Программа эмоциональной разгрузки «Luxury» (6–11 класс)

2
2
Материал опубликован 16 April 2019 в группе

Обособленное структурное подразделение

Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных

 Загородный центр детско-юношеского творчества

"Зеркальный"

Дополнительная общеразвивающая

программа эмоциональной разгрузки

"Luxury"

Продолжительность освоение программы: 24 часа

 

автор программы:

Д. М. Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"


 


 


 

Санкт- Петербург, 2018 г.

Содержание:

 

№ п\п

 

стр.

1

Информационная справка

3

2

Пояснительная записка

4

3

Новизна программы

4

4

Актуальность и перспективность

5

5

Межпредметные и внутрипредметные связи

5

6

Цель программы

6

7

Задачи программы

6

8

Особенность программы

6

9

Нормативно-правовая база

7

10

Ожидаемые результаты

8

11

Педагогическая модель

8

12

Форма анализа полученных результатов:

9

13

Виды и форма отчетных материалов

9

14

Факторы и минимизация риска:

9

15

Методологическое обеспечение программы:

10

16

Основные средства реализации содержания программы

11

17

Учебно-тематический план

11

18

Содержание программы

12

19

Список литературы

14
 

Дополнительная общеразвивающая

программа эмоциональной разгрузки

"Luxury"

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 

Программа эмоциональной разгрузки "Luxury", разработана в 2016 г. представляет собой модуль дополнительной общеобразовательной комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» «Шкатулка Пандоры».

Программа реализовывается с 2017 г.

.

 

 

Автор программы:

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог высшей квалификационной категории

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"

 

 

Программа была представлена на рассмотрение экспертного совета НОУ ППО «Центр психолого-педагогических технологий», и была одобрена к реализации.

Программа составлена в соответствии с требованиями к работе в области психолого-педагогических технологий в образовании (Сертификат соответствия № 72 от 22. 01.2016 г.).

 

 

Авторские права на Программу "Luxury", были защищены в 2016 г.(Авторское Свидетельство о депонировании и регистрации объекта интеллектуальной собственности № 1284 от. 17.03.2016 г. ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая

программа эмоциональной разгрузки

"Luxury"

 

Направленность деятельности: социально-педагогическая

Продолжительность освоения программы: группы переменного состава – 12\24 часа

Возраст учащихся

взрослые (педагогический состав УВО);

 подростки от 12 лет (участники образовательного процесса).

 

Автор: Капов Д. М.-

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

 

 

Пояснительная записка

В современном, динамично изменяющемся мире, каждый должен иметь представления о психическом здоровье, факторах влияющих на него, методах минимизации отрицательных ответных реакций, и формах развития и использования собственных ресурсов.

     Психическое здоровье - это один из важнейших факторов гармоничного развития личности не только взрослого, но и ребенка, и основывается на отсутствии явных признаков психических расстройств, и позитивном взаимодействии с окружающей реальностью.

С целью сохранения психического здоровья возникает необходимость в создании программы эмоциональной разгрузки, направленной на поддержание и укрепление ресурсов психики, что в свою очередь предупреждает развитие эмоционального дисбаланса и психических расстройств.

«Luxury» (от англ. Роскошный)- общеразвивающая программа эмоциональной разгрузки, основанная на современных психотехниках работы с психическими состояниями.

Одной из важнейших задач программы является компенсация психических изменений .

 

Новизна программы

Программа эмоциональной разгрузки «Luxury» - это комплекс занятий, основанный на смешивании, модификации и трансформации различных психотехник, способствующих восстановлению энергетического баланса, формированию представлений о формах работы с собственными ресурсами, и направленных на саморазвитие личности.

Чередование информационных и практических занятий, дает возможность участникам программы самостоятельно оценивать степень эмоционального напряжения.

Информационная часть направлена на формирование представления об особенностях психических свойств и состояний.

Практическая часть- направлена на развитие умения работать с собственными эмоциональными состояниями, тем самым развивать эмоционально-психическое здоровье.

 

Актуальность и перспективность

В условиях прибивания в детском лагере, особое внимание уделяется здоровью.

