Проект «Психологическая реабилитация детей с освобождённых территорий и их родителей с применением арт-терапевтических технологий»

0
0
Материал опубликован 16 November 2022



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»









Проект



Психологическая реабилитация детей с освобожденных территорий и их родителей с применением арт-терапевтических технологий





























Донецк-2022

Содержание



Введение



Обзор литературных источников



Основная часть



Заключение



Список использованных источников









































Аннотация



Проект «Психологическая реабилитация детей с освобожденных территорий и их родителей с применением арт-терапевтических технологий» призван осуществлять комплексную психологическую и духовную реабилитацию детей и их родителей, имеющих посттравматические стрессовые расстройства с применением арт-терапевтических технологий. В проекте раскрыты цели, задачи, а также дано обоснование актуальности и необходимости проведения реабилитации.















































Введение.

Проект уникален, т.к. на данный момент на территории ДНР не существует специализированных учреждений по комплексной психологической реабилитации детей и их родителей, страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Идея создания Проекта возникла как реакция на крайне неблагополучную ситуацию в сфере оказания психологической помощи детям и их родителям, получившим психологическую травму, находившихся в экстремальных условиях. По данным различных исследований, в России в специальной помощи в связи с наличием у них посттравматических состояний нуждаются от 1,4% до 5,2 % россиян, а среди взрослого гражданского населения, находившихся в зоне боевых действий процент по разным данным может достигать от 18, 5% до 54%, а детей более 78% нуждаются в реабилитации.

Интенсивность страданий, связанных с полученной травмой, может быть невероятно сильной и оказывать влияние на все аспекты личности, вплоть до полного нарушения нормальной жизнедеятельности детей и суицидальных тенденций.

Различные типы реагирования на болезненные переживания представляют собой, прежде всего, поиск адекватности в ситуации, ставящей под угрозу основы жизни. Однако наряду с конструктивными способами реагирования, позволяющими справиться с кризисом и сохранить целостность личности, существуют и так называемые деструктивные стратегии совладания с посттравматическими состояниями. К ним относятся разнообразные психосоматические расстройства, невротические расстройства, депрессивные состояния, закрепление травматических отношений, затяжные внутренние конфликты, что часто является причиной резкого снижения качества жизни пострадавших. Вышеперечисленные деструктивные тенденции, безусловно, лежат в основе многих тяжелейших соматических и психических заболеваний и расстройств, которые неизбежно ведут в дальнейшем к снижению качества жизни, социальной дезадаптации, появлению различных видов зависимостей, а иногда и инвалидизации.

В случае, если психологическая помощь в разрешении возникшего кризиса не оказывается, или оказывается несвоевременно, негативные последствия травмы затрагивают в дальнейшем все стороны жизнедеятельности пострадавшего, нанося непоправимый ущерб его личности.

На данный момент практически отсутствуют подготовленные специалисты по кризисным состояниям, которые могут эффективно работать с указанным контингентом пострадавших. Кроме того, для эффективного оказания помощи таким пациентам требуется срочная психологическая реабилитация с применением арт-терапевтических технологий.

Существующие попытки оказания психологической помощи разным категориям детей и взрослых, переживших тяжелый кризис, как правило, не являются системными, используют опыт зарубежных психологов без учета специфики национальных духовных традиций, а зачастую носят спекулятивный характер. Имеющиеся на данный момент лечебные учреждения Республики не работают с глубокими переживаниями пациентов, а в большинстве случаев ограничиваются фармакотерапией и симптоматической психотерапией, что делает их малоэффективными в долгосрочной перспективе.

Очевидно, что сложность и масштабы проблемы требуют серьезного научно-обоснованного комплексного подхода, учитывающего особенности российского менталитета и возможности традиционной русской духовной культуры.

Основной инструмент проекта - арт-терапия. Арттерапия - это «гибкий» (вариативный) метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; она предполагает также использование различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния. Арт-терапия помогает «включить» особый способ видения событий окружающего мира - способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, а не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле.



Обзор литературных источников.

Искусство, как терапевтическая техника, впервые была применена Маргарет Наумбург, воспитанной в духе традиционного психоанализа, в рамках которого акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. Как вспомогательную технику М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок. Экспрессия, возникающая в этом подходе благодаря искусству, становилась фундаментом, на основе которого психологи проводили интерпретацию конфликтных ситуаций клиентов. В своей работе Наумбург опиралась на идею Зигмунда Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты во время психоанализа. Продолжательницей работ М. Наумбург в 1950-х гг. стала Эдит Крамер, представлявшая другое отношение к арт-терапии, работая исключительно с детьми. Е. Крамер утверждала, что художественный процесс оказывает сам по себе оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Она считала, что задача терапевта заключается в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки. В такой арт-терапии терапевт играл роль скорее учителя и художника, чем пассивного интерпретатора. Возник спор между двумя концепциями - одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный с помощью искусства. Большое влияние на развитие арт-терапии оказала также Ханна Якса Квятковская, которая включила ее в процесс диагностики и лечения семей. Работая в Национальном институте психического здоровья (National Institute of Mental Health), X. Я. Квятковская установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом. Семейные рисунки придавали большое количество диагностической информации о связи между членами семьи и о том, как они видят свои роли в семье. Американский арт - терапевт Шон МакНифф рассматривает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии. Ш. МакНифф описывает различные методы работы, включая, в частности, работу с образами и эмоциональными реакциями участников групп, беседы с образами в форме диалогов, их художественное описание, визуализацию и перформанс. Британский арт - терапевт и художник Андриан Хилл говорил о том, что изобразительная деятельность имеет способность отвлекать пациента от болезненных переживаний и помогает ему концентрировать внимание на процессе выздоровления. Гуманистическое направление в психологии позволило арт-терапии стать самостоятельной терапевтической техникой, в которой особое внимание уделяется самому процессу творчества, а в 1960-х гг. арт-терапия уже считалась отдельной профессией.

Основная часть.

Главным принципом, лежащим в основе реабилитации, является работы не только с травмой, но и с личностью человека, как целостным динамическим образованием, обладающим способностью к самовосстановлению и саморегуляции. Метод арт-терапии оптимально подходит для достижения основной цели – снятия последствий пережитых ситуаций. Он позволяет не просто справиться с тяжелой ситуацией, но и преобразовать травматическое переживание из источника страданий, в приемлемый опыт, который может быть безболезненно осмыслен и включен в общую ткань внутренней картины мира.

Арт-терапия предоставляет возможность свободно выражать свои чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально допустимой форме. Живопись, графика, лепка являются способами разрядки внутреннего напряжения, так часто возникающего у взрослых и детей. Методы арт-терапии способствуют развитию и усилению внимания к своим чувствам, мыслям, эмоциям. В процессе художественного творчества взрослые и дети учатся концентрировать свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внешних и внутренних конфликтов. У них развивается наблюдательность (способность к внимательному, вдумчивому рассмотрению), внимание к предметным характеристикам, деталям и их взаимосвязям. Кроме того, обращение к личному опыту, привлечение ассоциативного материала в смежных видах искусств способствует развитию творческого воображения, сенсорных способностей (чувства ритма, линии, формы, пространства, фактуры, цвета).

Таким образом, основное предназначение предлагаемого метода – помочь пострадавшим пройти через тяжелейшее кризисное состояние, каким на личностном уровне, безусловно, является состояние посттравматического стресса, обеспечив не просто сохранность личности, но и естественную тенденцию к социальной активности и духовному развитию.

Кроме того, важной отличительной особенностью Проекта является осуществление комплексной системно-семейной посттравматической реабилитации, адресованной детям и их родителям. Наряду с общей семейной реабилитацией в условиях Проекта возможно проведение реабилитационных мероприятий и в детских, подростковых и взрослых отдельных психологических минигруппах, с учетом психологических особенностей каждой возрастной категории.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта - психологическая реабилитация детей с освобожденных территорий с применением арт-терапевтических технологий, проработка травмирующих их переживаний так, чтобы они не легли в дальнейшем в основу дезадаптивного поведения, не стали препятствием для социальной реадаптации и не привели к задержке развития и деформации личности. Долговременный эффект реабилитационных мероприятий заключается в отказе личности от деструктивной стратегии совладания с травмой и переходе на новый этап личностного развития.



Задачи проекта:

вселить надежду на избавление от боли, страданий, мук;

дать выход агрессии, негативу;

облегчить процесс лечения;

вызвать яркие эмоции;

сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях;

повысить самооценку;

запустить механизм личностного роста;

помочь успокоиться, расслабиться;

выразить свои ощущения;

подтвердить свою индивидуальность, значимость.

В рамках проекта психологической реабилитации предлагается использование следующих арт-терапевтических методов:

Музыкотерапия — возвращает к целостности. Контролируемое использование музыки в лечении и реабилитации. Почему именно контролируемое? Музыкотерапия сразу действует на лимбическую систему, никакая кора не защитит от музыки. Конкретная музыка актуализирует длинную цепочку ассоциаций, которую человек не может отследить и это всегда надо учитывать, а также музыка может лечить.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, участвует в связи ВПФ. Рисование помогает понять и ощутить самого себя, смоделировать внутреннюю и внешнюю действительность, освободиться от негативных переживаний прошлого.

