Психологический климат в классе. Трудные дети
Психологический климат в классе. Трудные дети.
Благоприятный психологический климат в классе – мечта каждого учителя. Каждый педагог желает дарить знания «идеальным детям» - тем, кто внимательно слушает, не нарушает дисциплину и проявляет активность на уроке лишь тогда, когда от него это требуется. Однако, данная картина всего лишь утопия, и на любой класс приходится пара-тройка учеников, поведение которых выходит за рамки идеального. Именно с такими «трудными детьми» часто возникают конфликтные ситуации. Не желая получать на уроке новые знания, такие дети лишают этой возможности весь класс. На плечи педагога ложится большая ответственность по исправлению «трудных» детей, направлении их энергии в позитивное русло. Какая же работа проводится в данном направлении?
Педагог, впервые приходя работать в новый класс должен провести диагностику благополучия психологического климата в классе. Необходимо изучить характер каждого ребенка, его личностные особенности. На основании проведенной диагностики учитель приходит к выводам, каких детей необходимо больше задействовать в общественных мероприятиях для развития их коммуникативных способностей, различных талантов, каким детям необходимо уделить больше внимания, психологическую помощь и т.д. Иными словами, построение педагогом благоприятного психологического климата в классном коллективе подразумевает использование дифференцированного подхода, т.е. учета особенностей характера и жизни конкретной личности.
Всеми возможными способами нужно стремиться установить контакт с «трудными детьми». Очень часто плохое поведение ребенка выступает криком о помощи. Нарушая дисциплину, такой ученик пытается привлечь внимание взрослого, требует признания. Нужно найти мотивы и причины такого поведения. Возможно, они кроются в семье. Различные обиды, дефицит внимания со стороны взрослых сильно влияют на неокрепшую психику ребенка. Не существует универсального способа исправления трудных детей, поскольку каждый ребенок уникален.
Я хочу поделиться опытом из собственной практики, способами и методами взаимодействия с трудными детьми. Младший школьный возраст – это возраст, когда учитель является для ребенка авторитетом во всем, однако, даже к концу первого класса находятся ученики, которых уже можно причислить к категории «трудных». При нарушении ими дисциплины я часто обращаюсь по имени, устанавливаю визуальный контакт. Часто помогает способ игнорирования демонстративного поведения. Если в классе мне мешают говорить, я начинаю менять голос, говорить как можно тише, и дети начинают прислушиваться. Очень действенный способ, когда дети нарушают дисциплину, сказать: «Кто меня слышит, хлопните три раза». Кто действительно слушал, хлопают, в результате остальным становится интересно, что происходит, и они тоже начинают прислушиваться.
Важно ни в коем случае не ругать трудного ребенка, не сравнивать его с другими учениками, а налаживать контакт через беседы о добре и морали, через классные часы. Нужно стараться задействовать такого ученика в различных мероприятиях, дать ему важное общественное поручение, чтоб он почувствовал ответственность и свою важную роль ученика как неотъемлемую часть данного класса. Хвалить за успехи и стараться игнорировать плохое поведение, и тогда есть возможность стать для ребенка авторитетом, той путеводной звездой, за которой он пойдет по пути приобретения знаний.
В нашем классе используется «система наклеек». За активную работу на уроке, а также идеальное поведение ребенок получает в свой табель наклейку. По окончании четверти ученик, набравший наибольшее число наклеек, получает сюрприз. Данный подход мотивирует ребят плодотворно работать на уроке.
Уважаемым педагогам следует помнить, что если ребенку интересно на уроке, если учитель является для него авторитетом, который всегда поможет, выслушает, поддержит, ребенок будет слушать, учиться и перестанет быть проблемным.