Психологические игры для профилактики эмоционального выгорания педагогов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ «Колыванский детский сад «Светлячок»
Савицкая Евгения Николаевна
Одна из актуальных психолого-педагогических проблем - это проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Устранить эту проблему возможно, для этого в современной психологии разработано множество приёмов и методов. В частности, в качестве наиболее результативных психолого-педагогических технологий в данном случае используются психологические игры и тренинги. Причинами роста нервно-психического напряжения, «профессионального истощения» и «выгорания» стали:
повышение требований к педагогическим кадрам;
высокая эмоциональная загруженность;
несоответствие между стремлением самостоятельно выбирать методы достижения высоких результатов и авторитарной политикой администрации;
отсутствие соответствующего вознаграждения за свою работу, в том числе и признания заслуг.
Эмоциональное выгорание педагогов проявляется в апатии педагога, снижению инициативности и вовлеченности в работе, тревожности, в исключительных случаях наоборот проявление напряженности и конфликтности в отношениях с коллегами.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов направлена на устранение вышеназванных причин. Использование наряду с тренингами психологических игр усиливает результативность профилактических приемов.
Снижению психо - эмоционального напряжения способствуют:
физические упражнения;
релаксация, в том числе использование техник йоги;
контрастный душ;
рисование;
пение или наоборот прослушивание музыки
посещение контактного зоопарка и т.п.
Для разрядки можно использовать следующие приёмы:
для выражения своего гнева: выжимать полотенце (даже сухое) максимально его скручивая. Наша энергия по большей части скапливается в руках, а именно в мышцах плеч, верхней части рук и пальцах;
производить любые звуки, меняя громкость и тональность – это поможет снять напряжение, которое «скопилось» в горле и грудной клетке;
спортивные занятия – приведут к душевному спокойствию;
при стрессе необходимо выполнять упражнения на импульсное дыхание: 3-4 коротких выдоха подряд, и потом столько же коротких вдохов;
и главное: НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ -СМЕХОМ ИЛИ ПЛАЧЕМ, ГРОМКОЙ РЕЧЬЮ, НО ГЛАВНОЕ НЕ СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ!!!
Упражнения для профилактики эмоционального выгорания
Упражнение «Стаканчик»
Каждому участнику группы вручаю бумажный стаканчик и говорю следующее: «Представьте себе, что этот стаканчик – сосуд для ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза).
В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание. В неожиданный момент я сминаю этот стаканчик. Далее ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им хотелось сделать и т.д.. Предлагаю провести параллели переживания "ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС" предлагая ответить на следующие вопросы: Когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда они деваются потом?
Заключение: «То, что вы пережили сейчас, - это реальный стресс, это реальное напряжение. И то, как вы это пережили, это и есть ваша настоящая реакция на стресс, ваша реакция на проблемы, которые у вас возникают, в том числе и в общении с другими людьми».
2. Упражнение «Пожатие» для снятия эмоционального напряжения.
Переплести пальцы левой и правой руки (сжав их в замок), делая выдох максимально сжимать пальцы, на вдохе ослаблять сжатие. Повторить упражнение 5-6 раз.
3.Упражнение «Неприятная ситуация».
Представьте неприятную ситуацию или разговор, закройте глаза вспомните все детали этой ситуации или разговора, вспомните свои ощущения.
Возьмите цветные карандаши и лист бумаги и расслабленной ЛЕВОЙ рукой нарисуйте абстрактные линии, фигуры. Выбирайте цвета просто по интуиции. Представьте, что все свои переживания и постарайтесь перенести их на бумагу. После того как, нарисовали рисунок посмотри на него вспомните ещё раз какие эмоции вы рисовали. Переверните рисунок и на обратной стороне листа, спонтанно не задумываясь, напишите 5-6 слов, которые ассоциируются с вашим настроением. Вновь посмотрите на рисунок и эмоционально, с удовольствием, проговорите написанные вами слова.
Листок разорвите, на мелкие кусочки и выбросите у урну.
Заметьте как улучшилось ваше состояние, напряжение ушло, оно выброшено в урну.
4.Упражнение «Сосуд».
Беседуя с членами семьи, коллегой представьте, что вы пустой сосуд, полый внутри и ваш собеседник «вливает» свои слова наполняя вас как сосуд. Постарайтесь погрузить себя в состояние сосуда, просто формы которая наполняется чувствами и словами вашего оппонента. Не реагируйте на слова, на эмоции собеседника, а только принимайте его слова. Не оценивайте ничего из сказанного, не задумывайтесь над речью собеседника. Вы просто полый сосуд.
Да, достигнуть данного состояния очень сложно и требует не однократной тренировки. После того, как вы беспристрастно приняли всё сказанное можете спокойно ответить своему собеседнику.
5.Упражнение «Отмахнись от неприятностей».
Весь негатив от неприятных ситуаций, разговоров у правшей копится в левой части тела, а у левшей соответственно в правой. Упражнение выполняем стоя, правши очень энергично делаем круговые движения левой рукой, а левши правой, как бы отмахиваемся. Во время махов рукой проговариваем, от чего нам хочется избавиться: «Уходи напряжение, прочь неприятности, уходи недопонимание со стороны руководства и т.д.». А после этого делаем махи другой рукой и говорим о том, что нас бы сделало счастливее: «Ко мне приходи спокойствие, расслабление, удача и т.п.». В окончании упражнения машем двумя руками, закрыв глаза и расслабив мышцы шеи. Вы обязательно почувствуете успокоение и расслабление!