12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Геннадьевна1100
Преподаватель художественного отделения МОУ ДО «Обуховская ДШИ» (Высшая квалификационная категория). Преподаватель «Живописи» в КГПК, факультет дизайна. Образование высшее , профессиональное, КГПК ХГФ, НТГСПА,ХГФ.
Россия, Свердловская обл., Камышлов
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»

Статья

«Психологический климат в классе. Трудные дети»



Кто такие «Трудные дети ?» Размышляя над этим вопросом, я начала перебирать всех своих учеников. За мою педагогическую практику(15лет),я встречала множество так называемых «трудных подростков», «трудных дошкольников», «трудных студентов».

«Трудные», то есть с ними трудно? Кому? Учителям в первую очередь, наверно ответят многие. Однако на этот счет у меня есть свое мнение, мнение подкрепленное годами работы с детьми пьющих родителей, родителей наркоманов. Хотя многие сразу скажут: - вот видите, все ясно, из каких семей эти дети, что из них выйдет. Нет ни чего не ясно, множество «трудных» детей из благополучных семей, даже из очень состоятельных.

Этим детям самим трудно порой и с учителями, и одноклассниками. А ведь любой ученик – это часть коллектива, и его эмоции также передаются всему классу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — состояние группового сознания, проявляющееся в групповых настроениях, мнениях и суждениях.( Словарь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение …( Педагогический словарь)

Поэтому так важно психическое состояние каждого учащегося, даже самого «трудного», ведь от этого зависит общая настроенность коллектива. Коллектив как, музыкальный инструмент, на мой взгляд, пока он настроен, то будет звучать гармоничная мелодия.

Поэтому я и начала свою статью от частного, с вопроса кто такие «трудные дети». Но больше всего меня волнует, как педагог может помочь перевести этих учеников в другой статус, с положительным коэффициентом.

Порой мы даже не замечаем, настоящей причины по которой ученик может быть агрессивен с окружающими, почему его не принимают в классе, или наоборот он может сам себя не принимать. Но мы можем попытаться, попробовать хотя бы понять, выслушать. Исходя из моей практики, этот прием работал. Хотя грубо называть это приемом, это обычная человеческая способность к сопереживанию, эмпатия.

Обычная ситуация, родители в разводе, а страдают в первую очередь дети. Ни кто и не замечает подвоха ,ведь подросток довольно успешен в школе, и создается впечатление, что у него все замечательно. Однако постепенно вскрываются факты агрессии к учителям,( но это уже давно в «норме» для нашего общества), а что еще хуже факты неоднократных попыток суицида.

Школа, во главе с администрацией конечно же отреагировала, наказала, пристыдила, вызвали опекунов, а дальше снежный ком осложнений. Вот он механизм, как дети становятся для всех «трудными». Их просто ни кто не слушает, и даже дома. А иногда простой разговор по душам с ребенком, может остановить беду. И мы остановили, каждый раз шаг за шагом, я старалась сначала выслушать ,потом привести свои примеры из жизни, дальше отвлечь, раскрыть шире мир кино, музыки, живописи, юмора, литературы. И постепенно шаг за шагом, стало все налаживаться. Ведь всем хочется услышать в тяжелой ситуации: «- ты не один, звони в любое время, даже ночью.» Это мой прием, мой метод, мое жизненная позиция – каждый должен быть услышан.

К сожалению, подобные случаи не редки, и мне встречались неоднократно, сначала пугали ,но больше пугает меня бездействие и равнодушие взрослых людей.

Я не виню родителей, порой желая лучшего для своих детей, мы слишком много времени тратим на работе, а на разговор со своим ребенком, времени не остается.(Сама грешна) Однако призываю всех родителей, и педагогов, заглядывать по ту сторону кулис, чтобы узнать в чем истинная причина того или иного негативного поступка ребенка.

Если каждый классный руководитель, будет в курсе межличностных отношений в классе, он сможет в том или ином образе повлиять на положительную окраску психологического климата. Чтобы каждый ученик был в коллективе, нужно сплотить его, попытаться показать детям, что несмотря на то , что все разные, мы все же как одна семья, единый организм. Конечно же это трудная задача, однако выполнимая.

В этом могут помочь совместные внеклассные мероприятия. Я проводила с ребятами «день пижам». Они приносили пижамы, переодевались, мы растилали ковер, и в неформальной обстановке смотрели фильм, выбранный на кануне совместно, по голосованию. Конечно же к каждой возрастной группе будут свои критерии отбора мероприятия, но суть та же.

В заключении, многие могут задать вопрос, почему я решила: «что трудным детям, важно когда их слушают, прислушиваются и выслушивают?» Может лучше не лезть в душу? Во-первых, всем важно когда их слышат, во-вторых я была на их месте, в глазах некоторых учителей, с которыми у меня был конфликт -я была «трудной», с тяжелым характером. Но мне повезло, со мной рядом были взрослые люди, которые просто умели слушать. И закончить мне бы хотелось, словами своей мамы: «…Какой бы не был озлобленный ребенок, поладить можно с любым - добром.»

Автор работы: ЛабазинаМ.Г

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.