Психологическое сопровождение-как компонент формирования личности ребёнка с ОВЗ

3
0
Материал опубликован 3 November 2019

Предварительный просмотр презентации

Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями «Траектория» «Психологическое сопровождение - как компонент формирования личности ребенка с ОВЗ» Педагог-психолог: Рыбина Яна Андреевна ГОАОУ «Траектория» 30.10.2019г

-это комплексная система психологической поддержки и помощи ребёнку с ОВЗ и родителям в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля. Психологическое сопровождение

Цель: определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия  Задачи: помощь (содействие) ребенку в решении задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; динамическое отслеживание развития школьников в кризисные моменты школьной жизни (мониторинг психологического статуса ученика) организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. психологическая поддержка педагогов и родителей

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. •Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Цель ПМПк: Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей и в соответствии с образовательными потребностями, возрастные и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся своевременное оказание помощи учителям в обеспечении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении уч-ся и в выборе эффективных методических приёмов, изучение личности школьника

Состав ПМПк: Батищева Л.А.зам.директора по УВР Юдина Т.А.-зам.директора по ВР Бубликова Е.А.-педагог-психолог, (секретарь по Пмпк) Рыбина Я.А.-педагог-психолог Левина Л.А.-учитель-логопед Муралёва Д.И.-учитель –логопед Леонова Н.Н.-учитель-дефектолог Сухарева А.И.-учитель-дефектолог Удод М.С.-учитель-дефектолог Гогунская А.О.-социальный педагог Крапивина Н.В.-медик (старшая медсестра) Никитина О.Н.-врач детский психиатр Учителя предметники

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые Ежегодные циклы психолого-педагогического сопровождения -Определение индивидуальных программ, учебных планов по рекомендациям ЦПМПК -Адаптация обучающихся 1-х классов -Адаптация обучающихся 5-х классов - Выделение учащихся «группы риска» -Готовность обучающихся 4-х классов к обучению по основной общеобразовательной программе - «Профессиональное самоопределение» 9-х классов.

Основные направления психологического сопровождения профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза. В модель сопровождения включены все субъекты процесса: учащиеся, родители, педагоги

Психологическая диагностика Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах

Психологическая профилактика возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Психологическая профилактика

Консультативная деятельность Оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.

Психологическая коррекционная и развивающая работа Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов ; развитие способностей детей по специальным развивающим программам.

Методическая работа Оказание методической помощи педагогическим работникам (участие в семинарах, совещаниях, консилиумах), повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации.

Психологические условия способствуют успешности самореализации личности через познавательные процессы, свойства личности, психологические и эмоциональные состояния. Самореализация является необходимой особенностью развития человека. Для изучения процесса самореализации были использованы такие диагностические методы, как тестирование с помощью Методики «Стремление и способности учащихся к самореализации» и анкетирование с помощью Анкеты «Самореализация школьников в учебно-воспитательном процессе», разработанные Е.Н. Степановым

Цель исследования: выявление уровня сформированности у обучающихся стремления и способностей к самореализации и определение существующих в школьном и классных коллективах возможности и препятствия для проявления обучающимися своих способностей на уроках и во внеурочной деятельности. В исследовании приняло участие 22 человека, обучающихся в 5,6 ,7,8 и 9 классах.

Уровень сформированности стремления и способностей к самореализации у обучающихся У 9 человек коэффициент свидетельствовал о средней степени сформированности. У 13 зафиксирована низкая степень сформированности стремления и способностей к самореализации.

На вопрос «Как ты думаешь, где больше всего удается проявлять и развивать свои способности?» ответы обучающихся расположились по мере убывания в следующем порядке в жизни коллектива класса, в общешкольных делах; в жизни и делах своей семьи, на занятиях школьных кружков, клубов, секций, студий; в общении с друзьями и приятелями по месту жительства; на уроках. Очень высокую степень проявления способностей ребята отметили на уроках информатики, физкультуры, ОБЖ, технологии; среднюю степень на уроках биологии, химии и физику.

На занятиях кружка, клуба, секции или студии высоко используются и раскрываются способности обучающихся, со средней степенью влияют общешкольные мероприятия и проводимые в классе дела. Внеурочные Степень использования мероприятия и Очень Высокая Средняя Низкая Очень занятия высокая низкая Проводимые в 6 классе дела Общешкольные 3 мероприятия Занятия кружка, клуба, секции, 13 студии и т.п. Степень использования и раскрытия способностей обучающихся во внеурочных мероприятиях и занятиях

Позиция обучающихся в классных и общешкольных делах и мероприятиях 14% в классных и общешкольных делах и мероприятиях занимают позицию участник-исполнитель, зритель, 5% – организатора и 3% – чаще всего не принимают участия

Основными препятствиями для проявления способностей обучающихся на уроках по мере убывания являются: лень и другие отрицательные качества моего характера; чрезмерная сложность предмета , мое слабое здоровье, не сложившиеся отношения с учителем; преподавание учителем предмета и отставание по предмету; неблагоприятная атмосфера в коллективе класса. Основными препятствиями для проявления способностей в делах класса и общешкольных мероприятиях старшеклассники отметили следующие: лень и другие отрицательные качества моего характера; не обладаю знаниями и умениями по подготовке и проведению классных и общешкольных дел; существующая в классе атмосфера не стимулирует мою активность. Для успешного проявления способностей на уроках и во внеурочное время обучающиеся предложили внести следующие изменения: хорошие отношение между учащимися в нашем центре;дружба в классе,с педагогами и воспитателями; всё нравится.

Таким образом, проведенная диагностика позволила нам сделать выводы, что обучающиеся, входящие в состав ученического самоуправления, стремятся к самореализации своих возможностей, но большинство показателей находятся на низком уровне, что говорит о необходимости дальнейшей работы по его улучшению.

Правильно созданные условия помогают: раскрыть потенциал личности обучающегося, выразить собственную позицию и мнение, создать отношения сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, предоставить обучающимся возможности для самовыражения, самоутверждение, самоопределения в положительной деятельности.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации