Психологический климат в коллективе
Консультация для педагогов с элементами тренинга
«Психологический климат коллектива»
Подготовил педагог – психолог
МАДОУ №29 «Василек» Гусева Е.Н.
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
1.Упражнение «Знакомство»:
Цель: активизация личностной динамики, усиление рефлексии, обеспечение большей вовлеченности в работу.
Психолог: разносит в коробочке листочки для бейджиков. Участники самостоятельно выбирают форму и цвет бейджика. Ведущий просит участников придумать и написать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Например: Катя – коммуникабельная, активная, трудолюбивая, яркая.
«Значение радужного цвета»
Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Оранжевый - внутренняя энергия, оптимизм, добродушие, коммуникабельность
Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Голубой - доверия, впечатлительность, привязанность к людям, успех.
Синий - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.
2. Упражнение «Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)
Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы.
Психолог: Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо, а другие участники коллектива должны узнать портрет человека.
3.Упражнение «Подчинение инструкциям»
Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.
Психолог: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Обведите этот номер.
9. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
10. Обведите этот знак треугольником.
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
4.Упражнение «Карета»
Цель: умение действовать организованно.
Психолог: Вам необходимо построить «карету» из присутствующих людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, кто какие «роли» в карете себе выбирает, к кому прислушиваются люди. Каждая выбранная «роль» говорит об определенных качествах человека, даже если это для вас окажется неожиданностью то все равно вы должны знать что этими качествами вы обладаете. И это показало наше упражнение. После того как «карета» готова, все садятся в круг и обсуждают, а затем психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой
Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
5. Упражнение. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Цель: Выявление индивидуально-типологических различий.
Инструкция:
Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.
Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше чем 10, необходимо дорисовать недостающие.
Типы личности – руководитель, ответственный исполнитель, тревожно-мнительный, ученый, интуитивный, изобретатель, эмотивный, нечувствительный к переживаниям других.
6. Упражнение - пожелания: На листе бумаги написать имя, и каждый пишет пожелание коллеге.