Драматерапия решает многие задачи - это и осознание своих поведенческих и телесных моделей; развитие импровизации и спонтанности; способность «режиссировать свою собственную жизнь; есть возможность переиграть сценарий своей жизни; расширить репертуар поведенческих моделей, развить телесную пластичность и пластичность телесной, когнитивной, эмоциональной сфер; вернуться в прошлое и заглянуть в будущее, развить множественность личности , то есть стать другим.Судя из задач, которые решает драматерапия можно сказать, что она многогранна.

Сказкатерапия-это самый древний метод психологии, концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях, о жизненных ценностях, о внутреннем мире автора. Иносказательная форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Вообще сказка-это лекарство для души, хотя сказкоторапия отличается от сказки, но первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд. Также , хочу отметить , что сказкотерапия подходит исключительно всем, так как достаточно мягкое влияние сказки помогает скорректировать поведение, пересмотреть жизненные установки и.т.д.

Библиотерапия-метод психотерапии, использующий литературу, как одну из форм лечения словом. Библиотерапия произошла от латинского слова книга, а терапия –это лечение, то есть лечение книгой или уход за больным.Одно из первых упоминаний использования книг в лечебных целях относят к 1272 году.

Эти комплексные мероприятия должны будут привести к улучшению качества жизни, социально-психологической адаптации к новым условиям жизни, нормализации общего психологического состояния и улучшению их общего психологического статуса.

Кадровая политика Проекта

Проект дает возможность привлечь к работе специалистов из разных областей, имеющих опыт работы с детьми и взрослыми, которые могли бы оказать организационную и консультативную помощь, а также проводить арт-терапевтические занятия.

Заключение

Необходимость оказания психологической помощи детям и их родителям находившимся в зоне боевых действий, родственникам и близким умершего человека, не вызывает сомнений. К сожалению, традиционно такому контингенту пострадавших оказывается недостаточно внимания. Причина этого, в основном, в отсутствии достаточного количества подготовленных специалистов и необходимых условий для реабилитации.

Своевременно оказанная психологическая и духовная помощь этим лицам является важным профилактическим средством, позволяющим избежать появления еще более серьезных и глубоких хронических психологических нарушений и психосоматических расстройств





Список использованных источников:

Анашкина А.В. Посттравматический стресс у родителей ожоговых детей // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - №1.

Бачериков Н.Е., Воронцов М.П., Петрюк И.Т., Цыганенко А.Я. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний.- Харьков: Основа, 1995.- 276 с.

Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №4.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995. - 128 с.

Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоров`я, 1983. - 136 с.

Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб., 1996.

Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.

Гринберг Дж.С. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.

Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988.

Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 3. - С. 50-56.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М.: Моск. кадровый центр, 1990. - 32 с.

Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 2.

Каган В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму // Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. - СПб.: Ин-т Гармония, 2001.

Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.

Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4.

Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология // Природа. - 1989. - №7.

Коврова М.В. Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы // Психологическая поддержка инновационных процессов в транзитивном обществе: Материалы Всероссийского симпозиума. - М., 2001.

Кокс Т. Стресс / Пер. с англ.. - М., 1981.

Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. И.В. Савельевой. - М.: Шанс. - ?

Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. - М.: Наука, 1970. - 200 с.

Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса "белых воротничков" // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. - М.: Радекс, 1995.

Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11. - С. 2-16.

Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993.

Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981.

Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, 1983.- 234 с.

Перес Л.Р. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. - М., 2001.

Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. - №5.

Положий Б.С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1996. - №1-2.

Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М.: Изд-во Института психотерапия, 2000.

Работа с вторичной травмой // Конфликт и травма. Актуальные вопросы оказания помощи при травматичеких и посттравматических стрессовых расстройствах. Вып. 1. - СПб., 2002.

Ротштейн В.Г. Посттравматический стрессовый синдром // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М., 1999.

Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом. - Воронеж: НПО МОДЕК, 2000. - 176 с.

Сандомирский М.Е. Личностно-типологические особенности адаптации к пенитенциарному стрессу. / Материалы Всерос. конференции по психотерапии. - М.: Ин-т психотерапии, 2000.

Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году // Новое о гормонах и механизме их действия. - Киев: Наукова думка, 1977.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960.

Селье Г. Стресс без дисстресса. - М., 1982.

Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.

Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М.: Спорт, 1983.

Спицин А.П., Камакин Н.Ф., Дуркин А.В. Индивидуальные особенности устойчивости к эмоциональному стрессу // Материалы VIII Международного симпозиума "Эколого-физиологические проблемы адаптации" / Под ред. Агаджаняна Н.А. - М.: Изд. РУДН, 1998. - 510 с.

Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журнал ВНД. - 1998. - Т.48, вып. 3.

Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

Стрессология - наука о страдании. - Ереван.: Изд-во Мегаполис, 1996.

Суворова В.И. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.

Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 232 с.

Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Автореф. дис. - Л., 1973.

Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений - современное состояние проблемы // Психологический журнал. - 1992. - №2.

Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988. - 176 с.

Харитонова И.В. Дизадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе. - Автореф. дисс. канд. мед. наук. - СПб., 1997.

Черепанова Е. Психологический стресс - помоги себе и ребенку. - М., 1997.

Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995.

Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. - Днепропетровск, 1997.

Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000.

Эверли Д.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. - М., 1985.

Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970. - 328 с.

Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция. - Л.: Наука, 1990. - 238 с.

http://www.psyinst.ru/library.(электронная библиотека) книга «Кризисные состояния и постстрессовые расстройства .Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства»

































Приложение

Особенности реабилитационной работы с разными возрастными категориями

Принцип сочетания групповой и индивидуальной форм работы позволит формировать минигруппы по возрастному признаку и вести групповую часть работы отдельно с детьми и взрослыми с учетом психологических особенностей каждой возрастной группы.

Последствия психологической травмы имеют совершенно разное значение в структуре личности ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека и требуют разных подходов при выборе метода арт-терапии. От психологического возраста также зависят особенности и соотношение личностных ресурсов, на которые может опираться реабилитационная работа для совладания с травмирующими переживаниями, что также является определяющим фактором при подборе конкретных методов. Наконец, задачи реабилитационной работы зависят от дальнейшей социальной ситуации, на успешную адаптацию к которой направлены методы социально-психологической реадаптации.

Таким образом, подбор комплекса групповых и индивидуально-терапевтических арт-терапевтических методов осуществляется с учетом характера психотравмирующей ситуации, состава семьи, возрастных и индивидуально-личностных особенностей.

Методы комплексной реабилитации

Деление конкретных методов, используемых в системе комплексной реабилитации, является достаточно условным, поскольку в структуре личности все уровни, которым адресованы те или иные техники, теснейшим образом взаимосвязаны. Воздействие на телесном уровне оказывает влияние на психическое и духовное состояние точно так же, как и изменения духовного состояния отражаются на душевном и физическом здоровье человека. Согласованное воздействие на всех уровнях личности способствует активации естественного взаимодействия между ними, что является мощнейшим фактором личностной интеграции и залогом успешного совладания с последствиями травмирующей ситуации.

Техники арт-терапии.

Техника №1(возможность видеть, остановиться)-терапевтическая группа (дается пастель и гуашь, А3 А4 бумагу будем делать три рисунка)

Использовать эту методику, это качнуть групповую динамику.

1 этап-рисунок своего автопортрета ( что хотите рисуйте, можете метафору)

2 этап- садимся лицом друг к другу, закрываем глаза ( ты имеешь права показывать себя и смотреть на других)

3 этап- рисуем портрет своего партнера

4 этап-процедура

ОБЩИЙ РИСУНОК –основная задача не помирить, а все переводить в диалог, 2 или боле человек рисуют рисунок на одном листе бумаге. (с 8 лет можно давать рисовать общий рисунок)

-видеть детско-родительские отношения

-супружеские отношения

-конфликтные

(мы тянем неуважение к себе или неуважение к партнеру)

РИСУНОК АВТОПОРТРЕТА (Метафорический автопортрет)

Если бы я была бы растением

Если бы я была бы посудой

Если бы я была бы оружием

Если бы я была украшение

Работа.

- что первым нарисовано было, что вторым и.т.д.

- что на ваш взгляд самое невзрачное

- после беседы менять, менять, куда бы хотела положить

- какой хочется переделать, дорисовать (если хочет дорисовать спросите, что хочет дорисовать)

- трудно это как?

( что за дерево, где растет, смотрю)

ПРАВИЛО РАБОТЫ С РИСУНКОМ:

Рисунок можно рисовать везде, но нужно менять ракурс (рисовали на столе положили на пол и.т.д.) Если человек не может рассказать о рисунке, придумайте рассказ

- из чего сделан?

- а кто его сделал?

- а где он лежит?

- как вам нравится то, что вы получили?

- то что вы видите глазами, соответствует действительности?

Если в рисунке есть нелепость, держать оценку при себе.

ЗАПРЕЩЕН ВОПРОС « ПОЧЕМУ?» Можно задавать:

-по какой причине?

-для чего?

-с какой целью?

-зачем?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.