Публикация «Выявление и поддержка творчески одаренных детей»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я Перевертова Ирина Александровна педагог-психолог детского сада комбинированного вида «Яблонька». Тема моего доклада «Поддержка и выявление творчески-одаренных детей».
Одной из главных и актуальных задач современного образования является поддержка и развитие внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения.
Свою работу с одаренными детьми я начала с ознакомления программы детского сада «Маленький талант», на основе которой создала рабочую программу для одаренных детей «Одаренные дети». Она направлена на создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Психологи и педагоги выделяют несколько видов деткой одарённости, среди которых – творческая. Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе, поэтому раскрытие таких способностей у ребенка является важным моментом.
В дошкольном возрасте творчество проявляется в замысле – выборе темы игры, в нахождении способов осуществления задуманного. Самое главное, дети не копируют видимое ими, а искренне передают свое отношение, мысли и чувства к изображаемому. Воображение детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Именно в этот момент можно выделить творчески одарённых детей.
Определить одаренность в ходе одной только первичной (ранней) диагностики нельзя. Поэтому воспитателю совместно с психологом важно отследить уровень способностей детей на всех этапах их развития.
Например, в возрасте 2-3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
Уже в 5-6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка - повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления, которые характеризуются умением мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, то есть выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.
Мною была проведена первичная диагностика в старших и подготовительной к школе группах. По итогам проведенной диагностики я определили индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить. Это дает возможность разработать индивидуально-образовательный маршрут на ребенка, который реализуется через психолого – педагогические технологии, рекомендации педагогам, родителям.
Из общего количества детей данных групп -62 ребенка, выявлено 9 детей с ярко выраженными способностями. Из них:
3 ребенка (30%) с художественно-эстетическими способностями;
1 ребенок (10%) с музыкальными способностями;
2 ребенка (25%) с интеллектуальными способностями;
1 ребенок (10%) с артистическими способностями;
2 детей (25 %) со спортивными способностями.
Для психологической диагностики творчески-одаренных детей я использовала методики:
-«Незаконченные рисунки» (М.В. Ильина);
-«Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.);
-«Необычное использование» (тест Гилфорда в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.).
Периодически в ходе этих занятий проводятся индивидуальные и коллективные обследования детей. Систематичность, долговременность этой работы призвана служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации.
Желание ребенка продолжать занятия - один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам - одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Таким образом, уже сам ребенок участвует в оценке собственной одаренности.
Для работы я брала следующие целевые группы: родители, дети, педагоги.
Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей со всеми детьми были организованы занятия по дополнительному образованию, которые так же посещают одаренные дети. Занятия предусматривают обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Обучение ведется по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в таких кружках:
-студия художественного труда «Волшебные ручки»;
-театральная студия «Театральная ступенька»;
-вокально-инструментальная студия «Домисолька»;
-студия художественного творчества «Пластилиновая планета»;
-интеллектуально – познавательный кружок «Ментальная арифметика»;
-«Танцы на воде» (эбру);
-спортивная секция-карате.
Так же проводится консультационная работа с родителями по вопросам выявления и поддержки одаренных детей.
Работа с педагогами дошкольного учреждения, которая заключается в помощи выявления детской одаренности, обсуждения формы работы с одаренными детьми.
Одаренные дети принимают участие в праздниках, конкурсах, выставках и совместных мероприятиях, где педагоги предоставляют детям возможность реализовать себя. Проведение конкурсов чтецов стало традиционным мероприятием, дети учатся выразительно читать стихи, преодолевать страх перед публичными выступлениями. Музыкальный руководитель на занятиях развивает у детей музыкальные способности, рекомендуют родителям продолжать обучение в школе искусств. Воспитанники регулярно участвуют в конкурсах рисунков и поделок различного уровня и занимают призовые места.
Итак, в соответствии с целью программы “Одаренный ребенок” была разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимизация образовательного процесса была достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка рабочих образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка – носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.
Кияйкина Наталья Федоровна
Епихина Ирина Александровна