Обособленное структурное подразделение
Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных
Загородный центр детско-юношеского творчества
"Зеркальный"
Дополнительная общеразвивающая
программа эмоциональной разгрузки
"Luxury"
Продолжительность освоение программы: 24 часа
автор программы:
Д. М. Капов
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
Санкт- Петербург, 2018 г.
Содержание:
№ п\п |
|
стр. |
1 |
Информационная справка |
3 |
2 |
Пояснительная записка |
4 |
3 |
Новизна программы |
4 |
4 |
Актуальность и перспективность |
5 |
5 |
Межпредметные и внутрипредметные связи |
5 |
6 |
Цель программы |
6 |
7 |
Задачи программы |
6 |
8 |
Особенность программы |
6 |
9 |
Нормативно-правовая база |
7 |
10 |
Ожидаемые результаты |
8 |
11 |
Педагогическая модель |
8 |
12 |
Форма анализа полученных результатов: |
9 |
13 |
Виды и форма отчетных материалов |
9 |
14 |
Факторы и минимизация риска: |
9 |
15 |
Методологическое обеспечение программы: |
10 |
16 |
Основные средства реализации содержания программы |
11 |
17 |
Учебно-тематический план |
11 |
18 |
Содержание программы |
12 |
19 |
Список литературы |
14 |
Дополнительная общеразвивающая
программа эмоциональной разгрузки
"Luxury"
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Программа эмоциональной разгрузки "Luxury", разработана в 2016 г. представляет собой модуль дополнительной общеобразовательной комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» «Шкатулка Пандоры».
Программа реализовывается с 2017 г.
.
Автор программы:
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог высшей квалификационной категории
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Программа была представлена на рассмотрение экспертного совета НОУ ППО «Центр психолого-педагогических технологий», и была одобрена к реализации.
Программа составлена в соответствии с требованиями к работе в области психолого-педагогических технологий в образовании (Сертификат соответствия № 72 от 22. 01.2016 г.).
Авторские права на Программу "Luxury", были защищены в 2016 г.(Авторское Свидетельство о депонировании и регистрации объекта интеллектуальной собственности № 1284 от. 17.03.2016 г. ).
Дополнительная общеразвивающая
программа эмоциональной разгрузки
"Luxury"
Направленность деятельности: социально-педагогическая
Продолжительность освоения программы: группы переменного состава – 12\24 часа
Возраст учащихся:
взрослые (педагогический состав УВО);
подростки от 12 лет (участники образовательного процесса).
Автор: Капов Д. М.-
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Пояснительная записка
В современном, динамично изменяющемся мире, каждый должен иметь представления о психическом здоровье, факторах влияющих на него, методах минимизации отрицательных ответных реакций, и формах развития и использования собственных ресурсов.
Психическое здоровье - это один из важнейших факторов гармоничного развития личности не только взрослого, но и ребенка, и основывается на отсутствии явных признаков психических расстройств, и позитивном взаимодействии с окружающей реальностью.
С целью сохранения психического здоровья возникает необходимость в создании программы эмоциональной разгрузки, направленной на поддержание и укрепление ресурсов психики, что в свою очередь предупреждает развитие эмоционального дисбаланса и психических расстройств.
«Luxury» (от англ. Роскошный)- общеразвивающая программа эмоциональной разгрузки, основанная на современных психотехниках работы с психическими состояниями.
Одной из важнейших задач программы является компенсация психических изменений .
Новизна программы
Программа эмоциональной разгрузки «Luxury» - это комплекс занятий, основанный на смешивании, модификации и трансформации различных психотехник, способствующих восстановлению энергетического баланса, формированию представлений о формах работы с собственными ресурсами, и направленных на саморазвитие личности.
Чередование информационных и практических занятий, дает возможность участникам программы самостоятельно оценивать степень эмоционального напряжения.
Информационная часть направлена на формирование представления об особенностях психических свойств и состояний.
Практическая часть- направлена на развитие умения работать с собственными эмоциональными состояниями, тем самым развивать эмоционально-психическое здоровье.
Актуальность и перспективность
В условиях прибивания в детском лагере, особое внимание уделяется здоровью.
Сохранение соматического и психического здоровья, важный вопрос, требующий особого подхода, и конкретной формы индивидуальной и групповой работы, как с детьми, так и со взрослыми: педагогами, воспитателями, вожатыми.
Психическое здоровье- это особая форма состояния организма человека, сформированная как ответная реакция на воздействие окружающей реальности.
Каждый новый день в детском лагере- это динамично меняющаяся среда, в условиях которой происходит ослабление защитных механизмов психики.
В таких условиях смещается диапазон восприятия, способствующий развитию эмоционального дисбаланса.
В целях поддержания психического здоровья, возникает необходимость в проведении развивающих занятий, способствующих обучению основам релаксации, и работы с собственными эмоциональными состояниями.
Активная и проработка эмоциональных состояний, способствует развитию психического здоровья.
Программа "Luxury" является своего рода проводником из внутреннего мира во внешний.
Каждое занятие программы направленно на осознание собственных эмоциональных состояний, и механизмов работы с ними, что в свою очередь и способствует развитию и укреплению психического здоровья.
Перспективность
Развитие и укрепление психического здоровья - это путь к формированию умения работы с собственными психическими свойствами и состояниями. Данная программа позволяет привить механизмы саморегуляции, способствующие гармоничному развитию.
Межпредметные и Внутрипредметные связи
Программа "Luxury" является модулем комплексной программы психолого-педагогического сопровождения ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"- "Шкатулка Пандоры- metamorphosis" и представляет собой продукт слияния психологии поведения с психологией искусства, основанной на чередовании различных психотехник, направленных на проработку психических свойств и состояний. Используемые в программе формы групповой работы, способствуют не только развитию гибкости эмоциональных состояний, но и укреплению психического здоровья в целом.
Цель программы
Основной целью программы является обучение методам эмоциональной разгрузки и саморегуляции через обучение механизмам работы с психическими состояниями.
Основные Задачи:
Воспитательная:
создание оптимальных условий для формирования эмоциональной культуры;
создание условий для проявления индивидуальности в достижении общей цели;
развитие познавательного интереса, с целью личностного роста и саморазвития.
Обучающая:
обучение механизмам работы с собственными ресурсами;
обучение навыкам эмоциональной разгрузки;
обучение навыкам постановки эмоциональных «блоков»;
Развивающая:
развитие навыков саморегуляции;
формирование представления о психических свойствах и состояниях.
Особенность программы
Основная идея программы заключается в создании благоприятных условий с целью эмоциональной разгрузки, и обучению механизмам использования собственных ресурсов.
Каждое занятие по программе основано на получении нового знания о себе и возможностям трансформации эмоциональных состояний.
В ходе занятия происходит некое отражение субъективной реальности в объективную, на основе которого происходит анализ продуктов деятельности.
Отражая каждое упражнение, участник программы учится осознавать природу своих эмоциональных состояний, формирует понимание о механизмах эмоционально- психологической разгрузке, освобождаясь от отрицательной энергии, развивает способность использовать ее в качестве «платформы» усиления образа собственного "Я".
Проведение данной программы возможно только при соответствующей подготовке руководителя программы, рекомендуется для проведения специалистом-психологом.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров ).
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»;
Постановление Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»;
Программа развития обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» на 2015-2020 годы
Возраст участников: программа адаптирована для групповых занятий с разными возрастными группами участников образовательного процесса: дети и подростки от 12 лет, педагогический состав
Сроки реализации программы:
Для участников образовательного процесса (от 12 лет)-12 часов;
Для педагогического состава УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- 24 часа.
Ожидаемые результаты:
у участников программы:
Воспитательные:
создано оптимальное условие для формирования эмоциональной культуры;
созданы условия для проявления индивидуальности в достижении общей цели;
развит познавательный интерес, способствующий саморазвитию.
Обучающая:
участники программы обучены работе с собственными ресурсами;
сформирован и развит навык эмоциональной разгрузки;
сформирован навык постановки эмоциональных «блоков»;
Развивающая:
Развиты навыки саморегуляции и контроля психических свойств;
Сформировано представление о психических свойствах и состояниях, и механизмах работы с ними.
результат для ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
Апробация новой модели программы;
Совершенствование методик индивидуальной и групповой форм работы,
Совершенствование методик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
Возможность представления полученных результатов в программе обмена опытом.
