Публикация «Психологический климат в классе. Трудные дети»
Обучение в школе занимает у школьников большую часть жизни. В это время происходит активное развитие его личности. Поэтому, несомненно, является крайне важным установление благоприятного социально – психологического климата в классе и в школе в целом.
И так, что же представляет собой психологический климат?
Психологический климат класса - состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогами. Психологический климат проявляется в групповом настроении, общественном мнении, межличностных отношениях и нравственном сознании группы. Психологический климат вырастает из подражания, внушения, убеждения, сопереживания, содействия, настроения. Он также требует от каждого члена группы или коллектива взаимного терпения, смирения, прощения и любви. (энциклопедический словарь педагога.— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2019.)
Климат в классе будет позитивен только в том случае, если взаимоотношения между его участниками будут позитивны. Но как только хотя бы один из участников коллектива перестает следовать базовым принципам, формирующим благоприятные отношения в коллективе, обстановка в классе принимает негативное направление.
Когда учащиеся проявляют неуважение друг к другу, несут антиобщественную направленность, то это становится разлагающим фактором, затормаживающим развитие каждого ученика, включая тех, кто пытается выбиться в лидеры группы.
Таким образом, для адекватной оценки психологического климата в классе необходимо понимать его характеристики, несмотря на то, что они являются достаточно метафоричными.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
- в классе преобладает оптимистическое настроение, радость общения, доверительное общение.
- наличие в коллективе ощущения защищенности, безопасности, комфорта. Ощущается взаимоподдержка.
- присутствие теплоты и внимания по отношению друг к другу. Имеются межличностные симпатии.
- открытость коммуникации. Возможность свободно мыслить и открыто высказывать свою точку зрения. Наличие возможности интеллектуального роста. Совершать возможные ошибки без страха наказания.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
- В коллективе имеются пессимистические настроения. Наличие напряженности и конфликтности в отношениях коллектива.
- Боязнь совершить ошибку или оставит плохое впечатление. Страх наказания.
- Неприятие, непонимания между учениками. Враждебные настроения, наличие недоверия по отношению к своим одноклассникам.
- Отсутствие какого либо желания учеников вкладывать свои усилия общее дело или проект. Неудовлетворительность результатами своей работы и работой других учащихся класса.
Эффективным инструментом, позволяющим определить психологический климат в классе, является тест.
Тест «Состояние психологического климата в классе»
1. С каким настроением ты обычно идешь в школу?
1) с отличным настроением;
2) обычно с хорошим настроением;
3) с безразличным настроением;
4) чаще с плохим настроением;
5) как правило с плохим настроением.
2. Нравятся ли тебе твои одноклассники?
1) Нравятся;
2) кто-то нравится, кто-то нет;
3) все равно;
4) мало кто нравится, большинство нет;
5) Все не нравятся.
3. Хотел бы ты перейти в другую школу?
1) Нет;
2) Иногда думаю об этом;
3) Без разницы;
4) Часто думаю об этом;
5) Хотел.
4. Нравится ли тебе учиться?
1) Да;
2) Скорее да, чем нет;
3) Все равно;
4) Скорее нет;
5) Нет.
5. Какие у тебя отношения с классный руководитель?
1) Все отлично;
2) Хорошо;
3) Все равно;
4) Скорее плохие;
5) Плохие.
6. В какой форме обычно к тебе обращаются учителя?
1) Уговаривают, дают советы, просят;
2) Обычно вежливо;
3) Все равно;
4) Чаще негативно;
5) Негативно.
Обработка результатов.
Бал за каждый ответ соответствует его порядковому номеру. Все баллы суммируются.
6-12 баллов — ученику комфортно учиться в классе, у него хорошие отношения с одноклассниками, он высоко оценивает психологический климат в классе.
13-18 баллов — ученику безразличен класс в котором он обучается и одноклассники. Наиболее вероятно, что у него имеется другая группа единомышленников, с которыми он активно общается.
19-30 баллов — ученик дает плохую оценку психологическому климату в классе.
Также для определения психологического климата класса свою эффективность показали такие методики как:
- Наблюдение учителя на проводимых им уроках;
- Проведение различных бесед;
- Проведение тестов.
