Статья на тему «Педагогическая техника, как основа компетентности педагога»

4
0
Материал опубликован 20 July 2020 в группе
















Статья на тему:


«Педагогическая техника, как основа компетентности педагога»







Выполнила

Клячина Ирина Валерьевна,

учитель технологии

МАОУ "СОШ № 41" г. Перми











г. Пермь, 2019 г.


«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Если же можно употреблять слово как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то уж лучше не говорить, а показывать всё знаками». (Л.Н. Толстой)


Исследователи спрашивали многих учителей о том, знают ли они, как выглядит их лицо в минуты радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения. И почти никогда не получали утвердительного ответа. А причины на то следующие: в учебных заведениях об этом не было и речи, а во время работы некогда и думать об этих мелочах. Но это совсем не мелочи, так как в воспитании нет мелочей.

Учитель должен владеть главными умениями и средствами личного воздействия на обучающегося, которые объединяются в понятие «Педагогическая техника».

По своему определению Педагогическая техника – комплекс или совокупность умений и приёмов личного воздействия учителя на ученика. Значит, педагогическая техника и есть тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе.

Я согласна с А.С. Макаренко, что «Педагогическая техника – это те умения, которые помогают учителю через то, что «видят и слышат» воспитанники, донести до них свои «мысли» и «душу».

Всякое искусство держится на «чуть-чуть», на детали. Высокое учительское умение не составляет исключения из общего правила: всякому, кто учит очень важно находить решающее слово, точную интонацию, убедительную паузу, подходящий внешний вид. Значимую часть деятельности педагога составляет общение, в состоянии которого педагог находится всегда, общаясь с кем-либо.

Для учителя общение – это вид профессиональной деятельности, а для обучающихся – это вид их жизнедеятельности.

В педагогическом общении оптимальными средствами являются слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и сопереживание учителя. Но не всегда учитель может правильно распоряжаться этими средствами, выражать свои мысли и чувства и понять, какую мысль и какое чувство вызвали их слова, взгляды, жесты у каждого ученика. Нужно в первую очередь понимать ситуацию, сложившуюся в классном коллективе, разработать комплекс приемов воспитания для успешного взаимодействия и достижения успеха в поставленной цели. Нужно тонко чувствовать границы общения и выстраивать процесс обучения и воспитания, руководствуясь принципом «не навреди». Поэтому, например, трудную часть материала следует излагать замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами: логическими и психологическими.

Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – безжизненна. Паузы, темп речи и методика речи в совокупности составляют интонацию. Ведь именно интонация играет важную роль в общении педагога и способна повлиять на процесс обучения и воспитания в целом. Речь учителя должна быть «окрашена» чувственными красками, привносить чувства и задавать тон общению. Но слово педагога, обращенное к ученику, должно в первую очередь успокаивать.

Как сказал В.А. Сухомлинский «Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя. Слово педагога прежде всего должно успокаивать».

Условия для развития таких качеств педагога: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы связаны с формированием направленности личности в целом, её установок, ценностных ориентаций.

Также я поддерживаю концепцию дополнительного образования, когда ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться, что у него не получится. Согласна с тем, что всё это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Но в этой ситуации, я считаю, нужно разграничивать и не смешивать дополнительные занятия и обязательные уроки. В изучении учебной программы безграмотно и безвольно, я считаю, давать бразды правления в руки ребенку и его родителям, когда школа даёт им возможность выбирать содержание основной учебной программы. В школе начинается самоуправство детьми, от которого страдает, в первую очередь, учитель-педагог, который пытается понять, разобрать и разрешить этот беспорядок в образовательном процессе. Не у всех это получается. У некоторых учителей происходит профессиональное выгорание. Самые стойкие педагоги, на мой взгляд, это те педагоги, которые обладают организаторскими качествами. Они гибки, мобильны, способны с улыбкой и оптимизмом обойти любую проблему, попросту посчитав её не проблемой, а причиной для поиска её решения, а также ценно то, что такие педагоги учат своих учеников и воспитанников также формулировать свои проблемы и ставить задачи для неоднократного поиска их решения, всегда нацеливаться на успешный результат.

В настоящее время достаточно возможностей и средств для повышения уровня мастерства педагога, но некоторые педагоги не хотят воспользоваться этими возможностями, отстаивая свои жизненные принципы по сохранению старой системы образования. Такие педагоги осознанно отказываются применять инновационные технологии в педагогической деятельности, тем самым создавая проблемы своим коллегам, школе, и самое главное, своим ученикам. Создается диссонанс между педагогами из-за торможения педагогического процесса, и детьми, которые считают уроки такого педагога несовременными и неинтересными. Из этого появляется еще две проблемы - низкий уровень образования учащихся и низкий рейтинг школы.

Эти проблемы очень актуальны в наши дни. Перед образованием стоит очень важная задача – как можно скорее найти способы разрешения этих все проблем. И когда эта задача будет решена, уровень мастерства всех педагогов будет достаточно высоким и позволит повысить уровень знаний обучающихся и рейтинг образовательного учреждения, создать наиболее комфортные условия работы в педагогическом коллективе и, как следствие, позволит повысить заработную плату педагога.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации