12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ештокина Диана Александровна35

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ. ТРУДНЫЕ ДЕТИ

Ештокина Диана Александровна

Учитель биологии, классный руководитель

МОУ «Школа № 15 города Тореза»


Каждый из нас, вспоминая школьные годы и свой класс, испытывает разные эмоции. Современные ученики не исключение. У одних обучение в школе – это жизнерадостное и счастливое время, у других – мучительное испытание. Причины этого различия кроются во многих факторах: интерес к обучению, взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с одноклассниками. По личному опыту могу сказать, что именно последний фактор является ключевым, потому что для детей школа – это не только место для получения новых знаний, но и место общения со сверстниками. Поэтому, психологический климат в классе является важным аспектом и должен быть на контроле у каждого классного руководителя, учителей-предметников и администрации.

В любом коллективе выделяют социальный, моральный и психологический климат. Психологический климат – это эмоциональный окрас отношений, которые складываются между детьми в классе. Этот климат характеризует состояние класса как группы людей и взаимоотношений между ними, показывает типичный эмоциональный настрой коллектива, который отражает реальную ситуацию психологического состояния класса. Каждый ученик вносит в психологический климат свою лепту, свой персональный вклад – настроение, интересы, отношение к одноклассникам и школе.

Как и любой другой климат, психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. В благоприятном климате царит атмосфера доброжелательности и заботы, спокойствия, отношения между учениками доверительные, каждый ребенок чувствует себя в безопасности и ощущает себя важным и нужным, уверенным в себе. Каждый классный руководитель хочет, прилагая для этого все усилия, чтобы в его классе был именно благоприятный климат. Но часто учитель сталкивается с тем, что в классе каждый сам за себя. Дети относятся к друг другу с равнодушием или злобой, могут унизить одноклассника, из-за чего в коллективе преобладают такие эмоции как обида, злость, грусть. Учащиеся такого класса с заниженной самооценкой, часто агрессивны, не чувствуют себя в безопасности. Такой климат называют неблагоприятным. Как бы не было грустно, но правда в том, что именно неблагоприятный психологический климат встречается чаще в современных школах. Поэтому изучение психологического климата является актуальным и важным для педагогов.

При неблагоприятном климате в классе, перед учителем становится задача – как наладить межличностные отношения в классе и поддерживать благоприятный эмоциональный настрой класса. Для начала, нужно определить источник и причины негативных эмоций в коллективе - это может быть один ребенок или группа детей. Причины могут быть разными: проблемы дома, самоутверждение за счет унижения одноклассников, склонность к агрессии, недостаток воспитания, низкая социальная активность, неуверенность в себе и своих силах. Этот список можно продолжить до бесконечности. Определить факторы неблагоприятного климата поможет анкетирование ребят, наблюдение за ними на переменах и так далее. Главное, как только найдены причина и источник – не спешите действовать. Резкость, необдуманность в действиях классного руководителя могут спровоцировать трудного ребенка на далеко не правильные действия.

Первое, что нужно сделать – это подключить к работе родителей ребенка, если это возможно. Обычно, такие дети лишены родительского внимания, заботы и похвалы. Тактичный разговор с родителями о важности дружеского общения с ребенком точно не навредит, а, возможно, и принесет отличные плоды в деле воспитания.

Во-вторых, не пренебрегайте организационным и заключительным этапом как каждого отдельного урока, так и каждого учебного дня в целом. Еще до начала первого урока, зайдя в класс, настройте детей на положительный эмоциональный и психологический настрой, на продуктивную работу. Помогите детям с низкой самооценкой поверить в себя, в свои силы и возможности, а трудным детям дайте напутственные советы о самоконтроле и дисциплинированности. В конце дня не забудьте похвалить тех, кто добился хороших результатов и сделать замечания тем, кто не смог себя контролировать. Прививайте детям привычку самостоятельно себя оценивать, направляя их в правильное русло. Чаще спрашивайте у класса о том, все ли у них хорошо. Все эти советы помогут положить первые шаги к исправлению климата в классе.

Также, в решении данной проблемы поможет система «Десять заповедей». Посвятите классный час тому, чтобы написать заповеди и правила класса. Важно, чтобы каждое правило исходило именно от детей, а путем голосования коллектива были выбраны наиболее важные. Обсудите наказания за нарушение заповедей. Закрепите эти правила на видном месте в кабинете. Вводите их в школьную жизнь детей постепенно – начните с исполнения и контроля одной заповеди. Не бойтесь надоесть детям с постоянным и каждодневным напоминанием десяти заповедей – это необходимо. На ваших глазах порядок и дисциплина в классе будут улучшаться, а эмоциональный фон класса будет более положительным.

Вот теперь, когда дети стали более дисциплинированными, можно приступить к сплочению коллектива – они готовы слушать и слышать учителя. На этом этапе не помешают еженедельные мероприятия, кроме классных часов, чаепития, игры, походы в кинотеатр или пиццерию. Чаще повторяйте детям, что они, как пальцы на руке – важен каждый, нужен каждый. Только сплоченная работа каждого, только поддержание дружественной и добродушной обстановки в классе поможет им добиться успеха. Этот этап корректировки климата в классе является самым любимым у детей, но наиболее сложным для учителя, ведь придется тратить много своего времени, свободного от работы. Но уверяю вас, это вознаградится. Скоро дети научатся дружить, станут сплоченными и можно будет немного ослабить хватку. Зато представьте только, как приятно будет увидеть их эмоции, настроение и полные благодарности глаза!

Благоприятный психологический климат в классе – это теплота, уверенность и справедливость. Такой климат обеспечивает эмоциональную безопасность, которая поможет детям ставить позитивные цели и будет мотивировать их к учебе.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.