Представленные характеристики иллюстрируют эмоциональное состояние ученика в классе. Негативное состояние школьника мешает нормальному развитию и оказывает влияние на развитие личности.
Одним из определяющих факторов, формирующих благополучный климат в классе, несомненно является отношение учителя со своим классом.
Различают авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.
Так, что же представляет собой каждый из них?
Авторитарный стиль основывается на жестком руководстве. Учитель дает строгие нормы, правила, инструкции, которые не предполагают от класса их четкое и строгое исполнение. Учитель полностью руководит ходом выполнения работы, задает ее темп, полностью контролирует ее действия.
Демократический стиль предполагает в той или иной мере участие класса в организации деятельности. Учитель позволяет ученикам принимать участие, даже приветствует это, в процессе планирования обучения, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает совместную работу между ними, в том числе и в группах. Стремится уменьшить внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и настраивает на плодотворную работу.
Либеральный стиль в большой степени исключает участие учителя в работе группы. Учитель вмешивается в работу класса в том случае, когда ученики обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения.
Наиболее эффективным является подход, при котором применяется смешанный стиль руководства. Грамотное сочетание этих стилей позволяет создать благоприятный психологический климат в классе.
В современные условиях, к сожалению, всегда в классном коллективе найдутся так называемые «трудные дети». Они требуют особого внимания к себе со стороны классного руководителя.
Так кто же такой трудный ребенок?
Трудный ребенок – ребенок с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм в социуме. Он, требует особого к себе внимания, нуждается в индивидуальном, ориентированном подходе в воспитании, обучении.
К сожалению сегодня это «трудные» дети и школьники, а завтра – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Разберемся в причинах такого отставания?
В первую очередь дело в самом школьнике, в особенностях его личности. Под час ученик старается показать себя взрослым, однако при этом сохраняет детские черты. Ему сложно принимать самостоятельные решения, адекватно ориентироваться в современном мире. Он заведомо ставит перед собой и окружающими завышенные и парой недостижимые цели. Не умеет справляться со своими эмоциями.
Конечно нельзя исключать роль семьи. Многие социальные пороки ученик перенимает именно оттуда.
Можно выделить следующие причины, способствующие появлению трудных детей:
- Отсутствие надлежащего воспитания;
- Неудовлетворение их интересов, хобби.
- Финансовая нестабильность в семье;
- Негативное внешнее влияние;
- Отсутствие внимания;
- Чрезмерное наказание за ошибки.
В данных условиях вся работа с трудными детьми возлагается на плечи учителя. Существует множество классификаций таких детей и их поведения, которое не укладывается в общепринятые нормы в социуме. Но, несмотря на огромное количество классификаций, в целом вся работа учителя с трудными учениками сводится к одним и тем же общепринятым и популярным мерам. Рассмотрим наиболее популярные и действенные из них.
Обязательно нужно составить план работы с трудными детьми.
Приоритетом должно стать выстраивание позитивных отношений с родителями ученика. Важность постоянно находиться с ними в контакте для получения оперативной информации. Обсуждение с ними возникающих проблем в процессе воспитания, обучения ученика.
Немаловажным будет привлечение ученика к общественной жизни класса. Он должен чувствовать свою роль в общем деле, должен четко осознавать свои обязанности и ответственность не только перед учителем, но и перед своими одноклассниками.
Возможно привлечение к работе школьного психолога как для работы с учеником, так и с его родителями.
Необходимо изучить интересы такого ученика и занять его свободное время посещением всевозможных школьных кружков.
Выявить круг общения школьника и при необходимости постараться его скорректировать.
Создавать ситуацию успеха на уроках. При необходимости помочь в учебной деятельности. Показа, что ученик может достичь высоких результатов. Не ругать за допущенные им ошибки.
Учить ставить перед собой адекватные цели. Быть толерантным по отношению к своему окружению. Уметь прощать других.
Развить желание принимать участие в культурно - массовых мероприятиях.
Таким образом, психологический климат в классе является важным инструментом, регулирующим всю систему социальных отношений, формирует личность каждого ученика. Поведение, самочувствие, работоспособность, способность мыслить и принимать разумные решения, все в конечном итоге зависит от климата классного коллектива. Влияние это может быть самым разнообразным, и его характер зависит от множества факторов, которые были рассмотрены в данной статье.
Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна