Занятие «Психологический климат в подростковом коллективе. Работа с трудными детьми»
Тема: «Психологический климат в подростковом коллективе. Работа с трудными детьми»
Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Он называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. С одной стороны это - типичная эпоха детства, с другой стороны, порог взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, подростка вызывают у него потребность в самостоятельности и самоутверждении его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое противоречивое положение подростка чревато конфликтами и протестами. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим». Каким образом необходимо наладить благоприятный психологический климат в подростковом коллективе? Исходя из расчета подростковых особенностей социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.
Рассмотрим с вами также, выражение «трудные дети» очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.
Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества. В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.
Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.
Если брать учитывать тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.
Принимая во внимание все выше изложенное, у меня возникла потребность собрать комплекс интересных и необычных тренинговых упражнений для подростков и трудных подростков, для лучшего сплочения детско – юношеского коллектива. Конечно сейчас очень большой выбор разных методов и приемов работы с подростками, и вы меня спросите, чем же мои методы будут отличаться от остальных? Данные приемы, помогут ребятам задуматься над проблемами взаимоотношений друг с другом, посмотреть на своих сверстников под другим «углом», помочь неординарным детям раскрыться по иному, застенчивым раскрепоститься. И вообще, чем чаще мы будем смотреть ребятам «глаза в глаза» и общаться в живую, без гаджетов и электронных технологий, тем мир и общество в нем будет, добрее и миролюбивее. Хочется подкрепить свои мысли цитатами, американских и франзузских деятелей. Если и есть какой-либо секрет моего успеха, то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения. Лучший способ заинтересовать других собой – интересоваться другими. Чем совершеннее техника общения (интернет, электронная почта, мобильный телефон и т. д.), тем меньше есть что сказать друг другу (В. Зубков).
От теории и размышлений перейдем к практической деятельности.
Цели тренинговых упражнений на сплочение подросткового коллектива.
Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств ребят и их внедрение в общий рабочий механизм.
Задачами являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Данный тренинг проводится в формате смешанных элементов, граничащих с делово игрой и спортивными состязаниями.
Упражнение 1. «Приветствие»
Цель: Снятия внутреннего эмоционального напряжения.
Задание: Каждый из участников по очереди приветствует своего партнёра с право, веселыми жестами, а участника слева мимикой. После в том же порядке, участникам необходимо назвать свое, увлечения и род занятий.
Упражнение 2.
Цель: Снятие напряжения
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:
- если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
-разговаривать запрещено;
- допустимо использование мимики, жестов.
- задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Упражнение 3. «Построение коллектива»
Цель: Сплочение участников тренинга.
Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).
Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, обучающиеся должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.
Упражнение 4. «Разбор конфликтной ситуации»
Цель: Научить подростков общаться между собой и находить подход в решении конфликтных проблем.
Задание: все участники разбиваются на группы им дается конфликтная ситуация, которую необходимо решить.
Результат: Необходимо подобрать к конфликтной ситуации, оптимальное решение, что бы исчерпать конфликт. Проанализировать из-за чего произошел конфликт, выявить причины. Дать рекомендации.
Упражнение 5. «Общее дело»
Цель: сплочение студенческого коллектива
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре обучающиеся должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
Упражнение 6. «Творческий подход»
Цель: выявление со стороны обучающихся нестандартного подхода к решению сложных вопросов.
Задание: заранее готовятся необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать друг жругу умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов обучающиеся должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять своих одногрупников, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.
Упражнение 7. Подведение итогов. Рефлексия.
Беседа и рассказ о том как все участники тренинга провели время, чему научились? Что узнали нового? Всем необходимо поделится своими впечатлениями. На доске расположен ватман, на него все обучающиеся клеят смешные смайлики (каждый свой под настроение).
Список используемой литературы:
- https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fhr-elearning.ru%2Ftreningi-na-splochenie-kollektiva-8-primerov%2F
- http://bashman.ru/student/psihologiya/4104-psihologicheskiy-klimat-v-sovremennom-podrostkovom-kollektive-kursovaya-rabota-po-discipline-psihologiya.html
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: «ВАКО», 2008.
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. – М.: «Просвещение», 2003.