Статья «Психологическое сопровождение одарённых обучающихся основные понятия теории одарённости»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ОДАРЕННОСТИ
Понятие | Содержание |
Одаренность | Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми |
Одаренный ребёнок | Это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий |
Талант | Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию «талант». С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности |
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности | Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования |
Ядро одаренности | Способность к творческой деятельности. Умственная одаренность, основанная на хорошей памяти, далеко не всегда приводит к высшему ее проявлению – творчеству. |
Обучаемость как интегральная индивидуальность | Особенности личности одарённого ребенка предопределяют различный темп движения его в обучении, то есть углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. В целом, одаренность необходимо отличать от обученности (или шире – от степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка по сравнению с другими |
Своеобразие динамики формирования детской одаренности | Нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тех или иных особенностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.п. в итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии |
Типология одаренности
Критерий классификации | Типы одаренности |
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики | Общие интеллектуальные способности; Конкретные академические способности; Творческое или продуктивное мышление; Лидерские способности; Художественные и исполнительские способности; Психомоторные способности |
Виды деятельности | Творческая (для детей – познавательная); Практическая; Художественно-эстетическая; Коммуникативная; Духовно-ценностная |
Степень сформированности | Актуальная (явная) одаренность, характеризующаяся наличием достижений, проявляющаяся в высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях; Потенциальная (скрытая) одаренность, характеризующаяся наличием потенциала возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин; Актуализированная одаренность, то есть переведенная из потенциальной в актуальную |
Широта проявлений в разных видах деятельности | Общая одаренность, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивности (важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция); Специальная одаренность, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) и которая связана с так называемыми «специальными задатками», например такими, как музыкальный слух, гибкость пальцев и т.д. |
Структура и признаки одаренности (по А.М. Матюшкину)
С т р у к т у р а о д а р е н н о с т и как предпосылки творческого развития личности включает:
доминирующую роль познавательной мотивации;
исследовательскую, творческую активность, выражающуюся в постановке и решении проблем, обнаружении нового;
возможность достижения оригинальных решений;
возможность прогнозирования и предвосхищения;
способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокое эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.
П р и з н а к и о д а р е н н о с т и анализируются в двух аспектах деятельности: инструментальном и мотивационном.
Инструментальный аспект деятельности описывается следующими признаками, характеризующими особенности познавательной сферы психики одаренных детей.
Наличие специфических стратегий деятельности, проявляющихся в контексте:
быстрого освоения деятельности и успешности её выполнения;
использования и изобретения новых способов деятельности в условиях поиска решения проблемы, выдвижения новых целей деятельности за счёт более глубокого владения предметом, что ведёт к новому видению и проявляется в выдвижении нестандартных идей и решений.
Психологическую базу для образования специфических стратегий деятельности составляют высокая концентрация внимания, высоко развитая память, легкость ассоциирования, связанная с умением находить аналогии там, где они традиционно не усматриваются, ярко проявляющиеся интуиция и способность к прогнозированию.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, связанного с высоким уровнем саморегуляции.
Особый тип организации знаний: структурированность знаний их обобщенность и систематизация, оперативность в использовании знаний, гибкость их применения для решения широкого круга задач, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться для поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер знаний (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Кроме того, проявляется способность к быстрому схватыванию и усвоению информации, соответствующей направленности интересов одаренного ребенка. Данные особенности организация знаний обеспечивают легкость генерирования идей одаренными детьми (продуктивность мышления).
Поскольку знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.
Своевременный тип обучаемости, связанный с высокой способностью к самообучению, ярко выраженной целенаправленностью деятельности, проявляющейся достаточно рано. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект деятельности проявляется в следующих показателях, характеризующих личность одаренного ребенка:
Повышенная избирательна чувствительность к разным аспектам действительности; чувствительность к новизне.
Повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в ненасыщаемой любознательности и выходе за пределы исходных требований деятельности.
Увлеченность каким-либо предметом/делом, характеризующаяся трудолюбием и упорством по отношению к этому предмету/делу; устойчивость и широта интересов, что определяет наличие устойчивой внутренней мотивации.
Неприятие стандартных условий, правил, заданий и готовых ответов; предпочтение неопределенной информации, сверхчувствительность к парадоксам, противоречиям, умение замечать несоответствия, проблемы; проявления новаторства в деятельности, независимость и самостоятельность, проявляющиеся в том числе в общении.
Высокая требовательность к результатам своей деятельности, стремление ставить сверхтрудные цели, настойчивость в их достижении; проявления перфекционизма, то есть стремления добиться совершенства в выполнении деятельности, соответствия результата и замысла; способность к оценке, обеспечивающая самодостаточность, самоконтроль, уверенность в своих- способностях.
Данные признаки одаренности вариативны, могут не проявляться одновременно или с одинаковой интенсивностью. Но наличие одного из них уже должно привлечь внимание специалиста.
Распространенной причиной отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Поэтому одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее осевидной форме.