12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гузалия2088
Педагог-психолог в коррекционной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кинезиолог. Нейропсихолог.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Методическая разработка психологического коррекционно-развивающего занятия.

Тема занятия: «Зарядка для ума».

Триединая цель занятия:

Образовательная – развитие мыслительных процессов.

Развивающая – развитие восприятия, внимания, памяти.

Воспитательная – формирование внимательного отношения к своему здоровью.

Тип занятия: закрепление полученных навыков.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества.

Метапредметные:

Познавательные УУД – отвечать на вопросы, сравнивать и делать выводы

Регулятивные УУД – овладевать способностями понимать задачи занятия, оценивать свои достижения на занятии.

Коммуникативные УУД – владеть умениями вести диалог с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к чужому мнению.

Методы и формы работы: фронтальная (беседа), групповая (практические задания на интерактивной доске), индивидуальная (практические задания на карточках).

Оборудование: ПК у каждого обучающегося, мультимедийный проектор, презентации PowerPoint к занятию, карточки с индивидуальными заданиями, жетоны с именами.

Структура занятия:

Организационный этап.

Введение в тему занятия.

Постановка коррекционной задачи.

Практическая работа.

Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Ход занятия.

Организационный момент. (слайд 1)

Приветствие обучающихся. Ребята, сядьте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу успеха и подарите мне тоже ваши чудесные улыбки. Я рада нашему очередному сотрудничеству.

Введение в тему занятия.

Разминка «Трубочисты»

Сейчас мы все вместе выполним особое упражнение. Оно должно помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Поставьте ваши ступни на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть туда-сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг, посмотрите, как все делают то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое своей головы и готовы к новым открытиям.

Дыхательная гимнастика для «прочищения мозгов». На счет ведущего: «Один, два» — дети делают вдох. «Один, два, три» — задерживают дыхание. «Один, два, три, четыре, пять» — дети выдыхают, одновременно произнося звук «Ы». Звук «Ы» как бы вызывает вибрацию головного мозга.

Постановка коррекционной задачи. (слайд 2)

Итак, мы с вами проделали небольшую зарядку. Ребята, а что такое зарядка? (комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром). Для чего она нужна? (с целью разминки мышц и суставов, чтобы быть сильными, ловкими, здоровыми).

(слайд 3) Какая бывает зарядка? (для рук и ног, для глаз, для спины). Все эти виды зарядки вы выполняете на уроках АФК. А сейчас у нас психологическое занятие. Ответьте мне на вопрос, что же мы будем тренировать с вами сегодня? Да, действительно, тема нашего коррекционно-развивающего занятия – «Зарядка для ума». (слайд 4)

Упражнение «Самооценка». Ребята перед вами лестница, на ней располагаются ученики, такие же как вы. На самой первой ступени находятся ребята, мышление которых почти не развито. На второй ступени – те, у кого мышление развито очень слабо. На третьей – те, у кого мышление развито на среднем уровне. На следующей ступени – находятся ребята, мышление которых развито на хорошем уровне. И на самой верхней ступени те ребята, мышление которых развито на очень высоком уровне. Как вы считаете, где в данный момент находитесь вы. Прикрепите ваши жетоны на соответствующие ступени.

Практическая работа. (слайд 5)

Хорошо, молодцы. Ребята, я предлагаю вам выполнить упражнение для развития мышления «Что лишнее». Вам нужно выбрать из группы слов одно слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Смешной, смешать, смех, смешить

Левша, левый, лев, налево (слайд 6)

Диво, удивлять, диван, дивный (слайд 7)

Брат, тетя, приятель, отец (слайд 8)

Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг (слайд 9)

Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый (слайд 10)

Молодцы»! Предлагаю вам следующее упражнение «Аналогии». Подумайте, как связаны между собой слова в первой паре и выберите подходящее слово ко второй паре:

Ручка – писать = нож – (бежать, резать, пальто, карман) (слайд 11)

Сидеть – стул = спать – (книга, дерево, кровать, зевать) (слайд 12)

Город – дома = лес – (деревня, деревья, птицы, сумерки) (слайд 13)

Рот – лицо = пятка – (человек, тело, ходить, нога) (слайд 14)

Стул – дерево = хлеб – (зерно, колбаса, нож, рот) (слайд 15)

Динамическая пауза. (слайд 16)

Что нам нужно для зарядки?

Врозь носки и вместе пятки.

Начинаем с пустяка:

Тянемся до потолка.

Не беда, что не достали -

Распрямились. Выше стали!

И стоим не "руки в брюки" -

Перед грудью ставим руки.

Чтоб за лень нас не ругали

Повторим рывки руками.

Эй, не горбиться, ребятки!

До конца своди лопатки.

Стой! Опора есть для ног?

Руку вверх, другую - в бок.

С упражнением знакомы?

Называется наклоны.

Вправо-влево повторяем,

Гнём себя и выпрямляем.

А теперь наклон вперёд.

Руки в стороны. И вот

Кажется, что вертится

Ветряная мельница.

Встали. Выдохнули: "Ох!"

Вдох и выдох. Снова - вдох.

Отдышались и все вместе

Мы попрыгаем на месте.

Тело силой зарядили -

Про улыбку не забыли.

Индивидуальные задания на компьютере. (слайд 17)

Подойдите пожалуйста к своим компьютерам и выполните задания (приложение 1), которые вам представлены. Хорошо, молодцы! Вернитесь к своим рабочим местам.

Индивидуальные задания на карточках (приложение 2). Ребята, а сейчас вам надо будет превратиться в шифровальщиков. На ваших карточках зашифровано послание, используйте предложенный шифр, чтобы прочитать его. («Здоровье в порядке! Спасибо зарядке» «Добрый разум наживешь не сразу» «В здоровом теле – здоровый дух!» «Ум да здоровье всего дороже» «Поработал – отдохни».)

Что же у вас получилось? А что это за фразы? Что они означают?

Итог занятия.

Упражнение «Самооценка». Ребята, как вы считаете, получилась у нас с вами зарядка для ума? Я предлагаю вам вернуться к нашей лестнице. Как вы считаете, где вы находитесь сейчас? Прикрепите ваши жетоны на соответствующие ступени. (слайд 18)

Рефлексия деятельности.

Что вам понравилось? Что запомнилось? Какие упражнения было легко выполнять? Какие упражнения вам показались трудными? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было легче выполнять подобные упражнения?


 

Приложение 1.

1.

Подумай, как связаны слова в первой паре и найди подходящее по смыслу слово ко второй паре.

Воробей – птица = щука – (насекомое, рыба, вода, млекопитающее)

Вода – пить = хлеб – (пирог, кофе, резать, есть)

Март – апрель = среда – (понедельник, четверг, неделя, месяц)

Картина – стена = ковер – (одеяло, персидский, большой, пол)

Фермер – хлеб = шахтер – (шахта, мельник, уголь, каска)

2.

Подумай, как связаны слова в первой паре и найди подходящее по смыслу слово ко второй паре.

Школа – обучение = больница – (доктор, лечение, ученик, больной)

Лес – деревья = библиотека – (город, здание, библиотекарь, книги)

Гора – пещера = дерево – (корень, дупло, ствол, листья)

Ухо – слышать = зубы – (говорить, глотать, жевать, смотреть)

Ложка – каша = вилка – (масло, нож, тарелка, мясо)

3.

Выбери слово, которое подходит для окончания фразы.

Месяц лета (январь, октябрь, май, август)

Время суток (неделя, месяц, вечер, понедельник)

В году (24 месяца, 12 месяцев, 3 месяца, 7 месяцев)

У осла всегда есть (подковы, сарай, копыта, грива)

Яд всегда (опасный, смертельный, горький, коварный)


 

Приложение 2.

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

И

Т

М

А

О

З

К

В

Е

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

С

У

Я

Б

Л

Н

Р

Ш

П

Ь

7

1

6

17

6

9

20

10

 

9

 

19

6

17

13

1

8

10

!

                               

11

19

5

11

2

14

6

 

7

5

17

13

1

8

10

                           

Здоровье в порядке! Спасибо зарядке

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

И

Т

М

А

О

З

Ж

В

Е

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

С

У

Ш

Б

Ь

Н

Р

Й

Ё

Ы

1

6

14

17

20

18

 

17

5

7

12

4

                     

16

5

8

9

2

19

13

15

 

16

10

 

11

17

5

7

12

                             

Добрый разум наживешь не сразу

3.

1

2

3

4

5

6

7

Д

Р

Т

М

Х

О

З

 

8

9

10

11

12

13

 

Л

В

Е

Й

У

Ы

9

 

7

1

6

2

6

9

6

4

 

3

10

8

10

-

 

                       

7

1

6

2

6

9

13

11

 

1

12

5

!

                     

В здоровом теле – здоровый дух!

4.

1

2

3

4

5

6

7

Д

Р

С

М

Ж

О

З

 

8

9

10

11

12

13

 

Г

В

Е

Ь

У

А

12

4

 

1

13

 

7

1

6

2

6

9

11

10

                       

9

3

10

8

6

 

1

6

2

6

5

10

                     

Ум да здоровье всего дороже


5.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Д

И

Т

П

А

О

Х

Ж

Б

Л

Н

4

6

8

5

9

6

3

5

10

-

6

3

1

6

7

11

2

                               

Поработал – отдохни


 

Информационные источники:

Литература:

1. Е.В. Языканова. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. – М.: «Экзамен», 2013. – 126с.

Сайты:

Упражнения «Трубочисты», «Дыхательная гимнастика» - http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302810

Зарядка - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0


Зарядка для ума
PPTX / 730.68 Кб

Индивидуальные задания 1
PPTX / 239.82 Кб

Индивидуальные задания 2
PPTX / 238.9 Кб

Индивидуальные задания 3
PPTX / 231.05 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Екатерина Юрьевна Макина, 07.06.17 в 12:55 2Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за достойную работу!
Гузалия, 07.06.17 в 17:56 1Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо, очень приятно
Скрипникова Валентина Михайловна, 13.07.17 в 08:12 1Ответить Пожаловаться
замечательная методическая разработка!
Гузалия, 13.07.17 в 08:16 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Занятие тоже получилось хорошим, пролетело на одном дыхании
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.