Статья «Исследование аспектов психологической готовности родителей к инклюзивному образованию»
Исследование аспектов психологической готовности родителей к инклюзивному образованию.
Современное образование в Российской Федерации претерпевает колоссальные изменения. На смену традиционному приходит инклюзивное образование. Оно несет как ряд преимуществ, так и обозначает большое количество проблем законодательного, организационного и других планов.
Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований в области изучения инклюзии позволяет сделать вывод о том, что значительное внимание исследователи оказывают вопросам доступности образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вопросам содержания деятельности служб психолого-педагогического сопровождения, вопросам готовности педагогов к внедрению и осуществлению инклюзивного образования. Но остаётся малоизученным вопрос формирования психологической готовности родителей к обучению детей в инклюзивной образовательной среде [Адеева,2017; Саитгалиева, 2016; Хитрюк 2015].
Психологическая готовность – это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.
Психологическая готовность зависит от личностных особенностей человека, уровня его подготовленности и полноты имеющейся информации.
Определение готовности к обучению своего ребенка в условиях инклюзивного образования стало целью эмпирического исследования, в основу которого были положены компетентностный, контекстный и аксиологический подходы [Сластёнин и др,2000, Вербицкий и др, 2010].
В качестве диагностического инструментария был использован письменный опрос (анкетирование). Анкетированние проводилсь в сентябре 2017 года на базе средней общеобразовательной школы города Новый Уренгой. В анкетировании приняли участие 98 родителей обучающихся первых классов.
По итогам исследования можно выделить следующие аспекты готовности родителей к инклюзивному образованию их детей .
1. Среди знакомых или родственников люди с ограниченными возможностями или инвалидностью встречаются у 39% опрошенных; такое же количество респондентов встречали людей с инвалидностью во дворе или на улице; 22% опрошенных не встречали и не общались с людьми с ОВЗ и инвалидностью.
2. Воспитание и обучение детей со следующими нарушениями возможно в обычной школе:
С нарушением речи (100% опрошенных);
С нарушением слуха (48% родителей);
С нарушением зрения (60% респондентов);
С нарушением умственного развития (12% опрошенных);
С нарушением опорно-двигательного аппарата (12% респондентов)
3. Мнение родителей по утверждению распределилось следующим образом:
61% опрошенных родителей считает, что представление возможности детям с нарушением слуха, зрения, движений, речи, интеллекта и др. воспитываться и обучаться вместе с обычными детьми, характеризует уровень демократии в любой современной стране. 39% считают, что проблема совместного обучения детей с инвалидностью и обычных детей никак не связана с развитием демократии в стране.
4. Дети с нарушениями слуха, зрения, движений, речи и др. в условиях совместного воспитания и обучения получат больше возможностей по мнению 39% опрошенных. 67% родителей при этом считают, что дети, не имеющие инвалидности, в условиях совместного обучения с детьми с ОВЗ научатся взаимопомощи и терпимости.
5. Инклюзивное образование реально покажет отсутствие самостоятельности и каких-либо способностей детей с ОВЗ , что в итоге снизит их самооценку – считают 22% родителей. Повысится качество образования всех детей – 22% родителей; Все поймут, что дети с ОВЗ нуждаются в помощи и особой окружающей среде – считают 56% родителей.
6. 65% родителей не согласны с тем, что их ребенок будет обучаться с «особенными детьми», так как у детей снизится успеваемость, 35% – выразили свое согласие, так как это научит ребенка сопереживанию и взаимопомощи.
7. 33% родителей считают, что здания обычных школ не приспособлены к особенностям детей, 54% считают, что в школах отсутствуют специальные образовательные программы, которые бы учитывали особенности детей с различными нарушениями; 42% родителей вместе с тем считают, что в школах отсутствует подготовленный персонал для работы с «особенными детьми».
8. Большинство родителей считает, что педагоги школ не знакомы со способами организации совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что родители первоклассников не в полной мере готовы к обучению детей в инклюзивной образовательной среде. В связи с этим необходимо разработать программу по формированию психолого-педагогической готовности родителей к инклюзии. В данную программу необходимо включить просветительскую работу родителей об особенностях инклюзивного образования, его положительных сторонах, профессиональную переподготовку педагогов и просвещение родителей о наличии дополнительных знаний у педагогов. Проведение совместных тренингов и мероприятий с родителями и детьми. Необходимо провести специфическую деятельность с родителями детей с ОВЗ и родителями детей «нормы».
Список цитируемой литературы:
1. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей : монография / Т. Н. Адеева. – Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 82 с.;
2. Хитрюк В. В. Тренинг как оптимальная форма работы с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства / В. В. Хи-трюк, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог. — 2017. — № 6. — С. 270—286.
3. Саитгалиева Г. Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании / Г. Г. Саитгалиева // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». — 2016. — Vol. 18. — № 2. — С. 788—793.
4. Сластенин В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современ- ного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. — Москва : Логос, 2000. — 422 с.