Статья на тему «Психофизиологическое содержание процесса письма»
Психофизиологическое содержание процесса письма
Письмо изучается лингвистикой, психологией, педагогикой, нейропсихологией, логопедией.
Л.С. Выготский изучал письменную речь в контексте проблемы развития высших психических функций. Письменную речевую деятельность автор видел психологическим образованием, осознанным и произвольным [43].
Д. Б. Эльконин говорил о взаимозависимости мышления и письменной формы речи и отмечал, что письменная речь сильнее развёрнута, синтаксически структурирована и интенсивнее связана с внутренней речью, чем устная [43].
А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина утверждают, что для письма необходимо планировать, составлять, удерживать программу действий и контролировать ее выполнение. Прежде чем записать фразу, ее необходимо запомнить, а потом отделить от посторонних факторов [1]. При записи фразы важно сохранить заданный порядок слов, что уже написал, а что еще предстоит написать (произвольная регуляция) [46].
При письме под диктовку сначала необходимо распознать фонемы [46].
А. Р. Лурия, говоря о письме под диктовку, о значимости фонематического анализа. Если у ребенка нарушено или не сформировано фонематическое восприятие, анализ и синтез, то неизбежны трудности при письме под диктовку, поскольку ребенок не дифференцирует фонемы.
Роль артикуляции в процессе письма впервые наиболее подробно была раскрыта Л. К. Назаровой [43]. Работы Л. К. Назаровой показали, что исключение проговаривания во время письма приведет к увеличению количества ошибок у младших школьников в 1,5-2 раза. При проговаривании мы уточняем представление о звуке, определяем последовательность звуков в слове, слов в предложении, предложений в тексте. Особенно важно проговаривание на начальных этапах. Отсюда вытекает значимость сформированности фонематического восприятия и анализа.
Эти сведения выделяют в составе функциональной системы письма еще два структурных компонента - переработку слухоречевой информации и переработку кинестетической информации [65].
После фонематического восприятия и анализа фонемы соотносятся со зрительным образом буквы, которая в дальнейшем будет написана. Происходит «перешифровка» фонемы в графему [46]. Следовательно, мы можем говорить о переработке зрительной информации. Зная, что многие буквы отличаются только пространственным расположением элементов (например, рукописные п-т, и-ш), актуализация зрительного образа буквы (особенно на начальном этапе обучения письму) невозможна без ориентации в пространстве [1]. Таким образом, следующий структурный компонент письма - переработка полимодальной (зрительно-пространственной) информации.
Дальше графемы переходят в кинемы. Зрительно-моторная координация необходима для уточнения движений и их направлений (переработка полимодальной информации) [38].
По мнению Б. Г. Ананьева, хотя списывание и входит в единую линию развития письма, его необходимо рассматривать отдельно, поскольку это другой процесс письма [13].
Прежде чем начать списывать, необходимо переработать зрительную информацию. А. Р. Лурия обращает внимание на важность оптического анализа, задействования при списывании акустической и кинестетической систем нашего организма [46].
А. Н. Корнев первостепенное внимание уделяет тому, что при списывании графический образ слова необходимо отсканировать и удержать в кратковременной памяти. Здесь важно полноценное развитие зрительной и слухоречевой памяти. Если списывание с печатного текста, добавляется переработка зрительной информации.
Таким образом, в функциональную систему чтения и письма входят структурные компоненты программирования, регуляции и контроля; серийной организации движений; переработки слухоречевой, кинестетической, зрительной и полимодальной информации; избирательной активации.
Изначально все вышеперечисленные компоненты письма реализуются осознанно, а в дальнейшем они автоматизируются [1].
А. Р. Лурия, Л. С. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Цветкова в своих работах показывают различия письменной и устной речи по многим параметрам: по происхождению, по способу формирования, по способу протекания, по психологическому содержанию и функциям.
Устная речь формируется у ребенка благодаря общению со взрослыми, ребенок приспосабливается к разговору взрослых, от окружения ребенка зависит то, какой будет его устная речь [12].
Письменная речь возникает при специальном обучении.
Устная речь ситуативна, реализуется в разговорной (чаще всего в диалогической) речи. Устная речь сопровождается выразительными средствами - жестами, мимикой, паузами, интонацией, логическим ударением. Письменная речь - монологична и контекстна. Соответственно, для детей, пользующихся в основном диалогической, ситуативной устной речью, процесс овладения письменной речью труден [35].
Устная и письменная речь различаются и по функциям. Функция устной речи - разговорная, функция письменной речи - деловая, научная. При формировании письменной речи перестраивается и устная речь [20].
Согласно А. Н. Леонтьеву, для каждой деятельности характерна трехфазность: побудительно-мотивационная фаза (потребности, мотивы и цели деятельности), ориентировочно-исследовательская (выбор средств и способов осуществления деятельности) и исполнительная (операциональный состав) [44]. В соответствии с этим Л. С. Цветкова выделили три уровня организации письменной речи: психологический, лингвистический, психофизиологический.
На психологическом уровне возникает намерение, мотив к письменной речи; замысел (о чем я напишу?); общий смысл, содержание письменной речи (что я напишу?); регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями. На лингвистическом уровне письменная речь обеспечивается языковыми средствами.
Психофизиологический уровень обеспечивает операциональный компонент письменной речи: необходимо различить звуки в слове, определить последовательность в написании букв в слове, звук перекодируется в зрительный образ - букву, а зрительный образ в моторное предметное действие, соответствующее написанию каждой конкретной букве [34].
«Писание» обеспечивает техническую сторону письменной речи и может быть соотнесено с психофизиологическим уровнем ее организации. Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» впервые разделил понятия «письмо» (устная речь выражается при помощи графических знаков) и «письменная речь» (создается текст) [12].
Речевое высказывание включает в себя мотивацию, замысел (программу, план), реализацию замысла, контроль. Конкретное содержание любого из указанных этапов зависит от степени самостоятельности письма (списывание, диктант, составление рассказа по серии сюжетных картинок).
Таким образом, письменная речь представляет собой функциональную систему, включает в себя взаимосвязанные операции и имеет сложную мозговую организацию. При выпадении любого её звена будет нарушена вся функция и потребуется коррекция [28].