Социально-психологический тренинг «Трудные дети и трудные родители» (11 класс)
План занятия
Тема: «Трудные» дети и «трудные» родители
Категория слушателей: 11 класс
Цель занятия: создание условий для поиска учащимися причин трудностей в отношениях с родителями, выявления индивидуального стиля деятельности в конфликте
Планируемые результаты: расширение поведенческого репертуара учащихся в конфликтных ситуациях
Материалы и оборудование: наклейки, стикеры, мультимедийное оборудование, 6 шляп, игрушка, плакат Г.Б. Мониной «Как я разрешаю конфликты…»
Продолжительность занятия: 45 мин
этапы |
Название |
Ведущий |
Цель |
Материалы |
Время |
1. Организационный |
Приветствие. Упражнение «Если бы я был волшебником …» |
Психолог, соц.педагог |
Создание положительного настроя, деление участников на 5 групп |
Наклейки 5 видов, мягкая игрушка, релаксационная музыка |
7 мин |
2. Основной |
Введение нового содержания «Конфликт: виды, причины» |
Соц.педагог |
Создание условий для поиска учащимися причин трудностей в отношениях с родителями |
Видеоряд конфликтных ситуаций из х/ф |
7 мин |
Мозговой штурм «Шесть шляп мышления» |
Психолог, соц.педагог |
Создание условий для осознания особенностей своего мышления и соотнесения его с поставленными задачами |
Шляпы, презентация |
10 мин |
|
Упражнение «Билетик-пассажир» |
Психолог |
Эмоциональная разрядка, наблюдение за стратегиями поведения в заданных условиях |
Музыкальное сопровождение |
5 мин |
|
Упражнение «Как я разрешаю конфликты…» |
Психолог |
Приобретение учащимися социальных знаний, направленных на расширение представлений о своих личностных и коммуникативных качествах |
Доска, плакат Г.Б. Мониной, цветные стикеры |
5 мин |
|
Закрепление полученных знаний |
Психолог, соц.педагог |
Закрепление представлений о продуктивных и деструктивных способах регулирования конфликтов |
Мультфильм «Модели поведения в конфликте» |
5 мин |
|
3. Рефлексия |
Прощание. Упражнение «Выходной билет» |
Психолог |
Создание условий для рефлексии учащимися собственных личностных и коммуникативных компетенций. Получение обратной связи |
Билеты «Техника безопасности непринужденной беседы» |
6 мин |
Сценарий занятия: «Трудные» дети и «трудные» родители
Ведущий 1: Я рада встрече с вами. Наше занятие посвящено «трудным» детям и «трудным» родителям. Прежде, чем приступить к обсуждению, я предлагаю вам в это волшебное предновогоднее время ненадолго стать волшебниками и когда к вам в руки попадет этот пушистый зеленый комочек сказать: «Если бы я был волшебником, то…» и назвать одно желание, которое вы бы хотели исполнить. Итак, «Если бы я был волшебником, то…».
Спасибо всем. Ваши пожелания – это отражение того, что в каждом из вас живут эти важные ценности. То есть каждый из присутствующих осознает, что для счастья человеку нужны здоровье, близкие, мир, радостные события, забота, внимание. Но в нашей повседневной жизни часто бывает по-другому. Внимание на экран! (Демонстрация отрывков из художественных фильмов, например, из фильма «Вам и не снилось» - разговор сына с отцом о переезде к бабушке)
Ведущий 2:
- Как называется то, что происходит с героями?
- Какая это ситуация?
- Что послужило причиной для возникновения этой ситуации?
Ведущий 1: Разделитесь, пожалуйста, на группы в соответствии с вашими наклейками: смайлики, смурфики, гномики, звездочки и подарочки. Займите места вокруг столов с этими волшебными шляпами. Перед вами шесть думающих шляп: Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Желтая шляпа позитивная. Черная шляпа полная противоположность желтой. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом. Надевая шляпу определенного цвета, мы с вами рассмотрим конфликт с разных сторон. Каждая группа в течение 5 минут будет работать над поставленным перед ней вопросом:
- Что мы об этом знаем?
- Почему это нельзя делать?
- Какие у этого положительные стороны?
- Что мы переживаем по этому поводу?
- Что безумного с этим можно сделать? Новые идеи.
По окончании времени обсуждения, представитель группы за 30 сек представляет ответ на свой вопрос. Очередность выступлений: факты, проблемы, возможности, эмоции, креатив. Мы – представители в синей шляпе, организуем и руководим процессом. Начали!
Ведущий 1: Всем спасибо. При наличии большего количества времени каждый представитель группы может примерить любую шляпу и высказать свое мнение в контексте цвета этой шляпы. Метод помогает избавиться от инерции мышления.
Переходим к следующему упражнению «Билетик – Пассажир». Рассчитайтесь на 1, 2. Номер 1 – образуют внутренний круг, номер 2 – наружный. Вы становитесь лицом друг к другу. Внутренний круг – билетики, наружный – пассажиры. У каждого пассажира есть билетик. Тот, кто без билета – «заяц», находится в центре круга. По команде «зайца» начинается движение вправо/влево/стоп. Задача для пассажира – всегда иметь билет! Если билета не досталось пассажиру, он превращается в «зайца». Правила понятны? Начали!
Спасибо за участие! Как настроение? Понравилось упражнение? Как выбирали билетик? Как действовали? А в жизни так бывает? В одних и тех же условиях разные люди ведут себя по–разному. У каждого свой стиль деятельности и определенные модели поведения. В конфликтах тоже проявляются определенные типы поведения людей. Например, психолог Кеннет Томас выделяет пять типов поведения и пять способов регулирования конфликтов: соперничество, приспособление, сотрудничество, избегание, компромисс. То есть существуют продуктивные и деструктивные способы регулирования конфликтов.
«Как я разрешаю конфликты»: возьмите 2 стикера разного цвета: зеленый и розовый.
Стикером зеленого цвета отметьте конструктивный способ регулирования конфликта.
Стикером розового цвета отметьте стиль, характерный для вас.
Стикером желтого цвета Я отмечаю стили, которые выявились в результате диагностики ваших стилей.
Вот такая разноцветная картина у нас получилась. Мы знаем теперь, что только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Теперь наша задача – научиться в жизни применять это знание.
Внимание на экран. Определите, пожалуйста, по внешним проявлениям какие стили регулирования конфликтов используют герои фильма?
Лось, медведь – соперничество.
Енот, заяц – сотрудничество.
Молодцы! Всем спасибо.
В заключение нашего занятия каждый из вас получит выходной билет, который дает право покинуть аудиторию. Вы встаете и говорите:
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось?
После чего, получаете билет и, счастливые, выходите из аудитории.
Спасибо, до свидания!