Психологические аспекты формирования здоровье cберегающей компетентности педагогов в работе практического психолога
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ
«Психологические аспекты формирования здоровье cберегающей компетентности педагогов в работе практического психолога».
Автор составитель:
Педагог-психолог МОУ №125г.Донецка
Машко Анна Валерьевна
2018 г.
Аннотация проекта.
Проект направлен на повышение уровня системы работы педагогов – психологов общеобразовательных учреждений по направлению «работа с педагогами», овладение и применение в своей работе разнообразных инновационных методов.
Механизм реализации проекта предусматривает применение ряда действий педагогом-психологом в отношении педагогических работников что создаст условия для формирования здоровьезберегающей компетентности и будет способствовать ориентации педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетентности педагогов в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс, возможность применения на практике системы формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования. Для реализации проекта предусматривается взаимодействие всех участников: акцентируется внимание на организацию работы с педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, так-как педагогическая деятельность характеризуется повышенным фоном стрессогенности, и немаловажным в работе педагога психолога является деятельность направленная на обучение и информирование педагогов о способах и методах профилактики и преодоления профессионального выгорания, и повышение стрессоустойчивости. Умение управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые ситуации входит в компоненты социального и духовного здоровья, поэтому в проекте этим вопросам уделяется значительное внимание. Современные дети, поставленные в ситуацию необходимости сдавать различные тесты, начиная с начальной школы, крайне нуждаются в соответствующих умениях и навыках, следовательно, педагог любой ступени обучения, владеющий соответствующими навыками способен помочь и ребенку.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………2
Содержание…………………………………………………………………….3
Введение………………………………………………………………….…….4
Цель и задачи проекта…………………………………………………………5
Научно теоретические аспекты и организация деятельности………………6
Организационно – методическое обеспечение проекта………………….....11
Содержание деятельности…………………………………………………….11
Уровни реализации проекта…………………………………………………..12
Этапы реализации проекта……………………………………………………12
Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………....14
Возможные перспективы проекта…………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………...16
Приложение 1. Диагностика профессионального «выгорания»…………..21
Введение
Актуальность проекта.
Одним из ключевых направлений развития новых образовательных стандартов является становление здоровьесберегающих технологий. Перед системой образования поставлена конкретная цель - воспитание в процессе образования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих стратегий поведения. Для достижения поставленной цели необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетентности педагогов в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс, вооружение их методикой формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования. Для организации работы по данным направлениям необходимо решение вопросов программно-методического обеспечения с учётом накопленного позитивного опыта, внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесберегающего поведения как основы здорового образа жизни обучающихся и педагогов. Данный проект направлен на разработку и реализацию вопросов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса через создание условий формирования у педагогов компетентности в области здоровьесберегающей деятельности.
Инновационность проекта.
Участие педагогов в данном проекте повысит эффективность здоровьесберегающей работы в школе, где педагог-психолог, а также администрация школы скоординирует эту деятельность, оказывая методическую и организационную помощь. В процессе реализации проекта координаторы и участники осваивают базовые понятия в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, подходы к организации комплексной оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, оценке эффективности учебно-воспитательного мероприятия с точки зрения его здоровьесберегающей направленности. Получат навыки оценки своего психологического состояния, овладеют методами и приемами борьбы со стрессом, педвыгоранием, проектирования образовательного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в рамках своего функционала. Функция координаторов работы по сохранению и укреплению здоровья в школе чрезвычайно важная. Именно они являются тем стержнем, генератором, который направляет, организует, а главное, помогает реализовать здоровьесберегающую деятельность в школе.
Форма реализации проекта отличается разнообразием методов и подходов по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, акцент сделан и на лекционные формы работы, и на практические, тренинговые, занятия, с использованием различных образовательных технологий, включая работы с интернет ресурсами. В программу входят также коммуникативные тренинги позволяющие педагогам не только пополнить методическую копилку приемов, но и реально оценить свои профессиональные затруднения в сфере общения, наметить пути профессионального самосовершенствования. Умение управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые ситуации входит в компоненты социального и духовного здоровья, поэтому в программе проекта этим вопросам уделяется значительное внимание. Педагогическая деятельность характеризуется повышенным фоном стрессогенности. В связи с этим один из модулей программы посвящён обучению педагогов способам профилактики и преодоления профессионального выгорания.
