Психологическое занятие с детьми, пережившими психотравмирующую ситуацию (6–7 класс)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ.
Цель:
Развитие приемов и способов поведения, обеспечивающих социальную адаптацию и преодоление психотравмирующих условий.
Задачи:
1. Развитие межличностного доверия.
2. Обучение детей способам релаксации (мышечные, дыхательные, вербальные).
3.Развитие навыков невербального выражения и восприятия.
4.Развитие умения быть “другим”.
5.Развитие умения раскрываться.
6.Информирование детей о связи между мыслями, чувствами и поведением как механизме формирования негативных переживаний.
1. Приветствие.
2. Игра “Комплимент”
Упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он остановиться, мячик передают следующему сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
3. Релаксационное упражнение
Участники ходят по кругу друг за другом, по команде ведущего напрягая определенную часть тела.
Инструкция: «по моей команде, сделайте глубокий вздох и напрягите ту часть тела, которую я назову, на выдохе расслабьтесь.» Во время упражнения ходьба не прекращается. (напрягают попеременно – плечи, руки, шею, живот, ягодицы, ноги).
Далее все садятся на стулья и продолжают упражнение:
Релаксационные упражнения для мимики лица
сморщив лоб, подняв брови (удивляюсь), расслабим его. Совсем расслабим. Постараемся сохранить лоб абсолютно гладким в течении минуты.
Нахмуриваемся (сержусь)- расслабляем брови (а это мне до лампочки)
расширяем глаза (страх, ужас) – расслабляем веки (лень, хочется подремать)
расширяем ноздри (вдыхаю запах) – расслабляемся.
Зажмуриваемся (ужас, конец света) – расслабляем веки (ложная тревога, отбой)
Сузим глаза (китаец задумался) – расслабим.
Поднимаем верхнюю губу, сморщив нос (презрение) – расслабляемся
4. Игра “Унисон”
Участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.
Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.
5. Игра “Общий язык”
Группа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязаны глаза.
Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая тройка должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.
Можно обсудить вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.
6. Упражнение «Двадцать «Я»
Каждому члену группы даются карандаш и бумага.
Инструкция: «Двадцать раз ответьте на вопросы «кто я, какой я?». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»... Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах».
6. Игра “Подарки”
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, при условии что возможности дарящего ничем не ограничены. Для этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве, на единицу меньше числа участников. Затем ведущий объявляет, что начат сбор подарков для игрока X. Каждый на одном из листков своего набора пишет название, наименование, обозначение, характеристику и количество тех вещей, предметов, объектов и явлений, которые он хочет подарить именно этому игроку. Листки никто не подписывает. Ведущий собирает листки для X., но не передает адресату до тех пор, пока не будут готовы такие же для всех участников. Затем он раздает “подарочные наборы”. Некоторое время участники игры изучают содержание записок.
Обсуждение итогов выливается в свободный обмен впечатлениями. При этом ведущий интересуется, есть ли у кого-нибудь несколько одинаковых подарков и есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие.
Участники сами делают выводы, высказывают догадки и соображения, связанные с характером подаренного друг другу. Ведущий лишь резюмирует выводы.
Набор листочков с написанными на них подарками является формой выражения отношения игроков друг другу, сообщения о том, чего, по мнению остальных, не хватает в жизни их товарищам.
Обсуждение результатов:
Что нового вы узнали о себе?
Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?
Что из увиденного и услышанного вы не хотите применять в своей жизни?
Что вы хотите и будете делать?
Завершение занятия. Рефлексия. Прощание.
Используемая литература:
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – 1998.
Дьячкова С. Учимся сотрудничать. Игры на развитие групповой сплоченности // Школьный психолог. 2004. № 41.
Лидерс А. Психологический тренинг с подростками. М. 2001.