Групповое психоразвивающее занятие «Развитие творческих способностей ребенка как средство формирования навыка принятия решений и разрешения различных жизненных ситуаций»
Автор: Педагог-психолог Болдырева Елена Александровна, МБОУ «Средняя школа г.Правдинска», Калининградская область
Групповое психоразвивающее занятие
Развитие творческих способностей ребенка как средство формирования навыка принятия решений и разрешения различных жизненных ситуаций.
Ход занятия:
1. Начало. Ребята, здравствуйте, меня зовут Елена Александровна. Прислушайтесь к себе, насколько вам сейчас спокойно, комфортно.
2. Ведущий: ребята, сегодня вы – участники экспедиции в еще неизведанные места нашей планеты. Вам предстоит на себе опробовать некоторые занятия, которыми занимаются неисследованные племена людей, чтобы понять их способы мышления, их креативность.
Мы с вами в начале пути, давайте познакомимся (уточнить, насколько ребята знакомы друг с другом). Я прошу вас назвать свое имя, назвать кто вы в этой экспедиции. И на сколько баллов вы готовы к нашей экспедиции (на сколько баллов от 1 до 10 вы сейчас готовы работать). (высказывания в кругу)
Упражнение «Выравнивание работоспособности». Все участники становятся в круг как можно плотнее, кладут руки друг другу на плечи и, двигаясь по кругу приставными шагами, говоря на каждом выдохе «МЫ», делают полный круг.
3. Ведущий: Перед экспедицией – сбор багажа. Сегодня – это некие правила, по которым будет протекать наша экспедиция. Что из них мы возьмем с собой? (ведущий на больших листах показывает правила, спрашивает: «Пригодится ли это нам в экспедиции», если дети говорят да, складываем, если нет – убираем в сторону. (высказывания в кругу)
4. Разминка. Игра «Ассоциации» (Приложение 2). Любимое занятие аборигенов – игра в ассоциации. Давайте попробуем и мы в нее сыграть (карточки со словами здоровье, любовь, мудрость, злость, печаль, интерес, любопытство, радость, проблемы, трудности, творчество). Дети по кругу или в произвольном порядке называют слова ассоциации. Второй круг – на слова показывают жест-ассоциацию.
5. Упражнение «Разожми кулак-1». Любят аборигены игры на силу да творческий подход. Вам нужно разбиться на пары (сделать это можно через упражнение: все ходят по классу, услышав звон колокольчика, все должны быстро объединиться в пары). В паре один зажимает кулак, задача второго - отогнуть первому большой палец за 1 минуту. Через 1 минуту – меняются ролями. После: маленькое обсуждение: кому удалось, кому не удалось, силу, смекалку или слова использовали?
6. Упражнение на креативность. Когда творческий подход и слова проигрывают силе, аборигены обучаются этому умению. Все становятся в два звена друг за другом. Пройти вперед и назад каждому способом, который называется «Через назад вперед» (сначала пусть дети попробуют сообразить, это как (может начать тот в ряду, кто сообразит, если нет – показать). Затем- пройти «Назад через вперед».
7. Упражнение «Да-нет» по-болгарски. Если мало времени можно в кругу, а ведущий задает вопрос (вопросы – корректные). Можно и в парах (тогда меняться ролями). На каждую часть по 2-3 минуты.
Часть 1: ведущий задает вопрос, на который можно отвечать только «да», при этом надо качать в головой (когда мы что-то отрицаем).
Часть 2: ведущий задает вопрос, на который можно отвечать только «нет», при этом надо качать в головой (когда мы что-то подтверждаем).
Часть 3: Задавать вопросу друг другу и на «да» и на «нет», соответственно покачивая головой как в части 1 и 2.
8. Второй раз решили вы испытывать чудо-игру аборигенов. Упражнение «Разожми кулак-2». Все садятся в пары, когда было упражнение «Разожми кулак» (если в первый раз не получилось - в те же пары, если получилось, в другие пары). В паре один зажимает кулак, задача второго - разжать первому кулак за 1 минуту. Через 1 минуту – меняются ролями. После обсуждение: как получилось на этот раз, что изменилось? Кто почувствовал себя более комфортно? Что было трудно? Что легко? Что чувствовали? Как можно было иначе?
9. Обратная связь в виде дерева и листочков. Напишите на листочках развного цвета: зеленый: что вы узнали о себе? Желтый – какое чувство сейчас испытываете? Оранжевый – что понравилось? Фиолетовый – что не понравилось. Вы можете на дерево поместить листочек одного или нескольких цветов. Это вы решаете сами.
10. Фотография после экспедиции (приложение 1). Каждый подходит к месту фотографии, называет, кем он был в этой экспедиции, возможно, изменилась его роль, тогда это тоже проговорить. Рассаживаемся. Ведущий фотографирует. Потом фото с ведущим.
11. Завершение. Кто догадался: что это были за неисследованные земли? (ваш внутренний мир) А кто это такие аборигены этих земель? Что ценного для себя вы сегодня возьмете с собой? (это мы сами). Спасибо!)
Приложение 1.
НАПИШИТЕ НА ЦВЕТНЫХ КЛЕЯЩИХСЯ ЛИСТОЧКАХ
Зеленый –
что вы узнали о себе?
Желтый –
какое чувство сейчас испытываете?
Оранжевый –
что понравилось?
Синий –
что не понравилось?
Вы можете на дерево поместить листочек одного или нескольких цветов. Это вы решаете сами)
Приложение 2.
ЦЕННОСТИ.
ЛЮБОВЬ |
ЗДОРОВЬЕ |
МУДРОСТЬ |
ТВОРЧЕСТВО |
ПРОБЛЕМЫ |
ТРУДНОСТИ |
ЗЛОСТЬ |
ПЕЧАЛЬ |
ИНТЕРЕС |
ЛЮБОПЫТСТВО |
РАДОСТЬ |
ЖИЗНЬ |