Статья «Психологический климат в классе. Трудные дети: личный опыт»
«Психологический климат в классе. Трудные дети: личный опыт»
Дата проведения: 29.01.2020.
Место проведения: МОУ СОШ № 24, г. о. Павловский Посад
1 класс
Психологический климат в классе отражает эмоциональное состояние отношений между одноклассниками, возникающее на основе интересов, общей деятельности. Если коллектив только формируется, то психологический климат неустойчив, особенно это ярко выражено в первом классе. Сложность становления благоприятного психологического климата между одноклассниками составляет адаптация первоклассников к школе. Ведь многие дети не посещали детский сад, а часть детей, наоборот, были в одной группе в саду и пытаются ввести в новый коллектив «свои» порядки.
Формирование психологического климата включает в себя три составляющие: физиологическую, психологическую и социальную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, общего самочувствии и состоянии здоровья первоклассников, работоспособности всего коллектива, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Школа ставит перед учениками трудные задачи, требующие:
- смену социальной позиции. Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности;
- смену ведущей деятельности (с игровой на учебную);
- смену социального окружения. Успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников;
- сдерживание двигательной активности.
То есть, помимо выстраивания взаимоотношений между собой ученики должны научиться существовать в новом для них общешкольном режиме, помимо установления и подчинения своим правилам внутри своего маленького коллектива, они должны подчиняться уже установленным общепринятым правилам. Это огромная психологическая нагрузка, которую все переносят с разным интервалом времени. Тех учащихся, которым особенно тяжело приходится в этот период, условно называют «трудными детьми». С ними трудно всем: и одноклассникам и учителям и даже родителям – возникают проблемы не только с подготовкой домашнего задания, но и с посещением школы.
Задача учителя – помочь таким детям адаптироваться к школьной жизни, наладить отношения с одноклассниками, ускорить процесс интеграции в обучение.
Будучи начальных классов, я хотела бы рассказать о практикуемых мною методах и приемах формирования благоприятного психологического климата в классе. В первую очередь, я стараюсь делать это ненавязчиво. Нужно помнить, что совсем недавно ведущей деятельностью учащихся была игра, а значит, просто монотонно прочитать правила поведения и ожидать их беспрекословного исполнения не удастся. Поэтому я предпочитаю «заходить» с разных сторон:
-в классе введен специальный режим организации обучения и двигательной активности обучающихся. Я стараюсь увлечь учеников учебным процессом, вводя игровые моменты и используя частую смену заданий. Так как большую часть времени в школе учащиеся учатся, я стараюсь выстроить так учебный процесс чтобы ученики максимально много взаимодействовали друг с другом. Они должны видеть эмоции друг друга, возможности, выявить умения каждого, чтобы не обращать внимания на недостатки.
Например, при изучении окружающего мира мы уже начали вводить проектную деятельность, ученики учатся выступать с докладами, на уроках чтения читают наизусть стихи у доски, на уроках письма обмениваются тетрадями, проходят по рядам, демонстрируя самое аккуратное оформление, работают со схемами у доски при выполнении звуко-буквенного анализа слов, разбирают у доски сложные задачи по математике. Регулярно при всех проводим награждения за участие в школьных выставках, в олимпиадах, проектах, днях здоровья, школьных постановках;
-мы стараемся устраивать чаепития с выступлениями учеников по случаю основных праздников: Новый Год, 23 февраля, 8 марта, окончание учебного года. На день Космонавтики, день Здоровья, день Народного Единства устраиваем экскурсии, конкурсы проектов, викторины. Так, даже самый слабый ученик в классе может проявить себя в спорте, в смекалке или артистизме;
-гиперактивных детей стараюсь приблизить к себе – они мои основные помощники – раздают тетради, протирают доску, поливают цветы и т.д.;
-с проблемой агрессивности ребенка боремся совместно с родителями – они дают советы мне, как на него повлиять в школе, а я им – как наладить взаимоотношения дома.
Ни один ребенок не хочет быть плохим, ему страшно быть непринятым коллективом, поэтому он нервничает и допускает ошибки в поведении.
Задача педагога снять это напряжение, позволить ученику быть самим собой, но донести до него границы дозволенного, научить самоконтролю. К сожалению, часто это не ограничивается физиологическим возрастом ребенка, нужно дождаться его психологического созревания в этом вопросе. Нужно быть терпимее и регулярно напоминать ребенку, что он любим и нужен в этом коллективе.