Сохранение соматического и психического здоровья, важный вопрос, требующий особого подхода, и конкретной формы индивидуальной и групповой работы, как с детьми, так и со взрослыми: педагогами, воспитателями, вожатыми.

Психическое здоровье- это особая форма состояния организма человека, сформированная как ответная реакция на воздействие окружающей реальности.

Каждый новый день в детском лагере- это динамично меняющаяся среда, в условиях которой происходит ослабление защитных механизмов психики.

В таких условиях смещается диапазон восприятия, способствующий развитию эмоционального дисбаланса.

В целях поддержания психического здоровья, возникает необходимость в проведении развивающих занятий, способствующих обучению основам релаксации, и работы с собственными эмоциональными состояниями.

Активная и проработка эмоциональных состояний, способствует развитию психического здоровья.

Программа "Luxury" является своего рода проводником из внутреннего мира во внешний.

Каждое занятие программы направленно на осознание собственных эмоциональных состояний, и механизмов работы с ними, что в свою очередь и способствует развитию и укреплению психического здоровья.

 

Перспективность

Развитие и укрепление психического здоровья - это путь к формированию умения работы с собственными психическими свойствами и состояниями. Данная программа позволяет привить механизмы саморегуляции, способствующие гармоничному развитию.

 

Межпредметные и Внутрипредметные связи

Программа "Luxury" является модулем комплексной программы психолого-педагогического сопровождения ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"- "Шкатулка Пандоры- metamorphosis" и представляет собой продукт слияния психологии поведения с психологией искусства, основанной на чередовании различных психотехник, направленных на проработку психических свойств и состояний. Используемые в программе формы групповой работы, способствуют не только развитию гибкости эмоциональных состояний, но и укреплению психического здоровья в целом.

Цель программы

Основной целью программы является обучение методам эмоциональной разгрузки и саморегуляции через обучение механизмам работы с психическими состояниями.

 

Основные Задачи:

Воспитательная:

создание оптимальных условий для формирования эмоциональной культуры;

создание условий для проявления индивидуальности в достижении общей цели;

развитие познавательного интереса, с целью личностного роста и саморазвития.

Обучающая:

обучение механизмам работы с собственными ресурсами;

обучение навыкам эмоциональной разгрузки;

обучение навыкам постановки эмоциональных «блоков»;

Развивающая:

развитие навыков саморегуляции;

формирование представления о психических свойствах и состояниях.

 

Особенность программы

Основная идея программы заключается в создании благоприятных условий с целью эмоциональной разгрузки, и обучению механизмам использования собственных ресурсов.

Каждое занятие по программе основано на получении нового знания о себе и возможностям трансформации эмоциональных состояний.

В ходе занятия происходит некое отражение субъективной реальности в объективную, на основе которого происходит анализ продуктов деятельности.

Отражая каждое упражнение, участник программы учится осознавать природу своих эмоциональных состояний, формирует понимание о механизмах эмоционально- психологической разгрузке, освобождаясь от отрицательной энергии, развивает способность использовать ее в качестве «платформы» усиления образа собственного "Я".

 

Проведение данной программы возможно только при соответствующей подготовке руководителя программы, рекомендуется для проведения специалистом-психологом.

 

Нормативно-правовая база:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров ).

Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).

Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»;

Программа развития обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» на 2015-2020 годы

 

Возраст участников: программа адаптирована для групповых занятий с разными возрастными группами участников образовательного процесса: дети и подростки от 12 лет, педагогический состав

 

Сроки реализации программы:

Для участников образовательного процесса (от 12 лет)-12 часов;

Для педагогического состава УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- 24 часа.

 

Ожидаемые результаты:

у участников программы:

Воспитательные:

создано оптимальное условие для формирования эмоциональной культуры;

созданы условия для проявления индивидуальности в достижении общей цели;

развит познавательный интерес, способствующий саморазвитию.

Обучающая:

участники программы обучены работе с собственными ресурсами;

сформирован и развит навык эмоциональной разгрузки;

сформирован навык постановки эмоциональных «блоков»;

Развивающая:

Развиты навыки саморегуляции и контроля психических свойств;

Сформировано представление о психических свойствах и состояниях, и механизмах работы с ними.

 

результат для ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

Апробация новой модели программы;

Совершенствование методик индивидуальной и групповой форм работы,

Совершенствование методик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

Возможность представления полученных результатов в программе обмена опытом.

Педагогическая модель:

Модель развивающего образования;

Игровая (интеркативная) модель;

Проективная модель.

Функции программы:

Конструктивная;

Гностическая;

Коммуникативная.

 

Форма анализа полученных результатов:

Внутренняя форма анализа

Внешняя форма анализа

1.

Полный входно-выходной анализ методик измерения полученных результатов

Независимая экспертиза

2.

Выходная анкета обратной связи

Программа обмена педагогическим опытом

3.

Анализ продуктов деятельности

 

4.

Фиксирование динамики изменений психических свойств и состояний

 

 

Виды и форма отчетных материалов:

Список участников занятия;

Анкета обратной связи участников программы (включающая в себя отзыв о занятии);

Заключение на основе наблюдения и выводов по итогам каждого занятия;

Анализ продуктов деятельности;

Комплексный анализ внешней экспертизы.

 

Факторы и минимизация риска:

Факторы риска

Механизмы минимизации риска

1

Эмоциональная замкнутость

1. Входное, теоретическое занятие по каждой форме работы, с целью создания единого эмоционального пространства, способствующего общей адаптации участников образовательного процесса;

2. Проведение серии вступительных упражнений, с целью выравнивания эмоционального фона всех участников программы.

2

Интенсивность программы

1.Поэтапное, теоретически обоснованное проведение каждого блока программы;

2.Полный анализ продуктов деятельности (совместно с участниками образовательного процесса);

3.Добровольное участие в аналитической и проективной части практического занятия.

3

Несоответствие методики и техники с зонами актуального и ближайшего развития

1.Адаптация каждого из занятий под возрастные особенности групп участников образовательного процесса.

 

4

Неграмотное использование программы

1. Реализация программы осуществляется только специалистом педагогом-психологом

 

Методологическое обеспечение программы:

Раздел, тема

Форма организации занятия

Техническое и дидактическое оснащение

Форма подведения итогов

1

Определение уровня эмоциональной стабильности

Наблюдение,

Интерактивное вводное занятие

Вспомогательные материалы (листы бумаги, карандаши, мягкие игрушки, нейлоновая ткань, манипуляторы)

Совместный анализ общего эмоционального пространства

 

2

Взаимодействие

Теоретическое и практическое занятие, в форме игрового интерактива

Методическая литература, вспомогательные материалы (стереоизображения, нейлоновая ткань, манипуляторы, аудио фон)

Опрос, анализ действий

3

Самостоятельность

Практикум

Вспомогательные материалы (листы бумаги, карандаши, мягкие игрушки, нейлоновая ткань, манипуляторы)

Анализ собственных эмоциональных состояний

4

Эмоциональная разгрузка

Практическое занятие

Вспомогательные материалы: аудиовизуальная аппаратура,

средства визуализации представлений, гуашь, кисти, манипуляторы, глянцевая бумага, нейлоновая ткань.

Рефлексия,

Анализ продуктов деятельности

5

Информационный (теоретический блок)

Беседа, практикум

Методическая литература

Коллективное обсуждение

 

Методологической основой программы является индивидуально-личностный подход, при котором участник занятия рассматривается как активный субъект своего развития.

В основу программы "Luxury" входят разнообразные формы творческих и тренинговых занятий.

 

Основные средства реализации содержания программы:

Теоретические и практические занятия;

Стимулирование конкретных действие;

Игровые, интерактивные, развивающие, и тренинговые занятия;

Анкетирование по итогам каждого блока программы..

 

Программа построена на основе личностно ориентированной терапии и последовательной работы с группой, основанной на принципах развития групповой динамики.

 

Методики измерения полученных результатов:

Методика оценки личностных реакций (Н. Ньюкомб);

Методика исследования "Я- образа" (С. Майер);

«Самооценка эмоциональных состояний» ( А. Уэссман и Д. Рикс)

 

Учебно-тематический план.

Темы:

Теория

Практика

Всего

1.

