Психологическая игра «Большой костер»
Психологическая игра «Большой костер» 8 – 9 кл
Цель: способствование осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения, сплочение детского коллектива, развитие толерантности.
Задачи:
Формирование представлений о вербальном и невербальном общении, толерантности.
Совершенствование коммуникативных навыков
Совершенствование навыков решения конфликтных ситуаций
Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
Развитие мыслительных способностей
Обогащение опыта межличностного взаимодействия
Развитие рефлексии, эмпатии
1. Введение в тему.
Психолог: здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день, чтобы поговорить о доброте и толерантности.
Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы
Любой человек –
Частица природы,
Живет по законам
Капризной погоды:
То стойкое солнце
Светит в оконце,
То горькие бури
(Источники хмури
Сердечной)
Его теребят бесконечно.
От солнечных дней
Скрываться не надо,
Расслабься и млей,
Не мечтай о прохладе,
Ведь солнце это –
Любовь и друзья,
От них укрываться
Грешно и нельзя
-А всегда ли над головой светит солнце, поют птицы, смеются дети?
. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети (за последние 5 тысяч лет на планете произошло 14 тысяч войн, погибло почти 5 миллиардов человек). А все потому, что некоторые люди не умеют и не хотят понять друг друга, не умеют быть терпимыми друг к другу, не умеют прощать.
Знаете ли вы что такое толерантность? (ответы детей)
Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
2. Основная часть
Для того, чтобы понять различия, понять и принять непохожих людей, надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?.. (со знакомства)
Игра «Встаньте те, у кого…»
Голубые глаза;
Любимый урок – это труды;
Темные волосы;
Светлые волосы;
Кто любит заниматься спортом;
Кто любит читать книги;
Кто любит сидеть в телефоне;
Кто любит есть конфеты на ночь;
Кто считает себя хорошим другом.
Отлично! Немного получше узнали друг друга, а теперь выберете фишки.
По цвету фишек разделитесь на две команды.
И послушайте историю…. Однажды, на затерянном в Тихом океане острове, жилит два племени. Они были абсолютно разными, у них были разные обычаи, внешне они выглядели абсолютно по-разному, у каждого племени был свой язык. Но они жили дружно, пока на холме горел большой костер. Он никогда не потухал, каждый житель острова обязан был дежурить возле него и поддерживать в нем огонь. Так и жили два племени мирно, пока горел огонь костра…
Итак, вы поделились на два племени. Придумайте название своего племени и выберете вождя.
(представление племен)
А теперь в знак уважения поздороваемся, но не по-простому, а
Как курицы, как котики, как рыбки, как сонные мухи, как инопланетяне.
Отлично! Выразив друг другу приветствие, послушаем нашу историю дальше…
(Психолог выбирает одного из участников)
Горел большой костер из года в год и не гас, но однажды один человек из племени……..караулил костер, но начался сильный звездопад и он засмотревшись на красоту неба совсем забыл про костер. О нет! Костер потух! Тут же это увидели соплеменники и жители другого племени и начали (что делать?) (Можно ли избежать драки?) Вот так и в жизни, если хочешь разобраться, то нужно это делать на холодную голову.
Но чтобы нам снова зажечь костер, нужно выполнить ряд заданий, за каждое задание вы получаете полено.
1 задание: прочитаем две совершенно разных истории и сравним их.
Начало первой истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...
Начало второй истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...
Как вы думаете, что чувствовал первый рыбак, когда его считали чудаком и не принимали?
Это обидно?
А второй рыбак тоже был не таким как все, но его принимали, как вы думаете, ему легче было жить, чем первому рыбаку?
А как на месте соплеменников надо было поступить с первым рыбаком?
А были ли в вашей жизни ситуации, когда вас не принимали?
Что вы чувствовали?
2 задание «Пойми меня» (по 3 человека от племени)
Итак, перед племенами возникла сложная задача, им потребовалось соорудить плот, но вот беда, говорят то они на разном языке, но все равно как-то должны понять друг друга.
Первое племя:
- Тумба юмба! Барамба!
- Бамба Барамба!
- Биба! Боба! Барабоба!
Второе племя:
- люля кулюля!
- Ляля, люлю, кулю!
- Ой, люлю!
Психолог: вот и поговорили! А самое главное, что поняли друг друга. Ребята, тяжело было понять друг друга? На нашей планете огромное множество людей, говорящих на разных языках, но несмотря на это мы должны их принимать и уметь с ними договариваться.
3 задание «Решение проблемы»
Вот незадача, костер то так и не загорелся, не хватает полешек! И проблемы сыпятся, как из рога изобилия! Но я думаю наши племена с ними отлично справятся.
Я вам раздам карточки, а вы, посовещавшись должны решить проблемы, потом выйти и инсценировать нам, то что написано на карточке.
1 ситуация:
Племя собралось на охоту, они уже в засаде, зубастый тигр крадется совсем близко, но оказалось, что один из соплеменников забыл взять с собой копье…
2 ситуация:
На празднике, посвященному удачному улову рыбы, один из соплеменников так увлекся едой, что все съел!
Психолог: видите, всегда можно найти выход из ситуации, не используя кулаки и обидные слова.
4 задание «Зароем топор войны»
Чтобы зарыть топор войны, племени нужно зажигательно станцевать с представителем другого племени.
5 задание «Остров толерантности»
Итак, мы с вами, пожив на таком прекрасном острове, где царит только добро, сострадание и терпимость, многому научились. Давайте сейчас завершим наше испытание, изобразив «Остров толерантности». Для этого нужно будет выбрать ладошку, на которой написано составляющее толерантности. В начале задания мы их озвучивали, но не спешите, смотрите внимательно, есть лишние ладошки.
3. Рефлексия
Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Что запомнилось?
Чему мы научились на занятии?
Что было трудно выполнить?
Что такое толерантность?
Ребята, посмотрите, большой костер снова горит! А значит в ваших племенах всегда будет царить мир, дружба и терпимость друг к другу!
Начало первой истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...
Начало второй истории.
Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...
- Тумба юмба! Барамба!
- Бамба Барамба!
- Биба! Боба! Барабоба!
- люля кулюля!
- Ляля, люлю, кулю!
- Ой, люлю!
Толерантность