есть корневые присоски, которые врастают в стебель хозяина на глубину луба. Эти растения сильно истощают своих хозяев. Многие паразиты ведут подземный образ жизни. Значит, где они живут? Какие же основные представители? (На корнях и внутри корней. -повилика, заразиха, рафлезия).

4. Первичное закрепление (5 минут).

Учитель: А прежде чем начать, расскажу вам о новой форме, с которой мы сегодня познакомимся и которую научимся составлять. Она называется "Кластер". Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи (Обсуждают варианты составления, совещаясь с учителем и друг с другом. В итоге должен получиться результат, приближенный к Рис.1 "Примерный вариант кластера по теме "Прямое влияние растений друг на друга").

5. Рефлексия (1-3 минуты)

Учитель спрашивает обучающихся о сложных, непонятных моментах. Интересуется, как они могут использовать на практике полученные знания. Просит оценить важность этих биологических знаний по пятибалльной шкале, аргументировать собственное мнение.

6. Домашнее задание.

§35 зарисовать по одному представителю каждого типа растений. Дополнительно: доклад на тему «Растения - полупаразиты", "Растения - паразиты".


 


 

t1573816942aa.jpg

Рис.1 Примерный вариант кластера по теме "Прямое влияние растений друг на друга".
 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.