Работа с внешним и внутренним миром

6 (4*)

1.1

Тренинговое занятие «Берег»*

0,5

1,5

2 (2*)

1.2

Тренинговое занятие «На глубине»

0,5

1,5

2

1.3

Тренинговое занятие «Пески времени»*

0,5

1,5

2 (2*)

2.

Работа с Альтер Эго

8 (4*)

2.1

Сюжетно-ролевая психологическая игра «Дом скитальцев»

1

2

3

2.2

Интерактивное развивающее занятие «Пустые страницы»*

0,5

2 (1,5*)

2,5 (2*)

2.3

Интерактивное занятие «Карта мира»*

0,5

2 (1,5*)

2,5 (2*)

3.

Работа по эмоциональной разгрузке

10 (12*)

3.1

Эмоциональная разгрузка «Art magic»*

0,5

1,5

2 (2*)

3.2

Эмоциональная разгрузка «Aqua art»

0,5

1,5

2

3.3

 

Эмоциональная разгрузка «Yoga dance»

 

0,5

1,5

2

3.4

Эмоциональная разгрузка (в интерактивной форме) «В каплях воды»

0,5

1,5

2

3.5

Эмоциональная разгрузка (в интерактивной форме) «Кляксография»*

0,5

1,5

2 (2*)

 

 

 

 

*занятия по программе для участников образовательного процесса (от 12 лет)

Общий интенсив программы:

 

12\24 ч.

 

Содержание программы.

В ходе реализации программы работа ведется по трем основным блокам:

1. Работа с внешним и внутренним миром;

2. Работа с Альтер Эго;

3. Эмоциональная разгрузка.

 

1. Тренинговое занятие «Берег»

Цель:  Формирование умения выражать свои собственные эмоции. Создание условий для формирования стремления к познанию самого себя, погружения и осознания своего внутреннего мира.

 

2. Тренинговое занятие «На глубине»

Цель: снятие эмоциональных зажимов, развитие умения постановки эмоциональных якорей.

3. Тренинговое занятие «Пески времени»

Цель: развитие эмоциональной гибкости через работу с тактильным восприятием

 

4. Сюжетно-ролевая психологическая игра "Дом скитальцев"

Цель: создание условий для развития навыка принятия различных социальных ролей. Развитие способности осознавать свои жизненные перспективы. Развитие умения выражать и отстаивать свое мнение. Развитие дивергентного мышления, внимания, отстаивания своей позиции, умения построения социально-полезных связей.

5. Интерактивное развивающее занятие «Пустые страницы»

Цель: развитие эмоциональной культуры через анализ продуктов творческий деятельности.

6. Интерактивное занятие «Карта мира»

Цель: формирование представлений о своем внутреннем мире, и о ценности сохранения психических и физических ресурсов.

4. Эмоциональная разгрузка «Art magic», «Aqua art» , «Yoga dance», «В каплях воды», «Кляксография»

Цель: способствовать гармонизации психических состояний личности через развитие способности самопознания и самовыражения. Научить подростка, концентрируя внимание на своих эмоциях, социально приемлемыми способами выплескивать негативную энергию.

Выполнение всех упражнений и занятий программы способствует как развитию отдельных навыков эмоциональной разгрузки, осознанности психических свойств и состояний, так и полноценному гармоничному развитию личности .

Список литературы

 

1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин.  - СПБ.: Питер, 2001.

2. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. - М.: Фаир-Пресс, 2004.

3. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. - М.: "Академия" , 2003.

4. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014.

5. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека" - СПБ.: Питер, 2000 .

6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми.  - СПб.: Речь, 2008.

7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - СПБ.: Питер, 2000 .

8. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2003.

9. Ньюкомб Нора Психология развития личности ребенка. - М.: "Академия", 2000.

10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2001.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000 .

12. Солсо Д. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.

13. Степонов С. С. "Мифы и тупики поп психологии". - Дубна, Феникс +, 2006.

14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2001.

15. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2008.

16. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии.  - М.: Издательство Пирожкова, 2002 .

17. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ". - Ростов н\Дону.: Феникс, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Разработано профессионально! Приберу в копилочку. Спасибо за опыт

16 April 2019

Надежда Анатольевна, большое спасибо! Для меня очень приятно, важно и значимо мнение коллег!

16 April 2019