Цель и задачи проекта.
Целью проекта выступает включение педагогов в совместную деятельность с педагогом-психологом, по реализации программы, формирования у педагогов компетентности в области здоровьесберегающей деятельности. Данная цель конкретизируется и достигается за счет решения следующих задач:
1. Информирование педагогов о базовых понятиях в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, подходах к организации комплексной оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, нормативно-правовой базе здоровьесберегающей деятельности.
2. Освоение техник и приемов самостоятельной регуляции внутренних состояний, позволяющих избавиться от стрессов, их последствий, а также усилить стрессовую устойчивость организма, укрепить здоровье и повысить жизненный тонус.
3. Создать условия для формирования навыков проектирования образовательного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Научно теоретические аспекты, и организация деятельности.
Каждодневная профессиональная педагогическая деятельность сопряжена с колоссальной психической нагрузкой, потому что педагогу приходиться постоянно решать новые, сложные психолого – педагогические задачи, без предоставления времени для их обдумывания и выбора наиболее удачного решения. Не случайно профессиональная деятельность педагога признана одной из наиболее стрессогенных профессий современности.
Характер негативного влияния профессиональной деятельности педагогов на уровень их психофизиологического здоровья отображается в документах всемирной организации охраны здоровья (ВОЗ), по данным которой коэффициент стрессогенности педагогической деятельности составляет 7,2 балла (при максимальном коэффициенте – 10 б., наибольшая стрессогенность). Не случайно психологами, и многими педагогами, учебно – воспитательный процесс признан «стрессовым занятием», ведущим к апатии, депрессии, пессимизму, болезням, «нервному эмоциональному истощению», «профессиональному выгоранию», «профессиональным психологическим кризам».
Нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности – это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Все это становиться причиной утраты профессионального здоровья педагога, т.е. утраты способности организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Но без здорового педагога недостижима главная цель здоровьеcберегающих образовательных технологий – здоровье ребенка. Нездоровый педагог не может обеспечить своему воспитаннику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья детей, так как в этой работе необходим личный пример.
В новых условиях кризисного реформирования жизни складывается принципиально новый подход к профессиональному здоровью педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее республики. Профессиональное здоровье становиться базовым свойством личности педагога и предусматривает:
Сохранение в образовании профессионалов высокого уровня, чье здоровье определяет стабильность результатов их труда;
Новую психологическую установку на здоровье как социально – экономическое благополучие в системе конкуренции и сложных условиях выживания.
Концепция «профессиональное здоровье» - как процесс научного осмысления практики жизни и труда педагога, предусматривает разработку комплексной (межведомственной) программы сохранения и восстановления здоровья, подкрепленную на всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно – восстановительном. В каждой области, безусловно, есть свои приоритеты, своя инфраструктура.
Психология, как отрасль научного и практического знания рассматривает «здоровье» с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих педагогу здоровье, а «психическое здоровье педагога» - как «меру способности педагога выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире».
Так – как психологическая служба системы образования – «это служба охраны психического здоровья всех участников педагогического процесса[35, c.339], то основное содержание работы психолога составляют не только проблемы психического здоровья ребенка, но и педагога.
Ведущие психологи В.Панюк, Т.Титаренко, Н.Чепелева, В.Рыбалка, Л.Уманец, Н.Мацнева и др. подчеркивают, что к числу основных задач психологической службы системы образования относиться «повышение уровня эффективности учебно – воспитательного процесса, своевременное выявление трудностей, проблем и условий индивидуального развития личности, коррекция межличностных отношений всех участников УВП, профилактика отклонений в индивидуальном развитии и поведении» [13, c.4]. Все профессиональные действия работников психологической службы должны быть направлены на реконструкцию жизненной ситуации личности, ее жизненного пути, разработку возможных вариантов решения психологических проблем, осуществление корректирующее - развивающего воздействия на человека.
Исходя из определения психического здоровья в терминах активности и личностного развития, можно говорить о том, чтобы запустить новые продуктивнее механизмы, обеспечивающие процесс развития. Механизмы личностной саморегуляции экзистенционального уровня должны характеризоваться, во-первых глобальностью, способностью детерминировать развитие и, во-вторых, динамичностью, способностью к собственному развитию, создающему мотив и интерес быть здоровым.
Ключевой проблемой здесь является недостаточная престижность здоровья, сниженное самосознание педагогами ценности своего здоровья.
Теоретическая значимость внедрение проекта: информирование педагогов об истинном состоянии их психического здоровья, причинах его ухудшения и предлагаемых средствах, формах его укрепления, используя психологический метод работы психолога, психологическая диагностика с направленностью на диагностику состояния психического здоровья педагогов. Использование диагностики целесообразно на начальном этапе проекта с целью изучения показателей здоровья-нездоровья педагогов, и на заключительном, как контрольный метод полученных результатов.
Психологическое здоровье является одной из составляющих общего здоровья человека, обозначенного экспертами ВОЗ (1976) как «полное физическое, душевное и социальное благополучие человека, которое обусловлено не только отсутствием заболеваний, но и повреждений».
При этом следует разграничивать понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». «Психическое заболевание часто имеет более или менее выраженную органическую основу, а психологическое – душевное нездоровье изначально психогенно, т.е. поражено психологическими трудностями, которые испытывает личность».
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В.Дубровиной [16c/29], которая под этим понятием понимает психологические аспекты здоровья, т.е. то что относиться к личности в целом, находиться в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический (ценностный), инструментальный (рефлексия как средство самопознания) и потребностно – мотивационный (потребность в саморазвитии) компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей Ему соответствует как абсолютное принятие себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п.
Инструментальный компонент предполагает владение человека рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себя, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояние других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения так и поведения окружающих.
Потребностно - мотивационный компонент определяет наличия у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становиться субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие, и становиться «автором собственной биографии» [53].
Практическая значимость проекта: развитие способности выступать активным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Профилактика фрустраций, становление механизмов саморегуляции, профилактика деформации внутреннего мира личности педагога как важная ступень в сохранении психического здоровья. Применение методов психологической коррекционно-развивающей и восстановительной работы, лектории с элементами тренинговых занятий, с целью создания условий восстановления психического, психологического и физического здоровья.
Организация и содержание проекта как инновационной формы в работе психолога с участниками УВП реализуется в течении года в условиях взаимодействия всех участников УВП образовательного учреждения с презентацией итогов проекта на районных методических объединениях.
Р
П
П
Ученики.
Управление проектом
Стратегическое управление проектом осуществляет районный отдел образования, администрация образовательного учреждения.
Непосредственное организационное управление осуществляет администрация образовательного учреждения.
Содержание проекта осуществляет психолог и учителя информатики образовательного учреждения.
Нормативно – правовые аспекты проектной деятельности
Проект разработан в соответствии с задачами и приоритетными направлениями : «Закон об образовании», «Типовое положение о психологической службе в системе образования», «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2018гг».
Участники проекта: Пролетарский районный отдел образования г.Донецка, учасники УВП Муниципального образовательного учреждения «школы №125г.Донецка».
VI. Организационно – методическое обеспечение проекта.
Создание интернет – блога, для размещения теоретических и практических материалов внедряемого проекта.
Составление и утверждение плана - графика очных и интернет лекториев для педагогов.
Обеспечение участников програмно-методическим материалом.
VІІ. Содержание деятельности.
Инновационный проект психологические аспекты формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов в работе практического психолога внедряется через определенную систему взаимодействия психолога учреждения и педагогов с выходом на положительный результат самопознания свого психического состояния и на применение практических методов на его улучшение, а также повышение мотивации применять здоровьезберегающие технологи при взаимодействии с учениками на основе полученых знаний и навыков. На начальном (организационном) этапе – это создание условий для внедрения проекта, создание возможности применения компьютерных технологий и их использование в проекте, а также первичная діагностика педагогов и презентаця проекта на основе полученных результатов; на последующих етапах реализация программы проекта для максимального результата и последующего расширения участников проекта.
VІІІ. Уровни реализации проекта: проект реализуется на двух уровнях – на уровне общеобразовательного учреждения (в соответствии с планом реализации проекта) и на районном уровне.
ІХ. Этапы реализации проекта.
Срок действия проекта сентябрь – май текущего года.
№ | Наименование модулей, тем | Всего часов | Лекции | Практ. занятия | Срок выполнения |
Диагностический этап. Диагностика профессионального «выгорания». (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) | 1 | | 1 | Сентябрь | |
Внедрение проекта. Выступление на педагогическом совете. | 1 | 1 | | Октябрь | |
Реализация плана проекта в очной и дистационной форме (интернет-блог): |
| | | Октябрь – май. | |
| | | | | |
1. | Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
1.1. | Общие принципы комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
2 | Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся | 2 | 1 | 1 | Ноябрь |
3 | Возрастные психологические особенности детей, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста | 6 | 6 | | Ноябрь |
3.1 | Организация образовательной деятельности с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся | 4 | 2 | 2 | Ноябрь |
4. | Профилактика и преодоление профессионального выгорания учителя. Способы самопомощи. | 7 | 3 | 4 | Декабрь-Февраль (по индивидуальному графику) |
5. | Организация работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении | 4 | 2 | 2 | Март |
6. | Особенности организации учебного процесса с учётом гигиенических требований | 2 | 1 | 1 | Апрель |
Диагностический этап. Диагностика профессионального «выгорания». (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) | 1 | | 1 | Май | |
Результаты внедрения проекта. Выступление на педагогическом совете. Справка-отчет на районном уровне. | 2 | 2 | | Май | |
| Итого | 34 | 20 | 14 |
|
Х. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Образовательный результат: по окончании участники знают основные направления здоровьесберегающей деятельности, могут составить план работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в рамках своего функционала.
Коррекционно – развивающий и восстановительный результат: повышение самоосознание педагогами ценности своего здоровья, развитие компетентности педагогов в области улучшения психического здоровья и профилактики педагогического выгорания.
Результат – продукт, методическая разработка: «Психологические аспекты формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов в работе практического психолога».
Критерии оценки эффективности
Мониторинг результативности проекта вытекает из поставленной цели и задач, т.е. необходимо провести первичную диагностику на начальном этапе внедрения проекта, а также итоговую диагностику по его завершении с объектом педагогического эксперимента т.е. учителями и отследить результативность проекта через исследование предмета педагогического эксперимента т.е. уровень и характер педагогического выгорания, а также способность использования здоровьезберегающих технологий в своей работе путем метода математической статистики Р.Спирмена, с целью отслеживания результативности применяемых методов и средств, в ходе проекта, и для составления выводов об итогах участия педагогов в проекте, степень влияния условий проекта на психическое здоровье педагогов.
ХІ. Возможные перспективы проекта
Участие в проекте дает возможность учебным учреждениям и педагогическим работникам организовывать собственную систему деятельности по определенной психолого – педагогической тематике, и применять в своей работе инновационные методы работы, наполняя тем самым свою самообразовательную деятельность и повышая свой професиональный уровень. При наличии положительной динамики психолого – педагогических показателей в ходе реализации проекта, целесообразно распространение опыта и внедрение проекта в других учебных учреждениях района. Полученные навыки и опыт проектной деятельности позволит педагогу – психологу, продолжать внедрение проекта в модифицированной форме, через изменение модульного наполнения проекта с рассмотрением других актуальних психолого-педагогических направлений в системе образования.
ХІІ. Литература
|
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб.,2004.
2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу "Окружающий мир": 1-2 и 3-4 классы.
3.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 100с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
4. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
5. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. - М.: Вентана-Граф, 2002.-24 с.
6. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? - М.: Вентана-Граф, 2002. -32с.
7. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995.
9. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - №10. - С.84-92.
10. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа, 2006, № 8. - С.98.
11. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.
12. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология. - 2004. - №4. - С.93-98.
13.Василькова О.И.Психодиагностический блок комплексной программы сохранения и восстановления психологического здоровья педагогов: Методические рекомендации для психологов городских (районных) методических служб, общеобразовательных и дошкольных учебных заведений. – Донецк: облИППО, «Витоки», 2006. – 36с.
14.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.СПб.,2005.
15. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.
16. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 40с.
17. Зайцева В.В. Полные и худощавые дети. - М.: Вентана-Граф, 2003.
18. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей1-11 классов /Под ред.В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. - М., 2001. - 435с.
19. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа. - 2005. - №3. - С.52-87.
20. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002. - 205с.
21.Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» //Практика административной работы в школе. – 2006.-№1. - С.25-28.
22. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. - С.91.
23. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях //Начальная школа, 2006, №4. - С.68.
24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» //Валеология. - 2004. - №4. - С.6-10.
25. Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс – тренинг. - СПб., 2004.
26. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //Начальная школа, 2005. - № 11. - С.75.
27. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 688с.
28.Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя //Естествознание в школе. - 2005. - №5. - С.50-55.
29. Копылов, Полянская Н.В. Физическое воспитание ослабленных детей. - М.: Вентана-Граф, 2003.
30. Лапицкая Е.М. Как выбрать спортивную секцию для ребенка. - М.: Вентана-Граф, 2003.
31. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 16с.
32. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки //Образование в современной школе. - 2005. - №9. - С.44-57.
33. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 32с.
34. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект "Волшебные уроки в стране Здоровье". Пособие для учителя "Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших школьников". Рабочая тетрадь "Волшебные уроки в стране Здоровья" для 2 класса. Рабочая тетрадь "Волшебные уроки в стране Здоровье" для 3 класса /Под редакцией М.М. Безруких. - СПб: Издательство "Образование и культура", 1999.
35.Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.-384с.
36. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М., 2005.
37. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //Начальная школа - 2006 - № 6. - С.56.
38. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // Начальная школа. – 2006 - №8. -С.105.
39. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы //Педагогика. - 2005. - №6. - С.37-44.
40. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект] // С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева //Развитие личности. – М., 2007. - С.171-187.
41. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок /Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 236с. (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
42.Панок В.Г. практическая психология в системе образования: основные задачи и функции // Основы практической психологии: Учебник /В.Панок, Т.Титаренко, Н.Чепелева и др. – К.: Лебедь, 1999.-с.338-345.
43. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе //Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С.19-22.
44. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то, как этого избежать? //Школьное обозрение. - 2004. - №1. - С.2-7.
45. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов. http://Alvild.narod.ru/Page/St/Stress.htm
46. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Школьные технологии. - 2004. - №2. - С.200-207.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
48. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. – Саратов, 1997.
49. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002. - 121с.
50. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе /Н.К.Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 270с.
51. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе //Практика административной работы в школе. - 2006. - №1. - С.30-38.
52. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 56с.
53. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития// Вопросы психологии. – 1991.-№2 – С.37 – 49.
54. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов //Директор школы. - 2004. - №4. - С.87-91.
55. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста //Народное образование. - 2006. - №1. - С.29-33.
56.Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика //Образование в современной школе. - 2005. - №2. - С.40-44.
57. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования») /А.В.Шувалов. - М.: АПКиПРО, 2004. - 36с.
58.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2002. – 368с.
59. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе //Начальная школа – 2006. - № 8. - С.89.
60. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». - 2006. - №1. (Серия «Педагогические советы»).
61. Юдин В.В. Общепедагогические технологии: монография. - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007.
62. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. - М.: Университетская книга, 2008.
Приложение 1.
Диагностика профессионального «выгорания».
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются:
«никогда» - 0 баллов, «очень редко» - 1 балл, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» -5 баллов, «каждый день» - 6 баллов.
Ключ к опроснику.
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение»- ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов- 54).
«Деперсонализация»- ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов- 30).
«Редукция личных достижений»- ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов- 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.