Педагогическая модель:
Модель развивающего образования;
Игровая (интеркативная) модель;
Проективная модель.
Функции программы:
Конструктивная;
Гностическая;
Коммуникативная.
Форма анализа полученных результатов:
№ |
Внутренняя форма анализа |
Внешняя форма анализа |
1. |
Полный входно-выходной анализ методик измерения полученных результатов |
Независимая экспертиза |
2. |
Выходная анкета обратной связи |
Программа обмена педагогическим опытом |
3. |
Анализ продуктов деятельности |
|
4. |
Фиксирование динамики изменений психических свойств и состояний |
|
Виды и форма отчетных материалов:
Список участников занятия;
Анкета обратной связи участников программы (включающая в себя отзыв о занятии);
Заключение на основе наблюдения и выводов по итогам каждого занятия;
Анализ продуктов деятельности;
Комплексный анализ внешней экспертизы.
Факторы и минимизация риска:
№ |
Факторы риска |
Механизмы минимизации риска |
1 |
Эмоциональная замкнутость |
1. Входное, теоретическое занятие по каждой форме работы, с целью создания единого эмоционального пространства, способствующего общей адаптации участников образовательного процесса; 2. Проведение серии вступительных упражнений, с целью выравнивания эмоционального фона всех участников программы. |
2 |
Интенсивность программы |
1.Поэтапное, теоретически обоснованное проведение каждого блока программы; 2.Полный анализ продуктов деятельности (совместно с участниками образовательного процесса); 3.Добровольное участие в аналитической и проективной части практического занятия. |
3 |
Несоответствие методики и техники с зонами актуального и ближайшего развития |
1.Адаптация каждого из занятий под возрастные особенности групп участников образовательного процесса.
|
4 |
Неграмотное использование программы |
1. Реализация программы осуществляется только специалистом педагогом-психологом |
Методологическое обеспечение программы:
№ |
Раздел, тема |
Форма организации занятия |
Техническое и дидактическое оснащение |
Форма подведения итогов |
1 |
Определение уровня эмоциональной стабильности |
Наблюдение, Интерактивное вводное занятие |
Вспомогательные материалы (листы бумаги, карандаши, мягкие игрушки, нейлоновая ткань, манипуляторы) |
Совместный анализ общего эмоционального пространства
|
2 |
Взаимодействие |
Теоретическое и практическое занятие, в форме игрового интерактива |
Методическая литература, вспомогательные материалы (стереоизображения, нейлоновая ткань, манипуляторы, аудио фон) |
Опрос, анализ действий |
3 |
Самостоятельность |
Практикум |
Вспомогательные материалы (листы бумаги, карандаши, мягкие игрушки, нейлоновая ткань, манипуляторы) |
Анализ собственных эмоциональных состояний |
4 |
Эмоциональная разгрузка |
Практическое занятие |
Вспомогательные материалы: аудиовизуальная аппаратура, средства визуализации представлений, гуашь, кисти, манипуляторы, глянцевая бумага, нейлоновая ткань. |
Рефлексия, Анализ продуктов деятельности |
5 |
Информационный (теоретический блок) |
Беседа, практикум |
Методическая литература |
Коллективное обсуждение |
Методологической основой программы является индивидуально-личностный подход, при котором участник занятия рассматривается как активный субъект своего развития.
В основу программы "Luxury" входят разнообразные формы творческих и тренинговых занятий.
Основные средства реализации содержания программы:
Теоретические и практические занятия;
Стимулирование конкретных действие;
Игровые, интерактивные, развивающие, и тренинговые занятия;
Анкетирование по итогам каждого блока программы..
Программа построена на основе личностно ориентированной терапии и последовательной работы с группой, основанной на принципах развития групповой динамики.
Методики измерения полученных результатов:
Методика оценки личностных реакций (Н. Ньюкомб);
Методика исследования "Я- образа" (С. Майер);
«Самооценка эмоциональных состояний» ( А. Уэссман и Д. Рикс)
Учебно-тематический план.
№ |
Темы: |
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Работа с внешним и внутренним миром |
6 (4*) |
|||||
1.1 |
Тренинговое занятие «Берег»* |
0,5 |
1,5 |
2 (2*) |
|||
1.2 |
Тренинговое занятие «На глубине» |
0,5 |
1,5 |
2 |
|||
1.3 |
Тренинговое занятие «Пески времени»* |
0,5 |
1,5 |
2 (2*) |
|||
2. |
Работа с Альтер Эго |
8 (4*) |
|||||
2.1 |
Сюжетно-ролевая психологическая игра «Дом скитальцев» |
1 |
2 |
3 |
|||
2.2 |
Интерактивное развивающее занятие «Пустые страницы»* |
0,5 |
2 (1,5*) |
2,5 (2*) |
|||
2.3 |
Интерактивное занятие «Карта мира»* |
0,5 |
2 (1,5*) |
2,5 (2*) |
|||
3. |
Работа по эмоциональной разгрузке |
10 (12*) |
|||||
3.1 |
Эмоциональная разгрузка «Art magic»* |
0,5 |
1,5 |
2 (2*) |
|||
3.2 |
Эмоциональная разгрузка «Aqua art» |
0,5 |
1,5 |
2 |
|||
3.3
|
Эмоциональная разгрузка «Yoga dance»
|
0,5 |
1,5 |
2 |
|||
3.4 |
Эмоциональная разгрузка (в интерактивной форме) «В каплях воды» |
0,5 |
1,5 |
2 |
|||
3.5 |
Эмоциональная разгрузка (в интерактивной форме) «Кляксография»* |
0,5 |
1,5 |
2 (2*) |
|||
|
|
|
|
||||
*занятия по программе для участников образовательного процесса (от 12 лет) Общий интенсив программы: |
12\24 ч. |
Содержание программы.
В ходе реализации программы работа ведется по трем основным блокам:
1. Работа с внешним и внутренним миром;
2. Работа с Альтер Эго;
3. Эмоциональная разгрузка.
1. Тренинговое занятие «Берег»
Цель: Формирование умения выражать свои собственные эмоции. Создание условий для формирования стремления к познанию самого себя, погружения и осознания своего внутреннего мира.
2. Тренинговое занятие «На глубине»
Цель: снятие эмоциональных зажимов, развитие умения постановки эмоциональных якорей.
3. Тренинговое занятие «Пески времени»
Цель: развитие эмоциональной гибкости через работу с тактильным восприятием
4. Сюжетно-ролевая психологическая игра "Дом скитальцев"
Цель: создание условий для развития навыка принятия различных социальных ролей. Развитие способности осознавать свои жизненные перспективы. Развитие умения выражать и отстаивать свое мнение. Развитие дивергентного мышления, внимания, отстаивания своей позиции, умения построения социально-полезных связей.
5. Интерактивное развивающее занятие «Пустые страницы»
Цель: развитие эмоциональной культуры через анализ продуктов творческий деятельности.
6. Интерактивное занятие «Карта мира»
Цель: формирование представлений о своем внутреннем мире, и о ценности сохранения психических и физических ресурсов.
4. Эмоциональная разгрузка «Art magic», «Aqua art» , «Yoga dance», «В каплях воды», «Кляксография»
Цель: способствовать гармонизации психических состояний личности через развитие способности самопознания и самовыражения. Научить подростка, концентрируя внимание на своих эмоциях, социально приемлемыми способами выплескивать негативную энергию.
Выполнение всех упражнений и занятий программы способствует как развитию отдельных навыков эмоциональной разгрузки, осознанности психических свойств и состояний, так и полноценному гармоничному развитию личности .
Список литературы
1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. - СПБ.: Питер, 2001.
2. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. - М.: Фаир-Пресс, 2004.
3. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. - М.: "Академия" , 2003.
4. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014.
5. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека" - СПБ.: Питер, 2000 .
6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - СПБ.: Питер, 2000 .
8. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2003.
9. Ньюкомб Нора Психология развития личности ребенка. - М.: "Академия", 2000.
10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2001.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000 .
12. Солсо Д. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
13. Степонов С. С. "Мифы и тупики поп психологии". - Дубна, Феникс +, 2006.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2001.
15. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. - Ростов н\Дону.: Феникс, 2008.
16. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. - М.: Издательство Пирожкова, 2002 .
17. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ". - Ростов н\Дону.: Феникс, 2004.
Desteni
Daniel Mukhabovich Kapov